В статье показано значение дошкольного воспитания и обучения к психической готовности личности дошкольника к школе и его последующей успешной адаптации.
Ключевые слова: личность ребенка, дошкольное обучение и воспитание, готовность к школе
В нашей стране, как и во всем цивилизованном мире, государством уделяется огромное внимание воспитанию и образованию дошкольников. Вопросы воспитания и развития детей регулируется законодательством нашей страны. Огромное значение в регулировании данных вопросов решает, принятый 4 года назад Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» [1,2].
Основными задачами ДОУ является воспитание и образование дошкольников, согласно Федеральным государственным программам, основной из которых является Федеральный государственный стандарт начального образования (ФГОС). Благодаря ФГОС, инновационный процесс образования в ДОУ приобретает особый статус, и впервые дошкольное образование становится полноценной частью системы образования страны. Итак, мы дали оценку участия государства в воспитательном и образовательном процессах в ДОУ. Теперь мы можем спросить, почему же такое большое внимание государство уделяет дошкольному развитию ребенка? Ответ однозначен: воспитание и образование начинается с раннего детства, и какими вырастут и придут в жизнь наши дети, во многом зависит от дошкольных образовательных учреждений. Потому что именно туда 90 % родителей отдают своих отпрысков, в надежде, что опытные педагоги смогут воспитать из их ребенка личность, развить навыки и подготовить к школе.
Дошкольные учреждения, не зависимо от их направленности: будут ли это ДОУ общеразвивающего, компенсирующего или изноравливающего типов, основной своей целью ставят подготовку ребенка к школьной программе и, развивая личностные качества ребенка, помочь ему адаптироваться к жизни вне семьи.
Дошкольное учреждение решает ряд важных задач в воспитании и образовании дошкольников — это обеспечение физического здоровья, интеллектуального и волевого развития ребенка.
Дошкольное воспитание играет первостепенную роль в подготовке ребенка к школе, его адаптации к детскому школьному коллективу. Именно здесь начинают формироваться личностные качества маленького человечка, его характер, привычки. Формируются навыки общения и отношения с окружающими [3-6]. Маленький человечек через призму этих отношений начинает формировать отношение и к самому себе. Конечно, это происходит не само собой, а, благодаря профессионализму и опыту педагогов ДОУ.
Как правило, дети, не посещающие дошкольные учреждения, труднее адаптируются к школьной жизни, потому что, первое, что ожидает ребенка, когда он попадает в ДОУ-это детский коллектив, который играет неоценимую роль в адаптации ребенка к жизни вне семьи. Многие родители радуются возможности общения ребенка в коллективе таких же, как и он маленьких людей. И это оправдано. Ведь, не секрет, что ребенок в коллективе своих сверстников начинает развиваться стремительно ускоренными темпами. Однако, некоторых родителей волнует мысль о том, как там «приживется» их чадо на новом месте, не будут ли его обижать более сильные дети, сможет ли их ребенок успешно адаптироваться в непривычной для него обстановке и отсутствии близких ему людей? В таком случае ребенок получает дошкольное воспитание и образование в семье, и помогают в этом консультационные центры при образовательных организациях. Такое условие семейного образования предусмотрено в статье 16 Закона об образовании [7-12]. Итак, проанализировав значение дошкольного воспитания и образования в формировании личности ребенка, его адаптации и подготовке к школе, можно однозначно сказать, что без дошкольного образования, дети не будут готовы к школе ни психологически, ни морально, ни умственно.
Литература:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).
- Днепров Э. Д. Образовательный стандарт — инструмент обновления содержания общего образования. М.: Феникс, 2014.
- Tyunnikov Yu. S., Krylova V. V. Recreational behavior in terms of crucial problems of formation // European Journal of Contemporary Education. 2013. Т. 3. № 1. С. 54–64.
- Растегаева Т. Е. Проблема реализации ФГОС ДО и подготовки педагогов в области дошкольного образования // Молодой ученый. 2016. № 9–3 (113). С. 25–27.
- Тюнников Ю. С., Мазниченко М. А. Педагогическая мифология как область теоретического знания: некоторые актуальные проблемы // Наука и школа. 2004. № 5. С. 16.
- Kazakov I. S. Classification of invariants of future teachers' information competence // European Journal of Contemporary Education. 2012. Т. 1. № 1. С. 4–6.
- Власова Ю. Ю., Казаков И. С. Совершенствование подготовки педагогических работников к аттестации в дошкольной образовательной организации // Молодой ученый. 2016. № 9–3 (113). С. 2–5.
- Волкова Т. Н., Казаков И. С. Исследование готовности старших дошкольников к школьному обучению // Молодой ученый. 2016. № 9–3 (113). С. 5–6.
- Герасименко Ю. Е., Казаков И. С. Бумажная пластика как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. 2016. № 9–3 (113). С. 6–8.
- Крюк В. Г., Казаков И. С. Проблема творчества и творческих способностей в современной педагогике // Молодой ученый. 2016. № 9–3 (113). С. 15–16.
- Омельченко Н. С., Казаков И. С. Развитие логического мышления у старших дошкольников // Молодой ученый. 2016. № 9–3 (113). С. 20–22.
- Омельченко Н. А., Казаков И. С. Педагогические условия формирования внимания у старших дошкольников // Молодой ученый. 2016. № 9–3 (113). С. 22–24.