Цифровые образовательные ресурсы и организация учебной деятельности в школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (233) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 24.11.2018

Статья просмотрена: 1319 раз

Библиографическое описание:

Рослякова, Л. А. Цифровые образовательные ресурсы и организация учебной деятельности в школе / Л. А. Рослякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 47 (233). — С. 378-379. — URL: https://moluch.ru/archive/233/54055/ (дата обращения: 19.04.2024).



Современные технологии, основанные на использовании компьютеров, появились сравнительно недавно. Однако удобство в пользовании, а также уникальные возможности при работе с информацией, размещенной на электронных носителях, уже оценены по достоинству. В настоящее время интенсивно развивается процесс создания учебников, справочников, методических разработок на компакт- дисках, размещения необходимых обучающих программ в сети Интернет. [1]

Деятельность современного педагога на уроке и во внеурочной работе согласно требованиям ФГОС должна быть нацелена на развитие личности ребенка способного самостоятельно мыслить. Огромную поддержку в данном случае оказывают современные компьютерные технологии. Не для кого уже не секрет, что современные методы и приемы работы на уроке повышают интерес обучающихся, побуждая их к активным действиям. Поэтому учителю необходимо включать в элемент занятия цифровые образовательные ресурсы (ЦОР).

Под цифровым образовательным ресурсом (ЦОР) понимается информационный источник, содержащий графическую, текстовую, цифровую, речевую, музыкальную, видео-, фото и другую информацию, направленный на реализацию целей и задач современного образования. [5]

Современное образование располагает достаточно большим количеством ЦОР, расположенных на разных образовательных порталах. Наличие разнообразных материалов к уроку освобождает педагога от создания собственных ресурсов и открывает ряд возможностей для создания качественного занятия. Однако их применение в образовательном процессе требует определенных навыков и умений. Часто педагог считает, что наличие презентации к уроку является достаточным условием проведения урока с ИКТ- поддержкой. На самом деле учителю не стоит забывать о том, что каждый ресурс используется в определенном методе обучения.

По характеру деятельности обучающегося в учебном процессе обычно выделяю несколько методов обучения:

‒ объяснительно-иллюстративные методы;

‒ репродуктивные методы;

‒ методы проблемного изложения изучаемого материала;

‒ частично- поисковые методы;

‒ исследовательские методы. [3]

Методов может быть много, но все они должны соответствовать основным принципам дидактики, которые сформулировал ещѐ Я. А. Коменский.

  1. Принцип сознательности и активности.
  2. Принцип наглядности.
  3. Принцип постепенности и систематичности знаний

4. Принцип упражнений и прочного овладения знаниями и навыками. [4]

Использование ЦОР в педагогической практике современного учителя способно поддержать данные принципы, если использовать их правильно. При использовании обычной презентации к уроку в качестве изложения учебного материала учитель, скорее всего, будет применять объяснительно- иллюстративный метод. Педагог использует содержание отдельных ресурсов как средство предъявления новой информации для школьника. В этой ситуации, обучающиеся пассивно взаимодействуют с содержанием ЦОР на уровне восприятия информации, наблюдения, запоминания и т. д. Этого может быть достаточно только для начинающего педагога. В урочной и внеурочной деятельности эффективно используют разные виды информационных ресурсов. Творческий и увлеченный педагог, несомненно, пойдет дальше и будет искать или создавать свои ресурсы для применения репродуктивных методов. Которые предполагают в процессе своего использования формирования у обучающихся новых умений и навыков, а также для осуществления контроля полученных знаний.

Содержание ЦОР может стать источником создания проблемной ситуации, постановки учебной проблемы, демонстрации способов ее решения. Опыт работы показывает, что использование учителем цифровых образовательных ресурсов помогает при организации самостоятельной деятельности обучающихся с учетом их индивидуальных образовательных потребностей, таких как самостоятельное изучение материала, организация и проведение виртуальных лабораторных и практических работ, создание учебных проектов, организация учебных игр и др. При проведении урока в традиционной форме его содержание теряет свою актуальность. При творческом подходе создания урока с использованием данных ресурсов получение обучающимися новой информации должно происходить процессе самостоятельной деятельности обучающихся, которая заключается в оценке содержания ЦОР, работе с Интернет-ресурсами и другими информационными ресурсами (книгами, словарями, энциклопедиями и т. д.), с которыми они обязательно должны уметь работать.

Задача современной школы — не «давать готовые знания», а научить приобретать их, дать в руки современный инструмент и жизненные ориентиры, сформировать определенный уровень информационной культуры. [2]

Литература:

  1. Гавриков А. Л., Возможности использования электронных учебников в образовательном процессе URL http://www.artinfo.ru/eva/EVA2000M/eva-papers/200003/Gavrikov-R.htm
  2. Использование ресурсов Интернет в учебно-воспитательном процессе URL http://www.teacherjournal.ru/shkola/informatika/2322-ispolzovanie-resursov-internet-v-uchebno-vospitatelnom-proczesse.html
  3. Лернер И. Я., Скаткин М.Н О методах обучения // Советская педагогика. 1965. — № 3
  4. Педагогические идеи Яна Амоса Коменского URL https://pandia.ru/text/79/514/17180.php
  5. «Цифровые образовательные ресурсы как электронный компонент процесса обучения» URL https://worldofteacher.com/8688-konsultaciya-dlya-pedagogov-doo-cifrovye-obrazovatelnye-resursy-kak-elektronnyy-komponent-processa-obucheniya.html
Основные термины (генерируются автоматически): ресурс, метод обучения, самостоятельная деятельность обучающихся, современное образование, урок.


