О работе по профилактике коррупционных и иных правонарушений в исполнительном органе государственной власти Санкт-Петербурга | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Паршин, В. Н. О работе по профилактике коррупционных и иных правонарушений в исполнительном органе государственной власти Санкт-Петербурга / В. Н. Паршин, Н. А. Смирнова, Д. В. Чернов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 47 (233). — С. 122-136. — URL: https://moluch.ru/archive/233/54175/ (дата обращения: 22.12.2024).



Ключевые слова: профилактика коррупционных и иных правонарушений в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга, требования к служебному поведению, конфликт интересов, коррупция, ограничения и запреты, правовые акты, план противодействия коррупции, антикоррупционная экспертиза.

Распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 30.11.2009 № 135-рп «О мерах по профилактике коррупционных и иных правонарушений в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга» (далее — распоряжение) было предписано «определить в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга должностных лиц кадровых служб, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений». В развитие требований распоряжения Примерное положение о подразделении исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга по вопросам государственной службы и кадров [2] было дополнено в 2010 году пунктом 2.8 следующего содержания:

«2.8.Обеспечение мер по профилактике коррупционных и иных правонарушений в исполнительном органе при прохождении гражданской службы».

Таким образом, на рубеже 2009–2010 годов кадровые службы исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (далее — ИОГВ) получили новое направление кадровой работы.

Что включает в себя работа по профилактике коррупционных и иных правонарушений?

Содержание работы кадровых служб по профилактике коррупционных ииных правонарушений

  1. Осуществлять подготовку проектов правовых актов ИОГВ по вопросам противодействия коррупции в соответствии с компетенцией подразделения.
  2. Организовывать работу по противодействию коррупции, а также по контролю за обеспечением мер по противодействию коррупции в ИОГВ, а также в подведомственных предприятиях и учреждениях.
  3. Обеспечивать соблюдение гражданскими служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами (далее — требования к служебному поведению).
  4. Участвовать в проверке соблюдения гражданскими служащими требований к служебному поведению, а также в проверке соблюдения гражданами, замещавшими должности гражданской службы в ИОГВ, ограничений при заключении ими после увольнения с гражданской службы трудового договора и(или) гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральными законами.
  5. Принимать меры по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов на гражданской службе.
  6. Осуществлять анализ сведений:

– о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных гражданами, претендующими на замещение должностей гражданской службы в ИОГВ;

– о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных гражданскими служащими;

– о соблюдении гражданскими служащими требований к служебному поведению;

– о соблюдении гражданами, замещавшими должности гражданской службы в ИОГВ, ограничений при заключении ими после увольнения с гражданской службы трудового договора и(или) гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральными законами.

  1. Участвовать в проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей гражданской службы в ИОГВ, и гражданскими служащими в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
  2. Проводить проверку достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей государственных учреждений Санкт-Петербурга, подведомственных ИОГВ, и руководителями государственных учреждений Санкт-Петербурга, подведомственных ИОГВ.
  3. Обеспечивать размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданских служащих, их супругов и несовершеннолетних детей, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителей государственных учреждений Санкт-Петербурга, подведомственных ИОГВ, их супругов и несовершеннолетних детей на официальном сайте ИОГВ, а также на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в разделе соответствующего ИОГВ, предоставление указанных сведений средствам массовой информации для опубликования в связи с их запросами.
  4. Обеспечивать деятельность комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.
  5. Обеспечивать деятельность комиссии по противодействию коррупции в ИОГВ.
  6. Оказывать гражданским служащим консультативную помощь по вопросам, связанным с применением на практике требований к служебному поведению и общих принципов служебного поведения государственных служащих, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12.08.2002 № 885, а также с уведомлением представителя нанимателя, органов прокуратуры, иных государственных органов о фактах совершения гражданскими служащими коррупционных правонарушений, непредставления ими сведений либо представления недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
  7. Обеспечивать реализацию гражданскими служащими обязанности уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений.
  8. Организовывать работу по доведению до сведения граждан, поступающих на гражданскую службу в ИОГВ, положений действующего законодательства о противодействии коррупции, в том числе по разъяснению требований к служебному поведению.
  9. Организовывать по поручению руководителя ИОГВ проведение служебных проверок в ИОГВ в отношении гражданских служащих.
  10. Участвовать в организации антикоррупционного просвещения гражданских служащих в соответствии с компетенцией подразделения (ответственного должностного лица).
  11. Рассматривать обращения граждан и организаций по вопросам, относящимся к компетенции подразделения (ответственного должностного лица), готовить проекты ответов на обращения.

Обратим внимание на некоторые составляющие работы кадровых подразделений ИОГВ по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

О подготовке проектов правовых актов ИОГВ по вопросам противодействия коррупции всоответствии скомпетенцией подразделения.

При подготовке проектов правовых актов ИОГВ по вопросам противодействия коррупции используются следующие документы (вопросы оформления проекта правового акта):

ГОСТ Р 7.0.97–2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов (утв. Приказом Росстандарта от 08.12.2016 № 2004-ст);

Типовая инструкция по делопроизводству в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга (утв. Распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 30.07.2004 № 76-рп);

Инструкция по делопроизводству Комитета по информатизации и связи (утв. Распоряжением Комитета по информатизации и связи от 25.11.2004 № 6-р) (в каждом ИОГВ разрабатывается инструкция по делопроизводству).

При подготовке проектов правовых актов ИОГВ по вопросам противодействия коррупции используются следующие документы (вопросы противодействия коррупции):

– Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

– Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

– Указ Президента РФ от 19.05.2008 № 815 «О мерах по противодействию коррупции»;

– Указ Президента РФ от 29.06.2018 № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018–2020 годы»;

– Указ Президента РФ от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»;

– Указ Президента РФ от 15.07.2015 № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции»;

– Закон Санкт-Петербурга от 14.11.2008 № 674–122 «О дополнительных мерах по противодействию коррупции в Санкт-Петербурге»;

– Закон Санкт-Петербурга от 20.10.2010 № 504–118 «О мерах по реализации статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции»;

– Закон Санкт-Петербурга от 01.07.2005 № 399–39 «О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга»;

– Закон Санкт-Петербурга от 06.06.2013 № 343–59 «О проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей государственных учреждений Санкт-Петербурга, и руководителями государственных учреждений Санкт-Петербурга»;

– другие нормативные правовые акты по противодействию коррупции.

