Возможности проектной деятельности детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Мечковская Я. В. Возможности проектной деятельности детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2018. — №48.1. — С. 20-22. — URL https://moluch.ru/archive/234/43003/ (дата обращения: 19.01.2019).



Статья посвящена проблемам и особенностям организации проектной деятельности детей в дошкольных образовательных учреждениях.

Ключевые слова: проектная деятельность, дошкольный возраст, самостоятельность, познавательная активность

Сложность в решении вопросов применения метода проектов в обучении дошкольников определяется неоднозначным пониманием сущности детского проектировании в современных исследованиях, различиями в подходах к организации проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении и, соответственно, невысоким уровнем представлений педагогов о возможностях использования такого вида деятельности.

Проектная деятельность играет большую роль в развитии личности ребенка, так как развивает чувства детей, способствует оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, познавательной активности, интереса к обучению.

Проектная деятельность, кроме удовлетворения потребностей ребенка действовать, обогащает его умением, навыками. Ребенок перенимает от взрослого опыт исследовательских действий, их последовательности, логики. В дальнейшем действия ребенка, выполняемые по образцу взрослого, в рамках проекта приводят к появлению новой творческой активности: самостоятельному выбору задач, применению известных и усвоенных ранее способов их решения в новой ситуации. То есть, проектная деятельность позволяет выработать умение дошкольника не только решать новые задачи без участия воспитателя, но и самостоятельно ставить новые цели поиска и достигать их.

Таким образом, организация проектной деятельности является чрезвычайно важным условием для формирования самостоятельности дошкольников, которая проявляется через инициативу, характер поиска решения учебно-познавательных задач при отсутствии помощи со стороны взрослого. От становления самостоятельности зависит и активность ребенка. Проявление активности и самостоятельности трудно обособить, они выражены в целенаправленности познавательных действий, целесообразности их, в характере знаний, умений, способов деятельности [1].

Характер проектной деятельности позволяет в значительной мере развивать самостоятельность дошкольника, так как для достижения цели реализуемого проекта ребенок выявляет свойства предметов в ходе их преобразования на основе собственной инициативы. В практической деятельности по преобразованию объектов (исследование качеств, свойств, составление целого из частей, определение количества, измерение, моделирование), решению проблемных ситуаций, постановке опытов, создаются условия для проявления самостоятельности мышления в достижении положительного результата. При этом у детей формируются такие качества личности как целеустремленность, настойчивость, повышается самооценка, появляется возможность почувствовать себя успешными.

Построение проектной деятельности предполагает активизацию умственных, эмоциональных, волевых сил обучающихся; стимулирование активности ребенка с опорой на мотив (интерес к исследованию, к реализации проекта); организацию оптимального содействия дошкольнику со стороны взрослого (сотворчество в рамках осуществления проекта) [2-6]. Задача взрослого — научиться доверять ребёнку. Только позволяя детям свободно исследовать окружающую действительность, можно привить интерес к проектной деятельности.

Погружение детей дошкольного возраста в проектную деятельность как личностно значимую (с творческими заданиями, соревнованиями, играми по правилам, предоставляемой самостоятельностью) способствует формированию мотивации каждого ребенка к повышению познавательной активности [7-10].

Анализ основных теоретических исследований по проблеме метода проектов в обучении показывает возможность и доступность организации проектной деятельности в дошкольном возрасте. Развитие умения детей ставить и удерживать цель, степень овладения действиями, наличие значимых мотивов, характер результата, — все это складывается и проявляется в рамках любого вида проектирования. Показателями эффективности такой работы в том числе, являются личностные проявления в деятельности (активность и самостоятельность, творчество), а на основе их анализа и изучения можно делать заключения о развитии личности дошкольника в целом.

Литература:

  1. Густомясова А. Л. Социальная компетентность как предмет воспитания и компонент профессиональной деятельности педагога // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2008. № 7. С. 151–156.
  2. Казаков И. С. Принципы и функции самопроектирования информационной компетентности педагога // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. Сочи. 2011. № 2. С. 126–129.
  3. Капустина Р. И. Воспитание познавательной активности у дошкольников в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения: Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. СПб.: Союз, 2007.
  4. Развитие самостоятельности и активности в дошкольном возрасте: сборник научных трудов / Российский государственный педагогический университет им. Герцена. — СПб.: Акцидент, 2011.
  5. Артамонова Е. И., Тюников Ю. С. Оценка результатов исследования состояния подготовки будущих педагогов к инновационной деятельности // Педагогическое образование и наука. 2014. № 2. С. 93–101.
  6. Тюнников Ю., Мазниченко М. «Педагогика»: диалектический курс // Высшее образование в России. 2004. № 9. С. 108–115.
  7. Казаков И. С. Персонифицированные инвариантные составляющие процесса обучения в вузе // Высшее образование сегодня. 2011. № 8. С. 49–53.
  8. Казаков И. С. Проектирование персонифицированной модели обучения в вузе // Ярославский педагогический вестник. 2011. Т. 2. № 3. С. 128–133.
  9. Крылова В. В. Социокультурные характеристики становления и развития культурно-образовательного пространства сочинского округа (1870–1917 гг.) // Былые годы. Российский исторический журнал. 2008. № 2 (8). С. 3–15.
  10. Густомясова А. Л. Подготовка педагогов в системе последипломного образования к воспитанию социальной компетентности детей дошкольного возраста: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Северо-Кавказский государственный технический университет. Ставрополь, 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, дошкольный возраст, познавательная активность, ребенок, сторона взрослого.


Похожие статьи

Проектная деятельность как средство развития...

проектная деятельность, ребенок, проект, дошкольник, знание детей, родной край, проектный метод, дошкольный возраст, комплексное

Развитие познавательной активности у детей старшего... Такую пытливость ума развивает проектная деятельность.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Проектная деятельность как средство развития...

проектная деятельность, ребенок, проект, дошкольник, знание детей, родной край, проектный метод, дошкольный возраст, комплексное

Развитие познавательной активности у детей старшего... Такую пытливость ума развивает проектная деятельность.

Задать вопрос