Игровое моделирование как инновационная технология в образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (234) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 29.11.2018

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Бейсембаева А. К. Игровое моделирование как инновационная технология в образовании // Молодой ученый. — 2018. — №48. — С. 273-275. — URL https://moluch.ru/archive/234/54247/ (дата обращения: 19.01.2019).



Статья посвящена игровому моделированию как новой технологии в образовательном процессе. Проводится анализ понятий «модель», «моделирование», «игра» с целью определения сущности игрового моделирования.

Ключевые слова: модель, моделирование, игра, игровое моделирование.

В направленности современной дидактики четко прослеживается тенденция активного применения в образовательном процессе педагогической инноватики. Среди универсальных педагогических технологий, позволяющих совмещать традиционные методы обучения и инновационные процессы в современном образовании, выделяют игровое моделирование, которое предлагает построение абстрактных моделей в педагогической науке для решения теоретических и эмпирических задач образовательного процесса.

Проблема использования игрового моделирования в образовательном процессе рассматривается в различных аспектах. Такие исследователи как А. Дахин, С. Рубенштейн, К. Ушинский изучали ее с позиции педагогики. В трудах Л. Выготского, А. Леонтьева, Э. Берна и др. игровое моделирование представлено с позиции психологического подхода. В свою очередь, великие мыслители древности — Гераклит, Демокрит, Лукреций, Платон, Сократ, Аристотель — заложили философские основы метода игрового моделирования. О. Финк, Х. Гадамер, И. Кант также описывали философский подход в применении игры в обучении и воспитании.

Чтобы определить сущность игрового моделирования как технологии в образовательном процессе, рассмотрим основные определения понятий «модель», «моделирование», «игра», «игровое моделирование».

В работе Е. С. Полат модель рассматривается как вариант организации учебного процесса, представленный в виде схемы [3]. В трудах М. В. Ядровской модель понимается как схема организации процесса [7].

Ясвин В. А. в книге «Образовательная среда: от моделирования к проектированию» рассматривает возможности применения модели в целях изучения образовательной среды. Автор указывает: «... под моделью подразумевается искусственно созданное для изучения явление (предмет, процесс, ситуация и т. д.), аналогичное другому явлению (предмету, процессу, ситуации и т. п.), исследование которого затруднено или вовсе невозможно» [8, с. 32].

Игра в педагогической науке представлена как форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры [6].

Согласно словарю педагогических терминов, игра — это особая форма деятельности, отличительными чертами которой являются выполнение задач и переживание событий в воображаемом плане. В зависимости от решаемых задач, в психолого-педагогической практике игры подразделяются на: дидактические, игры — драматизации, процессуальные, игры с правилами, режиссерские, сюжетно-ролевые и деловые игры [5].

Также стоит отметить определение данного понятия, представленное в словаре «Профессиональное образование»: «игра форма учебно-воспитательной деятельности, имитирующая те или иные практические ситуации; игра является одним из средств активизации учебного процесса, способствует умственному развитию» [1].

Ушинский К. Д. в своих трудах определял игру ребенка как серьезное занятие, посредством которого он познает и преобразует действительность.

Первая в педагогической науке обозначила обусловленность игры с трудовой деятельностью Крупская Н. К. Автор в своих исследованиях доказала, что у детей нет особой грани между данными видами деятельности. Игра способствует подготовке детей к труду.

Далее, исследования в данной области продолжил А. С. Макаренко, который утверждает, что хорошая игра подобна хорошей работе; их связывает как интеллектуальное так и физическое усилие, упоение творчеством, чувство долга [2].

На современном этапе развития образования, игровой деятельности в учебном процессе отводится все больше времени, что создает условия для развития игровой технологии.

Педагогическая технология в целом всегда имеет четко обозначенную цель обучения и соответствующий ей результат.

Основываясь на вышеобозначенных определениях понятий, процесс моделирования возможно характеризовать как деятельность по получению нового знания, при помощи искусственно созданной системы. Данный метод базируется на способности человеческого мышления к абстрактному сопоставлению свойств различных объектов, то есть к установлению аналогий.

Моделирование — это своеобразный метод обучения, основанный на исследовании каких-либо явлений, процессов или различных систем путем построения и изучения их моделей, использования моделей для определения и характеристик реальных предметов, явлений, систем.

Панфилова А. П. определяет «игровое моделирование» как «метод, позволяющий преподавателю не только влиять на формирование умений и навыков творческого и интеллектуального развития обучаемых, изменять их мотивацию, но и приобретать инновационный практический опыт по решению интеллектуальных, творческих, тупиковых и кризисных проблем» [4, с. 3].

Согласно работам В. А. Ясвина, суть процесса игрового моделирования состоит в том, что в ходе него возможно получить сведения о реальных явлениях, посредством проектирования на него имеющихся знаний, которые были получены при знакомстве с соответствующей моделью.

В ходе изучения вопроса игрового моделирования исследователями были выделены следующие правила технологии игрового моделирования:

‒ поставить себя в ситуацию, которая может возникнуть в реальной жизни;

‒ адаптироваться к определенной роли в подобной ситуации: в одних случаях — играть самого себя, в других — взять на себя воображаемую роль;

‒ вести себя так, как если бы все происходило в реальной жизни [4].

