Реализация ФГОС дошкольного образования посредством поисково-исследовательской и проектной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Сапрунова Н. А. Реализация ФГОС дошкольного образования посредством поисково-исследовательской и проектной деятельности // Молодой ученый. — 2018. — №48.1. — С. 32-33. — URL https://moluch.ru/archive/234/43008/ (дата обращения: 19.01.2019).



ФГОС ДО — приоритетное направление государственной политики в сфере дошкольного образования как первого уровня общего образования. Поисково-исследовательская и проектная деятельность занимает важное место в педагогическом процессе ДО.

Ключевые слова: ФГОС ДО, поисково-исследовательская деятельность, проектная деятельность

В ФГОС ДО отмечено, что исследовательский проект должен иметь реально достижимую цель, заранее запланированный результат, воплощенный в проектном продукте. Образовательная проектно-исследовательская деятельность — это совместная познавательная, творческая или игровая деятельность воспитанников. Имеет общую цель, способы деятельности, которые направлены на достижение общего результата участников проекта [1].

Развитие познавательных действий через проектную исследовательскую деятельность дошкольников в реализации ФГОС в части образовательной области «Познавательное развитие» является одной из актуальных проблем педагогической деятельности с дошкольниками. Особенно значимо развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе поисково-исследовательской и проектной деятельности. Детский интерес поддерживается в процессе познания социального окружения и знакомства с природой. Одновременно с этим выявляются индивидуальные познавательные способности и потребности каждого ребенка. В ходе экспериментирования, опытной и проектной деятельности создаются благоприятные условия для развития познавательных процессов у детей (внимание, память, воображение, мышление и проч.) В практической деятельности ребенок более охотно познает окружающий мир, проявляя любознательность и познавательную мотивацию [2-5].

Создание развивающей предметно-пространственной среды способствует формированию познавательных интересов, творческих и интеллектуальных способностей, речевому развитию посредством интеграции образовательных областей. Поисково-исследовательская деятельность предполагает наличие зонированного пространства в дошкольных группах. Это в свою очередь дает возможность комплексного подхода в использовании материалов, соответствующих возрастным потребностям детей, в процессе самостоятельной и непосредственно-образовательной деятельности [6-9].

В раннем возрасте познание окружающего мира опирается преимущественно на предметную деятельность. В младшем возрасте познавательная деятельность ребенка усложняется, расширяются представления о предметах и явлениях окружающего мира. В среднем возрасте происходит усложнение способов познания, проявляются коллективные формы деятельности. В старшем дошкольном возрасте появляются навыки поисково-исследовательской деятельности со всеми видами материалов. В практической деятельности, исследовательском поиске дети усваивают больше знаний, чем в репродуктивной деятельности, что в дальнейшем позволяет им действовать с опорой на собственный опыт.

Как было уже отмечено, поисковая деятельность имеет принципиальную особенность, состоящую в постепенном раскрытии цели проекта, исследования.

В соответствии с ФГОС ДО целевыми ориентирами дошкольного образования становятся детская инициатива, творческая и познавательная активность, любознательность, умение работать в паре, группе, достигать поставленных задач, стремление к открытию нового знания [10].

Мы считаем, что в поисково-исследовательской деятельности не стоит стремиться научить детей всему, важно уметь выделить главное, значимое в создаваемых проектах.

Опыт работы подтверждает, что исследовательская и проектная деятельность с детьми дошкольного возраста позволяет поддерживать и развивать интеллектуальные и творческие способности, представления, понятия, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Литература:

  1. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Проекты в работе с семьей/ библиотека журнала ДОУ.
  2. Киселева Л. С, Данилина Т. А., Лагода Т. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Пособие для руководителей и практических работников в ДОУ. / М — «Аркти» — 2006 г.
  3. Короткова Н. А. Познавательно — исследовательская деятельность старших дошкольников. / М — «Ребенок в детском саду» — 2003 г. № 3.
  4. Казаков И. С. Модель процесса формирования информационной компетентности у студентов педагогического вуза // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2010. № 1. С. 66–71.
  5. Тюнников Ю. С., Крылова В. В. Ценностно-смысловая структура рекреационной культуры // Sochi Journal of Economy. 2009. № 4. С. 114–117.
  6. Казаков И. С. Информационная культура будущего педагога // Высшее образование сегодня. 2006. № 10. С. 47.
  7. Густомясова А. Л. Социальная компетентность как предмет воспитания и компонент профессиональной деятельности педагога // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2008. № 7. С. 151–156.
  8. Казаков И. С. Информационная компетентность и профессиональное становление педагога / И. С. Казаков; Федеральное агентство по образованию, Сочинский гос. ун-т туризма и курортного дела. Сочи, 2009.
  9. Казаков И. С. «Самопроектирование» — анализ понятия // Sochi Journal of Economy. 2011. № 2. С. 130–133.
  10. Казаков И. С. Профессиографическая структура информационной компетентности будущего педагога // European Social Science Journal. 2014. № 5–1 (44). С. 160–163.
Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, поисково-исследовательская деятельность, окружающий мир, дошкольное образование, дошкольный возраст, познавательная активность, практическая деятельность, ребенок.


Похожие статьи

Развитие познавательной активности дошкольника при...

дошкольный возраст, ребенок, окружающий мир, познавательная деятельность, знание, познавательная активность, когнитивная сфера

Роль воспитателя в познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Камышова Татьяна Валерьевна, воспитатель...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Развитие познавательной активности дошкольника при...

дошкольный возраст, ребенок, окружающий мир, познавательная деятельность, знание, познавательная активность, когнитивная сфера

Роль воспитателя в познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Камышова Татьяна Валерьевна, воспитатель...

Задать вопрос