Воспитание у дошкольников заботливого отношения к окружающим. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Румянцева М. В., Беланова А. В., Малышева Н. В. Воспитание у дошкольников заботливого отношения к окружающим. // Молодой ученый. — 2018. — №47. — С. 379-380. — URL https://moluch.ru/archive/233/54089/ (дата обращения: 19.04.2019).



Воспитание у дошкольников заботливого, чуткого отношения к окружающим очень длительный процесс, который направлен на то, чтобы забота о людях стала для детей привычной формой их общения и поведения.

Умение проявлять чуткость к окружающим, быть отзывчивым на добро, хорошее и иметь неприязнь ко злу формируются с детства. Основная роль в воспитании дошкольников принадлежит семье, в которой ребенок постигает первую школу общения с близкими. Огромное влияние на ребенка оказывает микроклимат в семье. В воспитательном отношении важен весь уклад семейной жизни.

Когда родители делят между собой все радости и трудности жизни, всегда готовы прийти на помощь другим людям, тем самым создаются необходимые условия для того, чтобы ребенок подражал их формам взаимоотношений. Если ребенка с первых лет жизни учить быть заботливым, он обязательно будет расти отзывчивым, чутким и не равнодушным к чужому горю.

Часто родители из-за ограниченности во времени, мало уделяют внимания на воспитание детей. Но не следует забывать, что воспитание осуществляется не только при непосредственном контакте с ребенком, но и в организации всей жизни семьи.

Особое значение для формирования заботливого отношения к окружающим имеют обсуждения с детьми событий в детском саду, интересные рассказы родителей из своего детства, о своих товарищах, совместных переживаниях. Такие беседы побуждают детей на добрые поступки, заставляют проявлять интерес к другим людям, их труду и заботам, стремиться быть полезными для кого-то. Если ребенок принимает активное участие в трудовой жизни семьи, то у него появляется возможность проявлять заботу об окружающих.

Родителям не следует забывать, что каждый их необдуманный поступок или неосторожное слово могут отразиться на поведении дошкольника. Основы поведения, навыки трудолюбия, уважение, понимание и внимание к людям семья воспитывает с раннего детства. С возрастом, ребенок уже оценивает не только поступки взрослых, но и мотивы поведения. Если мотивы будут понятны для ребенка, он обязательно будет руководствоваться ими, стремиться поступать как взрослые.

Для детей старшего дошкольного возраста свойственно стремиться к общению со сверстниками, и родители с уважением и пониманием относиться к их дружбе с другими детьми.

Воспитание заботливого отношения в семье тесно связано с формированием таких нравственных качеств, как ответственность, организованность.

Детская литература играет особую роль в воспитании нравственных качеств у дошкольников.

Восприятие художественных произведений развивают у детей эмоциональную отзывчивость, умение правильно оценивать поступки героев. Для этого следует устраивать чтение с обязательной беседой по содержанию. Такие беседы помогут ознакомить детей с элементарными нормами морали, покажут всю нравственность поступков, научат их словесному выражению сопереживания и сочувствия.

У детей очень рано возникают первые способности сопереживать, появляется чувство симпатии. Дошкольники очень часто относятся с сочувствием к тем, кто нуждается в их помощи, защите: младшим детям, щенятам, котятам.

Давая дошкольнику возможность принимать активное участие в жизни семьи, выполнять постоянные трудовые поручения, помогать в подготовке к семейным праздникам, организации совместных прогулок, взрослые должны стремиться не только к тому, чтобы научить ребенка внешним проявлениям вежливости, уважению к старшим, но и воспитывать у него умение быть внимательным, заботливым, понимать настроение близких.

Часто родители, не учитывая психологических особенностей ребенка, могут хвалить за удачный результат в каком-либо деле, не учитывая приложенных усилий и наоборот, могут поругать за неудачу в выполнении работы, даже если ребенок старался, но у него не хватило навыков и умений.

Огромной ошибкой в воспитании дошкольника является физическое наказание. В семьях, где это допустимо, трудно воспитать заботливое отношение к родителям и остальным членам семьи.

Нельзя забывать, что ребенок воспитывается в семье в каждый момент его жизни, даже тогда, когда родителей нет дома. Воспитание заботливости в ребенке успешно проходит в тех семьях, где существует взаимное уважение всех членов семьи, интерес к окружающим людям. Таким образом, задача взрослых состоит в том, чтобы постоянно демонстрировать детям положительные образцы поведения, побуждающие их к мотивированным социально значимым поступкам.

Литература:

  1. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2012.
  2. Григорович Л. А. Педагогика и психология. — М., 2004.
  3. Куликова Т. А., Маркова Т. А. и др. Воспитателю о работе с семьей. Пособие для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1989.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, заботливое отношение, семья, родитель, жизнь семьи, окружающее, активное участие.


