Факторы, влияющие на конкурентоспособность строительной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №47 (233) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 22.11.2018

Статья просмотрена: 888 раз

Библиографическое описание:

Данилова В. Ю. Факторы, влияющие на конкурентоспособность строительной организации // Молодой ученый. — 2018. — №47. — С. 230-233. — URL https://moluch.ru/archive/233/54136/ (дата обращения: 12.12.2019).



В статье предлагается рассмотреть факторы, влияющие на конкурентоспособность строительной организации, рассматриваются особенности, оказывающие влияние на формирование их собственной конкурентоспособности.

Ключевые слова: конкурентоспособность, строительство, строительная организация, факторы конкурентоспособности.

Анализ зарубежной и отечественной экономической литературы показал, что в зависимости от научных взглядов авторы по-разному обосновывают комплекс факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятий. Проблемой изучения факторов конкурентоспособности предприятия занимались такие ученые, как М. Портер, Артур А. Томсон-мл. и А. Дж. Стрикленд, А. Олливье, А. Дайан и Р. Урсе, Р. А. Фатхутдинов, В. Л. Белоусов и др.

Самый распространенный подход к классификации факторов конкурентоспособности предприятия в экономической литературе был предложен российским ученым Р. А. Фатхутдиновым [1]. В соответствии с этим подходом все факторы разделяются на две основные группы в зависимости от способности предприятия на них влиять. Данная классификация включает внешние факторы, проявление которых в малой степени зависит от предприятия, и внутренние, почти полностью определяемые руководством предприятия.

Данный подход к группировке факторов конкурентоспособности является наиболее приемлемым, поскольку строительное предприятие следует рассматривать как открытую систему, на которую оказывают влияние факторы как внешней, так и внутренней среды. Однако, при всем удобстве предложенной ученым классификации и многообразии выделенных факторов возможна дополнительная систематизация внешних и внутренних факторов обеспечения конкурентоспособности предприятия.

К внешним факторам относятся те факторы, на которые предприятие — производитель продукции не может оказывать влияния. Внешние факторы можно разделить на четыре группы, в зависимости от масштаба: мировой уровень; макроуровень; мезоуровень; микроуровень.

Данная классификация представлена на рис. 1.

Основными факторами воздействия на конкурентоспособность строительного предприятия на мировом уровне являются: глобализация в мировой экономической системе, международная стандартизация в области менеджмента качества экологического аудита, влияние международных и транснациональных компаний, международная конкуренция. Уровень напрямую связан с процессами, происходящими d мировой экономической системе.

К главным факторам макроуровня относятся: экономическая политика государства, включающая такие основные направления, как таможенное регулирование, денежно-кредитная политика, государственное страхование, налоговая политика, экономико-правовое стимулирование привлечение инвестиций в строительную отрасль; в области нормативно-правовой базы: обеспечение стабильности гражданского и коммерческого законодательства, лицензионная политика; в политической ситуации: уровень политической стабильности в стране, уровень гарантий международных обязательств, отношение к привлечению иностранного капитала и поддержке отечественного производителя; социально-демографические и социально-культурные условия; уровень развития технологий и промышленности, включающий: технологические возможности по производству строительной продукции, новизна технологии и т. д.

Мезоуровень — уровень, занимающий среднее положение между макроуровнем и микроуровнем. К мезоэкономике можно отнести экономику отраслей и экономику регионов.

Рис. 1. Основные факторы обеспечения конкурентоспособности строительных предприятий

Поэтому главными факторами мезоуровня можно считать природно-климатические условия региона, демографическую ситуацию, экономический потенциал региона, состояние потребительского рынка, а также уровень науки и образования в регионе.

Все эти факторы тесно взаимосвязаны, однако, уровень их воздействия в различных регионах отличается. Каждый регион отличается своей спецификой и особенностями. Поэтому для каждого региона должны быть установлены свои конкурентные преимущества, пригодные для развития определенных отраслей промышленности.

