Проблемы и перспективы развития нормотворчества в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №47 (233) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 27.11.2018

Статья просмотрена: 67 раз

Библиографическое описание:

Петрова Е. В. Проблемы и перспективы развития нормотворчества в России // Молодой ученый. — 2018. — №47. — С. 136-137. — URL https://moluch.ru/archive/233/54222/ (дата обращения: 12.12.2019).



Целью настоящей статьи является попытка определить сущность и перспективы развития нормотворчества в России.

Ключевые слова: нормотворчество, правоохранительные органы, ведомственные нормативные акты, нормотворческий процесс.

Многочисленные политические, экономические и социальные преобразования в России, породили не только положительные, но и отрицательные тенденции, такие как обострение отношений России и Украины, санкции со стороны Америки и ряда Европейских государств, обесценивание национальной валюты, падение уровня жизни и др. Именно в такой ситуации законодательное регулирование отношений в обществе должно быть наиболее чувствительным к изменениям, поскольку именно нормотворческий процесс в государстве является своеобразным катализатором благополучности его функционирования. При этом основная задача нормотворческого органа заключается в обязанности издавать качественные и своевременные акты.

В настоящее время в отечественной юриспруденции существует большое количество исследований нормотворчества и процесса подготовки правовых актов, однако по многим позициям существуют спорные моменты.

Так, профессор Сырых В. М. отмечает, что нормотворческий процесс представляет собой совокупность процессуально оформленных, юридически важных действий по разработке и принятию нормативного акта, а также по его официальному оглашении [1, с. 25]. Зарождается нормотворческий процесс тогда, когда вопрос создания нормативного акта переводится в правовую сферу, когда возникают правовые отношения по поводу его подготовки и принятия, создаются определенные юридические права и обязанности.

В процессе создания нормативного акта, так же возникает ряд различных прав и обязанностей. Это обязанности по подготовке, обсуждению и согласованию проекта, инициатива по внесению проекта на рассмотрение компетентного законодательного органа, и право последнего на рассмотрение проекта и вынесение по нему то или иное решение, а также обязанность опубликовать вновь принятый закон.

Возникающие правовые отношения носят как государственный (например, вопросы законодательной инициативы, принятие акта, его опубликование и т. д.), так и административный (например, дача поручения подчиненному органу подготовить проект нормативного акта) характер.

Сегодня наукой и практикой разработан типовой алгоритм подготовки нормативных актов, состоящий из ряда взаимосвязанных и логически выстроенных стадий (действий или этапов). По мнению ряда ученых, стадия нормотворческого процесса есть самостоятельный этап формирования воли, выраженной в нормативном акте, организационно обособленный комплекс тесно связанных между собой действий, направленных на создание нормативного акта [2,]. Прохождение определенной стадии свидетельствует о том, что работа по созданию нормативного акта переходит на новую самостоятельную ступень.

Нам же думается, что стадия нормотворческого процесса есть определенная внутренне законченная фаза, определенный этап деятельности по подготовке и приданию официального значения нормативному акту.

Дискуссионность затронутого вопроса заключается в том, что в правовой литературе нормотворческий процесс обычно рассматривается как процесс официального прохождения проекта нормативного акта в правотворческом органе. Однако, в последнее время, многие авторы не сводят нормотворческий процесс лишь к процедуре рассмотрения вопроса о нормативном акте в самом правотворческом органе, а высказывают мысли о более широком понимании этой социально-правовой категории. При всем различии взглядов, их объединяет идея о том, что в нормотворческий процесс наряду с официальной деятельностью правотворческого органа включается также деятельность по подготовке и обсуждению проектов нормативных актов, в котором участвуют другие государственные органы, общественные организации, граждане [3, С.30].

Нам же видеться, что нормотворческий процесс охватывает все имеющие официальное значение стадии формирования и возведения в закон государственной воли и не сводится только к деятельности самого правотворческого органа, хотя эта деятельность и составляет основную, решающую стадию процесса, так как именно в процессе ее осуществления проекту придается официальный характер.