Таким образом, в учебно-воспитательном процессе игровое моделирование является важным инструментом развития как познавательных процессов, так и их познавательной активности обучающихся в ходе освоения ими учебных дисциплин.

Литература:

  1. Вишнякова С. М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999. — 538 с.
  2. Давидчук А. Н. Обучение и игра: Метод. пособие / А. Н. Давидчук. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 168 с.
  3. Дистанционное обучение: Учебное пособие / Под ред. Е. С. Полат. — М.: ВЛАДОС, 1998.
  4. Панфилова А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под общ. ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. М., 2006
  5. Cловарь музейно-педагогических терминов — http://www.studmed.ru/timofeeva-ls-slovar-po-muzeynoy-pedagogike_cc9d7619bda.html
  6. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / Авторы-составители М. Ю. Олешков и В. М. Уваров. –– М.: Компания Спутник+, 2006. — 191с.
  7. Ядровская М. В. Модели в педагогике // Вестник Томского государственного университета. 2013. — № 366. — С. 139–143.
  8. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. — Москва: Центр комплексного формирования личности РАО, 1997. — 365 с.
Основные термины (генерируются автоматически): игровое моделирование, образовательный процесс, педагогическая наука, учебный процесс, игра, образовательная среда, модель, реальная жизнь, процесс, ситуация.


Похожие статьи

Игровые технологии как вид педагогических технологий

Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова.

Игра – деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и конкретная. Она вводит учащегося в реальный контекст сложнейших человеческих...

Актуальность использования технологии игрового...

Также игровое моделирование – это процесс отражения реальности, или фантастической

Знакомство с педагогической литературой по теме пoзволяет сказать, что «модель» и

Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без...

Деловая игра в воспитательном пространстве образовательной...

Деловая игра ввоспитательном пространстве образовательной среды вуза. Шафеева Наиля Джафаровна, кандидат педагогических наук

Процесс подготовки будущих специалистов, в настоящее время, зависит не только от общего уровня профессиональной подготовки...

Моделирование системы педагогического проектирования...

Моделирование системы педагогического проектирования универсальных учебных действий студентов в образовательном пространстве.

собственная учебная деятельность, педагогическое взаимодействие, процесс обучения, студент, образовательный процесс...

К вопросу о структуре образовательной среды учебных...

Образовательная среда – система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а

К социально-контактной части среды автор относит опыт, образ жизни, личный пример

Образовательная среда представляет собой совокупность материальных факторов...

Моделирование педагогического сопровождения становления...

Моделирование педагогического сопровождения становления образа «Я» ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе.

Основные методологические подходы в педагогике. задача воспитателя, педагогический процесс, наблюдение, образовательный...

Использование педагогических игр как фактор повышения...

Использование педагогических игр в учебном процессе является как таковыми компонентами действующими, как средство повышения эффективности обучения. Для того чтобы использовать педагогические игры в учебном процессе мы должны с начала определить его сущность, что...

Место и роль игровых технологий в образовательном процессе

Место и роль игровой технологии в образовательном процессе

Игра — сильнейшее средство социализации ребёнка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных...

Дидактические основы игровых технологий в обучении...

Педагогику игры, место игры в педагогическом процессе, строение игровой деятельности

Продуктивная (деловая) игра для младших школьников — это модель профессиональной

Игровые технологии как вид педагогических технологий. Педагогику игры, место игры в...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Игровые технологии как вид педагогических технологий

Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова.

Игра – деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и конкретная. Она вводит учащегося в реальный контекст сложнейших человеческих...

Актуальность использования технологии игрового...

Также игровое моделирование – это процесс отражения реальности, или фантастической

Знакомство с педагогической литературой по теме пoзволяет сказать, что «модель» и

Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без...

Деловая игра в воспитательном пространстве образовательной...

Деловая игра ввоспитательном пространстве образовательной среды вуза. Шафеева Наиля Джафаровна, кандидат педагогических наук

Процесс подготовки будущих специалистов, в настоящее время, зависит не только от общего уровня профессиональной подготовки...

Моделирование системы педагогического проектирования...

Моделирование системы педагогического проектирования универсальных учебных действий студентов в образовательном пространстве.

собственная учебная деятельность, педагогическое взаимодействие, процесс обучения, студент, образовательный процесс...

К вопросу о структуре образовательной среды учебных...

Образовательная среда – система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а

К социально-контактной части среды автор относит опыт, образ жизни, личный пример

Образовательная среда представляет собой совокупность материальных факторов...

Моделирование педагогического сопровождения становления...

Моделирование педагогического сопровождения становления образа «Я» ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе.

Основные методологические подходы в педагогике. задача воспитателя, педагогический процесс, наблюдение, образовательный...

Использование педагогических игр как фактор повышения...

Использование педагогических игр в учебном процессе является как таковыми компонентами действующими, как средство повышения эффективности обучения. Для того чтобы использовать педагогические игры в учебном процессе мы должны с начала определить его сущность, что...

Место и роль игровых технологий в образовательном процессе

Место и роль игровой технологии в образовательном процессе

Игра — сильнейшее средство социализации ребёнка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных...

Дидактические основы игровых технологий в обучении...

Педагогику игры, место игры в педагогическом процессе, строение игровой деятельности

Продуктивная (деловая) игра для младших школьников — это модель профессиональной

Игровые технологии как вид педагогических технологий. Педагогику игры, место игры в...

Задать вопрос