Внешними факторами, определяющими конкурентоспособность строительного предприятия на микроуровне, являются субъекты рыночных отношений: инвесторы, заказчики, подрядчики, девелоперы, производители, и взаимосвязи между ними. Каждый участник рыночных отношений может по-разному влиять на конкурентоспособность строительного предприятия.

Внутренние факторы подразделяются на производственные, финансово-экономические и интеллектуальные.

В отличие от факторов внешней среды, факторы внутренней непосредственно определяются причинами, зависящими от самой организации в наращивании потенциала конкурентных преимуществ. К внутренним факторам отнесены параметры, которыми строительное предприятие способно самостоятельно управлять:

– параметры используемых ресурсов и технологий;

– параметры интеллектуального капитала предприятия (производственного, маркетингового, финансового, юридического, кадрового);

– параметры конкурентного преимущества предприятия;

– параметры социальной и культурной ответственности.

Главными внутренними факторами, определяющими конкурентоспособность строительного предприятия, являются: производственные, финансово-экономические и интеллектуальные факторы.

Производственные факторы включают в себя научно-исследовательскую деятельность, уровень технологии, уровень механизации и автоматизации труда, качество продукции, применение информационных технологий, длительность производственного процесса, обеспечивающий высокий уровень технической и экологической безопасности производственного процесса, внедрение инноваций и др. [2].

Производственный фактор открывает новые возможности и методы для модернизации технологии производства новой продукции, хранения и сбыта. Внедрение новаций и применение новых технологий позволяет существенно сократить издержки производства, сократить срок строительства, снизить требования к инфраструктуре, улучшить эксплуатационные качества зданий, что в совокупности ведет к повышению конкурентоспособности строительного предприятия.

Еще одним важным производственным фактором, определяющим конкурентоспособность строительного предприятия, является качество производимой продукции и услуг. Строительная продукция и услуги могут стать конкурентоспособными только в том случае, если они будут отвечать требуемому потребителю уровню качества. Потребительские свойства являются главной характеристикой строительной продукции и услуг. Это, прежде всего, способность зданий и сооружений выполнять свои функции. К основным потребительским свойствам продукции и услуг в строительстве можно отнести: отсутствие дефектов и браков, экологичность, долговечность, надежность, возможность ремонта, внешний вид, прочность, цвет, форма, стиль и др.

В общем виде потребительские свойства товаров и услуг в строительстве можно разделить на технические, физические, эксплуатационные, ценовые и эстетические. Для повышения потребительской ценности товары и услуги должны способствовать удовлетворению подсознательных потребностей, например, возрастных, психологических, культурных, духовных, статусных и т. д. Однако потребительские свойства товаров и услуг должны рассматриваться со стороны потребителя, для которого качество товаров и услуг имеет немаловажное значение.

Качество представляет собой способность строительной продукции и услуг выполнять свои функции, направленные на максимальное удовлетворение потребностей потребителей и заказчиков. В понятие качества входит долговечность, технологичность, надежность строительной продукции, простота эксплуатации и ремонта, экологичность и другие важные свойства.

Финансово-экономическими факторами, влияющими на конкурентоспособность строительного предприятия, являются: уровень финансовой устойчивости, темпы обновления и модернизации продукции, обеспеченность основными фондами, соотношение собственных и заемных средств, уровень прибыли и рентабельности, уровень загрузки производственных мощностей, ликвидность предприятий, деловая и инвестиционная активность, уровень специализации и концентрации производства, уровень расходов на научно-технические исследования, репутация предприятия, использование современных маркетинговых инструментов, ценовая политика.

Финансово-экономические факторы и конкурентоспособность предприятия — это сложные и взаимосвязанные категории. Повышение конкурентоспособности невозможно без поддержания стабильного и устойчивого финансово-экономического положения на предприятии, и, наоборот, без устойчивого финансового состояния невозможно решать задачу повышения конкурентоспособности строительного предприятия.