Не меньше споров вызывает и вопрос относительно количества стадий. В одних работах, посвященных данному вопросу, выделяются, например, только две из них: подготовка проекта нормативного акта и официальное возведение воли народа в закон. Некоторые исследователи различают три стадии: подготовка проекта нормативного акта (предварительная стадия), обслуживание и принятие нормативного акта (основная стадия) и введение в действие нормативного акта (решающая стадия) [4, С.37]. У других авторов встречаются шесть стадий: прогнозирование и планирование, внесение предложений о разработке нормативного акта; разработка концепции и подготовка нормативного акта; специальное и общественное обслуживание проекта; рассмотрение и принятие; опубликование закона и вступление его в силу [5, С. 156, 157].

Юристы-практики насчитывают значительно большее число стадий, причем это зависит от парламентских традиций и от особенностей политической системы.

Мы же придерживаемся классической правовой позиции и выделяем четыре основных стадии нормотворчества:

  1. выступление с законодательной инициативой;
  2. тщательное обсуждение законопроекта (в специально созданных комиссиях парламента);
  3. принятие законопроекта;
  4. оглашение и вступление акта в законную силу.

В заключении хотелось бы обратить внимание еще на одну, не менее важную на сегодняшний день проблему нормотворческого процесса. Заключается она в слабых приемах юридической техники и технологий и как следствие этого снижении качества и эффективности законопроектов, неоднозначное их толкование и коллизии. Видеться, что в век высоких технологий и компьютеризации процессов, нормотворчество стремится к созданию специальных адаптированных программ, электронных механизмов, которые будут способны качественно подготовить текст законопроекта.

Таким образом, подводя итог сказанному, нами сделаны следующие выводы:

– Во-первых, нормотворчество и нормотворческий процесс это не синонимы, хотя зачастую практики пренебрегают строгостью этих понятий;

– Во-вторых, нормотворческий процесс есть деятельность (совокупность действий), специально уполномоченных на то органов, заключающаяся в совокупности логически завершенных этапов, направленных на издание нормативно-правового акта.

– В-третьих, в классическом виде нормотворческий процесс состоит из четырех основных стадий (выступление с законодательной инициативой (предпроектная стадия), обсуждение законопроекта, принятие законопроекта, оглашение и вступление его в законную силу);

– В четвертых, с целью повышения качества создания нормативных актов необходимо внедрять специальные адаптированные к Российской действительности компьютерные программы и технологии.

Литература:

  1. Сырых В. М. Теория государства и права: учебник для вузов // В. М. Сырых, М., 2005. — 528 с.
  2. Поленина С. В. Законотворчество в Российской Федерации./ С. В. Поленина, — М.: Изд-во ИГиП РАН, 2006. — 146 с.
  3. Миронова А. Н. Административные процедуры технологии подготовки нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти // А. Н. Миронов / монография. Владимир: Транзит-ИКС, 2012. — 252 с.
  4. Миронов А. Н. Указ. соч.
  5. Горшенев В. М. Способы и организационные формы правового регулирования
  6. в социалистическом обществе. М.: Юрид. лит., 1972. — 258 с.
Основные термины (генерируются автоматически): нормативный акт, нормотворческий процесс, законодательная инициатива, стадий, правотворческий орган, законная сила, принятие законопроекта, Россия, подготовка проекта, самый правотворческий орган.


Похожие статьи

Воздействие законотворческого и законодательного процесса на...

Законодательный процесс представляет собой процесс принятия парламентом законопроекта к рассмотрению, его рассмотрения, принятия и обнародования и является одним из основных государственно-правовых институтов современного Российского государства.

К вопросу о содержании и этапах правотворческого процесса

Ключевые слова: законотворчество; законодательная техника; правотворческий процесс; правовая система; нормативно-правовой акт. Государствами устанавливается определенный порядок в общественных отношениях с помощью законодательства.

Правовая экспертиза в законотворческом процессе

До момента поступления законопроекта в орган законодательной власти, автору законопроекта дается право переработки законопроекта в

В том случае, если законопроект, уже внесен в орган законодательной власти, а результаты правовой экспертизы говорят о...

Правотворчество в Российской Федерации: проблемы...

Правотворческий процесс в Российской Федерации характеризуется стремлением к дальнейшему укреплению демократических основ, повышению внимания к качеству и целесообразности принимаемых нормативно-правовых актов, гласности и профессионализма...

