Некоторые вопросы привлечения к административной ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №48 (234) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 30.11.2018

Статья просмотрена: 142 раза

Библиографическое описание:

Мищенко О. А. Некоторые вопросы привлечения к административной ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения // Молодой ученый. — 2018. — №48. — С. 182-184. — URL https://moluch.ru/archive/234/54296/ (дата обращения: 18.11.2019).



Согласно статистике, в период с января по октябрь 2018 года на территории России произошло 9561 дорожно-транспортное происшествие, унесшее 2568 человеческих жизней. При этом, 13622 человека получили различные травмы. Бесспорно, что количество ДТП при участии водителей в состоянии опьянения сокращается, на 8,8 % в сравнении с аналогичным предыдущим периодом, но цифра все равно продолжает оставаться критически высокой.

В связи с этим, государство уделяет особое внимание проблематике обеспечения безопасности дорожного движения. Разработана федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах» [1], которая ставит основной целью сокращение смертности в результате ДТП к 2020 г. на 8000 человек по сравнению с 2012 годом. Федеральным законом от 31.12.2014 года № 528-ФЗ введена уголовная ответственность за нарушение правил дородного движения лицом, подвергнутым административному наказанию (ст. 264.1 УК РФ). Данная статья предусматривает, что в случае, если лицо, ранее подвергнутое административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или не выполнившее законное требование о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, совершит повторное управление транспортным средством в состоянии опьянения, такое лицо будет привлечено к уголовной ответственности. Санкция статьи 264.1 УК РФ предусматривает наказание в виде штрафа в размере до трехсот тысяч рублей, лишение специального права, обязательные работы, лишение свободы сроком до двух лет.

Казалось бы, вот уже четыре года существует уголовная ответственность за пьяное вождение, но количество ДТП с участием нетрезвых водителей не сокращается настолько, чтобы такую меру ответственности можно было бы назвать эффективной. По данным МВД ГИБДД РФ доля водителей, севших нетрезвыми за руль снова, остается высокой.

Из анализа судебной практики следует, что в большинстве случаев преступникам не выносится такая мера ответственности, как лишение свободы. Так, Приговором мирового судьи 3-го судебного участка Новосибирского судебного района Новосибирской области Аникеева М. А. от 17.05.2017 года, ранее лишенный права управления транспортным средством за управление транспортным средством в состоянии опьянения на полтора года Анохин, повторно севший за руль, приговорен к 120 часам обязательных работ и лишению права управления транспортным средством на два года. Приговором

Мирового судьи Судебного участка № 57 Подпорожского района Ленинградской области Аврова Н. А. от 04.07.2017 г. Белов, ранее привлеченный за нетрезвое вождение, признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 264.1 УК РФ и назначено наказание в виде обязательных работ на срок 240 часов с лишением права заниматься определенной деятельностью — управлять транспортными средствами на срок 2 года [4]. Таких примеров много. При этом, во всех случаях суд учитывает как смягчающее обстоятельство раскаяние лица. О каком раскаянии может идти речь, когда лицо, ранее привлекавшееся за это же правонарушение, сознательно его повторяет, осознавая опасность своих действий. По нашему мнению, при назначении наказания по ст. 264.1 УК РФ, раскаяние не должно учитываться как смягчающее обстоятельство. Также, суд принимает во внимание наличие на иждивении малолетних детей, личность подсудимого, его материальное и семейное положение, состояние здоровья и другое. Однако, почему, садясь нетрезвым за руль, такое лицо не задумывалось о наличии у него детей, семьи, о своем здоровье, никакие такие обстоятельства не помешали ему совершить данное преступление. Суд указывает, что исправительные работы как мера ответственности в рассматриваемых случаях должны способствовать исправлению виновного. На наш взгляд представляется странной позиция суда, потому как ставится под сомнение тот факт, что если на такое лицо не повлияло предыдущее наказание в виде штрафа в тридцать тысяч рублей или административный арест до 15 суток, что на него значительным образом повлияют обязательные работы.

