Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Соболева, Е. В. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи / Е. В. Соболева, Н. В. Югова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46.2 (232.2). — С. 99-103. — URL: https://moluch.ru/archive/232/54122/ (дата обращения: 20.04.2024).



В данной статье представлен опыт работы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи через совместные мероприятия.

Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей¸ становятся ближе.

В.А. Сухомлинский

Необходимость тесного сотрудничества и содружества общественного воспитания с семьёй декларируется практически в каждом российском нормативно-правовом или методическом документе. Это объясняется социально-экономическими изменениями в стране, ростом научного психолого-педагогического знания, повышением требований к уровню воспитания и образования подрастающего поколения.

Актуальны проблемы взаимодействия с семьёй ещё и потому, что в современном обществе наблюдается кризис семьи: не ценится само понятие «семья», всё чаще употребляется понятие «гражданский брак», в большинстве семей воспитывается один ребёнок, или дети воспитываются в неполной семье. Гораздо престижнее стало сделать успешную карьеру, чем родить и вырастить детей.

Однако и в Конвенции о правах ребёнка, и в Конституции Российской Федерации, и в Законе об образовании, и в семейном кодексе, равно как и в трудах психологов, педагогов прошлого и настоящего отчетливо обозначена приоритетная роль семьи в формировании личности ребёнка. Великий педагог В.А. Сухомлинский справедливо отмечал: «Семья – та первичная среда, где человек учится творить добро».

Обязанность педагога – донести до родителей мысль о том, что развитие ребёнка осуществляется успешно при условии гармоничного сочетания всех сторон воспитания, определённых приёмов и методов.

Наше дошкольное учреждение, как и любое другое, имеет уникальную возможность постоянного взаимодействия с родителями, с социумом, и использует различные формы: беседы; консультации; родительские собрания; дни открытых дверей; круглый стол с участием родителей; мастер-классы; совместные проекты; анкетирование родителей; участие в конкурсах разных уровней; работа с родительским активом группы; открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей и занятия с участием родителей; участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов; совместные экскурсии; выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями и др.

Все формы взаимодействия хороши, но особое внимание мы уделяем совместным мероприятиям, где родители являются активными участниками. Это праздники, спортивные и интеллектуальные развлечения, совместные занятия, где всё происходит творчески и интересно, а сама атмосфера способствует раскрытию талантов и у детей, и их родителей. В такой обстановке происходит единение взрослых и малышей, в итоге формируется единый коллектив. Родителям интересно встречаться, обсуждать проблемы группы, находить пути их решения. Они начинают анализировать собственные действия, подходить к воспитанию как к серьёзному и целенаправленному процессу.

Подготовка и проведение совместных досуговых мероприятий развивает отношения педагогов и родителей, родителей и детей, содействует развитию отношений между семьями воспитанников. Это даёт возможность актуализировать творческий потенциал взрослых и детей. Сама организация таких мероприятий отличается не только внешними средствами активизации творческой деятельности, но и глубинными процессами обращения к личным качествам: коммуникабельности, субъективности, креативности.

C:\Users\User_VS\Desktop\image-0-02-05-b32602898bb5c1804f9b6a29c32c619b535d1bc519a5fa7a01c3553bc66c04ee-V.jpgF:\Files\фото\Группы\10 группа\Веселые старты 2016\P1210227.JPG

Военно-патриотическая игра «Зарница» с участием родителей и детей

Спортивный праздник «Веселые старты», посвященное Дню защитника Отечества

Мастер-класс с родителями «Осенний вернисаж» (лепка из соленого теста)

Определяющей целью разнообразной совместной деятельности в системе «педагоги‑родители‑дети», по мнению Е.С. Евдокимовой, является удовлетворение потребностей ребенка, имеющих ведущее значение для его развития:

– потребность в любви, одобрении;

– стремление к овладению собственным телом, психическими функциями, социальными способами взаимодействия с другими людьми;

– потребность в удержании освоенных действий через их постоянное воспроизведение;

– потребность в ознакомлении с окружающим миром.

F:\Статья\P1200760.JPG

День дружбы

День российского флага

Праздник, развлечение, досуг – это день, объединяющий семьи воспитанников, педагогов (воспитателей, музыкальных руководителей и др.) по случаю какого-либо события, которые решают ряд задач:

 преодоление препятствий в общении взрослых и детей;

 развитие у воспитывающих взрослых способности понимать эмоциональные состояния и чувства детей;

 приобретение родителями опыта проведения таких мероприятий, с опорой на рекомендации педагогов и специалистов.

