Театрализованные игры в обучении и воспитании детей с различными возможностями. Социальная адаптация детей с ОВЗ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 июля, печатный экземпляр отправим 22 июля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Позднякова, Н. А. Театрализованные игры в обучении и воспитании детей с различными возможностями. Социальная адаптация детей с ОВЗ / Н. А. Позднякова, С. А. Светличная, В. Д. Рубаненко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46.2 (232.2). — С. 93-96. — URL: https://moluch.ru/archive/232/54119/ (дата обращения: 05.07.2020).



Работа в данном направлении проводится с 2000 года на логопункте нашего дошкольного учреждения, затем в группе компенсирующей направленности с детьми различной степени тяжести.

В данный период в нашем дошкольном учреждении такой группы нет, но на логопункте стали оставаться дети, родители которых по каким-то причинам отказались от оформления ребёнка в специализированные сады или группы. Чаще стали появляться дети с инвалидностью, которым иногда необходимы особые условия развития.

В соответствии с «Конвенцией о правах ребёнка» (1993 г.) и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1993 г.) каждому ребёнку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование с учётом его индивидуальных возможностей. Эту информацию мы обязательно доносим до родителей, уточняя возможности предоставления ребёнку необходимой ему помощи.

Самую представительную группу среди «проблемных» детей составляют дети с интеллектуальной недостаточностью, так как чаще всего в патологический процесс оказываются вовлечены все стороны психофизического развития ребёнка: мотивационно – потребностная, социально – личностная, моторно – двигательная, эмоционально – волевая, а также мышление, познавательная и продуктивная деятельность, речь, поведение и, как следствие этого, нарушение целостного развития.

Каждый педагог знает, что нормальное развитие ребёнка возможно только при совокупности нескольких условий:

  1. Состояние здоровья ребёнка – биологический фактор развития.
  2. Благоприятная социально-педагогическая среда – социальный фактор развития, включающая специально организованное предметно-игровое пространство, обеспечение условий для эмоционального, познавательного и коммуникативного развития.
  3. Активность самого ребёнка – двигательная, познавательная, речевая, коммуникативная.

D:\Изображения\2017-10-09 фото телефон\фото телефон 075.jpg

Самым тесным образом с содержанием всех разделов программы на всех этапах обучения связана игра. На особом месте находятся театрализованные игры. Именно они оказывают помощь в решении проблемы взаимодействия взрослого с ребёнком в эмоциональном и социально-нравственном развитии, оказывают влияние на физическое и моторно-двигательное, сенсорное, познавательное развитие. Нельзя переоценить их роль в речевом и коммуникативном развитии. Но успешному и наиболее эффективному применению театрализованных игр должна предшествовать большая предварительная работа.

С чего же начинать?

С налаживания контакта с воспитателями групп, в которых находятся дети с ОВЗ и совместной диагностики детей?

При анализе диагностирования детей с ОВЗ на фоне низкого уровня общего развития наблюдалось своеобразие эмоционального и социально-личностного развития: эмоциональная обеднённость, снижение эмоциональной отзывчивости, способности к эмоциональному подражанию, слабая реакция на новое. Дети с ОВЗ практически не стремились к самостоятельности и оставались индифферентными к своим действиям. Поэтому главной задачей является необходимость вызвать у детей интерес, активность, желание общаться со взрослыми и детьми, постоянно поддерживать положительный эмоциональный фон настроения, активизировать речевую деятельность детей. На это особенно пришлось уделить внимание, так как основной состав детей группы с незначительными нарушениями звукопроизношения и достаточно внятной речью, часть детей со значительным нарушением звукопроизношения, неудовлетворительным состоянием просодической стороны речи.

Можно только удивляться и убеждаться в мудрости и уникальности наших предков, которые задолго до открытия учёными взаимосвязи рук и речи, придумывали и передавали из поколения в поколение такие потешки: «Сорока-белобока», «Мальчик-пальчик», «Ладушки-ладушки» и т.д.

