Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года предусматривает системное решение проблем развития пищевой и перерабатывающей промышленности, ресурсного и финансового обеспечения отрасли, и повышения показателей результативности производства сельскохозяйственной продукции. Стратегия развития разработана с учетом положений Федерального закона «О развитии сельского хозяйства». Реализация аграрной политики Республики Саха (Якутия) также осуществляется в составе аграрной политики агропромышленного комплекса России, по приоритетному национальному проекту «Развитие АПК РФ».
Стратегия призвана обеспечивать не только необходимые условия для модернизации промышленности, формирования нового технологического уклада, но и решить финансово-экономические и социальные проблемы, содействовать реализации целей социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.
Актуальность научной статьи заключается в том, что в настоящее время социально-экономическое положение страны требует поиска новых подходов в улучшении условий производства продовольствия и повышении уровня жизни населения республики Саха(Якутия), требует внедрения инновационных технологий переработки молока для обеспечения населения республики безопасным, дешевым, качественным молоком и молочными продуктами.
Аннотация: Целью данной научной статьи является изучение внедрения инновационных технологий переработки молока и молочных продуктов в сельскохозяйственных перерабатывающих кооперативах РС (Я).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
‒ исследовать развитие сельскохозяйственных перерабатывающих кооперативов в Республике Саха (Якутия);
‒ исследовать динамику переработки молока и производства молочных продуктов по РС (Я) за 2012–2016 годы;
‒ исследовать основные проблемы переработки молока по РС (Я) перерабатывающими сельскохозяйственными кооперативами;
‒ изучить проблему научного обеспечения переработки молока (инновационной технологии);
Ключевые слова: сельскохозяйственный перерабатывающий кооператив, внедрение инновационных технологий, молоко и молочная продукция.
Кооперативное движение в России началось во второй половине XIX в. с возникновением кредитных товариществ и кооперативов по переработке сырья. Они организовывались с целью предопределения монополизма в кредитном деле и получения более дешевых кредитов [3, с. 149]. Во многом под влиянием покровительственной политики государства кредитные кооперативы развивались быстрыми темпами [4,с.7].
К началу 80-х годов XIX в. в России насчитывалось около одной тысячи кредитных товариществ, объединявших более 200 тыс. членов. Организовывались территориальные (губернские, уездные) отделения, которые отстаивали интересы кооперативов в банковских структурах, государственных учреждениях [6, с. 34].
Первое потребительское общество в Якутской области образовалось в 1897 г. в г. Якутске. Потребительское общество г. Якутска являлось всесословным, то есть членом мог стать любой желающий гражданин [6, с. 10]. С 1914 г. в Якутии стали активно создаваться потребительские общества. В первую очередь кооперативы были организованы в более крупных якутских поселениях, таких как Амга, Бютейдях, Мюрю, Дюпся, Чурапча, Покровск, Намцы, Нюрба и другие.
В 1916 г. в Якутской области потребительские общества действовали в 67 населенных пунктах, из них 35 — в Якутском уезде, 15 — в Олекминском, 15 — в Вилюйском, 1 — на Яне.
Новую страницу истории Якутии открыли революционные события 1917 г. Февральская революция и принятие кооперативного закона, закрепившего демократические принципы в кооперативном строительстве, способствовали подъему популярности идеи кооперации и росту авторитета кооперативных организаций. С разрушением старой системы государственного управления, население все чаще стало выбирать кооперативные формы хозяйства, выгодность и перспективы которого становились все более очевидными. Так, в Якутской области за период с 23 июня 1917 г. по 7 февраля 1919 г. Якутским окружным судом было зарегистрировано 64 кооперативных товарищества и союза. Среди них 46 обществ потребителей, 8 кредитных товариществ, 2 сельскохозяйственных общества, 1 кредитное общество, 1 закупочное товарищество [6, с. 15].
