Применение технологии разноуровневого обучения иностранному языку: способы повышения эффективности и индивидуальные образовательные треки учеников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (234) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 28.11.2018

Статья просмотрена: 2166 раз

Библиографическое описание:

Стариков, А. М. Применение технологии разноуровневого обучения иностранному языку: способы повышения эффективности и индивидуальные образовательные треки учеников / А. М. Стариков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 48 (234). — С. 321-323. — URL: https://moluch.ru/archive/234/54174/ (дата обращения: 19.04.2024).



Статья посвящена роли дифференцированного подхода при разноуровневом обучении иностранному языку. В рамках подхода предложена методика оценивания и мотивирования учеников в разрезе навыков и форм работы, а также приведены стратегии поддержки и расширения для учеников разного уровня.

Ключевые слова: дифференцированный подход, технология разноуровневого обучения, обучение иностранному языку, английский язык, оценивание, стратегии поддержки, стратегии расширения, индивидуальный образовательный трек.

Одной из наиболее актуальных проблем методики преподавания иностранных языков является дифференцированный подход в группах учеников с разным уровнем подготовки. Данный подход занимает промежуточное положение между фронтальной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым учащимся. Реальностью, обуславливающей необходимость использования технологии разноуровневого обучения английскому языку, являются объективно существующие различия учащихся в темпе овладения учебным материалом, а также в способностях самостоятельно применять усвоенные знания и умения.

Часть учащихся быстро усваивает материал в процессе первичного обучения, работает в высоком темпе, может самостоятельно находить решения измененных типовых задач, предполагающих применение нескольких известных способов решения, умеет переносить старые знания в новые условия. Другая группа учащихся со средним уровнем продвижения в обучении овладевает новыми знаниями и умениями без особых затруднений, но способы выполнения типовых заданий усваиваются ими после рассмотрения 2–3 образцов, решения измененных и усложненных задач находятся с опорой на указания учителя. Еще одна группа учеников обладает низким темпом продвижения, при усвоении нового материала испытывает определенные затруднения, во многих случаях нуждается в дополнительных разъяснениях, способностей к самостоятельному нахождению решений измененных и усложненных задач, как правило, не проявляет.

В большинстве случаев основной стратегией в ситуациях, когда одними учащимися материал усваивается легко, а другая группа учащихся испытывает явные трудности в изучении иностранного языка, является дифференцированный подход через количественное варьирование заданий на уроке. На практике это приводит к выделению трех уровней сложности. Средний — соответствует уровню заданий принятого в школе учебника и зачастую основывается на книге для учителя в рамках учебно-методического комплекса. Повышенный уровень предполагает добавление новых заданий в связи с тем, что часть учеников справляется раньше остальных. При этом часто дополнительные задания выбираются с оглядкой на потенциальную возможность принятия участия данными учащимися в будущих предметных экзаменах ОГЭ и ЕГЭ, имеют схожую структуру и направлены на отработку определенного вида заданий. Базовый уровень задаёт нижнюю границу качественного образования с позиции требований государства, которую необходимо достичь всем ученикам, так как он является реальной опорой для последующих форм профессиональной и общекультурной подготовки. При этом учащимся достаточно выполнить определенный ограниченный ряд заданий для удовлетворительной оценки их знаний.

Количественная дифференциация зачастую приводит к сохранению разрыва между уровнем учащихся и предсказуемости их нахождения в аналогичных группах на конец обучения. Более того, данный поход в большинстве случаем применяется верхнеуровнево, без достаточного анализа успеваемости учеников в разрезе конкретных навыков (чтения, слушания, письма, говорения) и форм работы (работы на уроке, домашних заданий, контрольных работ, устных опросов, эссе, проектной работы, пересказов, диалогов).

Эффективность преподавания в разноуровневых группах возможно повысить путем дополнения количественной дифференциации качественной составляющей, а также составлением индивидуальных образовательных треков учащихся.