Об организации работы по противодействию коррупции, атакже по контролю за обеспечением мер по противодействию коррупции вИОГВ, атакже вподведомственных предприятиях иучреждениях.

Организация работы по противодействию коррупции в ИОГВ, а также в подведомственных предприятиях и учреждениях, включает в себя (основные моменты):

– возложение на заместителя руководителя ИОГВ, являющегося председателем или заместителем председателя Комиссии по противодействию коррупции в ИОГВ, полномочия по реализации антикоррупционной политики в ИОГВ и координации деятельности по обеспечению мер по противодействию коррупции в ИОГВ и организациях, подведомственных ИОГВ, с закреплением персональной ответственности за выполнение указанных полномочий;

– закрепление за кадровым подразделением ИОГВ полномочия по организации работы, координации деятельности и контролю по обеспечению мер по противодействию коррупции в ИОГВ и организациях, подведомственных ИОГВ;

– назначение должностного лица кадрового подразделения ИОГВ ответственным за профилактику коррупции в ИОГВ и организациях, подведомственных ИОГВ;

– внесение в положения о структурных подразделениях ИОГВ обязанности осуществлять меры по профилактике и противодействию коррупции в рамках компетенции структурного подразделения ИОГВ;

– разработку положения о Комиссии по противодействию коррупции в ИОГВ, образование Комиссии по противодействию коррупции в ИОГВ, обеспечение работы Комиссии по противодействию коррупции в ИОГВ, контроль исполнения решений Комиссии по противодействию коррупции в ИОГВ;

– обеспечение ИОГВ выполнения решений Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Санкт-Петербурге;

– организацию независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и независимой экспертизы проектов административных регламентов предоставления государственных услуг (исполнения государственных функций) в ИОГВ (распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 17.08.2012 № 48-рп);

– размещение проектов нормативных правовых актов в целях проведения независимой антикоррупционной экспертизы в подразделе «Проекты нормативных правовых актов» страницы ИОГВ на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга (распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 17.08.2012 № 48-рп);

– формирование перечня коррупционно опасных функций ИОГВ (распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 06.03.2013 № 15-рп);

– формирование перечня должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга ИОГВ (далее — гражданская служба), при замещении которых государственные гражданские служащие Санкт-Петербурга ИОГВ (далее — гражданские служащие) обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.07.2009 № 837);

– включение в должностные регламенты гражданских служащих обязанности представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (распоряжение Администрации Губернатора Санкт-Петербурга от 27.03.2013 № 12-ра);

– определение порядка получения гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы, разрешения руководителя ИОГВ на участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией в качестве единоличного исполнительного органа или вхождения в состав коллегиальных органов управления (подпункт 3 пункт 1 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ);

– определение порядка сообщения гражданскими служащими о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов (распоряжение Администрации Губернатора Санкт-Петербурга от 29.02.2016 № 11-ра);

– определение порядка уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения гражданского служащего к совершению коррупционных правонарушений (распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2009 № 157-рп);

– определение порядка уведомления гражданским служащим о намерении выполнять иную оплачиваемую работу (о выполнении иной оплачиваемой работы) (распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 25.08.2014 № 48-рп);

– определение порядка передачи подарков, полученных гражданскими служащими, в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими должностных (служебных) обязанностей, хранения, определения стоимости подарков и их реализации (выкупа) (распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 16.04.2010 № 38-рп);

– разработку и утверждение Кодекса этики и служебного поведения гражданских служащих ИОГВ (Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (одобрен решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23.12.2010, протокол № 21);

– организацию ознакомления гражданских служащих с запретами, ограничениями, требованиями, установленными в целях противодействия коррупции;

– обеспечение работы по соблюдению требований, установленных пунктом 9 статьи 31 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», при размещении государственного заказа в ИОГВ;

– определение порядка поступления обращений, заявлений и уведомлений в кадровую службу ИОГВ либо должностному лицу кадровой службы ИОГВ, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений (распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 18.12.2014 № 76-рп);

– ведение журнала регистрации обращений, заявлений и уведомлений, являющихся основаниями для проведения заседания Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих ИОГВ и урегулированию конфликта интересов (распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 18.12.2014 № 76-рп);

– определение порядка представления гражданами, претендующими на замещение должностей гражданской службы, и гражданскими служащими, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (Закон Санкт-Петербурга от 11.05.2016 № 248–44);

– разработку положения о Комиссии по соблюдении требований к служебному поведению государственных гражданских служащих ИОГВ и урегулированию конфликта интересов, образование Комиссии по соблюдении требований к служебному поведению государственных гражданских служащих ИОГВ и урегулированию конфликта интересов, обеспечение работы Комиссии по соблюдении требований к служебному поведению государственных гражданских служащих ИОГВ и урегулированию конфликта интересов (распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 18.08.2010 № 83-рп), контроль исполнения решений Комиссии по соблюдении требований к служебному поведению государственных гражданских служащих ИОГВ и урегулированию конфликта интересов;

– разработку Плана мероприятий по противодействию коррупции в ИОГВ на 2018–2022 годы (постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2017 № 1185), контроль исполнения Плана мероприятий по противодействию коррупции в ИОГВ на 2018–2022 годы;

– разработку Плана мероприятий по противодействию коррупции в подведомственных ИОГВ организациях на 2018–2022 годы (постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2017 № 1185), контроль исполнения Плана мероприятий по противодействию коррупции в подведомственных ИОГВ организациях на 2018–2022 годы;

– другие мероприятия.

Об обеспечении соблюдения гражданскими служащими ограничений изапретов, требований опредотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» идругими федеральными законами.

Обеспечение соблюдения гражданскими служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами реализуется в ИОГВ:

подразделением по вопросам государственной гражданской службы и кадров/лицом, ответственным за ведение кадровой работы (пункт 3.26 Примерного положения о подразделении исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга по вопросам государственной службы и кадров, утвержденного распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 27.01.2006 № 4-рп);

комиссией по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Санкт-Петербурга исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга и урегулированию конфликта интересов (пункт 3 Типового положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Санкт-Петербурга исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга и урегулированию конфликта интересов, утвержденного распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 18.08.2010 № 83-рп).