D:\Новая папка\FLASH_SVETA\IMG_1153.JPG

D:\статья\фото к статье\2018 фото с телефона 1654.jpg

Я, как логопед, в своей работе большое внимание уделяю таким упражнениям, как массаж и самомассаж, а воспитатели, в свою очередь, параллельно со мной работают над пальчиковой гимнастикой, которая выполняется в сопровождении коротких стихотворений и потешек. Как одно из новых направлений развития интеллекта используются методы кинезиологии (развитие головного мозга через движения); специальные упражнения пальцев и кистей рук, языка, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, выполнение различных мимических движений, упражнения на координацию и ориентировку в пространстве.

Все эти упражнения сначала разучиваются вместе с детьми, выполняются по показу, индивидуально. Потом можно использовать словесную инструкцию, иллюстративный материал, всевозможные схемы, картинки, карточки-пиктограммы. Дети могут выполнять эти упражнения парами (зеркальное отображение), небольшими подгруппами, с использованием необходимых предметов, игрушек, элементов мини театров, деталей костюмов, декораций. Выполнение таких упражнений закономерно приводит к ознакомлению детей с основными эмоциональными состояниями и способами их вербального и невербального выражения, развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения, когда каждый ребёнок имеет возможность в дальнейшем проявить себя в какой-то роли.

За время нашей совместной работы мы смогли убедиться в своевременности, эффективности и целесообразности использования театральных методик в работе с детьми. Это подтверждают и новые направления в практике дошкольных образовательных учреждений, одним из которых является работа с детьми с ОВЗ, посещающими массовые группы. Всё чаще знакомые всем слова и понятия: игра, игрушка, музыка, кукла, сказка употребляются в словосочетаниях со словами «терапия», «педагогика».

Появилась литература, поднимающая и решающая проблемы применения театрализованных игр.

Одновременно с обучающим моментом театрализованные игры имеют огромное воспитательное значение: через них дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, учатся думать, анализировать, делать выводы и обобщения; совершенствуется речь, звуковая культура, интонационный строй, незаметно активизируется словарь; происходит приобщение к духовным ценностям. А реализация развития ребёнка посредством театрализованной деятельности осуществляется через:

 Создание условий для развития творческой активности детей: способность свободно и раскрепощено держаться, уметь использовать и импровизировать средства мимики, выразительных движений, интонаций и т.д.

 Приобщение детей к театральной культуре: знакомство с разными жанрами и видами театров.

 Обеспечение театрализованной взаимосвязи с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.

 Создание условий для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Только при выполнении всех этих условий мы можем получить конкретный, зримый результат.

D:\Изображения\2018-03-07 фотка\фотка 693.jpg

Этапы развития театральной деятельности:

  1. Обследование.
  2. Самомассаж.
  3. Артикуляционная гимнастика /развитие мимики/.
  4. Развитие эмоциональной отзывчивости /психолог, воспитатели, музыкальные работники, хореограф, преподаватели по изобразительной деятельности и физической культуре, логопед, медицинские работники, положительно настроенный коллектив МДОУ, театр /мимика, жесты, интонации/.
  5. Пальчиковая гимнастика.
  6. Потешки.
  7. Кинезеологическая гимнастика.
  8. Дыхательная гимнастика.
  9. Логоритмика.
  10. Развитие просодической стороны речи /интонирование/.
  11. Мини-сценки с игрушками.
  12. Элементы сюжетно-ролевой игры, сама игра.
  13. Участие в утренниках, развлечениях, выступлениях перед детьми, другими взрослыми в театрализованных постановках от мини-сценок до игр-драмматизаций.

D:\статья\фото к статье\2018 фото с телефона 1629.jpg

D:\статья\фото к статье\IMG_1162.JPG

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дыхательная гимнастика, развитие, игра, создание условий, просодическая сторона речи, эмоциональная отзывчивость, пальчиковая гимнастика, коммуникативное развитие, дошкольное учреждение.


Похожие статьи

Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием...

Статья посвящена вопросу речевого развития детей дошкольного возраста. Раскрывается влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей. Приведены принципы применения пальчиковых игр в работе с детьми. Ключевые слова: речевое развитие, пальчиковая...

Педагогика оздоровления в системе коррекции общего...

- нормализация просодической стороны речи. Музыкальная ритмика используется при лечении

Массаж показан детям с расстройствами речи. Тем же, которые с наибольшим трудом поддаются коррекции педагогическими методами, эта процедура особенно необходима.