Необходимость в объединении кооперативных сил была вызвана увеличением численности кооперативов. Создание первого в республике союза кооперативов «Холбос» стало самым значительным решением съезда кооперативов. Устав союза был зарегистрирован 25 декабря 1918 г. Фактически его работа началась с 11 декабря 1918 г. Союз «Холбос» занимался решением всевозможных экономических, правовых вопросов существующих кооперативов. Создание такого союза кооперативов стало для Якутии основой развития сельского хозяйства и самой кооперации в целом (сельскохозяйственной, перерабатывающей, промышленной и кредитной).
Объективная потребность финансового обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей неизбежно приводит к возникновению новых форм организации финансово-кредитного обеспечения села [7, с. 22]. Банковская система в Республике Саха (Якутия) в основном представлена филиалами крупных коммерческих банков, деятельность которых направлена на получение прибыли и на кредитование, в основном, только крупных и надежных заемщиков. Возникает вопрос, где можно привлечь необходимые кредитные средства на наиболее выгодных условиях для приобретения сельскохозяйственной техники, строительства, приобретения необходимых материалов для небольших сельских хозяйств? Здесь и появляется необходимость вступать в члены сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива, т. к. основной, наиболее рациональной, формой собственности, через которую можно получить потребительский или целевой кредит, является СПКК.
В настоящее время в Якутии все больше внимания уделяется развитию сельскохозяйственных перерабатывающих кооперативов (СХПК). Эти хозяйства, расширяя свою деятельность, работают в нелегких условиях современной действительности, когда в отношении России действуют сельскохозяйственные санкции со стороны Европейского экономического союза. И перед сельским хозяйством страны стоит проблема скорого производства собственных продовольственных продуктов, в том числе в области обеспечения населения качественными молочными продуктами питания. И перед сельскохозяйственными перерабатывающими кооперативами, занимающимися производством и переработкой молока и молочных продуктов, стоит задача улучшения социально-экономического положения населения.
Сельскохозяйственные потребительские кооперативы (далее СХПК), с функцией производства и переработки молочных продуктов, начали создаваться, начиная с 1996 года в соответствии с Гражданским Кодексом и Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации» № 193-ФЗ от 8 декабря 1995 года.
В сельском хозяйстве Якутии отмечается высокий уровень занятости населения в малых и средних формах хозяйствования — более половины валовой продукции сельского хозяйства производится в личных подсобных хозяйствах. На сегодня из 223 сельскохозяйственных потребительских кооперативов более 50 являются перерабатывающими.
За 2012–2016 годы, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РС(Я), имеются следующие показатели в сельском хозяйстве (см. таблицу) [10]:
Таблица
Площадь сельскохозяйственных угодий (тысяч гектаров, на конец года)
Наименование |
2012г. |
2013г. |
2014г. |
2015г. |
2016г. |
Сельскохозяйственные угодья, из них: |
1641 |
1640 |
1640 |
1640 |
1640 |
пашни |
104 |
105 |
105 |
105 |
105 |
сенокосы |
720 |
720 |
719 |
719 |
719 |
пастбища |
796 |
795 |
795 |
795 |
795 |
В основном за последние 5 лет площадь сельскохозяйственных угодий — пашни, сенокосные угодья, пастбища — не изменилась. За 2012–2016 годы наблюдается незначительное сокращение сенокосных угодий. Сокращение сенокосных угодий можно объяснить возможным сокращением количества поголовья крупного рогатого скота, сокращением количества частных хозяйств, занимающихся разведением крупного рогатого скота.
Рис. Структура и индексы физического объема продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств в %
С 2012 по 2016 годы наблюдается снижение индекса физического объема молочной продукции в частных хозяйствах, незначительное повышение индекса физического объема молочной продукции в сельскохозяйственных организациях. Примерно одинаковый уровень индекса физического объема молочной продукции наблюдается в крестьянских (фермерских) хозяйствах.
Основные показатели деятельности сельскохозяйственных организаций
Наименование |
2012г. |
2013г. |
2014г. |
2015г. |
2016г. |
число сельскохозяйственных организаций на конец года, единиц |
324 |
77 |
90 |
81 |
64 |
численность работников сельскохозяйственных организаций, тыс. человек |
3,3 |
3,1 |
2,9 |
2,7 |
2,4 |
сельскохозяйственные угодья, тыс. га |
212,1 |
201,3 |
200,7 |
200,6 |
200,6 |
В 2012 году данные числа сельскохозяйственных организаций приведены с учетом субъектов малого предпринимательства. Начиная с 2013 года, эти данные приведены без учета субъектов малого предпринимательства.