Обеспечение соблюдения гражданскими служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами осуществляется по следующим направлениям:

– запрет отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами (статья 7.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральный закон от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»);

– представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (статья 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»);

– предоставление сведений о расходах (статья 8.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»);

– обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений (статья 9 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»);

– конфликт интересов/порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов (статьи 10–11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»);

– ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора (статья 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»);

– обязанность передачи ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в целях предотвращения конфликта интересов (статья 12.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»);

– установление иных запретов, ограничений, обязательств и правил служебного поведения (статья 12.5 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Об участии впроверке соблюдения гражданскими служащими требований кслужебному поведению, атакже впроверке соблюдения гражданами, замещавшими должности гражданской службы вИОГВ, ограничений при заключении ими после увольнения сгражданской службы трудового договора и(или) гражданско-правового договора вслучаях, предусмотренных федеральными законами.

О решении оначале проверки [3]

Кто принимает решение

В отношении кого принимается решение

Направление проверок

Руководитель ИОГВ

граждан, претендующих на замещение должностей гражданской службы

гражданских служащих

достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных в соответствии с законом Санкт-Петербурга гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга, на отчетную дату и гражданскими служащими за отчетный период и за два года, предшествующие отчетному периоду;

достоверности и полноты сведений (в части, касающейся профилактики коррупционных правонарушений), представленных гражданами при поступлении на гражданскую службу в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;

соблюдения гражданскими служащими в течение трех лет, предшествующих поступлению информации, явившейся основанием для осуществления проверки ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции», другими федеральными законами.

Губернатор

Санкт-Петербурга

граждан, претендующих на замещение должностей руководителей ИОГВ

руководителей ИОГВ

Каким органом /подразделением осуществляется проверка. [3]

Каким органом/подразделением осуществляется проверка

Направление проверки

Орган Санкт-Петербурга по профилактике коррупционных и иных правонарушений, являющийся уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга. В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 06.10.2015 № 875 «Об уполномоченном органе по профилактике коррупционных и иных правонарушений и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга» Администрация Губернатора Санкт-Петербурга является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, осуществляющим задачи и функции органа Санкт-Петербурга по профилактике коррупционных и иных правонарушений в отношении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургской избирательной комиссии, территориальных избирательных комиссий Санкт-Петербурга, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге и его аппарата.

достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных в соответствии с законом Санкт-Петербурга гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга, на отчетную дату и гражданскими служащими за отчетный период и за два года, предшествующие отчетному периоду.

соблюдения гражданскими служащими в течение трех лет, предшествующих поступлению информации, явившейся основанием для осуществления проверки ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции», другими федеральными законами.

Кадровая служба ИОГВ/лицо, ответственное за ведение кадровой работы.

достоверности и полноты сведений (в части, касающейся профилактики коррупционных правонарушений), представленных гражданами при поступлении на гражданскую службу в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Кадровая служба ИОГВ, уполномоченного Правительством Санкт-Петербурга (кадровая служба Администрации Губернатора Санкт-Петербурга).

достоверности и полноты сведений (в части, касающейся профилактики коррупционных правонарушений), представленных гражданами при поступлении на гражданскую службу в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации (речь о гражданах, претендующих на замещение должностей руководителей ИОГВ и руководителях ИОГВ).

Основания для осуществления проверки [3]

Основанием для осуществления проверки является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке:

а) правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами;

б) работниками уполномоченного органа, подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадровых служб либо должностными лицами государственных органов Санкт-Петербурга, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений;

в) постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с федеральным законодательством иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями;

г) Общественной палатой Российской Федерации;

д) средствами массовой информации.

Информация анонимного характера не может служить основанием для проверки.

Пути осуществления проверки. [3]

Уполномоченный орган, кадровые службы или ответственные должностные лица осуществляют проверку:

– самостоятельно;

– путем направления запроса Губернатора Санкт-Петербурга о проведении оперативно-розыскных мероприятий в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности, в соответствии с пунктами 1, 2 и 3 части третьей статьи 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

Действия должностных лиц уполномоченного органа, кадровых служб при осуществлении проверки самостоятельно. [3]

Действия:

– проводить беседу с гражданином или гражданским служащим;

– изучать представленные гражданином или гражданским служащим сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и дополнительные материалы;

– получать от гражданина или гражданского служащего пояснения по представленным им сведениям о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и материалам;

– готовить в установленном порядке запрос (кроме запросов, касающихся осуществления оперативно-розыскной деятельности или ее результатов) в органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных государственных органов, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения об имеющихся у них сведениях: о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина или гражданского служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; о достоверности и полноте сведений, представленных гражданином в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации; о соблюдении гражданским служащим требований к служебному поведению;

– наводить справки у физических лиц и получать от них информацию с их согласия;

– осуществлять анализ сведений, представленных гражданином или гражданским служащим в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.

О подготовке запросов [3]

Запросы

Порядок реализации

Запросы в государственные органы и организации, кроме запросов в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации и органы, осуществляющие государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, направляются лицом, принявшим решение о проведении проверки, либо руководителем государственного органа Санкт-Петербурга, которым проводится проверка.

постановление Губернатора Санкт-Петербурга от 13.03.2014 № 16-пг «О Порядке направления запросов в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции».

Запросы в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации и органы, осуществляющие государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, направляются должностными лицами государственных органов Санкт-Петербурга, включенными в перечень, утвержденный Президентом Российской Федерации.

постановление Губернатора Санкт-Петербурга от 13.03.2014 № 16-пг «О Порядке направления запросов в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции».

Запросы Губернатора Санкт-Петербурга о проведении оперативно-розыскных мероприятий в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности, в соответствии с пунктами 1, 2 и 3 части третьей статьи 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

постановление Губернатора Санкт-Петербурга от 09.09.2010 № 57-пг «О Порядке представления документов для направления запроса Губернатора Санкт-Петербурга о проведении оперативно-розыскных мероприятий».

Что обеспечивает руководитель подразделения по вопросам государственной службы икадров ИОГВ входе проверок?