Пальчиковые игры как средство развития речи дошкольников

Дошкольный возраст имеет исключительно важное значение для развития ребенка. Развитие речи ребенка и рук идет параллельно. Важным аспектом выбранной темы является необходимость гармонизации мелкой моторики рук и органов речи...

Пальчиковые игры на музыкальных занятиях в детском саду

Стимуляция центров мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, массаж кистей рук и пальчиков) вызывает распространение

В этом случае пальчиковые игры и упражнения- уникальное средство для развития тонкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи, а...

Профилактика нарушений речи у детей младшего дошкольного...

в) Игры иупражнения по формированию просодической стороны речи (дыхание, голос

мелкая моторика, развитие мышления, речевое развитие, пальчиковая гимнастика.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры.

Нетрадиционные формы и методы развития речи детей в ДОУ

В связи с этим, развитие речи ребенка раннего возраста приобретает особую актуальность в

− голосовые и дыхательные упражнения, задания на развитие артикуляционного аппарата

Работа со сказкой способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его...

Использование здоровьесберегающих технологий как одно из...

Упражнения дыхательной гимнастики можно использовать как физкультминутки в процессе логопедического занятия или как его часть, направленную на развитие речевого дыхания, в результате чего возрастает объём и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных...

Пальчиковая гимнастика — здоровьесберегающая технология...

Пальчиковая гимнастика — здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей с тяжелыми множественными

Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников. Пальчиковая гимнастика для детей или упражнения для развития пальчиков...

Использование пальчиковой гимнастики как одно из средств...

Пальчиковая гимнастика не просто игра, а средство воспитания детей младшего возраста, поэтому взрослые должны учить их

В ранние, дошкольные годы ребенка разнообразные пальчиковые игры являются тем видом творческой деятельности, посредством которого...

Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики.

Пальчиковая гимнастика для детей или упражнения для развития пальчиков — эффективный

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать...

Похожие статьи

Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием...

Статья посвящена вопросу речевого развития детей дошкольного возраста. Раскрывается влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей. Приведены принципы применения пальчиковых игр в работе с детьми. Ключевые слова: речевое развитие, пальчиковая...

Педагогика оздоровления в системе коррекции общего...

- нормализация просодической стороны речи. Музыкальная ритмика используется при лечении

Массаж показан детям с расстройствами речи. Тем же, которые с наибольшим трудом поддаются коррекции педагогическими методами, эта процедура особенно необходима.

Пальчиковые игры как средство развития речи дошкольников

Дошкольный возраст имеет исключительно важное значение для развития ребенка. Развитие речи ребенка и рук идет параллельно. Важным аспектом выбранной темы является необходимость гармонизации мелкой моторики рук и органов речи...

Пальчиковые игры на музыкальных занятиях в детском саду

Стимуляция центров мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, массаж кистей рук и пальчиков) вызывает распространение

В этом случае пальчиковые игры и упражнения- уникальное средство для развития тонкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи, а...

Профилактика нарушений речи у детей младшего дошкольного...

в) Игры иупражнения по формированию просодической стороны речи (дыхание, голос

мелкая моторика, развитие мышления, речевое развитие, пальчиковая гимнастика.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры.

Нетрадиционные формы и методы развития речи детей в ДОУ

В связи с этим, развитие речи ребенка раннего возраста приобретает особую актуальность в

− голосовые и дыхательные упражнения, задания на развитие артикуляционного аппарата

Работа со сказкой способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его...

Использование здоровьесберегающих технологий как одно из...

Упражнения дыхательной гимнастики можно использовать как физкультминутки в процессе логопедического занятия или как его часть, направленную на развитие речевого дыхания, в результате чего возрастает объём и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных...

Пальчиковая гимнастика — здоровьесберегающая технология...

Пальчиковая гимнастика — здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей с тяжелыми множественными

Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников. Пальчиковая гимнастика для детей или упражнения для развития пальчиков...

Использование пальчиковой гимнастики как одно из средств...

Пальчиковая гимнастика не просто игра, а средство воспитания детей младшего возраста, поэтому взрослые должны учить их

В ранние, дошкольные годы ребенка разнообразные пальчиковые игры являются тем видом творческой деятельности, посредством которого...

Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики.

Пальчиковая гимнастика для детей или упражнения для развития пальчиков — эффективный

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать...

Задать вопрос