Внедрение инновационных технологий в сельскохозяйственных перерабатывающих кооперативах по производству молока Республики Саха (Якутия) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Сельское хозяйство

Опубликовано в Молодой учёный №48 (234) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 28.11.2018

Статья просмотрена: 309 раз

Библиографическое описание:

Петров, В. Д. Внедрение инновационных технологий в сельскохозяйственных перерабатывающих кооперативах по производству молока Республики Саха (Якутия) / В. Д. Петров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 48 (234). — С. 351-356. — URL: https://moluch.ru/archive/234/54213/ (дата обращения: 16.12.2024).



Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года предусматривает системное решение проблем развития пищевой и перерабатывающей промышленности, ресурсного и финансового обеспечения отрасли, и повышения показателей результативности производства сельскохозяйственной продукции. Стратегия развития разработана с учетом положений Федерального закона «О развитии сельского хозяйства». Реализация аграрной политики Республики Саха (Якутия) также осуществляется в составе аграрной политики агропромышленного комплекса России, по приоритетному национальному проекту «Развитие АПК РФ».

Стратегия призвана обеспечивать не только необходимые условия для модернизации промышленности, формирования нового технологического уклада, но и решить финансово-экономические и социальные проблемы, содействовать реализации целей социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.

Актуальность научной статьи заключается в том, что в настоящее время социально-экономическое положение страны требует поиска новых подходов в улучшении условий производства продовольствия и повышении уровня жизни населения республики Саха(Якутия), требует внедрения инновационных технологий переработки молока для обеспечения населения республики безопасным, дешевым, качественным молоком и молочными продуктами.

Аннотация: Целью данной научной статьи является изучение внедрения инновационных технологий переработки молока и молочных продуктов в сельскохозяйственных перерабатывающих кооперативах РС (Я).

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

‒ исследовать развитие сельскохозяйственных перерабатывающих кооперативов в Республике Саха (Якутия);

‒ исследовать динамику переработки молока и производства молочных продуктов по РС (Я) за 2012–2016 годы;

‒ исследовать основные проблемы переработки молока по РС (Я) перерабатывающими сельскохозяйственными кооперативами;

‒ изучить проблему научного обеспечения переработки молока (инновационной технологии);

Ключевые слова: сельскохозяйственный перерабатывающий кооператив, внедрение инновационных технологий, молоко и молочная продукция.

Кооперативное движение в России началось во второй половине XIX в. с возникновением кредитных товариществ и кооперативов по переработке сырья. Они организовывались с целью предопределения монополизма в кредитном деле и получения более дешевых кредитов [3, с. 149]. Во многом под влиянием покровительственной политики государства кредитные кооперативы развивались быстрыми темпами [4,с.7].

К началу 80-х годов XIX в. в России насчитывалось около одной тысячи кредитных товариществ, объединявших более 200 тыс. членов. Организовывались территориальные (губернские, уездные) отделения, которые отстаивали интересы кооперативов в банковских структурах, государственных учреждениях [6, с. 34].

Первое потребительское общество в Якутской области образовалось в 1897 г. в г. Якутске. Потребительское общество г. Якутска являлось всесословным, то есть членом мог стать любой желающий гражданин [6, с. 10]. С 1914 г. в Якутии стали активно создаваться потребительские общества. В первую очередь кооперативы были организованы в более крупных якутских поселениях, таких как Амга, Бютейдях, Мюрю, Дюпся, Чурапча, Покровск, Намцы, Нюрба и другие.

В 1916 г. в Якутской области потребительские общества действовали в 67 населенных пунктах, из них 35 — в Якутском уезде, 15 — в Олекминском, 15 — в Вилюйском, 1 — на Яне.

Новую страницу истории Якутии открыли революционные события 1917 г. Февральская революция и принятие кооперативного закона, закрепившего демократические принципы в кооперативном строительстве, способствовали подъему популярности идеи кооперации и росту авторитета кооперативных организаций. С разрушением старой системы государственного управления, население все чаще стало выбирать кооперативные формы хозяйства, выгодность и перспективы которого становились все более очевидными. Так, в Якутской области за период с 23 июня 1917 г. по 7 февраля 1919 г. Якутским окружным судом было зарегистрировано 64 кооперативных товарищества и союза. Среди них 46 обществ потребителей, 8 кредитных товариществ, 2 сельскохозяйственных общества, 1 кредитное общество, 1 закупочное товарищество [6, с. 15].