Руководитель подразделения по вопросам государственной службы и кадров ИОГВ в ходе проверок обеспечивает [3]:

– уведомление в письменной форме гражданина или гражданского служащего о начале проверки в отношении него и разъяснение ему порядка проверки — в течение двух рабочих дней со дня получения соответствующего решения;

– проведение в случае обращения гражданина или гражданского служащего беседы с ним, в ходе которой гражданин или гражданский служащий должен быть проинформирован о том, какие сведения и соблюдение каких требований к служебному поведению подлежат проверке, — в течение семи рабочих дней со дня обращения гражданина или гражданского служащего, а при наличии уважительной причины — в срок, согласованный с гражданином или гражданским служащим.

В случае невозможности уведомления гражданина, претендующего на замещение должности гражданской службы, о начале проверки в установленный срок кадровой службой или ответственным должностным лицом составляется акт, приобщаемый к материалам проверки.

В установленный срок уведомления гражданского служащего о начале проверки не включается время нахождения гражданского служащего в отпуске, командировке, а также периоды его временной нетрудоспособности.

Об отстранении гражданского служащего на период проведения проверки от замещаемой должности. [3]

На период проведения проверки гражданский служащий может быть отстранен от замещаемой должности гражданской службы на срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Указанный срок может быть продлен до 90 дней лицом, принявшим решение о проведении проверки.

На период отстранения гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы денежное содержание по замещаемой им должности сохраняется.

О сроке проверки. [3]

Проверка, предусмотренная Законом Санкт-Петербурга от 16.04.2010 № 160–51, осуществляется в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проверки может быть продлен до 90 дней лицом, принявшим решение о ее проведении.

Об окончании проверки. [3]

По окончании проверки уполномоченный орган, кадровая служба или ответственное должностное лицо готовят доклад о ее результатах (далее — доклад).

В докладе указываются:

– дата составления доклада;

– основание проверки;

– фамилия, имя, отчество и должность лица, в отношении которого проводится проверка;

– даты начала и окончания проверки;

– информация о результатах запросов в государственные органы и организации;

– информация о результатах запросов о проведении оперативно-розыскных мероприятий, в случае если они направлялись;

– информация из документов, имеющих отношение к проверке;

– обстоятельства, установленные по результатам проверки, а также одно из следующих предложений:

а) о назначении гражданина на должность гражданской службы;

б) об отказе гражданину в назначении на должность гражданской службы;

в) об отсутствии оснований для применения к гражданскому служащему мер юридической ответственности;

г) о применении к гражданскому служащему мер юридической ответственности;

д) о представлении материалов проверки в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.

Доклад подписывается руководителем уполномоченного органа, кадровой службы или ответственным должностным лицом.

Кадровая служба или ответственное должностное лицо с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне обязаны ознакомить гражданина или гражданского служащего с докладом под подпись в течение трех рабочих дней со дня подписания доклада руководителем уполномоченного органа, кадровой службы или ответственным должностным лицом.

Время нахождения гражданского служащего, в отношении которого проводилась проверка, в отпуске, командировке, а также периоды его временной нетрудоспособности в указанный срок не включаются.

В случае невозможности ознакомления гражданина, претендующего на замещение должности гражданской службы, с докладом под роспись в срок, предусмотренный в настоящем пункте, кадровой службой или ответственным должностным лицом составляется акт, приобщаемый к материалам проверки.

О предоставлении доклада лицу, принявшему решение опроведении проверки. [3]

Руководитель кадровой службы или ответственное должностное лицо представляют лицу, принявшему решение о проведении проверки, доклад в течение трех рабочих дней со дня ознакомления с докладом гражданина или гражданского служащего или со дня составления акта о невозможности ознакомления гражданина, претендующего на замещение должности гражданской службы с докладом в установленный срок.

Сведения о результатах проверки с письменного согласия лица, принявшего решение о ее проведении, с одновременным уведомлением об этом гражданина или гражданского служащего, в отношении которого проводилась проверка, представляются кадровой службой ИОГВ или ответственным должностным лицом ИОГВ должностным лицам и органам, представившим информацию, явившуюся основанием для проведения проверки, с соблюдением законодательства Российской Федерации о персональных данных и государственной тайне.

О решении по результатам проверки. [3]

  1. При установлении в ходе проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков преступления или административного правонарушения, материалы об этом представляются в государственные органы в соответствии с их компетенцией.
  2. Лицо, принявшее решение о проведении проверки, рассмотрев доклад, принимает одно из следующих решений:

а) назначить гражданина на должность гражданской службы;

б) отказать гражданину в назначении на должность гражданской службы;

в) применить к гражданскому служащему меры юридической ответственности;

г) представить материалы проверки в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.

Материалы проверки хранятся в кадровой службе ИОГВ в течение трех лет со дня ее окончания, после чего передаются в архив.

О мерах по выявлению иустранению причин иусловий, способствующих возникновению конфликта интересов на гражданской службе.

Выявление причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов на гражданской службе, включает в себя:

– системную проработку (анализ, наблюдение, мониторинг, работа с информацией) коррупционно опасных функций, выполняемых ИОГВ (распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 06.03.2013 № 15-рп «О коррупционно опасных функциях, выполняемых исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга»);

– воспитательную работу с гражданским служащим;

– анализ организационно-штатного построения ИОГВ (структурная схема, штатное расписание, обоснования, полномочия, задачи). Проверка на обязательное наличие в ИОГВ функциональных, отраслевых, контрольно-надзорных и вспомогательных подразделений. Если в ИОГВ отсутствуют, например, контрольно-надзорные и вспомогательные подразделения, необходимо выяснить по какой причине создан неработоспособный ИОГВ.

