Проблемы и перспективы развития нормотворчества в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №47 (233) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 27.11.2018

Статья просмотрена: 734 раза

Библиографическое описание:

Петрова, Е. В. Проблемы и перспективы развития нормотворчества в России / Е. В. Петрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 47 (233). — С. 136-137. — URL: https://moluch.ru/archive/233/54222/ (дата обращения: 25.04.2024).



Целью настоящей статьи является попытка определить сущность и перспективы развития нормотворчества в России.

Ключевые слова: нормотворчество, правоохранительные органы, ведомственные нормативные акты, нормотворческий процесс.

Многочисленные политические, экономические и социальные преобразования в России, породили не только положительные, но и отрицательные тенденции, такие как обострение отношений России и Украины, санкции со стороны Америки и ряда Европейских государств, обесценивание национальной валюты, падение уровня жизни и др. Именно в такой ситуации законодательное регулирование отношений в обществе должно быть наиболее чувствительным к изменениям, поскольку именно нормотворческий процесс в государстве является своеобразным катализатором благополучности его функционирования. При этом основная задача нормотворческого органа заключается в обязанности издавать качественные и своевременные акты.

В настоящее время в отечественной юриспруденции существует большое количество исследований нормотворчества и процесса подготовки правовых актов, однако по многим позициям существуют спорные моменты.

Так, профессор Сырых В. М. отмечает, что нормотворческий процесс представляет собой совокупность процессуально оформленных, юридически важных действий по разработке и принятию нормативного акта, а также по его официальному оглашении [1, с. 25]. Зарождается нормотворческий процесс тогда, когда вопрос создания нормативного акта переводится в правовую сферу, когда возникают правовые отношения по поводу его подготовки и принятия, создаются определенные юридические права и обязанности.

В процессе создания нормативного акта, так же возникает ряд различных прав и обязанностей. Это обязанности по подготовке, обсуждению и согласованию проекта, инициатива по внесению проекта на рассмотрение компетентного законодательного органа, и право последнего на рассмотрение проекта и вынесение по нему то или иное решение, а также обязанность опубликовать вновь принятый закон.

Возникающие правовые отношения носят как государственный (например, вопросы законодательной инициативы, принятие акта, его опубликование и т. д.), так и административный (например, дача поручения подчиненному органу подготовить проект нормативного акта) характер.

Сегодня наукой и практикой разработан типовой алгоритм подготовки нормативных актов, состоящий из ряда взаимосвязанных и логически выстроенных стадий (действий или этапов). По мнению ряда ученых, стадия нормотворческого процесса есть самостоятельный этап формирования воли, выраженной в нормативном акте, организационно обособленный комплекс тесно связанных между собой действий, направленных на создание нормативного акта [2,]. Прохождение определенной стадии свидетельствует о том, что работа по созданию нормативного акта переходит на новую самостоятельную ступень.

Нам же думается, что стадия нормотворческого процесса есть определенная внутренне законченная фаза, определенный этап деятельности по подготовке и приданию официального значения нормативному акту.

Дискуссионность затронутого вопроса заключается в том, что в правовой литературе нормотворческий процесс обычно рассматривается как процесс официального прохождения проекта нормативного акта в правотворческом органе. Однако, в последнее время, многие авторы не сводят нормотворческий процесс лишь к процедуре рассмотрения вопроса о нормативном акте в самом правотворческом органе, а высказывают мысли о более широком понимании этой социально-правовой категории. При всем различии взглядов, их объединяет идея о том, что в нормотворческий процесс наряду с официальной деятельностью правотворческого органа включается также деятельность по подготовке и обсуждению проектов нормативных актов, в котором участвуют другие государственные органы, общественные организации, граждане [3, С.30].

Нам же видеться, что нормотворческий процесс охватывает все имеющие официальное значение стадии формирования и возведения в закон государственной воли и не сводится только к деятельности самого правотворческого органа, хотя эта деятельность и составляет основную, решающую стадию процесса, так как именно в процессе ее осуществления проекту придается официальный характер.