Необходимость в объединении кооперативных сил была вызвана увеличением численности кооперативов. Создание первого в республике союза кооперативов «Холбос» стало самым значительным решением съезда кооперативов. Устав союза был зарегистрирован 25 декабря 1918 г. Фактически его работа началась с 11 декабря 1918 г. Союз «Холбос» занимался решением всевозможных экономических, правовых вопросов существующих кооперативов. Создание такого союза кооперативов стало для Якутии основой развития сельского хозяйства и самой кооперации в целом (сельскохозяйственной, перерабатывающей, промышленной и кредитной).

Объективная потребность финансового обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей неизбежно приводит к возникновению новых форм организации финансово-кредитного обеспечения села [7, с. 22]. Банковская система в Республике Саха (Якутия) в основном представлена филиалами крупных коммерческих банков, деятельность которых направлена на получение прибыли и на кредитование, в основном, только крупных и надежных заемщиков. Возникает вопрос, где можно привлечь необходимые кредитные средства на наиболее выгодных условиях для приобретения сельскохозяйственной техники, строительства, приобретения необходимых материалов для небольших сельских хозяйств? Здесь и появляется необходимость вступать в члены сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива, т. к. основной, наиболее рациональной, формой собственности, через которую можно получить потребительский или целевой кредит, является СПКК.

В настоящее время в Якутии все больше внимания уделяется развитию сельскохозяйственных перерабатывающих кооперативов (СХПК). Эти хозяйства, расширяя свою деятельность, работают в нелегких условиях современной действительности, когда в отношении России действуют сельскохозяйственные санкции со стороны Европейского экономического союза. И перед сельским хозяйством страны стоит проблема скорого производства собственных продовольственных продуктов, в том числе в области обеспечения населения качественными молочными продуктами питания. И перед сельскохозяйственными перерабатывающими кооперативами, занимающимися производством и переработкой молока и молочных продуктов, стоит задача улучшения социально-экономического положения населения.

Сельскохозяйственные потребительские кооперативы (далее СХПК), с функцией производства и переработки молочных продуктов, начали создаваться, начиная с 1996 года в соответствии с Гражданским Кодексом и Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации» № 193-ФЗ от 8 декабря 1995 года.

В сельском хозяйстве Якутии отмечается высокий уровень занятости населения в малых и средних формах хозяйствования — более половины валовой продукции сельского хозяйства производится в личных подсобных хозяйствах. На сегодня из 223 сельскохозяйственных потребительских кооперативов более 50 являются перерабатывающими.

За 2012–2016 годы, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РС(Я), имеются следующие показатели в сельском хозяйстве (см. таблицу) [10]:

Таблица

Площадь сельскохозяйственных угодий (тысяч гектаров, на конец года)

Наименование

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

2016г.

Сельскохозяйственные угодья, из них:

1641

1640

1640

1640

1640

пашни

104

105

105

105

105

сенокосы

720

720

719

719

719

пастбища

796

795

795

795

795

В основном за последние 5 лет площадь сельскохозяйственных угодий — пашни, сенокосные угодья, пастбища — не изменилась. За 2012–2016 годы наблюдается незначительное сокращение сенокосных угодий. Сокращение сенокосных угодий можно объяснить возможным сокращением количества поголовья крупного рогатого скота, сокращением количества частных хозяйств, занимающихся разведением крупного рогатого скота.

Рис. Структура и индексы физического объема продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств в %

С 2012 по 2016 годы наблюдается снижение индекса физического объема молочной продукции в частных хозяйствах, незначительное повышение индекса физического объема молочной продукции в сельскохозяйственных организациях. Примерно одинаковый уровень индекса физического объема молочной продукции наблюдается в крестьянских (фермерских) хозяйствах.

Основные показатели деятельности сельскохозяйственных организаций

Наименование

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

2016г.

число сельскохозяйственных организаций на конец года, единиц

324

77

90

81

64

численность работников сельскохозяйственных организаций, тыс. человек

3,3

3,1

2,9

2,7

2,4

сельскохозяйственные угодья, тыс. га

212,1

201,3

200,7

200,6

200,6

В 2012 году данные числа сельскохозяйственных организаций приведены с учетом субъектов малого предпринимательства. Начиная с 2013 года, эти данные приведены без учета субъектов малого предпринимательства.

Число крестьянских (фермерских) хозяйств (на 1 января)

Наименование

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

2016г.