Прежде всего необходимо перед каждым учебным циклом (четвертью, триместром) проводить индивидуальную оценку уровня знаний учащихся не только с помощью грамматического теста, но и в разрезе основных навыков владения иностранным языком (чтения, слушания, письма, говорения). По итогам оценки каждый из учащихся получает в распоряжение информацию, какие навыки у него развиты в большей степени, а над какими — нужно усиленно работать.

На следующем этапе каждый ученик получает неоднородную шкалу оценивания своих навыков на ближайший период обучения до каникул. Так, в случае традиционного подхода каждый из навыков ученика оценивается равномерно (каждый из 4 навыков — 25 % общей оценки), в случае неоднородного оценивания — каждый из навыков имеет вес в зависимости от первоначальной оценки, и навыкам, которые требуют повышенного внимания ученика, устанавливается больший вес (таблица 1).

Таблица 1

Пример ранжированного подхода копределению итоговой оценки по навыкам

Традиционный подход

Ранжированный поход

Все ученики

Ученик А

Ученик Б

Ученик В

Слушание (Listening)

25 %

30 %

10 %

40 %

Чтение (Reading)

25 %

20 %

20 %

20 %

Письмо (Writing)

25 %

20 %

40 %

10 %

Говорение (Speaking)

25 %

30 %

30 %

30 %

Такой подход переносит акцент со сравнения учеников друг с другом на отслеживание учащимся своего прогресса по конкретным навыкам и является более гибким: позволяет расставлять каждому из учеников приоритеты и изменять их по учебным периодам в зависимости от скорости овладения навыками. В таком случае ученику понятны требования учителя, степень своего участия и влияния на конечный результат (не только количественную оценку, но и качественное освоение предмета), что напрямую сказывается на повышении его мотивации к образовательному процессу.

Кроме ранжированного подхода к оценке в разрезе основных навыков владения иностранным языком возможно применение дифференцированного подхода и к формам работы. Не секрет, что эффективность конкретных форм работы в классе зависит от индивидуальных психолого-педагогических характеристик учеников. В связи с этим и выставление итоговой оценки логично производить с учетом прогресса ребенка по тем форматам работы, которые давались ему сложнее всего. Ранжирование может быть произведено как по основным формам: работа на уроке (не включающая нижеприведенные формы работы), домашние задания, контрольные работы, устные опросы, так и с добавлением специфических форм: пересказы, эссе, диалоги, проектная работа (таблица 2).

При этом необходимо отметить, что на фоне большого разнообразия для выбора объектов ранжирования при оценивании, необходимо соблюдать баланс, чтобы большое количество критериев не оказывало негативного влияния на прозрачность оценивания ученика и его понимание, на какие моменты при изучении иностранного языка ему необходимо направить больше усилий.

Таблица 2

Пример ранжированного подхода к определению итоговой оценки по формам работы

Традиционный подход

Ранжированный поход

Все ученики

Ученик А

Ученик Б

Ученик В

Домашние задания

12,5 %

10 %

20 %

10 %

Работа на уроке

12,5 %

20 %

20 %

10 %

Устные опросы

12,5 %

10 %

5 %

10 %

Эссе

12,5 %

15 %

5 %

15 %

Контрольные работы

12,5 %

10 %

10 %

20 %

Пересказы

12,5 %

5 %

10 %

5 %

Диалоги

12,5 %

20 %

10 %

10 %

Проектная работа

12,5 %

10 %

20 %

20 %

Еще одним подходом при работе с разноуровневым классом является качественная дифференциация заданий. Учителем иностранного языка могут применяться в разрезе основных навыков владения языком как стратегии поддержки (supporting strategies), так и стратегии расширения (extension strategies). Стратегии поддержки призваны помочь более слабым ученикам не отказываться от заданий, а продолжать работать вместе с классом над одним заданием, но по упрощенной схеме. Стратегии расширения, в свою очередь, помогают предоставить ученикам, раньше других справляющихся с упражнениями, расширенные задания для их дальнейшего развития. Оба вида стратегий помогают, с одной стороны, назначить каждому ученику задание, соответствующее его уровню, с другой стороны, продолжить работу в формате классно-урочной системы. Примеры применения указанных стратегий приведены в таблице 3.