Не меньше споров вызывает и вопрос относительно количества стадий. В одних работах, посвященных данному вопросу, выделяются, например, только две из них: подготовка проекта нормативного акта и официальное возведение воли народа в закон. Некоторые исследователи различают три стадии: подготовка проекта нормативного акта (предварительная стадия), обслуживание и принятие нормативного акта (основная стадия) и введение в действие нормативного акта (решающая стадия) [4, С.37]. У других авторов встречаются шесть стадий: прогнозирование и планирование, внесение предложений о разработке нормативного акта; разработка концепции и подготовка нормативного акта; специальное и общественное обслуживание проекта; рассмотрение и принятие; опубликование закона и вступление его в силу [5, С. 156, 157].

Юристы-практики насчитывают значительно большее число стадий, причем это зависит от парламентских традиций и от особенностей политической системы.

Мы же придерживаемся классической правовой позиции и выделяем четыре основных стадии нормотворчества:

  1. выступление с законодательной инициативой;
  2. тщательное обсуждение законопроекта (в специально созданных комиссиях парламента);
  3. принятие законопроекта;
  4. оглашение и вступление акта в законную силу.

В заключении хотелось бы обратить внимание еще на одну, не менее важную на сегодняшний день проблему нормотворческого процесса. Заключается она в слабых приемах юридической техники и технологий и как следствие этого снижении качества и эффективности законопроектов, неоднозначное их толкование и коллизии. Видеться, что в век высоких технологий и компьютеризации процессов, нормотворчество стремится к созданию специальных адаптированных программ, электронных механизмов, которые будут способны качественно подготовить текст законопроекта.

Таким образом, подводя итог сказанному, нами сделаны следующие выводы:

– Во-первых, нормотворчество и нормотворческий процесс это не синонимы, хотя зачастую практики пренебрегают строгостью этих понятий;

– Во-вторых, нормотворческий процесс есть деятельность (совокупность действий), специально уполномоченных на то органов, заключающаяся в совокупности логически завершенных этапов, направленных на издание нормативно-правового акта.

– В-третьих, в классическом виде нормотворческий процесс состоит из четырех основных стадий (выступление с законодательной инициативой (предпроектная стадия), обсуждение законопроекта, принятие законопроекта, оглашение и вступление его в законную силу);

– В четвертых, с целью повышения качества создания нормативных актов необходимо внедрять специальные адаптированные к Российской действительности компьютерные программы и технологии.

Литература:

  1. Сырых В. М. Теория государства и права: учебник для вузов // В. М. Сырых, М., 2005. — 528 с.
  2. Поленина С. В. Законотворчество в Российской Федерации./ С. В. Поленина, — М.: Изд-во ИГиП РАН, 2006. — 146 с.
  3. Миронова А. Н. Административные процедуры технологии подготовки нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти // А. Н. Миронов / монография. Владимир: Транзит-ИКС, 2012. — 252 с.
  4. Миронов А. Н. Указ. соч.
  5. Горшенев В. М. Способы и организационные формы правового регулирования
  6. в социалистическом обществе. М.: Юрид. лит., 1972. — 258 с.
Основные термины (генерируются автоматически): нормативный акт, нормотворческий процесс, законодательная инициатива, стадий, законная сила, подготовка проекта, правотворческий орган, принятие законопроекта, Россия, самый правотворческий орган.


Ключевые слова

правоохранительные органы, нормотворчество, нормотворческий процесс, ведомственные нормативные акты

Похожие статьи

Воздействие законотворческого и законодательного процесса на...

Законодательный процесс представляет собой процесс принятия парламентом законопроекта к рассмотрению, его рассмотрения, принятия и обнародования и является одним из основных государственно-правовых институтов современного Российского государства.

К вопросу о содержании и этапах правотворческого процесса

Ключевые слова: законотворчество; законодательная техника; правотворческий процесс; правовая система; нормативно-правовой акт. Государствами устанавливается определенный порядок в общественных отношениях с помощью законодательства.

Правовая экспертиза в законотворческом процессе

До момента поступления законопроекта в орган законодательной власти, автору законопроекта дается право переработки законопроекта в

В том случае, если законопроект, уже внесен в орган законодательной власти, а результаты правовой экспертизы говорят о...

Правотворчество в Российской Федерации: проблемы...

Правотворческий процесс в Российской Федерации характеризуется стремлением к дальнейшему укреплению демократических основ, повышению внимания к качеству и целесообразности принимаемых нормативно-правовых актов, гласности и профессионализма...

