Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кайсаканова Т. А., Зуйкова Г. В., Бернацкая А. А. Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС // Молодой ученый. — 2018. — №47. — С. 357-358. — URL https://moluch.ru/archive/233/54026/ (дата обращения: 09.12.2019).



Эстетическое воспитание является неотъемлемой частью всестороннего развития личности маленького человека. В процессе художественно-эстетического воспитания формируются творческие, культурные ценности.

В дошкольном возрасте у ребенка насыщенный эмоциональный фон, он особенно чувствителен к различным культурным проявлениям. Воспитание эстетически-художественных компетенций является важным условием приобщения ребенка к культуре.

Цель эстетического развития дошкольника направлена на общее развитие, духовное, нравственное, интеллектуальное. Для достижения цели, необходимым условием является реализация задач, через которые ребенок овладеет знаниями художественно-эстетической культуры, получит условия для развития способностей к художественно-эстетическому творчеству и эстетическому воспитанию.

В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования были выявлены проблемы художественно-эстетического развития дошкольников, которые могут быть успешно разрешены при условии повышения качества научно-методического сопровождения образовательного процесса.

В основе ФГОС ДО заложены следующие основные принципы:

– поддержка специфики и разнообразия детства;

– сохранения уникальности и самооценки детства, как важного этапа в общем развитии человека;

– личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;

– уважение личности ребенка как обязательное требование ко всем взрослым участникам образовательной деятельности;

– осуществление образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Содержание Образовательной Программы ДОУ обеспечивает развитие личности ребенка, их мотивации и способностей в различных видах деятельности по следующим направлениям:

– социально-коммуникативное развитие;

– познавательное развитие;

– речевое развитие;

– физическое развитие;

– художественно-эстетическое развитие.

Перед педагогом стоит задача в том, чтобы научить ребенка общаться с произведениями искусства в целом, развивать художественное восприятие, эмоциональную сферу, способность к коммуникации через художественные образы. В целом назначение любого вида искусства — это отражение сегодняшней действительности в художественных образах, и то, как ребенок научится их воспринимать, размышлять об идее художника, композитора, писателя, режиссера, зависит от работы каждого специалиста и воспитателя ДОУ.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие смыслового восприятия и понимания произведений искусства и окружающего мира; становление собственного эстетического отношения к нему; формирование начальных представлений о различных видах искусства — музыки, художественной литературы, фольклора. Огромную роль играет и эмоциональное отражение: умение сопереживать персонажам художественных произведений, видеть характеры героев и учит оценивать отношение автора произведения к написанному.

У педагогов есть немало возможностей для реализации программы художественно-эстетического направления. Необходимо обращать внимание детей на разнообразие форм, цветов, звуков, запахов в окружающем мире во время прогулок, экскурсий, а игре, в быту, в специально организованных видах деятельности. Для развития у детей эмоциональной отзывчивости необходимо побуждать их к совместному переживанию эмоций радости, сострадания, удивления, восхищения через проявление различных внешних признаков.

В реализации художественно-эстетического направления, создано вовлечение детей в разные виды деятельности: в сюжетно-ролевые и режиссерские игры. В изобразительной деятельности — рисовании, лепке, аппликации, художественном конструировании — экспериментирование с цветом, составление композиций; знакомство с техниками оригами, папье-маше, аппликация из рваной бумаги; работа с различными материалами: пластилином, глиной, бумагой, тканью, природным материалом и разными видами конструкторов: деревянный, бумажный, Лего, мягкий. Используются такие средства, как кисточки, карандаши, ножницы. В музыкальной деятельности — танцах, пении, игре на детских музыкальных инструментах — создаются художественные образы с помощью пластических средств, ритма, темпа, высоты и силы звука. В театральной деятельности, сюжетно — ролевой и режиссерской игре — способность языковыми средствами, средствами мимики, пантомимы, интонации учатся передавать характер, переживания и настроения персонажей.

Важным для художественно-эстетического развития является и приобщение детей к истокам народного творчества. Дошкольников знакомят с традиционными национальными и региональными промыслами, обрядами, песнями, хороводами; побуждают воспроизводить образцы народного творчества в самостоятельной изобразительной музыкальной, театрализованной деятельности.

Таким образом, новые воспитательные цели в развитии личностных компетенций дошкольников предполагают качественные изменения в сфере художественно-эстетического развития.