И ведь что представляют собой обязательные работы — это бесплатные общественно полезные работы, которые осужденные выполняет в свободное от работы или учебы время. Как могут возможные последствия нетрезвого вождения в виде смерти ребенка или, например, десяти человек на остановке общественного транспорта, приравниваться к двум часам озеленения территории муниципального образования после работы? Какой урок вынесет для себя преступник, получая такое наказания? По нашему мнению, получая такое наказание, человек не ощутит всей общественной опасности своего деяния и суровости возможных для себя последствий. Что и показывает сегодняшняя практика.

Но, следует обратить внимание, что существует и законодательная преграда к назначению более строгого наказания в виде лишения свободы по ст. 264.1 УК РФ. Преграда состоит в том, что согласно ст. 56 Уголовного кодекса Российской Федерации, лишение свободы может быть применено к лицу, впервые совершившему преступление, только при наличии отягчающих обстоятельств, предусмотренных ст. 63 УК РФ, за исключением ч. 1 ст. 228, ч. 1 ст. 231, ст. 233 УК РФ. Хотя, по нашему мнению, общественная опасность от нетрезвого вождения не меньше, чем от распространения наркотических средств, и в том, и в этом случае на кону стоят человеческие жизни. Таким образом, назначение реальных сроков за повторное вождение в нетрезвом виде сводится к минимуму.

Мы полностью поддерживаем и считаем необходимым к принятию инициативу МВД ГИБДД РФ об ужесточении ответственности за повторное вождение в пьяном виде. Предполагается, что будет увеличен штраф и максимальный возможный срок лишения свободы с двух до четырех лет. Это автоматически приведет к тому, что статья 2641 УК РФ будет относиться к уголовным делам уже более тяжелой категории, что приведет к тому, что у судебных органов исчезнут препятствия для заключения водителей (повторно в течение года севших за руль) под стражу и вынесения реальных сроков лишения свободы. Также не будет препятствий и у органов дознания и следствия, которые смогут выходить в суды с ходатайствами о заключении до суда водителей, нарушивших закон [3].

Также, по мнению МВД РФ, статья 2641 УК РФ носит превентивный характер и предупреждает совершение более тяжких преступлений.

Кроме того, считаем, что необходимо уделить внимание законодателя тому факту, что привлечение лица к уголовной ответственности за рассматриваемое преступление возможно только в течение года после окончания срока лишения прав. По нашему мнению, вне зависимости от сроков, за повторное вождение в нетрезвом виде необходима более суровая, чем административная, ответственность.

Литература:

  1. Постановление Правительства РФ от 3 октября 2013 г. № 864 «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013 г. № 41 Ст. 5183.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. № 25 Ст. 2954.
  3. https://мвд.рф — Официальный сайт МВД РФ
  4. http://sudact.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): УК РФ, транспортное средство, состояние опьянения, уголовная ответственность, лишение свободы, работа, мера ответственности, повторное вождение, нетрезвое вождение, административное наказание.


Похожие статьи

Общеуголовная характеристика преступления, предусмотренного...

Стоит отметить, что данной нормой была установлена уголовная ответственность для лиц, управляющих транспортным средством в состоянии опьянения, если раньше они уже привлекались к административной ответственности за вождение в нетрезвом виде или...

Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым...

Одним из изменений стало дополнение УК РФ статьей 264.1 УК РФ, установившей уголовную ответственность за управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым...

Особенности квалификации преступления, предусмотренного ст....

Ключевые слова: субъект преступления, состояние опьянения, уголовное наказание, правила дорожного

Более половины из них управляли автомобилем в нетрезвом состоянии.

Следовательно, установление факта совершения преступления в состоянии опьянения не...

Уголовно-правовая характеристика нарушения правил дорожного...