Для взрослых и детей праздник – это вcегда яркое, незабываемое cобытие. Размышляя о том, что такое праздник, взрослые говорят: «это определенное состояние», «чувство оптимизма», «активизация», «радость», «стимул», «отдых», «получение новой информации». Дети, cо свойственной им жизнерадостностью, вторят: «это cюрприз», «ожидание», «радоcть», «cмех», «неожиданность», «клоуны», «торт».

Совместное творчество детей и взрослых в подготовке и проведении таких мероприятий проходит поэтапно.

1 этап. Информационный.

Совместная встреча педагогов с родителями по поводу их участия в празднике вместе с детьми.

2 этап. Проектирование.

Обсуждение группой педагогов и родителей вариантов взаимодействия в системе «дети‑родители‑педагоги». Составление сценария и программы действий детей и взрослых на мероприятии. Распределение ролей, исходя из индивидуальных особенностей и личных пожеланий детей и взрослых.

3 этап. Подготовительный.

Обсуждение воспитывающими взрослыми всех вопросов, касающихся организации мероприятия.

4 этап. Реализация проекта.

Поддержка воспитателями и музыкальным руководителем детей, родителей и других членов семьей воспитанников в выполнении сценария (снятие напряженности, обыгрывание сложных ситуаций и пр.).

5 этап. Рефлексивный.

Групповой просмотр фото и видеозаписей проведенного мероприятия с последующим анализом, оценкой успехов и неудач.

C:\Users\Андрей\Desktop\P1220364.JPGНаиболее значимы семейные праздники для cемьи c ребенком раннего возраста, потому что ребенок до 3 лет лучше чувcтвует себя, когда на празднике рядом c ним находятcя родители.

Концерт «Семейные таланты» (родитель и ребенок) для бабушек и дедушек

Семейный театр – это творческое объединение нескольких семей и педагогов детского сада, ориентированное на развитие воспитательного потенциала семьи. Семейный театр изменяет детско‑взрослые отношения в семье, а также отношение родителей к детскому саду.

Домашние театральные постановки на протяжении длительного времени (конец XVIII – начало XX вв.) были одной из ведущих форм проведения семейного досуга в России. Расцвет и всплеск интереса к «домашнему театру» приходится на конец XIX – начало XX вв.

В представлениях домашнего театра, по свидетельствам историков, искусствоведов и педагогов, участвовали все члены семьи: дети, родители, бабушки, дедушки и другие родственники. Организовывались эти представления для показа в семейном кругу и являлись неотъемлемой частью проведения совместного досуга.

Третий год в нашем детском саду проходит «Неделя театра», в которой активное участие принимают и дети, и взрослые. В течении недели малыши знакомятся с разными видами театра, с историей его возникновения, повышают уровень актёрских способностей, умению раскрепощено держаться при выступлениях на публике, а в заключение готовится показ театрализованного представления в триаде «дети‑родители‑педагоги».В процессе подготовки и реализации проекта устанавливаются тесные отношения между всеми воспитывающими взрослыми и детьми. Вся работа также строится поэтапно, решая задачи:

 вызвать у детей интерес к театральной деятельности;

 способствовать созданию у детей радостного настроения, развивать воображение и способности к творчеству;

 укрепление культурных связей между педагогами и семьями воспитанников, интереса к театру и театрализованной деятельности, событиям культурной жизни ДОУ;

 Развитие у семей интереса к посещению профессиональных театров.

Театр с самого раннего детства развивает в ребенке творческие задатки, стимулирует развитие психических процессов, совершенствовать телесную пластичность и формирует творческую активность, способствует гармонизации детско‑взрослых отношений, объединению семей, сокращению «духовной пропасти» между взрослыми и детьми.

F:\Статья\DSC_0301.JPG

Неделя театра «Покажем сказку малышам»

Совместные досуговые мероприятия стали своеобразной визитной карточкой дошкольного учреждения, которые способствуют укреплению семейных связей через общее творчество, прикосновение к культуре и искусству, помогают в игровой, занимательной форме донести до родителей интересы и переживания ребёнка, знакомить их с тем, что происходит в детском саду, делают активными единомышленниками.

Если такие праздничные встречи становятся доброй традицией, то в лице родителей педагоги имеют хороших союзников во всех начинаниях дошкольного учреждения.

