Педагогическое сопровождение адаптации студентов-первокурсников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Карагулян Э. Т. Педагогическое сопровождение адаптации студентов-первокурсников // Молодой ученый. — 2018. — №48.1. — С. 7-8. — URL https://moluch.ru/archive/234/43025/ (дата обращения: 21.05.2019).



В статье рассмотрено педагогическое управление адаптацией студентов-первокурсников, разработан алгоритм успешной адаптации первокурсников к новой среде.

Ключевые слова: адаптация, условия обучения, алгоритм адаптации

Одной из главных задач каждого высшего учебного заведения является работа со студентами-первокурсниками, направленная на стремительную и эффективную их адаптацию к условиям обучения и системе общественных взаимоотношений, на освоение ими новой социальной роли студентов. Деятельность вуза, направленная на адаптацию студентов первого курса к новым условиям их жизнедеятельности должна применяться с использованием соответствующих форм и методов педагогической и воспитательной работы.

Адаптация в трактовке В. А. Якунина — это «процесс взаимодействия «человек — окружающая среда», результатом которого является возникновение стратегии и модели поведения, адекватных условиям, меняющимся в этой среде» [4].

Совокупность адаптационных процессов (учебно-познавательная, профессиональная адаптация; адаптация к изменяющимся социокультурным условиям и социально-психологическая адаптация) способствует успешной адаптации студента к условиям обучения в вузе.

Адаптационный период состоит из нескольких этапов:

1) адаптационная неделя;

2) период интенсивной адаптации (привыкание) (сентябрь-декабрь);

3) период коррекционной работы и психологического сопровождения групп и отдельных студентов.

Адаптация студента-первокурсника (его группы) к новым условиям обучения проходит через несколько стадий: начальная стадия, стадия терпимости, аккомодация, ассимиляция.

Итогом процесса личностной адаптации называют адаптированность. Стратегии адаптивного поведения (активное изменение себя /среды; уход от контакта с окружающей средой и углубление во внутренний мир; уход из среды, поиск новой; пассивное подчинение условиям окружающей среды; пассивное ожидание изменений внутри себя; пассивное ожидание внешних изменений) дают возможность достичь какого-либо уровня адаптированности [5-12].

Педагогическое управление адаптацией заключается в реализации программы обеспечения необходимых условий процесса адаптации первокурсников в вузе.

Для того, чтобы гарантировать успешную адаптацию первокурсников к новой среде, следует осуществить следующий алгоритм:

− изучить индивидуальные характерные черты студентов первого курса;

− выявить проблемы этапа адаптации и особенности вступления в студенческую жизнь;

− работа над полученной информацией — исследование и синтез;

− подготовка на базе данных рекомендаций для преподавателей и кураторов, которые ориентированы на оптимизацию этапа адаптации;

− круглый стол с участием представителей общественной, внеучебной, воспитательной работы.

− проведение кураторского часа, на котором будут рассматриваться различные проблемы первокурсников, и проводиться различные мероприятия;

− разработка и совершенствование образовательных программ для первокурсников;

− организация практических занятий, содействующих увеличению степени осознания всех проблем этапа адаптации, осваивание методов как их

преодолеть и сформировать способности конструктивного общения;

− организация работы кураторов и преподавателей с первокурсниками, с целью повысить у педагогов уровень психолого-педагогической грамотности;

− научно-методологическое и социально-психологическое сопровождение кураторов при проведении занятий с первокурсниками;

− индивидуальные и групповые консультации учащихся и преподавателей;

− анализ результатов работы и составление перспективного плана на будущее.

Как первокурсники, так и преподаватели вуза заинтересованы в том, чтобы процесс адаптации в вузе был эффективным. Успешная основа обучения залог будущего развития студента, благоприятно воздействующая на взаимоотношения в коллективе и с преподавателями. От того, насколько эффективным будет период адаптации студента к вузу, зависит его личностное развитие и будущая профессиональная карьера.

Литература:

  1. Александров Е. П., Воронцова М. В. Проблемы адаптации студентов к образовательной среде вуза и профессии. //Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 5. — С. 19–23.
  2. Березовин Н. А. Адаптация студентов. — Минск: Наука, 2010. — 151 с.
  3. Дубовицкая Т. Д., Крылова А. Я. Ваганова. Методика исследования адаптивности студентов в вузе. // Психологическая наука и образование, 2010, № 10. — С. 3–9.
  4. Паршина Т. О. Структурная модель социально-психологической адаптации личности // Социологические исследования,2008, № 8. — С. 100–106.
  5. Смелков М. Ю. Теоретический анализ проблемы социальной адаптации в контексте социализации личности // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина, Выпуск № 4 / том 3 / 2011. — С. 167–175.
  6. Растегаева Т. Е. Проблема реализации ФГОС ДО и подготовки педагогов в области дошкольного образования // Молодой ученый. 2016. № 9–3 (113). С. 25–27.
  7. Тюнников Ю. С. Политехнические основы профессиональной подготовки учащихся профтехучилищ // автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Казань, 1990.
  8. Tyunnikov Yu. S. Integral assessment of future teachers’ professional preparation for innovative activity // European Journal of Contemporary Education. 2013. Т. 5. № 3. С. 183–200.
  9. Казаков И. С. Персонификация процесса обучения в вузе // Sochi Journal of Economy. 2010. № 2. С. 16–21.
  10. Казаков И. С. Персонификация обучения в непрерывном профессиональном образовании // Среднее профессиональное образование. 2011. № 11. С. 37–39.
  11. Казаков И. С. Информационная компетентность как объект педагогического проектирования // Sochi Journal of Economy. 2013. № 1–1. С. 98–101.
  12. Казаков И. С. Проектные характеристики персонифицированной модели самопроектирования информационной компетентности будущих педагогов // Sochi Journal of Economy. 2010. № 4. С. 100–106.
Основные термины (генерируются автоматически): условие обучения, окружающая среда, воспитательная работа, педагогическое управление, успешная адаптация первокурсников, проблема этапа адаптации, адаптация, среда.


Похожие статьи

Похожие статьи

Задать вопрос