– анализ данных документооборота в ИОГВ, между ИОГВ и подведомственными организациями;

– анализ соответствия поручений/заданий направленности структурного подразделения ИОГВ/функционалу должностной инструкции, должностному регламенту;

– анализ вопросов гражданского служащего на консультациях по антикоррупционному законодательству и законодательству о государственной гражданской службе;

– анализ заявлений, обращений, служебных записок гражданских служащих о реальной личной заинтересованности/конфликте интересов;

– анализ заявлений, обращений, служебных записок гражданских служащих о потенциальном конфликте интересов;

– анализ работы контрактной службы ИОГВ (например, влияние на определение победителя конкурса/особые условия в государственном контракте);

– анализ положений о структурных подразделениях ИОГВ, должностных регламентов, должностных инструкций;

– анализ обращений физических и юридических лиц, считающих себя пострадавшими от неправомерных действий гражданских служащих;

– анализ работы приемочных, экспертных комиссий;

– анализ подготовленности гражданских служащих замещать должности руководителей ИОГВ, руководителей структурных подразделений ИОГВ;

– мониторинг прохождения гражданской службы лицами, назначенными на должности гражданской службы без отраслевой подготовки, не проходившими военную службу, не проходившими подготовку к гражданской службе, работавшими ранее в коммерческих организациях;

– анализ материалов личных дел гражданских служащих;

– мониторинг количества и качества должностей в ИОГВ с коррупционно-опасными рисками;

– заполнение гражданским служащим декларации о конфликте интересов;

– анализ исполнительской дисциплины в ИОГВ;

– анализ источников финансирования мероприятий, проводимых ИОГВ;

– анализ количества и качества задач, функций, возложенных на конкретное подразделение ИОГВ, конкретное должностное лицо;

– анализ соблюдения режима гражданской службы;

– анализ принятых исключительных решений в ИОГВ;

– анализ соответствия рабочих мест гражданских служащих санитарным и техническим требованиям;

– анализ соблюдения принципа единоначалия в ИОГВ;

– анализ влияния (обращения, поручения, предписания, указания) на гражданского служащего одного ИОГВ гражданскими служащими других ИОГВ;

– анализ неадекватного поведения гражданских служащих (например, требование несуществующих отгулов, привилегий, послаблений, необоснованных выплат денежных вознаграждений; выполнение поручений с нарушением сроков исполнения и низким качеством исполнения; «перекладывания» поручения/задания на других сотрудников; пренебрежение нормами этики и вежливости по отношению к коллегам; беспорядок на рабочем месте; публичная демонстрация заинтересованности в деньгах и доходах в ущерб интересам службы; публичное пренебрежение к государственной службе; нарушение субординации; проявление низких морально-волевых качеств; болезненное реагирование на критику; непризнание своих ошибок; отсутствие работы над ошибками; демонстрация своей исключительности, непогрешимости, незаменимости и т. п.).

Информация не является исчерпывающей.

Устранение причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов на гражданской службе, включает:

– подготовку лиц, поступающих на гражданскую службу;

– обучение будущих руководителей ИОГВ вопросам управления ИОГВ;

– обучение будущих руководителей структурных подразделений ИОГВ вопросам управления структурными подразделениями ИОГВ;

– построение работоспособного ИОГВ (обязательное наличие в ИОГВ функциональных, отраслевых, контрольно-надзорных и вспомогательных подразделений);

– соблюдение единоначалия в ИОГВ;

– устранение влияния на гражданского служащего одного ИОГВ гражданских служащими других ИОГВ (письма, информирования, поручения, задания, запросы, просьбы);

– глубокое изучение гражданскими служащими антикоррупционного законодательства и законодательства о государственной гражданской службе (формирование правосознания, правового мышления);

– неукоснительное исполнение гражданскими служащими норм антикоррупционного законодательства и законодательства о государственной гражданской службе (правовая деятельность, оценка своих действий с позиции законодательства Российской Федерации), в частности:

  1. гражданскому служащему следует воздерживаться от использования в личных целях сведений, ставших ему известными в ходе исполнения служебных обязанностей (пункт 3 статьи 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);
  2. гражданскому служащему не следует заниматься без письменного разрешения руководителя ИОГВ оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации (пункт 17 части 1 статьи 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);
  3. гражданскому служащему не следует принимать без письменного разрешения руководителя ИОГВ награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями (пункт 11 части 1 статьи 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);
  4. гражданскому служащему следует воздерживаться от ведения переговоров о последующем трудоустройстве с организациями, в отношении которых он осуществляет функции государственного управления.
  5. гражданским служащим не следует получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, деньги, услуги и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями и с другими официальными мероприятиями, признаются собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в ИОГВ, в котором он проходит гражданскую службу (пункт 6 части 1 статьи 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);
  6. гражданский служащий (должностное лицо) обязан принять меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»);
  7. гражданский служащий (должностное лицо) обязан уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»);
  8. в случае, если гражданский служащий (должностное лицо), владеет ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством (часть 5 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»);

– реагирование руководителя ИОГВ. Руководитель ИОГВ, если ему стало известно о возникновении у гражданского служащего (должностного лица), личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов (часть 3 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»). Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения гражданского служащего (должностного лица), являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов (часть 4 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

Информация не является исчерпывающей.

Устранение причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов на гражданской службе, может включать:

– исключение участия государственного служащего в принятии решений по вопросам, с которым связано возникновение конфликта интересов;

– контроль за выполнением государственным служащим обязанностей, в ходе которых возникает конфликт интересов (режим государственной гражданской службы);

– отказ от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов;

– отвод или самоотвод государственного служащего, являющегося стороной конфликта интересов;

– привлечение комиссий ИОГВ (аттестационная комиссия; конкурсная комиссия; комиссия по противодействию коррупции в ИОГВ; комиссия по проведению служебной проверки; комиссия по проверке знаний требований охраны труда; комиссия по рассмотрению вопросов, связанных с исчислением стажа; комиссия по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих ИОГВ и урегулированию конфликта интересов);

– установление коллегиального порядка (рабочее совещание, собрание, рабочая группа) принятия решений по вопросам, с которыми связан конфликт интересов;

– четкое определение компетенций гражданского служащего;

– исключение дублирования полномочий ИОГВ, полномочий структурных подразделений ИОГВ, обязанностей гражданских служащих;

– исключение влияния (доминирования) одного руководителя ИОГВ на другого руководителя ИОГВ;

– восстановление законного порядка взаимодействия руководителя ИОГВ с директорами подведомственных организаций (искоренение практики: гражданские служащие отдают поручения директорам подведомственных организаций исключая из процедуры принятия решений руководителя ИОГВ);

– разъяснение гражданским служащим ситуации о том, что возникшее противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами ИОГВ всегда приводит к причинению материального ущерба государству или вреда деловой репутации ИОГВ;

– устранение дискриминации в установлении вознаграждения гражданским служащим при выполнении равного объема служебных функций;

Информация не является исчерпывающей.