Похожие статьи

Технология проблемного обучения и самостоятельная...

Технология проблемного обучения и самостоятельная деятельность обучающегося. Автор: Радостева Светлана Александровна.

Фактически всё обучение в школе можно представить в виде двух частей: изучение нового материала в системно-деятельностном подходе и...

Сущность понятия «самостоятельная деятельность учащихся»...

Самостоятельная деятельность непосредственно затрагивает личность учащегося, создавая возможности для ее развития, т.е. возможности для возникновения новообразований в личности, новых психических качеств или их новых уровней, для формирования способностей, интересов...

Организация самостоятельной деятельности учащихся на...

Цель работы: совершенствование методики организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики, информатики для создания условий, способствующих активизации познавательных способностей. Задачи: Актуализировать знания учащихся об...

Современный урок как основополагающий компонент...

1. Современный урок — это приобщение учащихся к совокупности достижений

Современный урок — это совершенно новый, но в то же время не теряющий связи с

Новый стандарт образования, предъявив новые требования к результатам обучения, дал...

Методы интерактивного обучения на уроках русского языка...

Электронный ресурс: Эффективность использования интерактивных методов обучения на уроках русского языка в начальной школе. http

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся...

Эффективные подходы к формированию опыта самостоятельной...

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Чаще всего тематика проектов определяется практической

Одним из результативных современных методов обучения, формирующих опыт творческой деятельности учащихся на уроке...

Технология деятельностного метода обучения в начальной школе

Деятельностный аспект образования выражается в том, что содержание обучения есть деятельность в связи с решением проблемы и

Использование деятельностного метода в начальных классах позволяет мне грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося...

Педагогические условия применения самообразования как...

Основополагающей идеей является организация самостоятельной познавательной деятельности обучающихся на уроках математики, в результате которой они приобретут не только прочную систему знаний по этому предмету, но и навык самостоятельного поиска...

Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго...

Современный урок — это урок, характеризующийся следующими требованиями:  самостоятельная работа учащихся на всех этапах

Направленность урока на деятельность, позволяющую получить предметный, метапредметный и личностный результаты обучения...

Исследовательский урок диалогового обучения младших...

В современном начальном образовании одной из актуальных педагогических технологий является технология диалогового обучения, которая позволяет учителю построить урок таким образом, чтобы младшие школьники могли усваивать необходимые знания путем специально...

Похожие статьи

Технология проблемного обучения и самостоятельная...

Технология проблемного обучения и самостоятельная деятельность обучающегося. Автор: Радостева Светлана Александровна.

Фактически всё обучение в школе можно представить в виде двух частей: изучение нового материала в системно-деятельностном подходе и...

Сущность понятия «самостоятельная деятельность учащихся»...

Самостоятельная деятельность непосредственно затрагивает личность учащегося, создавая возможности для ее развития, т.е. возможности для возникновения новообразований в личности, новых психических качеств или их новых уровней, для формирования способностей, интересов...

Организация самостоятельной деятельности учащихся на...

Цель работы: совершенствование методики организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики, информатики для создания условий, способствующих активизации познавательных способностей. Задачи: Актуализировать знания учащихся об...

Современный урок как основополагающий компонент...

1. Современный урок — это приобщение учащихся к совокупности достижений

Современный урок — это совершенно новый, но в то же время не теряющий связи с

Новый стандарт образования, предъявив новые требования к результатам обучения, дал...

Методы интерактивного обучения на уроках русского языка...

Электронный ресурс: Эффективность использования интерактивных методов обучения на уроках русского языка в начальной школе. http

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся...

Эффективные подходы к формированию опыта самостоятельной...

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Чаще всего тематика проектов определяется практической

Одним из результативных современных методов обучения, формирующих опыт творческой деятельности учащихся на уроке...

Технология деятельностного метода обучения в начальной школе

Деятельностный аспект образования выражается в том, что содержание обучения есть деятельность в связи с решением проблемы и

Использование деятельностного метода в начальных классах позволяет мне грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося...

Педагогические условия применения самообразования как...

Основополагающей идеей является организация самостоятельной познавательной деятельности обучающихся на уроках математики, в результате которой они приобретут не только прочную систему знаний по этому предмету, но и навык самостоятельного поиска...

Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго...

Современный урок — это урок, характеризующийся следующими требованиями:  самостоятельная работа учащихся на всех этапах

Направленность урока на деятельность, позволяющую получить предметный, метапредметный и личностный результаты обучения...

Исследовательский урок диалогового обучения младших...

В современном начальном образовании одной из актуальных педагогических технологий является технология диалогового обучения, которая позволяет учителю построить урок таким образом, чтобы младшие школьники могли усваивать необходимые знания путем специально...

Задать вопрос