Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с парциальной программой «Детство в родном Сочи» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Хундзия И. Д. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с парциальной программой «Детство в родном Сочи» // Молодой ученый. — 2018. — №48.1. — С. 39-41. — URL https://moluch.ru/archive/234/43012/ (дата обращения: 19.01.2019).



Рассмотрены особенности внедрения в практическую деятельность ДОУ программы «Детство в родном Сочи».

Ключевые слова: предметно-пространственная среда, парциальная программа

В современном мире, в связи с модернизацией системы образования в России происходит трансформация всей системы дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) подразумевает создание условий развития детей в соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями.

Именно ФГОС ДО вводит нас в пространство развивающей предметно- пространственной среды. «Развивающая предметно-пространственная среда — часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития» [1].

На базе нашего сада разработана парциальная программа «Детство в родном Сочи», родиноведческого содержания. Основная цель которой, сформировать у детей представления о городе Сочи, воспитывать интерес к истории и культуре родного города, пробуждать чувство ответственности и гордости за то, что они — СОЧИНЦЫ [2].

Знакомство с родным городом в дошкольном возрасте имеет свою специфику и должно осуществляться систематически, последовательно, в разных образовательных областях и в разных направлениях. Прежде всего, работа в этом направлении должна начинаться с воспитания любви к своей семье, детскому саду, району, в котором живешь, городу, а затем и к своей Родине — городу, краю, стране. Мы также считаем важным создание центров активности в развивающей предметно-пространственной среды, где дети могли бы закреплять получение знания в свободной деятельности.

Каждая групповая ячейка оформлена в соответствии с родиноведческим содержанием. Размещение оборудование по принципу нежесткого центрирования позволяет детям заниматься любимым делом, и объединятся небольшими подгруппами по общим интересам. Все центры имеют названия связанные со знаковыми объектами Сочи.

Например: в центре «Выставочный зал» кроме традиционных наборов материалов для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки, находится морская галька, и природный материал, собранный во время прогулок и экскурсий. Здесь также размещается выставка «Юных сочинских художников», а также альбомы с фотографиями Сочи.

Центр «Библиотека» представляет собой книжный уголок, в котором дополнением к детской литературе находятся книги, открытки, буклеты о Сочи.

В нравственно-патриотическом уголке «Площадь флага» размещены государственные символы России, Краснодарского края и города Сочи. Карта с нанесением достопримечательностей курорта. Продукты детско-родительских проектов: «Мой район», «Мой город», «Мой край», «Черное море мое» и др., макеты микрорайона Макаренко, Железнодорожного вокзала, парков «Дендрарий» и «Ривьера» [3-7].

Уголок безопасности «МЧС» напоминает детям о правилах безопасности дома, улице и пожарной безопасности. Хорошим дидактическим пособием служит специально оборудованный столик с разметкой улиц и дорог микрорайона, и дополнительным набором мелкого строительного материала и дорожных знаков.

В «Олимпийском парке» находится как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное), изготовленное руками педагогов и родителей. В центре — талисманы Зимних олимпийских игр 2014, фото спортивных объектов, а также фото выдающихся Кубанских спортсменов.

В фойе организуются тематические выставки согласно проведению городских событий и традиционных праздников.

На территории детского сада посажены деревья и кустарники, знакомящие детей и родителей с флорой Сочинского Причерноморья. Возле каждого объекта обязательна табличка с наименованием растения и краткой информацией. В рамках созданной экологической тропы разработаны точки маршрута, соотносящиеся с названиями основных достопримечательностях города Сочи. Расположенная на территории детского сада теплица позволяет наблюдать за ростом растений и сопровождать проектно-исследовательскую деятельность.

Создание центров активности позволит в групповых помещениях и на территории детского сада позволит:

− познакомить детей с историческим и культурным наследием, наиболее интересными и значимыми объектами, спортивными и культурными событиями города Сочи, их значением для жизни города;

− расширить знания детей об уникальных особенностях Сочи и его достопримечательностях;

− приобщить детей к общественной и культурной жизни города, воспитывать культуру поведения в общественных местах;

− учить детей описывать достопримечательности, свои впечатления, давать оценку действиям и событиям;

− формировать позитивное, уважительное отношение к родному городу, его жителям, стремление внести личный вклад в его развитие, пробуждать у детей чувство ответственности и гордости за то, что они — сочинцы.

Литература:

  1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. — М.: ЦГЛ, 2004.
  2. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. — М.: Айрис-Пресс, 2008. — С.190.
  3. «Готовимся к аттестации!» Методическое пособие для педагогов ДОУ — СПб: «Детство-Пресс», 2000 г.
  4. Кирьянова Р. А. Проектирование предметно — развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида: Пособие для логопедов и воспитателей. — СПб.: КАРО, 2007. — 64с. + 16 с. цв. вкл.
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» № 1155 от 17.10.2013.
  6. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /сост. Н. В. Нищева. — СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. – 128 с.
  7. Казаков И. С. Модель процесса формирования информационной компетентности у студентов педагогического вуза // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2010. № 1. С. 66–71.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, родной город, ребенок, Сочи, родной Сочи, развивающая предметно-пространственная среда, парциальная программа, дошкольный возраст, дошкольное образование, создание центров активности.


Похожие статьи

Проектирование развивающей предметно-пространственной...

Предметно-развивающая среда дошкольной образовательной... детский сад, родной

Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе ДОУ в контексте ФГОС ДО.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Проектирование развивающей предметно-пространственной...

Предметно-развивающая среда дошкольной образовательной... детский сад, родной

Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе ДОУ в контексте ФГОС ДО.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную...

Задать вопрос