Развитие мелкой моторики рук у дошкольников средней группы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (233) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 20.11.2018

Статья просмотрена: 563 раза

Библиографическое описание:

Быханова К. Н., Каданцева О. В. Развитие мелкой моторики рук у дошкольников средней группы // Молодой ученый. — 2018. — №47. — С. 338-340. — URL https://moluch.ru/archive/233/54031/ (дата обращения: 09.12.2019).



Статья посвящена изучению условий для успешного развития мелкой моторики у дошкольников средней группы. В качестве одного из условий предлагается разработанная программа «Дидактические, театрализованные и сюжетно-ролевые игры и как средство развития мелкой моторики у дошкольников». Автор проводит аналитическое сравнение развития мелкой моторики у дошкольников до и после реализации программы. Сравнения достижений дошкольников до и после реализации программы показали, что программа эффективна и может использоваться в других группах детского сада для решения проблем недоразвитости моторики рук.

Ключевые слова: мелкая моторика; дошкольники.

Развитая мелкая моторика играет одну из основных ролей в успешности психофизического и интеллектуального развития дошкольника. Мелкая моторика представляет собой совокупность действий человека скоординированных, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается хорошо за счет хорошо поставленного нейропсихологического развития в дошкольном возрасте. Мелкая моторика — это один из видов моторики, которая влияет на различные психические функции и свойства сознания. Поэтому в любой из периодов жизни человека движения рук, пальцев очень важны. Развивать мелкую моторику необходимо для развития умений движения кисти и пальцев, так как данные умения будут способствовать в дальнейшем развитию навыков самообслуживания, что определяет актуальность исследования на социальном и педагогическом уровне.

Исследованиями ученых (М. М. Кольцова, Е. Н. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики.

Теоретико-методологической основой нашего исследования явились:

– положения о системном подходе к организации психической деятельности ребенка (Б. Г. Ананьев, А. П. Анохин, Б. Ф. Ломов);

– учение о роли перцептивных действий в формировании образа предмета и о роли в развитии ребенка (А. В. Запорожец);

– теория деятельностного подхода в развитии личности (Н. В. Бордовская, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.).

Иммануил Кант считал, что «… рука является вышедшим наружу головным мозгом». Поэтому для развития интеллекта необходимо развивать мелкую мускулатуру пальцев рук.

В. А. Сухомлинский также утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Многие известные ученые считают, что развитие и совершенствование мелкой моторики кисти рук является главным стимулом развития психических познавательных процессов. Исследователи в области педагогики и психологии (Е. М. Беспаленко, Л. В. Занков, А. Р. Лурия, Н. С. Махина, Г. Е. Сухарева и др.) определяют нарушения в развитии мелкой моторики как один из симптомов интеллектуального недоразвития. Следствием этого может стать несогласованность двигательной и чувственной сферы, так как недостаточно развит каждый орган чувств в отдельности. Для развития восприятия и, двигательного в том числе, необходимо систематически проводить специальную развивающую работу.

Таким образом, целью исследования явилось создание специальных условий для развития мелкой моторики рук у дошкольников средней группы.

Задачи:

1) Разработка программы «Дидактические, театрализованные и сюжетно-ролевые игры и как средство развития мелкой моторики у дошкольников».

2) Апробация программы в средней группе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 42» г. Воронежа.

3) Провести сравнительный анализ реализации программы.

4) Предоставить выводы методисту и старшему воспитателю детского сада для реализации программы в других группах.

Реализация программы и участники исследования

Исследование проходило в средней группе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 42» г. Воронежа. Исследование началось в апреле 2018 года и продолжается в настоящее время. Программа рассчитана на 68 часов, т. е. реализуется два раза в неделю. Описываемые данные в статье являются промежуточными, т. к. эксперимент не завершен.

Программа имеет следующие разделы: игры с песком и натуральными камнями (литопедагогика); игры с крупами, бобовыми, макаронами; дидактические игры; сюжетно-ролевые игры; театрализованные игры (пальчиковый и кукольный театр); игры с соленым тестом; подвижные игры. В одной теме занятия могут сочетаться дидактические и подвижные игры, также комбинированные занятия предполагают сюжетно-ролевую игру и игру с крупами и др.

Все упражнения и игровые занятия в программе были разделены на четыре группы:

– группа упражнений связана с распознаванием предметов (чудесный мешочек, нахождение на ощупь в коробке определенную игрушку и др.);

– группа направлена на развитие координации движений;

– группа развивает ловкость пальцев;

– группа направлена на общее развитие мелкой моторики.