Таблица 3

Пример применения стратегий поддержки ирасширения

Навык

Стратегии поддержки (Supportingstrategies)

Стратегии расширения (Extensionstrategies)

Слушание (Listening)

лексические единицы, выписанные на доске;

скрипты с пропущенными словами для заполнения.

дополнительные вопросы о деталях;

дополнительные вопросы: «почему?»/»почему нет?» в заданиях типа «правильные/неправильные/не указанные утверждения»

Чтение (Reading)

лексические единицы, выписанные на доске;

работа только с одной из частей текста;

работа в парах с более слабыми учениками.

написание определений для лексических единиц на доске;

написание вопросов для прочитанного текста.

Письмо (Writing)

примеры до выполнения задания;

снижение требований по количеству слов в тексте.

более общие темы для заданий;

использование условных знаков (аббревиатур) при проверке.

Говорение (Speaking)

лист с лексическими единицами перед глазами;

дополнительное время для повторения или записи идей и ответов.

подтверждение своей позиции дополнительными аргументами, примерами;

работа в парах с более сильными учениками.

Необходимо помнить, что при любом разноуровневом обучении используется комбинация количественных и качественных методов дифференциации заданий и оценивания, цель которой обеспечить прогресс каждого ученика в рамках своего индивидуального образовательного трека и эффективную работу класса в целом. Следовательно, необходима такая организация учебного процесса, которая позволила бы учитывать различия между учащимися и создавать оптимальные условия для эффективной учебной деятельности всех школьников, то есть реализовать необходимость перестройки методов и форм обучения и оценивания, максимально учитывающих индивидуальные особенности учеников. Разноуровневое обучение, в свою очередь, предоставляет шанс каждому ребёнку организовать своё обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности и позволяет акцентировать внимание учителя на работе с различными категориями детей.

Литература:

  1. Alexeyeva A. Diversity in the classroom: challenges and solutions. — URL: https://englishundercontrol.com (дата обращения: 23.11.2018).
  2. Spratt M., Pulverness A., Melanie W. Teaching Knowledge Test Course, Cambridge University Press, 2011.

3. Гин А. А. Приемы педагогической техники: Пособие для учителя. — М.; Вита-Пресс, 2000.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, стратегия поддержки, дифференцированный подход, разноуровневое обучение, форма работы, работа, стратегия расширения, ученик, итоговая оценка, проектная работа.


Ключевые слова

Обучение иностранному языку, английский язык, дифференцированный подход, оценивание, технология разноуровневого обучения, стратегии поддержки, стратегии расширения, индивидуальный образовательный трек

Похожие статьи

Разноуровневое и дифференцированное обучение как фактор...

Различные виды индивидуального и дифференцированного подхода в обучении помогают создавать необходимые условия для развития у

Разноуровневое обучение предоставляет шанс каждому ребенку организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально...

Разноуровневые задания как средство оценивания в процессе...

В статье рассматривается использование разноуровневых заданий в качестве средства оценивания студентов неязыковых факультетов педагогического вуза в процессе обучения иностранному языку.

Индивидуально-дифференцированный подход в обучении...

Современные условия быстро меняющегося общества предъявляют всё возрастающие требования к качеству подготовки педагога. Одним из таких требований к профессиональной деятельности учителя становится свободное владение иностранным языком на уровне...

Использование технологии разноуровневой дифференциации...

Дифференцированное обучение требует от учителей изучения индивидуальных

Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах

Завершив работу, ученик сам ставить себе отметку. За ту же работу отметку ставит и учитель.