Ст. 264.1 Уголовного кодекса РФ в её современном содержании введена в действие всего несколько лет назад (в 2015-м году), когда законодатель серьёзно усилил административную ответственность, объявив некоторые повторные правонарушения преступными.

Административная ответственность в области дорожного...

«Административная ответственность — это вид государственного принуждения, реализуемого в предусмотренной настоящим Кодексом процессуальной форме и отражающего такое правовое состояние лица, при котором оно претерпевает неблагоприятные последствия морального...

Некоторые вопросы административно-правового регулирования...

Задержание транспортного средства как административно-правовая мера, необходимая для обеспечения производства по административному делу, установлена в ст. 27.13 КоАП РФ и подлежит применению при совершении ряда правонарушений, связанных с эксплуатацией...

К вопросу об уголовной ответственности лиц при обоюдном...

Ответственность за нарушения Правил дорожного движения установлена статьей 264 Уголовного кодекса. Там же описаны и обстоятельства, при

В то время как второй водитель, нарушивший скоростной режим, будет привлечен к административной ответственности за...

Особенности административно- правовых санкций в сфере...

Административная ответственность, применяемая к нарушителям правил безопасности дорожного движения, играет в настоящее время ключевую роль среди других мер воздействия в отношении данной категории субъектов. В соответствии с ч.1 ст. 3.1 КоАП РФ, за данные...

Юридическая ответственность как элемент механизма...

УК РФ, административное наказание, административное правонарушение, состояние опьянения, лицо, РФ, транспортное средство, уголовная ответственность, медицинское освидетельствование, Российская Федерация.

Похожие статьи

Общеуголовная характеристика преступления, предусмотренного...

Стоит отметить, что данной нормой была установлена уголовная ответственность для лиц, управляющих транспортным средством в состоянии опьянения, если раньше они уже привлекались к административной ответственности за вождение в нетрезвом виде или...

Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым...

Одним из изменений стало дополнение УК РФ статьей 264.1 УК РФ, установившей уголовную ответственность за управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым...

Особенности квалификации преступления, предусмотренного ст....

Ключевые слова: субъект преступления, состояние опьянения, уголовное наказание, правила дорожного

Более половины из них управляли автомобилем в нетрезвом состоянии.

Следовательно, установление факта совершения преступления в состоянии опьянения не...

Уголовно-правовая характеристика нарушения правил дорожного...

Ст. 264.1 Уголовного кодекса РФ в её современном содержании введена в действие всего несколько лет назад (в 2015-м году), когда законодатель серьёзно усилил административную ответственность, объявив некоторые повторные правонарушения преступными.

Административная ответственность в области дорожного...

«Административная ответственность — это вид государственного принуждения, реализуемого в предусмотренной настоящим Кодексом процессуальной форме и отражающего такое правовое состояние лица, при котором оно претерпевает неблагоприятные последствия морального...

Некоторые вопросы административно-правового регулирования...

Задержание транспортного средства как административно-правовая мера, необходимая для обеспечения производства по административному делу, установлена в ст. 27.13 КоАП РФ и подлежит применению при совершении ряда правонарушений, связанных с эксплуатацией...

К вопросу об уголовной ответственности лиц при обоюдном...

Ответственность за нарушения Правил дорожного движения установлена статьей 264 Уголовного кодекса. Там же описаны и обстоятельства, при

В то время как второй водитель, нарушивший скоростной режим, будет привлечен к административной ответственности за...

Особенности административно- правовых санкций в сфере...

Административная ответственность, применяемая к нарушителям правил безопасности дорожного движения, играет в настоящее время ключевую роль среди других мер воздействия в отношении данной категории субъектов. В соответствии с ч.1 ст. 3.1 КоАП РФ, за данные...

Юридическая ответственность как элемент механизма...

УК РФ, административное наказание, административное правонарушение, состояние опьянения, лицо, РФ, транспортное средство, уголовная ответственность, медицинское освидетельствование, Российская Федерация.

Задать вопрос