Литература:

  1. Баранова, Е. В., Савельева, А. М. От навыков к творчеству: обучение детей 2–7 лет технике рисования. — М.: Мозаика-Синтез, [2010. — 288 с.]
  2. Бутенко, Н. В. Теоретико-методологический регулятив художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста: теоретико-методологический аспект: монография. — М.: ВЛАДОС, [2012. — 410 с.]
  3. Веракса, Н. Е., Комарова, Т. С., Васильева, М. А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант). — М.: Мзаика-Синтез, [2014. — 368 с.]
  4. Голоменникова, О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5–7 лет с народным искусством. — М.: Мозаика-Синтез, [2010. — 205 с.]
  5. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество. — М.: Мозаика-Синтез, [2010. — 315 с.]
  6. Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, [2010. — 264 с.]
  7. Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, [2010. — 296 с.]
Основные термины (генерируются автоматически): художественно-эстетическое развитие, окружающий мир, ребенок, народное творчество, образовательная деятельность, художественно-эстетическое направление, эстетическое воспитание.


Похожие статьи

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного...

Эстетическое развитие ребёнка в детском саду — это ежедневный кропотливый труд во всех видах творческой деятельности как самого

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Авторы: Кондрашева Юлия Викторовна, Прудских Эльвира Викторовна.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников...

Оно предполагает: эстетическое развитие; ребенок в мире художественной литературы

Эстетическое воспитание детей осуществляется во взаимосвязи со всей

Художественно-эстетическая деятельностьдеятельность, возникающая у ребенка в...

Эстетическое воспитание дошкольников | Статья в сборнике...

Эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса

При аттестации детских садов это направление выделяется как приоритетное наряду с

Эстетическое воспитание – это организация жизни и деятельности детей...

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного...

Кондрашева Ю. В., Прудских Э. В. Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст]

Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него...

Роль художественно-эстетической деятельности дошкольников...

Одна из главных задачвоспитания детей в художественно-эстетической деятельности является развитие у них элементов творчества. Детское творчество — первое звено развития творческой деятельности, в которой ребенок проявляет свое понимание...

Проблема художественно-эстетического воспитания детей...

Ольховая А. А. Проблема художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в практике дошкольной педагогики [Текст]

ребенок, изобразительная деятельность, творчество, рисунок, рисование, окружающий мир, дошкольный возраст, детское рисование...

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного...

Эстетическое воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на личность, имеющее поступательное движение по возрастанию сложности, требующее многократного повторения и закрепления, в различных формах и вариациях.

Народное декоративно-прикладное искусство как средство...

Ключевые слова: эстетическое воспитание, художественное воспитание, народное декоративно-прикладное искусство, хакасская традиционная вышивка. Введение Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования дошкольного...

Приобщение детей старшего дошкольного возраста...

Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое развитие — важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности...

Похожие статьи

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного...

Эстетическое развитие ребёнка в детском саду — это ежедневный кропотливый труд во всех видах творческой деятельности как самого

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Авторы: Кондрашева Юлия Викторовна, Прудских Эльвира Викторовна.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников...

Оно предполагает: эстетическое развитие; ребенок в мире художественной литературы

Эстетическое воспитание детей осуществляется во взаимосвязи со всей

Художественно-эстетическая деятельностьдеятельность, возникающая у ребенка в...

Эстетическое воспитание дошкольников | Статья в сборнике...

Эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса

При аттестации детских садов это направление выделяется как приоритетное наряду с

Эстетическое воспитание – это организация жизни и деятельности детей...

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного...

Кондрашева Ю. В., Прудских Э. В. Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст]

Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него...

Роль художественно-эстетической деятельности дошкольников...

Одна из главных задачвоспитания детей в художественно-эстетической деятельности является развитие у них элементов творчества. Детское творчество — первое звено развития творческой деятельности, в которой ребенок проявляет свое понимание...

Проблема художественно-эстетического воспитания детей...

Ольховая А. А. Проблема художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в практике дошкольной педагогики [Текст]

ребенок, изобразительная деятельность, творчество, рисунок, рисование, окружающий мир, дошкольный возраст, детское рисование...

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного...

Эстетическое воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на личность, имеющее поступательное движение по возрастанию сложности, требующее многократного повторения и закрепления, в различных формах и вариациях.

Народное декоративно-прикладное искусство как средство...

Ключевые слова: эстетическое воспитание, художественное воспитание, народное декоративно-прикладное искусство, хакасская традиционная вышивка. Введение Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования дошкольного...

Приобщение детей старшего дошкольного возраста...

Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое развитие — важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности...

Задать вопрос