Число крестьянских (фермерских) хозяйств (на 1 января)
Наименование |
2012г. |
2013г. |
2014г. |
2015г. |
2016г. |
число зарегистрированных крестьянских (фермерских) хозяйств |
4347 |
4279 |
4044 |
3941 |
3984 |
площадь предоставленных им земельных участков, тыс. га |
208,1 |
205,3 |
169,1 |
197,7 |
188,8 |
средний размер земельного участка, тыс. га |
48,8 |
49,1 |
42,9 |
39,9 |
49,2 |
С 2012 по 2016 годы в количестве зарегистрированных крестьянских (фермерских) хозяйств, занимающихся производством молока, наблюдается из года в год значительное сокращение, так как сложная социально-экономическая ситуация в целом по стране и в республике отразилась непосредственно на сельскохозяйственную деятельность.
Многие крестьянские (фермерские) хозяйства прекратили свою деятельность из-за повышения материальных и финансовых затрат на производство молока. И, соответственно, сократилась площадь предоставленных им для пользования земельных участков сельскохозяйственного назначения.
Основные показатели по производству молока вРС (Я) за 2012–2016 годы
Наименование |
2012г. |
2013г. |
2014г. |
2015г. |
2016г. |
количество поголовья коров во всех хозяйствах |
87178 |
86476 |
79877 |
77243 |
75302 |
производство молока во всех хозяйствах (тысяч тонн) |
177,6 |
170,4 |
168,4 |
164,6 |
164,6 |
надой молока на 1 корову в л. |
2043 |
2033 |
2142 |
2156 |
2195 |
В результате сокращения количества частных и крестьянских (фермерских) хозяйств, занимающихся производством молока, с 2012 по 2016 годы, отмечается значительное сокращение из года в год количества поголовья коров во всех хозяйствах и, соответственно, сокращается производство молока.
Все эти факторы отрицательно повлияли на обеспечение молочным сырьем перерабатывающих кооперативов, привели к сокращению объема выпускаемого ими молока и молочных продуктов, к снижению обеспеченности населения экологически чистой местной продукцией.
В настоящее время местные перерабатывающие кооперативы обеспечивают население местной продукцией примерно от 20 до 70 %, в зависимости от вида продукции, остальную молочную продукцию приходится завозить из других регионов страны и из-за рубежа. Недостаточная обеспеченность населения республики местной продукцией обусловлена не только низким уровнем производства и переработки молочной продукции, но и слабой, неорганизованной системой единой сбытовой политики и логистики по доставке продукции. Также нет единой ценовой политики между сельскохозяйственными товаропроизводителями, переработчиками и торговыми организациями, что провоцирует искусственную конкуренцию и нерегулируемый скачок цен.
Производство молочных продуктов с 2012 по 2017 годы
Наименование |
2012г. |
2013г. |
2014г. |
2015г. |
2016г. |
2017г. |
цельномолочная продукция (в пересчете на молоко), тонн |
39194 |
39156 |
— |
— |
— |
|
молоко жидкое обработанное, тонн |
- |
- |
6760,4 |
6815,1 |
- |
- |
молоко, кроме сырого, тонн |
- |
- |
- |
- |
4812,2 |
3541,8 |
масло сливочное, тонн |
2182,4 |
2095,5 |
2006,3 |
2025,8 |
2151,7 |
2164,6 |
сыр и творог, тонн |
1003,8 |
996,2 |
658,9 |
720,4 |
830,8 |
890,6 |
сметана, тонн |
1276,2 |
1297,1 |
1167,5 |
1472,3 |
1666,8 |
2015,2 |
продукты кисломолочные, тонн |
1734,2 |
1800,5 |
1874,9 |
2524,7 |
3714,3 |
3896,3 |
По данным Федеральной службы государственной статистики «О социально-экономическом положении Республики Саха (Якутия)», в 2013 году, по сравнению с 2012 годом, отмечается незначительное снижение количества цельномолочной продукции. А в 2015 году, по сравнению с 2014 годом, отмечается небольшое увеличение производства молока жидкого, обработанного. В 2017 году, по сравнению с 2016 годом, наблюдается значительное снижение производства молока, не считая сырого.