К интеллектуальным факторам конкурентоспособности строительных предприятий можно отнести: уровень квалификации персонала относительно организации главного конкурента, корпоративную культуру, корпоративные ценности, опыт работы персонала в условиях жесткой конкуренции, уровень мотивации персонала, патенты и лицензии, применяемые стратегии маркетинга, организация продаж, стиль управления руководства, лидерские качества и квалификация управляющих менеджеров. Немаловажное значение имеет уровень комфортности условий труда персонала, уровень организации и охраны труда.

Большое значение для предприятия имеет система повышения квалификации персонала организации. Перед обучением персонала компания изначально должна ставить определенные цели:

– повысить уровень профессионализма и квалификацию персонала;

– повысить осведомленность сотрудников о миссии и стратегических целях компании, заинтересовать персонал в их достижении;

– улучшить экономические, финансовые и производственные показатели.

Предприятия, осуществляющие современную и эффективную образовательную подготовку кадров, являются более конкурентоспособными на рынке. Важно заметить, что в процессе обучения сотрудники предприятия овладевают новыми знаниями, методами анализа и работы, которые необходимы для решения задач на предприятии в различных ситуациях. Одним из важных направлений совершенствования управленческого персонала является то, что основное внимание должно уделяться конкурентным преимуществам более высокого порядка — бренд-менеджмент предприятия, ноу-хау, торговая марка, инновации, уровень капитализации организаций, степень творческой активности работников, связи с общественностью.

Большое значение для обеспечения конкурентоспособности предприятия в постоянно изменяющейся внешней среде, имеют лидерские качества и квалификация руководящего персонала. В мировой экономике немало примеров, когда благодаря таланту руководителя компания добивалась высоких результатов не только на местном, но и на мировом рынке. К таким руководителям можно отнести Билла Гейтса (Microsoft), Стива Джобса (Apple), Ричарда Брэнсона (Virgin Group), Сэмюэля Мур Уолтона (Wal-Mart).

Таким образом, факторы конкурентоспособности строительных предприятий — это те явления и процессы во внутренней и внешней среде предприятия, оказывающие непосредственное влияние и вызывающие изменения экономических, финансовых и производственных показателей предприятия.

Важно отметить, что все рассмотренные факторы могут воздействовать на предприятие, как в сторону повышения его конкурентоспособности, так и способствовать к ее снижению. Для достижения и увеличения конкурентных преимуществ необходимо проводить полный и тщательный анализ внешних и внутренних факторов конкурентоспособности строительного предприятия, а также эффективно их использовать.

Литература:

  1. Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент. М.: Дело, 2015. С. 140.
  2. Абдразаков Р. И., Буткова Д. А., Петрулев Д. С., Тимофеева А. Ю. Факторы, влияющие на конкурентоспособность строительной продукции // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2017. № 3 (97). С. 14.
  3. Альмухаметова Э. Р. Теоретические вопросы формирования механизма управления конкурентоспособностью строительной продукции // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2016. № 5 (64).
Основные термины (генерируются автоматически): строительное предприятие, конкурентоспособность, строительная продукция, конкурентоспособность предприятия, предприятие, услуга, мировая экономическая система, мировой уровень, производственный процесс, строительная организация.


Похожие статьи

Конкурентоспособность строительной организации

Ключевые слова: конкурентоспособность, строительство, строительная организация, факторы конкурентоспособности, методы

Вместе с тем, современные условия, в которых осуществляют свою деятельность строительные предприятия в России характеризуются и...

Пути повышения конкурентоспособности строительных...

В данной статье говорится о такой важной и актуальной в настоящее время проблеме как конкурентоспособность и пути ее повышения. Данная тема является актуальной для всех организаций, а том числе и для строительных.

Конкурентоспособность предприятия: сущность и способы ее...

На современном этапе экономического развития единственным критерием востребования и повышения качества выпускаемой продукции является конкурентоспособность. Повышение конкурентоспособности касается продукции (товаров, услуг), предприятия...