Похожие статьи

Формирование заботливого отношения детей к семье

Родители поддержали наше мнение о том, что необходимо специально формировать у детей осознанное, заботливое отношение к окружающему

Опыт заботливого поведения у детей приобретается на основе единства педагогических требований всех членов семьи при тесном...

Работа в дошкольной образовательной организации по...

Семья — это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания, первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама

Активное участие отцов в жизни детей, улучшение психологического микроклимата в семье. Таблица 1.

Взаимодействие семьи и школы по воспитанию...

Семья призвана обеспечить разумную организацию жизни ребенка, помочь ему усвоить положительный опыт жизни и труда старших

− воспитание уважительного, заботливого отношения к родителям; − формирование ответственности за свои поступки перед семьей

Взаимоотношения между родителями и детьми в семье

Отношения ребенка с родителями определяет его отношение к семье, его отношение к противоположному полу, его отношение к

ребенок, родитель, взаимоотношение родителей, семья, отношение родителей, отношение, интерес детей, жизнь ребенка, жизненный опыт...

Воспитательный потенциал замещающей семьи

Важно, что жизнь в семье дает возможность успешной социализации, наблюдения за

Воспитательное влияние семьи на индивида сильнее всех других воспитательных

Все семьи прошли курсы приемных родителей, было организованно знакомство с ребенком на базе...

Роль семьи в формировании духовно-нравственной личности

Жизнь семьи связана с половым и возрастным разделением труда, ведением домашнего

- к модели развития активного нравственного сознания, чувств, поведения ребёнка и взрослых

Семья — основа духовно-нравственного становления ребёнка. семья, ребенок, родитель...

Партнерские взаимоотношения с родителями воспитанников как...

Сопровождение семьи при выстраивании партнерских взаимоотношений с родителями воспитанников начинается с изучения индивидуальных особенностей микросоциума и определения субъектной позиции родителей в развитии детей.

Семья как основа эстетического воспитания | Статья в журнале...

Ребёнок, активно участвуя на занятиях в детских садах, на уроках в школе, познает непонятные ему жизненные ситуации. В семье ребёнок принимает еще более активное участие, задавая родителям вопросы, получая от них ответы. Именно родители направляют ребенка на...

Особенности детско-родительских взаимоотношений в неполных...

В семейном окружении происходит формирование психики детей и одновременно существенно меняется психоэмоциональная сторона содержания взаимоотношений родителей. Связь «родитель-ребенок» имеет важное значение для понимания сложившейся структуры семьи...

Похожие статьи

Формирование заботливого отношения детей к семье

Родители поддержали наше мнение о том, что необходимо специально формировать у детей осознанное, заботливое отношение к окружающему

Опыт заботливого поведения у детей приобретается на основе единства педагогических требований всех членов семьи при тесном...

Работа в дошкольной образовательной организации по...

Семья — это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания, первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама

Активное участие отцов в жизни детей, улучшение психологического микроклимата в семье. Таблица 1.

Взаимодействие семьи и школы по воспитанию...

Семья призвана обеспечить разумную организацию жизни ребенка, помочь ему усвоить положительный опыт жизни и труда старших

− воспитание уважительного, заботливого отношения к родителям; − формирование ответственности за свои поступки перед семьей

Взаимоотношения между родителями и детьми в семье

Отношения ребенка с родителями определяет его отношение к семье, его отношение к противоположному полу, его отношение к

ребенок, родитель, взаимоотношение родителей, семья, отношение родителей, отношение, интерес детей, жизнь ребенка, жизненный опыт...

Воспитательный потенциал замещающей семьи

Важно, что жизнь в семье дает возможность успешной социализации, наблюдения за

Воспитательное влияние семьи на индивида сильнее всех других воспитательных

Все семьи прошли курсы приемных родителей, было организованно знакомство с ребенком на базе...

Роль семьи в формировании духовно-нравственной личности

Жизнь семьи связана с половым и возрастным разделением труда, ведением домашнего

- к модели развития активного нравственного сознания, чувств, поведения ребёнка и взрослых

Семья — основа духовно-нравственного становления ребёнка. семья, ребенок, родитель...

Партнерские взаимоотношения с родителями воспитанников как...

Сопровождение семьи при выстраивании партнерских взаимоотношений с родителями воспитанников начинается с изучения индивидуальных особенностей микросоциума и определения субъектной позиции родителей в развитии детей.

Семья как основа эстетического воспитания | Статья в журнале...

Ребёнок, активно участвуя на занятиях в детских садах, на уроках в школе, познает непонятные ему жизненные ситуации. В семье ребёнок принимает еще более активное участие, задавая родителям вопросы, получая от них ответы. Именно родители направляют ребенка на...

Особенности детско-родительских взаимоотношений в неполных...

В семейном окружении происходит формирование психики детей и одновременно существенно меняется психоэмоциональная сторона содержания взаимоотношений родителей. Связь «родитель-ребенок» имеет важное значение для понимания сложившейся структуры семьи...

Задать вопрос