Производство сливочного масла с 2012 года по 2014 год снизилось с 2182,4 тонн до 2006,3 тонн, но, начиная с 2015 года по 2017 год, наблюдается динамика увеличения производства сливочного масла с 2025,8 тонн до 2164,6 тонн.
Производство сыра и творога с 2012 года идет с динамикой снижения по 2014 год, начиная с 2015 года, наблюдается незначительное увеличение производства.
Самые низкие показатели производства сметаны были в 2014 году — 1167,5 тонн, затем идет непрерывное увеличение производства сметаны до 2015,2 тонн в 2017 году.
Производство кисломолочных продуктов, начиная с 2012 года — 1734,2 тонн, идет с непрерывным увеличением, в 2017 году произведено 3896,3 тонны.
Основными системными проблемами, характерными для перерабатывающих кооперативов Республики Саха (Якутия) являются:
‒ недостаток сельскохозяйственного сырья местного производства с определенными качественными характеристиками для промышленной переработки, так как в связи со вступлением во Всемирную торговую организацию, это проблема становится особенно актуальной;
‒ моральный и физический износ технологического оборудования, недостаток производственных мощностей по отдельным видам переработки сельскохозяйственного сырья;
‒ низкий уровень конкурентоспособности продукции местных перерабатывающих кооперативов на внутреннем республиканском и внешнем продовольственных рынках (достаточно высокая цена на продукцию в связи с большими затратами на ее производство);
‒ неразвитая инфраструктура хранения и транспортировки и товародвижения пищевой продукции по республике;
‒ недостаточная выработка качественных натуральных продуктов местными перерабатывающими кооперативами для сохранения здоровья населения, продуктов диетического и лечебно-профилактического назначения для разных возрастных групп населения;
‒ недостаток финансовых средств у перерабатывающих кооперативов тормозит внедрение ресурсосберегающих безотходных технологий, расширение производственных мощностей, возможность решать проблемы, связанные с защитой окружающей среды;
‒ неразвитая инфраструктура продовольственного рынка негативно отражается на формировании справедливых цен на социально важные виды продовольствия и на решение вопроса их физической доступности для населения;
Для устранения выявленных проблем в хозяйственной деятельности перерабатывающих кооперативов республики необходимо:
‒ увеличение производства молочного сырья и повышение его качества, для этого нужно: предусмотреть рост численности работников, специалистов, занимающихся производством местного молочного сырья, увеличить поголовье скота молочных пород, расширить ассортимент выпускаемой продукции за счет внедрения современных технологий, повышающих пищевую и биологическую ценность продуктов, применять упаковочные материалы нового поколения;
‒ обновление в ускоренном режиме основных производственных фондов перерабатывающих кооперативов, с учетом их морального и физического износа;
‒ внедрение новых технологий в отрасли перерабатывающей промышленности, в том числе биотехнологии и нанотехнологии, позволяющих значительно расширить выработку качественных продуктов нового поколения, лечебно-профилактических, геронтологических и других специализированных продуктов;
‒ для снижения затрат на производство молочной продукции и роста производительности труда, необходимо снижение материалоемкости и трудоемкости выпускаемой продукции, разработка и применение прогрессивных, высокопроизводительных технологий, замена и модернизация устаревшего оборудования, автоматизация и роботизация производственных процессов; такие технологические инновации позволят решить проблему энергосбережения, ресурсосбережения;
‒ использование более эффективных мер государственного регулирования и защиты продовольственного рынка, государственных законодательных и правовых норм для приоритетного развития местного перерабатывающего производства, государственное урегулирование единых цен с целью защиты конкурентной способности местных производителей.