Управление повышением конкурентоспособности предприятия

Конкурентоспособность предприятия — это многоплановая экономическая категория, являющаяся главным критерием оценки эффективности производства продукции, выполнения работ или оказания услуг, а также результирующим показателем эффективности системы...

Проблемы повышения конкурентоспособности предприятия

Рост конкурентоспособности предприятия зависит, с одной стороны, от управленческих решений на уровне самих предприятий, с другой — от государственной и региональной политики в сфере создания соответствующей экономико-правовой среды и государственной...

Пути повышения конкурентоспособности предприятия

Конкурентоспособность предприятия — это способность противостоять на рынке изготовителям и поставщикам аналогичной продукции (конкурентам) как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной потребности потребителей, так и...

Повышение конкурентоспособности продукции на предприятии

Объектом исследования является продукция предприятия и показатели ее конкурентоспособности. В процессе работы были изучены следующие вопросы: понятие конкуренции и конкурентоспособности и её роль в современных условиях, управление...

Сущность конкурентоспособности предприятия | Молодой ученый

Конкурентоспособность предприятия — это свойство, характеризующее уровень развитости предприятия в рамках удовлетворения своими товарами (работами, услугами) потребностей потребителей. Конкурентоспособность предприятия может быть охарактеризована как его...

Значение оценки конкурентоспособности предприятия...

Именно конкурентоспособность показывает уровень развития данного предприятия в сравнении с уровнем развития предприятия-конкурента [2, с. 326]. Каждое предприятие имеет свои преимущества, которые способствуют его успешному развитию и закреплению своих...

Похожие статьи

Конкурентоспособность строительной организации

Ключевые слова: конкурентоспособность, строительство, строительная организация, факторы конкурентоспособности, методы

Вместе с тем, современные условия, в которых осуществляют свою деятельность строительные предприятия в России характеризуются и...

Пути повышения конкурентоспособности строительных...

В данной статье говорится о такой важной и актуальной в настоящее время проблеме как конкурентоспособность и пути ее повышения. Данная тема является актуальной для всех организаций, а том числе и для строительных.

Конкурентоспособность предприятия: сущность и способы ее...

На современном этапе экономического развития единственным критерием востребования и повышения качества выпускаемой продукции является конкурентоспособность. Повышение конкурентоспособности касается продукции (товаров, услуг), предприятия...

Управление повышением конкурентоспособности предприятия

Конкурентоспособность предприятия — это многоплановая экономическая категория, являющаяся главным критерием оценки эффективности производства продукции, выполнения работ или оказания услуг, а также результирующим показателем эффективности системы...

Проблемы повышения конкурентоспособности предприятия

Рост конкурентоспособности предприятия зависит, с одной стороны, от управленческих решений на уровне самих предприятий, с другой — от государственной и региональной политики в сфере создания соответствующей экономико-правовой среды и государственной...

Пути повышения конкурентоспособности предприятия

Конкурентоспособность предприятия — это способность противостоять на рынке изготовителям и поставщикам аналогичной продукции (конкурентам) как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной потребности потребителей, так и...

Повышение конкурентоспособности продукции на предприятии

Объектом исследования является продукция предприятия и показатели ее конкурентоспособности. В процессе работы были изучены следующие вопросы: понятие конкуренции и конкурентоспособности и её роль в современных условиях, управление...

Сущность конкурентоспособности предприятия | Молодой ученый

Конкурентоспособность предприятия — это свойство, характеризующее уровень развитости предприятия в рамках удовлетворения своими товарами (работами, услугами) потребностей потребителей. Конкурентоспособность предприятия может быть охарактеризована как его...

Значение оценки конкурентоспособности предприятия...

Именно конкурентоспособность показывает уровень развития данного предприятия в сравнении с уровнем развития предприятия-конкурента [2, с. 326]. Каждое предприятие имеет свои преимущества, которые способствуют его успешному развитию и закреплению своих...

Задать вопрос