Об осуществлении анализа сведений одоходах, расходах, об имуществе иобязательствах имущественного характера, предоставляемых гражданскими служащими (далее— анализ).

Правовые основы:

Закон Санкт-Петербурга от 16.05.2016 № 248–44 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга, и государственными гражданскими служащими Санкт-Петербурга сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».

Рекомендации:

Методические рекомендации по вопросам предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2018 году (за отчетный период 2017 год). Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, 2017.

Алгоритм действий.

  1. Проверяется правильность оформления сведений в соответствии с формой справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее — справка), утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2014 № 460 и полнота заполнения всех реквизитов, проставление подписей (например, фамилия, имя, отчество; дата рождения; серия и номер паспорта, дата выдачи и орган выдавший паспорт; место работы (службы); занимаемая (замещаемая) должность; в случае отсутствия основного места работы (службы) — род занятий; должность, на замещение которой претендует гражданин; адрес места регистрации).
  2. В Разделе 1 справки устанавливается наличие доходов, полученных служащим за отчетный период. Обратить внимание. При указании дохода от преподавательской, научной, иной творческой деятельности, дохода по другому месту работы проверяется наличие, надлежащим образом оформленного уведомления представителя нанимателя о намерении заниматься иной оплачиваемой работой (распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 25.08.2014 № 48-рп «О примерном порядке уведомления государственным гражданским служащим Санкт-Петербурга, замещающим должность государственной гражданской службы Санкт-Петербурга в исполнительном органе государственной власти Санкт-Петербурга, о намерении выполнять иную оплачиваемую работу (о выполнении иной оплачиваемой работы)). Если уведомление отсутствует, то информация (служебная записка) направляется руководителю ИОГВ для принятия решения о проведении проверки соблюдения гражданским служащим требований к служебному поведению.
  3. Информация раздела 2 справки анализируется на предмет соблюдения гражданским служащим требований Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» и Закона Санкт-Петербурга от 16.05.2016 № 248–44 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга, и государственными гражданскими служащими Санкт-Петербурга сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».

Гражданские служащие представляют сведения о расходах по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной ими, их супругой (супругом) и(или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря), предшествующего году представления сведений (далее — отчетный период), если общая сумма таких сделок превышает общий доход данных лиц и их супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки (далее — сведения о расходах). [8]

При представлении сведений в 2018 году сообщаются сведения о сделках, совершенных в 2017 году. При расчете общего дохода гражданского служащего и его супруги (супруга) суммируются доходы, полученные ими за три календарных года, предшествовавших году совершения сделки. Например, при представлении сведений о расходах, совершенных в 2017 году, суммируются доходы гражданского служащего и его супруги (супруга), полученные в 2014, 2015, 2016 годах.

Важно. Если правовые основания для представления указанных сведений отсутствуют, данный раздел не заполняется.

  1. Раздел 3 справки. Необходимо проверить правильное заполнение графы «Вид собственности». Указывается вид собственности (индивидуальная, долевая, общая). Для совместной собственности указываются иные лица, в собственности которых находится имущество. Для долевой собственности указывается доля лица, сведения об имуществе которого представляются. Важно обратить внимание на графу «Основание приобретения и источник средств». В ней указываются наименования и реквизиты документа, являющегося законным основанием для возникновения права собственности.

Данные раздела 3 справки сверяются с данными соответствующего раздела предыдущих годов. Если в сведениях за отчетный период не указано имущество, имевшееся у гражданского служащего в предыдущем периоде, необходимо проверить, указан ли в разделе 1 справки доход от продажи данного имущества. В случае если доход от продажи имущества не указан, то это является поводом для инициирования проверки достоверности и полноты представленных сведений.

  1. Раздел 4 справки. Обратить внимание на распространенные ошибки: отсутствуют адреса банков и иных кредитных организаций; не указывается валюта счета; дата открытия счета указывается только месяцем и годом (день не указывается). Также важно заметить, что остаток на счетах нередко указывается в округленных величинах (700 000 рублей, 300 рублей). Такие величины свидетельствуют о возможной недостоверности и неполноте отражения информации.

Данные раздела 4 справки необходимо сверять с данными предыдущих годов. Рекомендация правоохранительных органов. Если сумма денежных средств, поступивших на счет гражданского служащего, превышает общий доход лица и его супруги (супруга) за отчетный период и два предшествующих ему года, следует инициировать проведение проверки достоверности и полноты представленных сведений.

  1. Раздел 5 справки «Сведения о ценных бумагах». Проверяется соответствие сведений о ценных бумагах за отчетный период сведениям за предыдущий период. Обращается внимание на отражение дохода от ценных бумаг в разделе 1 справки.

В ходе проверки устанавливается соблюдение при приобретении (владении) гражданским служащим ценных бумаг требований подпункта 4 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В случае установления факта несоблюдения требований законодательства Российской Федерации информация предоставляется руководителю ИОГВ для принятия решения о проведении проверки соблюдения гражданским служащим требований об урегулировании конфликта интересов.

  1. Раздел 6 справки «Сведения об обязательствах имущественного характера».

В пункте 6.1 раздела 6 справки проверяется полнота информации о виде недвижимого имущества (земельный участок, жилой дом, квартира и другие), полнота информации о виде пользования (аренда, безвозмездное пользование, социальный найм и другие), полнота информации об основании пользования (договор, фактическое предоставление и другие).

В пункте 6.2 раздела 6 справки сравнивается величина кредитных обязательств на начало отчетного периода (по данным предыдущего отчетного периода) с их величиной на конец отчетного периода.

  1. Раздел 7 справки «Сведения о недвижимом имуществе, транспортных средствах и ценных бумагах, отчужденных в течение отчетного периода в результате безвозмездной сделки». В данном разделе проверяется полнота информации о приобретателе имущества по сделке (фамилия, имя, отчество, дата рождения, серия и номер паспорта или свидетельства о рождении (для несовершеннолетнего ребенка, не имеющего паспорта), дата выдачи и орган, выдавший документ, адрес регистрации физического лица или наименование, индивидуальный номер налогоплательщика и основной государственный регистрационный номер юридического лица, которым передано имущество по безвозмездной сделке), полнота информации об основании отчуждения имущества (наименование и реквизиты (дата, номер) соответствующего договора или акта).