число зарегистрированных крестьянских (фермерских) хозяйств

4347

4279

4044

3941

3984

площадь предоставленных им земельных участков, тыс. га

208,1

205,3

169,1

197,7

188,8

средний размер земельного участка, тыс. га

48,8

49,1

42,9

39,9

49,2

С 2012 по 2016 годы в количестве зарегистрированных крестьянских (фермерских) хозяйств, занимающихся производством молока, наблюдается из года в год значительное сокращение, так как сложная социально-экономическая ситуация в целом по стране и в республике отразилась непосредственно на сельскохозяйственную деятельность.

Многие крестьянские (фермерские) хозяйства прекратили свою деятельность из-за повышения материальных и финансовых затрат на производство молока. И, соответственно, сократилась площадь предоставленных им для пользования земельных участков сельскохозяйственного назначения.

Основные показатели по производству молока вРС (Я) за 2012–2016 годы

Наименование

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

2016г.

количество поголовья коров во всех хозяйствах

87178

86476

79877

77243

75302

производство молока во всех хозяйствах (тысяч тонн)

177,6

170,4

168,4

164,6

164,6

надой молока на 1 корову в л.

2043

2033

2142

2156

2195

В результате сокращения количества частных и крестьянских (фермерских) хозяйств, занимающихся производством молока, с 2012 по 2016 годы, отмечается значительное сокращение из года в год количества поголовья коров во всех хозяйствах и, соответственно, сокращается производство молока.

Все эти факторы отрицательно повлияли на обеспечение молочным сырьем перерабатывающих кооперативов, привели к сокращению объема выпускаемого ими молока и молочных продуктов, к снижению обеспеченности населения экологически чистой местной продукцией.

В настоящее время местные перерабатывающие кооперативы обеспечивают население местной продукцией примерно от 20 до 70 %, в зависимости от вида продукции, остальную молочную продукцию приходится завозить из других регионов страны и из-за рубежа. Недостаточная обеспеченность населения республики местной продукцией обусловлена не только низким уровнем производства и переработки молочной продукции, но и слабой, неорганизованной системой единой сбытовой политики и логистики по доставке продукции. Также нет единой ценовой политики между сельскохозяйственными товаропроизводителями, переработчиками и торговыми организациями, что провоцирует искусственную конкуренцию и нерегулируемый скачок цен.

Производство молочных продуктов с 2012 по 2017 годы

Наименование

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

2016г.

2017г.

цельномолочная продукция (в пересчете на молоко), тонн

39194

39156

молоко жидкое обработанное, тонн

-

-

6760,4

6815,1

-

-

молоко, кроме сырого, тонн

-

-

-

-

4812,2

3541,8

масло сливочное, тонн

2182,4

2095,5

2006,3

2025,8

2151,7

2164,6

сыр и творог, тонн

1003,8

996,2

658,9

720,4

830,8

890,6

сметана, тонн

1276,2

1297,1

1167,5

1472,3

1666,8

2015,2

продукты кисломолочные, тонн

1734,2

1800,5

1874,9

2524,7

3714,3

3896,3

По данным Федеральной службы государственной статистики «О социально-экономическом положении Республики Саха (Якутия)», в 2013 году, по сравнению с 2012 годом, отмечается незначительное снижение количества цельномолочной продукции. А в 2015 году, по сравнению с 2014 годом, отмечается небольшое увеличение производства молока жидкого, обработанного. В 2017 году, по сравнению с 2016 годом, наблюдается значительное снижение производства молока, не считая сырого.

Производство сливочного масла с 2012 года по 2014 год снизилось с 2182,4 тонн до 2006,3 тонн, но, начиная с 2015 года по 2017 год, наблюдается динамика увеличения производства сливочного масла с 2025,8 тонн до 2164,6 тонн.

Производство сыра и творога с 2012 года идет с динамикой снижения по 2014 год, начиная с 2015 года, наблюдается незначительное увеличение производства.

Самые низкие показатели производства сметаны были в 2014 году — 1167,5 тонн, затем идет непрерывное увеличение производства сметаны до 2015,2 тонн в 2017 году.

Производство кисломолочных продуктов, начиная с 2012 года — 1734,2 тонн, идет с непрерывным увеличением, в 2017 году произведено 3896,3 тонны.