Литература:

  1. Е.С. Евдокимова, Н.В. Додокина, Е.А. Кудрявцева «Детский сад и семья: Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей»: Мозаика‑Синтез; Москва; 2007
  2. Т.И. Кандала, О.А. Семкова, О.В. Уварова «Занимаемся, празднуем, играем: сценарии совместных мероприятий с родителями»:Учитель, Волгоград; 2012
  3. Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко: Дошкольное учреждение и семья – единое пространство развития: Москва: ЛИНКА, 2001
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, взрослый, детский сад, педагог, семья воспитанников, дошкольное учреждение, мероприятие, реализация проекта, семейный театр.


Похожие статьи

родитель, детский сад, ребенок, семья воспитанников...

дошкольное образовательное учреждение, родитель, дошкольное учреждение, детский сад, ребенок, воспитательный процесс, открытость, педагог, семья. Создание системы взаимодействия с родителями воспитанников...

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок...

дошкольное образовательное учреждение, родитель, дошкольное учреждение, детский сад, ребенок, воспитательный процесс, открытость, педагог, семья. Создание системы взаимодействия с родителями воспитанников...

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

Семья и дошкольные учреждения — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка.

Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи

Семья взаимодействует с ДОУ или детский сад с семьёй? Можно ли поставить знак равенства между словами «взаимодействие», «сотрудничество»

В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций...

Активное участие родителей в образовательной деятельности...

ФГОС ДО нацелен на реализацию принципа открытости детского сада для родителей.

Воспитанники группы при поддержке взрослых приняли активное участие в региональном

Участие в жизни детского сада сблизило педагогов, родителей и детей, подружило семьи.

Использование театрализованной деятельности в сотрудничестве...

Совместный театр взрослых и детей — это театр-школа, где вся деятельность театра

Семьи воспитанников стали чаще прислушиваться к мнению педагогов и принимать

родитель, семья, Ребенок, детский сад, детско-родительский клуб, образовательный...

Детский сад и семья — взаимодействие и сотрудничество

Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку.

Педагогическое сопровождение и помощь родителям...

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс. Организация взаимодействия педагога и родителя в условиях ДОУ.

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей...

Взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей на современном этапе одна из самых

Существуют различные взгляды родителей на сотрудничество ДОУ с семьёй.

Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него...

Взаимодействие педагога с семьями воспитанников в рамках...

‒ Создать атмосферу взаимопонимания родителей, воспитанников и педагогов детского сада

Работа над проектами ведется постоянно, а участие в них родителей уже традиция.

дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание, ребенок, здоровый образ...

Похожие статьи

родитель, детский сад, ребенок, семья воспитанников...

дошкольное образовательное учреждение, родитель, дошкольное учреждение, детский сад, ребенок, воспитательный процесс, открытость, педагог, семья. Создание системы взаимодействия с родителями воспитанников...

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок...

дошкольное образовательное учреждение, родитель, дошкольное учреждение, детский сад, ребенок, воспитательный процесс, открытость, педагог, семья. Создание системы взаимодействия с родителями воспитанников...

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

Семья и дошкольные учреждения — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка.

Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи

Семья взаимодействует с ДОУ или детский сад с семьёй? Можно ли поставить знак равенства между словами «взаимодействие», «сотрудничество»

В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций...

Активное участие родителей в образовательной деятельности...

ФГОС ДО нацелен на реализацию принципа открытости детского сада для родителей.

Воспитанники группы при поддержке взрослых приняли активное участие в региональном

Участие в жизни детского сада сблизило педагогов, родителей и детей, подружило семьи.

Использование театрализованной деятельности в сотрудничестве...

Совместный театр взрослых и детей — это театр-школа, где вся деятельность театра

Семьи воспитанников стали чаще прислушиваться к мнению педагогов и принимать

родитель, семья, Ребенок, детский сад, детско-родительский клуб, образовательный...

Детский сад и семья — взаимодействие и сотрудничество

Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку.

Педагогическое сопровождение и помощь родителям...

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс. Организация взаимодействия педагога и родителя в условиях ДОУ.

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей...

Взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей на современном этапе одна из самых

Существуют различные взгляды родителей на сотрудничество ДОУ с семьёй.

Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него...

Взаимодействие педагога с семьями воспитанников в рамках...

‒ Создать атмосферу взаимопонимания родителей, воспитанников и педагогов детского сада

Работа над проектами ведется постоянно, а участие в них родителей уже традиция.

дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание, ребенок, здоровый образ...

Задать вопрос