При осуществлении анализа кадровики обязательно работают с личными делами гражданских служащих. По информации, содержащейся в личном деле, устанавливается состав семьи гражданского служащего и количество лиц, сведения, об имуществе которых обязан представить гражданский служащий. Полученная информация сверяется с представленными сведениями. Также работа с личным делом гражданского служащего позволяет анализировать логические связи внутри справки (осуществляется сверка информации, содержащейся в справке с информацией, которая содержится в справках, представленных в предыдущие отчетные периоды, установление наличия соответствующих документов в личном деле).

Алгоритм действий будет дополняться и совершенствоваться.

О размещении сведений одоходах, расходах, об имуществе иобязательствах имущественного характера гражданских служащих, их супругов инесовершеннолетних детей, атакже сведений одоходах, об имуществе иобязательствах имущественного характера руководителей государственных учреждений Санкт-Петербурга, подведомственных ИОГВ, их супругов инесовершеннолетних детей на официальном сайте ИОГВ, атакже на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга вразделе соответствующего ИОГВ, предоставление указанных сведений средствам массовой информации для опубликования всвязи сих запросами.

Правовые основы:

Закон Санкт-Петербурга от 26.02.2010 № 69–26 «О размещении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга, государственных гражданских служащих Санкт-Петербурга и членов их семей на официальных сайтах государственных органов Санкт-Петербурга и предоставлении этих сведений средствам массовой информации для опубликования»;

Закон Санкт-Петербурга от 29.04.2013 № 252–43 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей государственных учреждений Санкт-Петербурга, и руководителями государственных учреждений Санкт-Петербурга сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».

В соответствии со статьей 3–1 Закона Санкт-Петербурга от 29.04.2013 № 252–43 сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные руководителями государственных учреждений Санкт-Петербурга, размещаются на официальных сайтах государственных органов Санкт-Петербурга и предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке и сроки, которые установлены для размещения на официальных сайтах и предоставления для опубликования средствам массовой информации сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга, государственных гражданских служащих Санкт-Петербурга и членов их семей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от 26.02.2010№ 69–26 на официальных сайтах размещаются и средствам массовой информации предоставляются для опубликования следующие сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера:

– перечень объектов недвижимого имущества, принадлежащих лицу, замещающему государственную должность Санкт-Петербурга, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям, гражданскому служащему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям на праве собственности или находящихся в их пользовании, с указанием вида, площади и страны расположения каждого из таких объектов;

– перечень транспортных средств с указанием вида и марки, принадлежащих на праве собственности лицу, замещающему государственную должность Санкт-Петербурга, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям, гражданскому служащему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям;

– декларированный годовой доход лица, замещающего государственную должность Санкт-Петербурга, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, гражданского служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

– сведения об источниках получения средств, за счет которых совершены сделки (совершена сделка) по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимого имущества, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в течение календарного года, предшествующего году представления сведений, если общая сумма таких сделок превышает общий доход лица, замещающего государственную должность Санкт-Петербурга, и его супруги (супруга), гражданского служащего и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду.

Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, указанные в пункте 1 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от 26.02.2010№ 69–26, за весь период замещения лицом государственных должностей Санкт-Петербурга, должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находятся на официальном сайте того государственного органа Санкт-Петербурга, в котором лицо замещает государственную должность Санкт-Петербурга, должность государственной гражданской службы Санкт-Петербурга, и ежегодно обновляются в течение 14 рабочих дней со дня истечения срока, установленного для их подачи. [9]

Процедура обеспечения кадровыми службами ИОГВ размещение на официальных сайтах сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее — сведения), в частности, включает в себя доклад руководителю ИОГВ о предоставлении гражданскими служащими и руководителями государственных учреждений Санкт-Петербурга сведений и уведомление письмом руководителя Комитета государственной службы и кадровой политики Администрации Губернатора Санкт-Петербурга о размещении на официальном сайте ИОГВ и на официальном сайте Администрации Губернатора Санкт-Петербурга в разделе данного ИОГВ соответствующих сведений.

Выводы и предложения.

  1. Профилактика коррупционных и иных правонарушений в ИОГВ, по своей сути, является довольно трудоемким, объемным и специфичным направлением кадровой работы.
  2. Профилактика коррупционных и иных правонарушений в ИОГВ является серьезной нагрузкой на подразделения по вопросам государственной службы и кадров ИОГВ
  3. Профилактика коррупционных и иных правонарушений в ИОГВ предусматривает ведение самостоятельного делопроизводства, которое включает:

– распорядительные и организационные документы/журналы;

– документы, раскрывающие планирование работы, учет и отчетность;

– документы об информационном обслуживании направления деятельности;

– документы о работе и подготовке, переподготовке специалистов, осуществляющих данную деятельность;

– документы по контрольно-надзорной деятельности.

  1. Профилактика коррупционных и иных правонарушений в ИОГВ требует постоянного должного внимания и совершенствования ряда вопросов, в частности, предоставления в электронном виде сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданскими служащими и не только; подготовки методических рекомендаций по осуществлению анализа сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых гражданскими служащими.
  2. Реализация работы по профилактике коррупции и иных правонарушений в ИОГВ обуславливает особую подготовку лица (лиц), осуществляющего данное направление деятельности. По мнению авторов, такая подготовка должна включать вопросы дознания и следствия; психологии и психиатрии; взаимодействия с правоохранительными органами; антикоррупционного законодательства, законодательства об административных правонарушениях, а также уголовного, налогового и гражданского законодательства и не только.

Предпочтительно, чтобы лицо, осуществляющее работу по профилактике коррупции и иных правонарушений в ИОГВ, имело опыт службы в правоохранительных органах, военно-юридических службах Вооруженных Сил Российской Федерации, органах Федеральной службы безопасности.

  1. Объем работы по профилактике коррупции и иных правонарушений в ИОГВ с каждым годом увеличивается. В этой связи необходимо проработать вопрос о создании самостоятельных подразделений по профилактике коррупции и иных правонарушений в ИОГВ, подчиненных непосредственно руководителю ИОГВ.

Вопросы профилактики коррупционных и иных правонарушений в ИОГВ, затронутые в статье, не являются исчерпывающими и будут дополняться и совершенствоваться.