Проблемы организации индивидуально-дифференцированного...

Проблеме внедрения индивидуально-дифференцированного подхода обучения посвящены работы Т.А.Аксеновой [1], Н.М.Жуковой [2], А.В.Ивановой

Проанализировав работы ведущих педагогов и ученых, нами сделан вывод, что дифференциация и индивидуализация должны...

Из опыта индивидуализации обучения иностранным языкам

Вопросам дифференцированного и индивидуального подходов в обучении иностранным языкам

Вместе с тем ряд вопросов дифференцированного и индивидуального подходов в обучении

Общеобразовательная цель: расширение филологического кругозора учащихся...

Обучение в сотрудничестве | Статья в журнале «Молодой ученый»

В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение

3. Разноуровневое обучение. Человек настолько многогранен, что учесть возможные повороты в его

При этом за критерий оценки деятельности учащегося принимаются его усилия по...

Реализации личностно-ориентированного подхода в обучении...

Личностно-ориентированное обучение включает метод проектов, обучение в сотрудничестве, и разноуровневое обучение.

В общую оценку работы группы входит не только оценка академических результатов работы группы, но и оценка формы общения учащихся.

Особенности организации текущего контроля в разноуровневой...

В этом смысле работа и обучение в разноуровневой группе — стимул для личностного роста всех участников образовательного процесса. В данной статье предложен обзор существующих способов организации текущего контроля в разноуровневой группе, которые позволяют...

Похожие статьи

Разноуровневое и дифференцированное обучение как фактор...

Различные виды индивидуального и дифференцированного подхода в обучении помогают создавать необходимые условия для развития у

Разноуровневое обучение предоставляет шанс каждому ребенку организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально...

Разноуровневые задания как средство оценивания в процессе...

В статье рассматривается использование разноуровневых заданий в качестве средства оценивания студентов неязыковых факультетов педагогического вуза в процессе обучения иностранному языку.

Индивидуально-дифференцированный подход в обучении...

Современные условия быстро меняющегося общества предъявляют всё возрастающие требования к качеству подготовки педагога. Одним из таких требований к профессиональной деятельности учителя становится свободное владение иностранным языком на уровне...

Использование технологии разноуровневой дифференциации...

Дифференцированное обучение требует от учителей изучения индивидуальных

Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах

Завершив работу, ученик сам ставить себе отметку. За ту же работу отметку ставит и учитель.

Проблемы организации индивидуально-дифференцированного...

Проблеме внедрения индивидуально-дифференцированного подхода обучения посвящены работы Т.А.Аксеновой [1], Н.М.Жуковой [2], А.В.Ивановой

Проанализировав работы ведущих педагогов и ученых, нами сделан вывод, что дифференциация и индивидуализация должны...

Из опыта индивидуализации обучения иностранным языкам

Вопросам дифференцированного и индивидуального подходов в обучении иностранным языкам

Вместе с тем ряд вопросов дифференцированного и индивидуального подходов в обучении

Общеобразовательная цель: расширение филологического кругозора учащихся...

Обучение в сотрудничестве | Статья в журнале «Молодой ученый»

В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение

3. Разноуровневое обучение. Человек настолько многогранен, что учесть возможные повороты в его

При этом за критерий оценки деятельности учащегося принимаются его усилия по...

Реализации личностно-ориентированного подхода в обучении...

Личностно-ориентированное обучение включает метод проектов, обучение в сотрудничестве, и разноуровневое обучение.

В общую оценку работы группы входит не только оценка академических результатов работы группы, но и оценка формы общения учащихся.

Особенности организации текущего контроля в разноуровневой...

В этом смысле работа и обучение в разноуровневой группе — стимул для личностного роста всех участников образовательного процесса. В данной статье предложен обзор существующих способов организации текущего контроля в разноуровневой группе, которые позволяют...

Задать вопрос