Основными системными проблемами, характерными для перерабатывающих кооперативов Республики Саха (Якутия) являются:

‒ недостаток сельскохозяйственного сырья местного производства с определенными качественными характеристиками для промышленной переработки, так как в связи со вступлением во Всемирную торговую организацию, это проблема становится особенно актуальной;

‒ моральный и физический износ технологического оборудования, недостаток производственных мощностей по отдельным видам переработки сельскохозяйственного сырья;

‒ низкий уровень конкурентоспособности продукции местных перерабатывающих кооперативов на внутреннем республиканском и внешнем продовольственных рынках (достаточно высокая цена на продукцию в связи с большими затратами на ее производство);

‒ неразвитая инфраструктура хранения и транспортировки и товародвижения пищевой продукции по республике;

‒ недостаточная выработка качественных натуральных продуктов местными перерабатывающими кооперативами для сохранения здоровья населения, продуктов диетического и лечебно-профилактического назначения для разных возрастных групп населения;

‒ недостаток финансовых средств у перерабатывающих кооперативов тормозит внедрение ресурсосберегающих безотходных технологий, расширение производственных мощностей, возможность решать проблемы, связанные с защитой окружающей среды;

‒ неразвитая инфраструктура продовольственного рынка негативно отражается на формировании справедливых цен на социально важные виды продовольствия и на решение вопроса их физической доступности для населения;

Для устранения выявленных проблем в хозяйственной деятельности перерабатывающих кооперативов республики необходимо:

‒ увеличение производства молочного сырья и повышение его качества, для этого нужно: предусмотреть рост численности работников, специалистов, занимающихся производством местного молочного сырья, увеличить поголовье скота молочных пород, расширить ассортимент выпускаемой продукции за счет внедрения современных технологий, повышающих пищевую и биологическую ценность продуктов, применять упаковочные материалы нового поколения;

‒ обновление в ускоренном режиме основных производственных фондов перерабатывающих кооперативов, с учетом их морального и физического износа;

‒ внедрение новых технологий в отрасли перерабатывающей промышленности, в том числе биотехнологии и нанотехнологии, позволяющих значительно расширить выработку качественных продуктов нового поколения, лечебно-профилактических, геронтологических и других специализированных продуктов;

‒ для снижения затрат на производство молочной продукции и роста производительности труда, необходимо снижение материалоемкости и трудоемкости выпускаемой продукции, разработка и применение прогрессивных, высокопроизводительных технологий, замена и модернизация устаревшего оборудования, автоматизация и роботизация производственных процессов; такие технологические инновации позволят решить проблему энергосбережения, ресурсосбережения;

‒ использование более эффективных мер государственного регулирования и защиты продовольственного рынка, государственных законодательных и правовых норм для приоритетного развития местного перерабатывающего производства, государственное урегулирование единых цен с целью защиты конкурентной способности местных производителей.

В заключение можно сделать следующие выводы: для перехода к модели инновационного развития и создания нового технологического уклада пищевой промышленности предполагается использовать новые формы государственно-частного партнерства на базе технологических платформ.

Для решения задачи повышения конкурентоспособности местной продукции, создания условий для обеспечения местными продуктами питания, в отношении социально значимых продуктов питания необходимо провести:

‒ разработку государственных мер по проведению разумной протекционистской политики с целью обеспечения импортозамещения в отношении продукции, имеющей социальное значение;

‒ выстраивание приоритетов для проведения модернизации перерабатывающих производств;

‒ внедрение современных методов управления и системы интегрального контроля показателей качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов на этапах переработки, транспортирования и хранения;

‒ внедрение биотехнологий, технологий замкнутого цикла с более эффективной выработкой целевого продукта, с сокращением потерь сырья, производством пищевых и кормовых продуктов с различными функциональными свойствами, что позволит повысить степень переработки сырья, расширить ассортимент выпускаемой продукции и решить экологические проблемы;

‒ обеспечение всей продукции упаковкой, которая позволит сохранить ее качество и безопасность, создание и внедрение в производство новых упаковочных материалов с антимикробными добавками, которые продлевают срок годности продукции, а также биоразлагаемой упаковкой;

‒ подготовку современного квалифицированного промышленно-производственного персонала, с учетом требований инновационной экономики;

‒ организацию оптовых распределительных центров для развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынка молока и молочных продуктов;

‒ осуществление мероприятий, направленных на снижение вредных выбросов в окружающую среду и охрану поверхностных и подземных вод от загрязнения; снижение расходов речной и артезианской воды на технологические нужды; эти меры должны быть предусмотрены при реконструкции, техническом перевооружении организаций пищевой и перерабатывающей промышленности и новом строительстве;

Надо отметить, что расширение производства перерабатывающих организаций играет важнейшую роль в решении социальных проблем — повышение занятости населения, создание новых рабочих мест, повышение качества жизни населения республики, а также решает задачу устойчивой поставки продукции по умеренным ценам, доступным различным слоям населения, задачу обеспечения продовольственной безопасности.