Литература:

  1. Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 30.11.2009 № 135-рп «О мерах по профилактике коррупционных и иных правонарушений в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга».
  2. Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 27.01.2006 № 4-рп «О Примерном положении о подразделении исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга по вопросам государственной службы и кадров».
  3. Закон Санкт-Петербурга от 16.04.2010 № 160–51 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга, и государственными гражданскими служащими Санкт-Петербурга, и соблюдения государственными гражданскими служащими Санкт-Петербурга требований к служебному поведению».
  4. Постановление Губернатора Санкт-Петербурга от 13.03.2014 № 16-пг «О Порядке направления запросов в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции».
  5. Федеральный закон Российской Федерации от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
  6. Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
  7. Федеральный закон Российской Федерации от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».
  8. Закон Санкт-Петербурга от 16.05.2016 № 248–44 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга, и государственными гражданскими служащими Санкт-Петербурга сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».
  9. Закон Санкт-Петербурга от 26.02.2010 № 69–26 «О размещении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга, государственных гражданских служащих Санкт-Петербурга и членов их семей на официальных сайтах государственных органов Санкт-Петербурга и предоставлении этих сведений средствам массовой информации для опубликования».
Основные термины (генерируются автоматически): служащий, гражданская служба, Российская Федерация, противодействие коррупции, Санкт-Петербург, имущественный характер, служебное поведение, урегулирование конфликта интересов, государственная гражданская служба, распоряжение Правительства Санкт-Петербурга.


Ключевые слова

коррупция, правовые акты, конфликт интересов, антикоррупционная экспертиза, профилактика коррупционных и иных правонарушений в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга, требования к служебному поведению, ограничения и запреты, план противодействия коррупции

Похожие статьи

Прокурорский надзор и методика выявления коррупционных правонарушений на государственной (муниципальной) службе в РФ

В статье обозначается проблема коррупционных рисков в процессе осуществления правоохранительной деятельности. Рассматриваются общетеоретические и практико-прикладные вопросы выявления коррупционных правонарушений.

Профилактика коррупционных преступлений в Республике Татарстан

В статье рассмотрены вопросы профилактики коррупционных преступлений, предупреждению коррупционных правонарушений, а также по минимизации последствий коррупционных правонарушений в Республике Татарстан.

О мерах по предупреждению коррупции в Саратовской области

В статье рассмотрена организационная система противодействия коррупции, а также определены меры по предупреждению коррупции в Саратовской области.

Профилактика и предупреждение коррупционных проявлений на государственной службе

Работа посвящена анализу способов предупреждения нарушений государственными служащими антикоррупционного законодательства и результатам применения данных способов. Целью исследования является исследование имеющихся мер предупреждения нарушений госуд...

Противодействие коррупции при прохождении службы в полиции

В статье обозначены основные проблемы противодействия коррупции в органах внутренних дел. С учётом меняющейся социально-экономической обстановки и формирования антикоррупционного законодательства даются рекомендации по эффективному решению проблем ко...

Противодействие коррупции в государственных и муниципальных органах исполнительной власти Российской Федерации

Работа посвящена изучению противодействия коррупции в Российской федерации на государственном и муниципальном уровнях.

Взаимодействие органов внутренних дел и образовательной организации по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетних

В настоящей статье рассматривается деятельность органов внутренних дел в рамках взаимодействия с образовательной организацией (школой) в сфере предупреждения и пресечения правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Данная тема является достаточн...

Основные ограничения, запреты и обязанности, предусмотренные антикоррупционным законодательством в органах и учреждениях прокуратуры РФ

В данной статье проводится анализ правовой базы антикоррупционного законодательства в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации. Производится оценка подходов к проблемному вопросу о реализации антикоррупционного законодательства в органа...

Профилактика коррупции в процессе проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов муниципальной власти: на примере деятельности Канской межрайонной прокуратуры

В статье рассматриваются проблемы антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов. Рассмотрена практика органов местного самоуправления в этой сфере и способы по совершенствованию их деятельности.

О ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства в подведомственных государственному органу власти организациях

Похожие статьи

Прокурорский надзор и методика выявления коррупционных правонарушений на государственной (муниципальной) службе в РФ

В статье обозначается проблема коррупционных рисков в процессе осуществления правоохранительной деятельности. Рассматриваются общетеоретические и практико-прикладные вопросы выявления коррупционных правонарушений.

Профилактика коррупционных преступлений в Республике Татарстан

В статье рассмотрены вопросы профилактики коррупционных преступлений, предупреждению коррупционных правонарушений, а также по минимизации последствий коррупционных правонарушений в Республике Татарстан.

О мерах по предупреждению коррупции в Саратовской области

В статье рассмотрена организационная система противодействия коррупции, а также определены меры по предупреждению коррупции в Саратовской области.

Профилактика и предупреждение коррупционных проявлений на государственной службе

Работа посвящена анализу способов предупреждения нарушений государственными служащими антикоррупционного законодательства и результатам применения данных способов. Целью исследования является исследование имеющихся мер предупреждения нарушений госуд...

Противодействие коррупции при прохождении службы в полиции

В статье обозначены основные проблемы противодействия коррупции в органах внутренних дел. С учётом меняющейся социально-экономической обстановки и формирования антикоррупционного законодательства даются рекомендации по эффективному решению проблем ко...

Противодействие коррупции в государственных и муниципальных органах исполнительной власти Российской Федерации

Работа посвящена изучению противодействия коррупции в Российской федерации на государственном и муниципальном уровнях.

Взаимодействие органов внутренних дел и образовательной организации по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетних

В настоящей статье рассматривается деятельность органов внутренних дел в рамках взаимодействия с образовательной организацией (школой) в сфере предупреждения и пресечения правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Данная тема является достаточн...

Основные ограничения, запреты и обязанности, предусмотренные антикоррупционным законодательством в органах и учреждениях прокуратуры РФ

В данной статье проводится анализ правовой базы антикоррупционного законодательства в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации. Производится оценка подходов к проблемному вопросу о реализации антикоррупционного законодательства в органа...

Профилактика коррупции в процессе проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов муниципальной власти: на примере деятельности Канской межрайонной прокуратуры

В статье рассматриваются проблемы антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов. Рассмотрена практика органов местного самоуправления в этой сфере и способы по совершенствованию их деятельности.

О ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства в подведомственных государственному органу власти организациях

Задать вопрос