Обсуждение результатов

Успешность реализации программы оценивалось по следующим критериям:

– выполняет задание точно, без ошибок, укладывается в отведенное время — 1 балл;

– выполняет задание с незначительными ошибками, но укладывается в отведенное время — 0,5 балла;

– выполняет задание с множеством ошибок и не укладывается в отведенное время — 0 баллов.

В таблице приведены результаты на начало реализации программы (апрель 2018 года) и в промежуточный контроль (октябрь 2018 года). По каждому из пунктов находилось среднее арифметическое значение.

Мероприятие

Апрель 2018

Октябрь 2018

1.

Сюжетно-ролевая игра «Готовим торт» (игра, лепка из соленого теста, динамическая минутка).

0,63

0,86

2.

Игра — драматизация «Золушка» (на скорость нужно разделить в отдельные контейнеры горох, фасоль и рис).

0,54

0,78

3.

Сочетание дидактической и сюжетно-ролевой игры «Художники» (литопедагогика, т. е. выкладывание картины из камней, презентация картин)

0,71

0,89

4.

Дидактическая игра «Одень дерево». Предлагаются фигуры деревьев, но на них нет листьев. Есть пуговицы, к которым необходимо пристегнуть листья и плоды. Решается одновременно задача по развитию познавательной активности.

0,43

0,56

5.

Дидактическая и сюжетно-ролевая игра «Готовим букет». Из макаронных изделий различной формы дети создают букеты. Присутствует соревновательный эффект. За лучший (лучшие) букет поощрение. С букетом идут в гости (по инициативе детей).

0,57

0,88

6.

Театрализованные кукольные игры «Лиса и петух», «Курочка ряба», «Уголек, соломинка и боб» и др.

0,33

0,48

7.

Пальчиковый театр и дидактическая игра «Колобок», «Кто как говорит», «Танцы зверят» и др.

0,47

0,63

8.

Подвижные игры: «Зеркало» (необходимо успевать копировать движения напротив стоящего ребенка); считалочки с выполнением фигур кистями рук; игра «Домик» и «Баба Яга к нам пришла» (усиление концентрации зрительного и слухового внимания, тренировка координации движения).

0,76

0,89

9.

Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»

0,32

0,51

10.

Дидактические игры с графическим диктантом и штриховкой.

0,58

0,79

11.

Упражнения с мячом в подвижных играх.

0,77

0,92

Полученные данные наглядно показывают, что прогресс в развитии мелкой моторики достаточно хороший. Эти показатели не являются высокими, но разница в результатах на начало реализации программы и на момент проведения анализа по некоторым параметрам увеличилась на треть.

Лучшие показатели по дидактической и сюжетно-ролевой игре «Готовим букет». Разница составляет 0,31 балла. Это самый высокий результат. Улучшен результат в упражнениях и играх с мячом, но он и изначально был высоким, т. е. выше, чем показатели других игр и упражнений. Это объясняется тем, что дети чаще всего играют в мяч: на прогулке, на занятиях физической культурой с инструктором, на развивающих занятиях.

Упражнение «Кулак-ребро-ладонь» трудно дается детям, путаются в упражнении, но результаты тоже стали лучше.

Кукольный театр и постановки с использованием кукол также не дал высоких показателей. Но здесь есть погрешность. Есть дети, у которых прекрасно развита мелкая моторика, они хорошо владеют куклами и речью, но на общий результат это не повлияло.

Заключение. В настоящее время проблема развития мелкой моторики рук у дошкольников требует поиска инновационных образовательных ресурсов.

В исследовании раскрыта сущность образовательной деятельности через реализацию программы «Дидактические, театрализованные и сюжетно-ролевые игры и как средство развития мелкой моторики у дошкольников». Изучение состояние проблемы исследования, стало возможным благодаря анализу психолого-педагогической литературы, научных трудов, методических рекомендаций, которые позволили организовать психофизиологический процесс развития мелкой моторики у дошкольников средней группы детского сада комбинированного вида.

Предлагаемые игры и упражнения программы обеспечивают развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста, так как в содержании программы присутствуют методы обучения, соответствующие возрастным и психофизиологическим особенностям детей указанной возрастной группы.