В заключение можно сделать следующие выводы: для перехода к модели инновационного развития и создания нового технологического уклада пищевой промышленности предполагается использовать новые формы государственно-частного партнерства на базе технологических платформ.
Для решения задачи повышения конкурентоспособности местной продукции, создания условий для обеспечения местными продуктами питания, в отношении социально значимых продуктов питания необходимо провести:
‒ разработку государственных мер по проведению разумной протекционистской политики с целью обеспечения импортозамещения в отношении продукции, имеющей социальное значение;
‒ выстраивание приоритетов для проведения модернизации перерабатывающих производств;
‒ внедрение современных методов управления и системы интегрального контроля показателей качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов на этапах переработки, транспортирования и хранения;
‒ внедрение биотехнологий, технологий замкнутого цикла с более эффективной выработкой целевого продукта, с сокращением потерь сырья, производством пищевых и кормовых продуктов с различными функциональными свойствами, что позволит повысить степень переработки сырья, расширить ассортимент выпускаемой продукции и решить экологические проблемы;
‒ обеспечение всей продукции упаковкой, которая позволит сохранить ее качество и безопасность, создание и внедрение в производство новых упаковочных материалов с антимикробными добавками, которые продлевают срок годности продукции, а также биоразлагаемой упаковкой;
‒ подготовку современного квалифицированного промышленно-производственного персонала, с учетом требований инновационной экономики;
‒ организацию оптовых распределительных центров для развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынка молока и молочных продуктов;
‒ осуществление мероприятий, направленных на снижение вредных выбросов в окружающую среду и охрану поверхностных и подземных вод от загрязнения; снижение расходов речной и артезианской воды на технологические нужды; эти меры должны быть предусмотрены при реконструкции, техническом перевооружении организаций пищевой и перерабатывающей промышленности и новом строительстве;
Надо отметить, что расширение производства перерабатывающих организаций играет важнейшую роль в решении социальных проблем — повышение занятости населения, создание новых рабочих мест, повышение качества жизни населения республики, а также решает задачу устойчивой поставки продукции по умеренным ценам, доступным различным слоям населения, задачу обеспечения продовольственной безопасности.
Для усиления вектора инновационного развития в отрасли перерабатывающей промышленности необходимо задействовать новый механизм с использованием технологической платформы, объединить усилия бизнеса, государства и науки.
Информационной базой исследования послужили данные Федеральной службы государственной статистики, публикации в периодической печати, законодательные акты РФ и РС (Якутия), регулирующие сельский сектор экономики, инструктивные указания Центросоюза РФ, использованные сайты Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия), Сахастат.
Литература:
- Адамов В. Е., Ильенкова С. Д. Экономика и статистика фирм. М.: Высшая школа, 2007. — 492 с.
- Борисов В. Д. Актуальные проблемы кооперации на примере потребительской кооперации / Якутский гос. ун-т. — Якутск: Изд-во ЯНЦ СО РАН, 2008. — 396 с.
- Володина Н. Г. Влияние социально-экономической среды на функционирование аграрных кооперативов. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2008, № 12, с. 65–69.
- Гражданский кодекс РФ. Часть I и II. — М.: Юридическая литература, 2000.
- Лишанский М. Л., Маслова И. Б. Краткосрочное кредитование сельскохозяйственных предприятий: учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 287 с.
- Самсонова И. В., Павлова М. Б., Сельскохозяйственная кооперация: теория, практика, проблемы / Министерство сельского хозяйства Рос. Федерации, Якутская государственная сельскохозяйственная академия,
- Сайт статистических данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РС(Я).
- Сельскохозяйственная кредитная кооперация: учеб. пособие / под ред. С. Б. Коваленко и З. Н. Козенко. — М.: Финансы и статистика, 2005.- 448 с.
- Союзу потребительских обществ «Холбос» Республики Саха (Якутия) — 90 лет, 1918–2008 гг. / Н. И. Бурнашева; редкол.: А. С. Слепцов (отв. ред.) и др. — Якутск: Бичик, 2009. — 128 с.
- Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ. — М.: Ось-89, 1996. — 48 с.