Сущность права законодательной инициативы депутата...

Ключевые слова: законодательный процесс, законодательная инициатива, субъект законодательной инициативы, Законодательное Собрание Краснодарского края. Построение в России правового государства невозможно без совершенствования всего законодательного...

Понятие правотворческой деятельности | Статья в журнале...

В правовой науке отсутствует единое понятие правотворчества. С позиции общественного содержания правотворческая деятельность представляет собой реализацию потребности в упорядочении отношений между отдельными людьми и социальными группами.

Проблемы деятельности Государственной Думы как основного...

Наряду с законодательной функцией органы законодательной власти выполняют иные

Орган законодательной и представительной власти России — Федеральное Собрание РФ в

На основе созданных нормативных актов, смоделировать уже проработанные ситуации и...

Становление и историческое развитие правотворческой функции...

По нашему мнению, правотворческий процесс в дореволюционной России развивался

Если же сравнивать правотворческий процесс, имевший место в Советской России, с

При этом принятие законопроекта Советами с точки зрения процедуры носило формальный характер.

Сущность и значение административного нормотворчества

Основным нормотворческим процессом в административной сфере, осуществляемым органами исполнительной власти, является процесс принятия актов, в основной массе направленных на развитие положений правовых актов, обладающих большей юридической...

Проблема разграничения понятий «санкционированное»...

Представительные законодательные органы государства избираются населением, и

При прямом делегировании полномочий правотворческий орган издает правовой акт, на

При таком делегировании правотворческий орган принимает нормативный акт, который лишь в...

Похожие статьи

Воздействие законотворческого и законодательного процесса на...

Законодательный процесс представляет собой процесс принятия парламентом законопроекта к рассмотрению, его рассмотрения, принятия и обнародования и является одним из основных государственно-правовых институтов современного Российского государства.

К вопросу о содержании и этапах правотворческого процесса

Ключевые слова: законотворчество; законодательная техника; правотворческий процесс; правовая система; нормативно-правовой акт. Государствами устанавливается определенный порядок в общественных отношениях с помощью законодательства.

Правовая экспертиза в законотворческом процессе

До момента поступления законопроекта в орган законодательной власти, автору законопроекта дается право переработки законопроекта в

В том случае, если законопроект, уже внесен в орган законодательной власти, а результаты правовой экспертизы говорят о...

Правотворчество в Российской Федерации: проблемы...

Правотворческий процесс в Российской Федерации характеризуется стремлением к дальнейшему укреплению демократических основ, повышению внимания к качеству и целесообразности принимаемых нормативно-правовых актов, гласности и профессионализма...

Сущность права законодательной инициативы депутата...

Ключевые слова: законодательный процесс, законодательная инициатива, субъект законодательной инициативы, Законодательное Собрание Краснодарского края. Построение в России правового государства невозможно без совершенствования всего законодательного...

Понятие правотворческой деятельности | Статья в журнале...

В правовой науке отсутствует единое понятие правотворчества. С позиции общественного содержания правотворческая деятельность представляет собой реализацию потребности в упорядочении отношений между отдельными людьми и социальными группами.

Проблемы деятельности Государственной Думы как основного...

Наряду с законодательной функцией органы законодательной власти выполняют иные

Орган законодательной и представительной власти России — Федеральное Собрание РФ в

На основе созданных нормативных актов, смоделировать уже проработанные ситуации и...

Становление и историческое развитие правотворческой функции...

По нашему мнению, правотворческий процесс в дореволюционной России развивался

Если же сравнивать правотворческий процесс, имевший место в Советской России, с

При этом принятие законопроекта Советами с точки зрения процедуры носило формальный характер.

Сущность и значение административного нормотворчества

Основным нормотворческим процессом в административной сфере, осуществляемым органами исполнительной власти, является процесс принятия актов, в основной массе направленных на развитие положений правовых актов, обладающих большей юридической...

Проблема разграничения понятий «санкционированное»...

Представительные законодательные органы государства избираются населением, и

При прямом делегировании полномочий правотворческий орган издает правовой акт, на

При таком делегировании правотворческий орган принимает нормативный акт, который лишь в...

Задать вопрос