Литература:

  1. Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. — М., 2000, — 48 с.
  2. Светлова, И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук [Текст] / И. Светлова. — М.: АСТ, 2011. — 56 с.
  3. Сиротюк, А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. Психогимнастика. Пальчиковые упражнения. Программа развития интеллекта / А. Л. Сиротюк — М.: ТЦ Сфера, 2011. — 48 с.
  4. Ткаченко Т. А. «Развиваем мелкую моторику», М.: Издательство ЭКСМО, 2007, — 80 с.
Основные термины (генерируются автоматически): мелкая моторика, реализация программы, игра, детский сад, сюжетно-ролевая игра, группа, мелкая моторика рук, средство развития, комбинированный вид, отведенное время.


Похожие статьи

Связь мелкой моторики с игровой деятельностью и ее влияние на...

Помогать ребенку в развитии мелкой моторики нужно с младенческого возраста.

В то же время умение играть в ролевые игры предполагает достаточно высокий уровень речевого

Иными словами, развитая мелкая моторика непосредственно влияет на успехи в игре и...

Роль дидактических игр и игровых упражнений для развития...

Игра — важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и доме, находят в игре практическое применение и развитие.

В более позднем возрасте для развития мелкой моторики рук могут использоваться все задания, рекомендованные для...

Условия успешного перехода из детского сада в школу

Известно также, что развитие мелкой моторики благотворно влияет на речь ребенка, поэтому поощряйте

Сюжетно-ролевые игры должны соответствовать современной жизни, поэтому

Например, во время игры в больницу напомните «врачу», что «пациентов» ждет вкусный обед.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через...

Данная статья раскрывает особенности формирования и развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через использование игр и игровых упражнений. Если руки неумелы, Если пальчики несмелы. Трудно ручку удержать, Буквы ровно написать.

Экспериментальная программа по развитию мелкой моторики...

Предполагается, что осуществляя работу по развитию мелкой моторики руки, все

Игра в дошкольном возрасте является основным видом деятельности детей, она позволяет

Практический материал по развитию мелкой моторики руки у детей в подготовительной...

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей...

Для развития силы рук и мелкой моторики помогают игры

Для развития согласованных движений рук, развития точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук, выполнение подражательных движений с младшими дошкольниками можно использовать такие...

Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные...

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто...

Кинетический песок как средство развития... | Молодой ученый

Игра с песком развивает тактильную чувствительность, мелкую моторику рук, наглядно-действенное мышление, восприятие и память. Совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных...

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного...

Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка сочетать движения со

Большое значение в развитии мелкой моторики имеет создание в группе обстановки

В условиях реализации стандарта, успех развития мелкой моторики у старших...

Похожие статьи

Связь мелкой моторики с игровой деятельностью и ее влияние на...

Помогать ребенку в развитии мелкой моторики нужно с младенческого возраста.

В то же время умение играть в ролевые игры предполагает достаточно высокий уровень речевого

Иными словами, развитая мелкая моторика непосредственно влияет на успехи в игре и...

Роль дидактических игр и игровых упражнений для развития...

Игра — важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и доме, находят в игре практическое применение и развитие.

В более позднем возрасте для развития мелкой моторики рук могут использоваться все задания, рекомендованные для...

Условия успешного перехода из детского сада в школу

Известно также, что развитие мелкой моторики благотворно влияет на речь ребенка, поэтому поощряйте

Сюжетно-ролевые игры должны соответствовать современной жизни, поэтому

Например, во время игры в больницу напомните «врачу», что «пациентов» ждет вкусный обед.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через...

Данная статья раскрывает особенности формирования и развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через использование игр и игровых упражнений. Если руки неумелы, Если пальчики несмелы. Трудно ручку удержать, Буквы ровно написать.

Экспериментальная программа по развитию мелкой моторики...

Предполагается, что осуществляя работу по развитию мелкой моторики руки, все

Игра в дошкольном возрасте является основным видом деятельности детей, она позволяет

Практический материал по развитию мелкой моторики руки у детей в подготовительной...

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей...

Для развития силы рук и мелкой моторики помогают игры

Для развития согласованных движений рук, развития точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук, выполнение подражательных движений с младшими дошкольниками можно использовать такие...

Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные...

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто...

Кинетический песок как средство развития... | Молодой ученый

Игра с песком развивает тактильную чувствительность, мелкую моторику рук, наглядно-действенное мышление, восприятие и память. Совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных...

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного...

Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка сочетать движения со

Большое значение в развитии мелкой моторики имеет создание в группе обстановки

В условиях реализации стандарта, успех развития мелкой моторики у старших...

Задать вопрос