Для усиления вектора инновационного развития в отрасли перерабатывающей промышленности необходимо задействовать новый механизм с использованием технологической платформы, объединить усилия бизнеса, государства и науки.

Информационной базой исследования послужили данные Федеральной службы государственной статистики, публикации в периодической печати, законодательные акты РФ и РС (Якутия), регулирующие сельский сектор экономики, инструктивные указания Центросоюза РФ, использованные сайты Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия), Сахастат.

Литература:

  1. Адамов В. Е., Ильенкова С. Д. Экономика и статистика фирм. М.: Высшая школа, 2007. — 492 с.
  2. Борисов В. Д. Актуальные проблемы кооперации на примере потребительской кооперации / Якутский гос. ун-т. — Якутск: Изд-во ЯНЦ СО РАН, 2008. — 396 с.
  3. Володина Н. Г. Влияние социально-экономической среды на функционирование аграрных кооперативов. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2008, № 12, с. 65–69.
  4. Гражданский кодекс РФ. Часть I и II. — М.: Юридическая литература, 2000.
  5. Лишанский М. Л., Маслова И. Б. Краткосрочное кредитование сельскохозяйственных предприятий: учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 287 с.
  6. Самсонова И. В., Павлова М. Б., Сельскохозяйственная кооперация: теория, практика, проблемы / Министерство сельского хозяйства Рос. Федерации, Якутская государственная сельскохозяйственная академия,
  7. Сайт статистических данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РС(Я).
  8. Сельскохозяйственная кредитная кооперация: учеб. пособие / под ред. С. Б. Коваленко и З. Н. Козенко. — М.: Финансы и статистика, 2005.- 448 с.
  9. Союзу потребительских обществ «Холбос» Республики Саха (Якутия) — 90 лет, 1918–2008 гг. / Н. И. Бурнашева; редкол.: А. С. Слепцов (отв. ред.) и др. — Якутск: Бичик, 2009. — 128 с.
  10. Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ. — М.: Ось-89, 1996. — 48 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Якутия, молочная продукция, производство молока, кооператив, перерабатывающая промышленность, продукт, сельское хозяйство, тонна, хозяйство, Федеральная служба.


Похожие статьи

Экономические и экологические аспекты внедрения биогазовой технологии переработки органических отходов животноводства в Республике Саха (Якутия)

Подготовка инженерно-технических кадров для промышленных предприятий Республики Саха (Якутия) (из опыта работы)

Изучение производства зерновых культур в районах Крайнего Севера на примере СХНПК «Поиск» Олекминского района РС(Я)

Повышение экономической эффективности предпринимательской деятельности в сфере производства продукции птицеводства на основе внедрения инновационных технологий

Применение прогрессивных технологий в системе государственных закупок в Республике Казахстан

Повышение эффективности производства продукции животноводства в обеспечении устойчивого развития сельских территорий

Реализация процедуры банкротства физических лиц в рамках Федерального закона № 127 в Республике Саха (Якутия)

Совершенствование анализа производственной себестоимости продукции на предприятиях хлопкоочистительной промышленности в Республики Узбекистан

Особенности внедрения инструментов бережливого производства на мясоперерабатывающем предприятии на примере ЗАО «Марийское»

Создание эффективной системы стратегического управления высшим образованием в Республике Казахстан

Похожие статьи

Экономические и экологические аспекты внедрения биогазовой технологии переработки органических отходов животноводства в Республике Саха (Якутия)

Подготовка инженерно-технических кадров для промышленных предприятий Республики Саха (Якутия) (из опыта работы)

Изучение производства зерновых культур в районах Крайнего Севера на примере СХНПК «Поиск» Олекминского района РС(Я)

Повышение экономической эффективности предпринимательской деятельности в сфере производства продукции птицеводства на основе внедрения инновационных технологий

Применение прогрессивных технологий в системе государственных закупок в Республике Казахстан

Повышение эффективности производства продукции животноводства в обеспечении устойчивого развития сельских территорий

Реализация процедуры банкротства физических лиц в рамках Федерального закона № 127 в Республике Саха (Якутия)

Совершенствование анализа производственной себестоимости продукции на предприятиях хлопкоочистительной промышленности в Республики Узбекистан

Особенности внедрения инструментов бережливого производства на мясоперерабатывающем предприятии на примере ЗАО «Марийское»

Создание эффективной системы стратегического управления высшим образованием в Республике Казахстан

Задать вопрос