Сущность права законодательной инициативы депутата...

Ключевые слова: законодательный процесс, законодательная инициатива, субъект законодательной инициативы, Законодательное Собрание Краснодарского края. Построение в России правового государства невозможно без совершенствования всего законодательного...

Понятие правотворческой деятельности | Статья в журнале...

В правовой науке отсутствует единое понятие правотворчества. С позиции общественного содержания правотворческая деятельность представляет собой реализацию потребности в упорядочении отношений между отдельными людьми и социальными группами.

Проблемы деятельности Государственной Думы как основного...

Наряду с законодательной функцией органы законодательной власти выполняют иные

Орган законодательной и представительной власти России — Федеральное Собрание РФ в

На основе созданных нормативных актов, смоделировать уже проработанные ситуации и...

Становление и историческое развитие правотворческой функции...

По нашему мнению, правотворческий процесс в дореволюционной России развивался

Если же сравнивать правотворческий процесс, имевший место в Советской России, с

При этом принятие законопроекта Советами с точки зрения процедуры носило формальный характер.

Сущность и значение административного нормотворчества

Основным нормотворческим процессом в административной сфере, осуществляемым органами исполнительной власти, является процесс принятия актов, в основной массе направленных на развитие положений правовых актов, обладающих большей юридической...

Проблема разграничения понятий «санкционированное»...

Представительные законодательные органы государства избираются населением, и

При прямом делегировании полномочий правотворческий орган издает правовой акт, на

При таком делегировании правотворческий орган принимает нормативный акт, который лишь в...

Похожие статьи

Воздействие законотворческого и законодательного процесса на...

Законодательный процесс представляет собой процесс принятия парламентом законопроекта к рассмотрению, его рассмотрения, принятия и обнародования и является одним из основных государственно-правовых институтов современного Российского государства.

К вопросу о содержании и этапах правотворческого процесса

Ключевые слова: законотворчество; законодательная техника; правотворческий процесс; правовая система; нормативно-правовой акт. Государствами устанавливается определенный порядок в общественных отношениях с помощью законодательства.

Правовая экспертиза в законотворческом процессе

До момента поступления законопроекта в орган законодательной власти, автору законопроекта дается право переработки законопроекта в

В том случае, если законопроект, уже внесен в орган законодательной власти, а результаты правовой экспертизы говорят о...

Правотворчество в Российской Федерации: проблемы...

Правотворческий процесс в Российской Федерации характеризуется стремлением к дальнейшему укреплению демократических основ, повышению внимания к качеству и целесообразности принимаемых нормативно-правовых актов, гласности и профессионализма...

Сущность права законодательной инициативы депутата...

Ключевые слова: законодательный процесс, законодательная инициатива, субъект законодательной инициативы, Законодательное Собрание Краснодарского края. Построение в России правового государства невозможно без совершенствования всего законодательного...

Понятие правотворческой деятельности | Статья в журнале...

В правовой науке отсутствует единое понятие правотворчества. С позиции общественного содержания правотворческая деятельность представляет собой реализацию потребности в упорядочении отношений между отдельными людьми и социальными группами.

Проблемы деятельности Государственной Думы как основного...

Наряду с законодательной функцией органы законодательной власти выполняют иные

Орган законодательной и представительной власти России — Федеральное Собрание РФ в

На основе созданных нормативных актов, смоделировать уже проработанные ситуации и...

Становление и историческое развитие правотворческой функции...

По нашему мнению, правотворческий процесс в дореволюционной России развивался

Если же сравнивать правотворческий процесс, имевший место в Советской России, с

При этом принятие законопроекта Советами с точки зрения процедуры носило формальный характер.

Сущность и значение административного нормотворчества

Основным нормотворческим процессом в административной сфере, осуществляемым органами исполнительной власти, является процесс принятия актов, в основной массе направленных на развитие положений правовых актов, обладающих большей юридической...

Проблема разграничения понятий «санкционированное»...

Представительные законодательные органы государства избираются населением, и

При прямом делегировании полномочий правотворческий орган издает правовой акт, на

При таком делегировании правотворческий орган принимает нормативный акт, который лишь в...

Задать вопрос