Люди вместе могут совершить то, чего
не в силах сделать в одиночку;
единение умов и рук, сосредоточение их сил
может стать почти всемогущим
Д. Уибсте
Современная социальная ситуация диктует необходимость в организации сетевого взаимодействия, диалога между дошкольными образовательными учреждениями.
В Федеральном Законе от 29.12.2013 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 13 п.1 говорится: «Образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации».
Идея создания сети образовательных учреждений нашла своё отражение в приоритетном национальном проекте «Образование». Идея направлена на повышение качества образования на основе организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений, реализующих инновационные программы, с другими образовательными учреждениями.
Сетевая модель является одним из перспективных путей развития методической службы организации и основывается на следующих принципах:
- открытость во взаимодействии с образовательными учреждениями на основе «социального партнёрства»;
- развитие прочных вертикальных и горизонтальных связей между профессиональными командами, работающими над общими проблемами;
- использование «сетевого взаимодействия», когда любое образовательное учреждение и педагог могут взаимодействовать с любым образовательным учреждением или педагогом по вопросам совместной работы;
- применение в организационной форме деятельности методической службы технологии проектного метода или проектного подхода.
В сетевом взаимодействии с дошкольными образовательными учреждениями №№ 39, 53, 63, 74 города Волжского и Алексеевским детским садом «Сказка» Алексеевского муниципального района Волгоградской области наш детский сад работаем с 2013 года. Только за последний год в работе сетевого методического объединения (МО) приняли участие 75 педагогов.
В ходе работы убедились, что данная модель позволяет более эффективно решать проблему взаимосвязи субъектов. Сетевая организация методической службы характеризуется богатой информационной средой, наличием информационных потоков, более свободно преодолевающих традиционные внутриорганизационные барьеры. (Рисунок № 1).
Детский сад
Рис. 1 – Сетевое методическое объединение воспитателей
Методическая работа в новой модели организуется при активном участии педагогов, когда деятельность каждого участника сетевого сообщества направлена на решение следующих задач:
развитие системы образования через методическую сеть, которая обеспечивает открытость достижений педагогов, стимулирует их активность в распространении и освоении инновационного опыта;
организация системной адресной поддержки в развитии творческого потенциалаи конкурентоспособности образовательных учреждений и педагогов;
создание благоприятных условий для непрерывного образования педагогов, роста их профессиональной компетентности, формирования лидерской позиции.
Организация и функционирование данной модели способствуют созданию условий для рационального и эффективного использования педагогического потенциала и ресурсов общеобразовательных учреждений.
Существует несколько моделей сетевого взаимодействия, но наши учреждения используют модель сетевого методического объединения воспитателей и узких специалистов (Рисунок № 2).
Рис. 2 – Сетевое методическое объединение узких специалистов
Алгоритм действий таков:
Разработать Положение о сетевом взаимодействии.
Назначить руководителя методического объединения (далее в тексте МО) из наиболее квалифицированных педагогов.
Разработать план работы на год таким образом, чтобы каждое дошкольное учреждение, каждый педагог были включены в активную методическую деятельность.
Как строится работа?
1. Взаимодействие педагогов строится в режиме системных мероприятий через разнообразные формы методической работы.
2. Разрабатываются тематические планы, конспекты, методические разработки и рекомендации, дидактический материал.
3. В течение года каждое учреждение показывает открытые мероприятия по выбранной теме.
4. Раз в год проходит методическая неделя или «неделя открытых дверей» во всех ДОУ, воспитатели имеют возможность посетить любой детский сад.
5. Два раза в год проходит заседание старших воспитателей и руководителей, где они делятся мнениями по работе «сетевого» МО, заслушивают рекомендации по улучшению качества работы.
Переход к сетевому принципу организации дошкольного образования предполагает объединение методических усилий и развитие системы методической поддержки новых организационных форм в системе дошкольного образования.
В чем достоинства сетевой модели?
реализуется адаптивная структура управления методической работы с педагогами, которая позволяет оперативно решать постоянно возникающие задачи на принципе делегирования полномочий и ответственности;
реализуется модель непрерывного образования педагогов за счет введения новых временных элементов сети – проектных команд;
вводится мобильная система адресно-методической поддержки, как для педагога, так и педагогического коллектива образовательного учреждения;
формируются лидерские позиции педагога;
расширяется сетевое образовательное пространство через введение новых форм взаимодействия;
развиваются маркетинговые возможности методической работы в целях получения наибольшего эффекта в процессе деятельности.
Таким образом, управление качеством образования на основе сетевого взаимодействия в условиях формирования вариативной образовательной среды обеспечивает условия, при которых любой участник образовательного процесса может взаимодействовать с любым дошкольным образовательным учреждением или педагогом по вопросам совместной работы, обмена идеями, обмена интеллектуальными продуктами, что позволяет удовлетворить профессиональные запросы каждого из участников.
Литература:
- Федеральный Закон от 29.12.2013 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Москва: Проспект.– 2013. – С. 20 – 21.
- Василевская, Е. В. Сетевая организация методической работы на муниципальном уровне: Методическое пособие / Е.В. Василевская // Методист. – 2005. – № 6. – С. 15 – 23.
- Комарова, Л.И. Формирование инновационной модели сетевой муниципальной методической службы в условиях модернизации образования: Муниципальные методические службы в условиях системных изменений в образовании / Л.И. Комарова, Ф.А. Жуков // Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования. – 2008. – С. 31 – 44.