История развития отрасли связи в Хабаровске (середина ХIХ – начало ХХI вв.) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 июля, печатный экземпляр отправим 22 июля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Назаренко, В. П. История развития отрасли связи в Хабаровске (середина ХIХ – начало ХХI вв.) / В. П. Назаренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46.1 (232.1). — С. 33-35. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53989/ (дата обращения: 05.07.2020).



В ХVII веке, как узнали в Московии о существовании далёкой восточной окраины, о несметных ее богатствах, потянулись «навстречу солнцу» разные «охочие» люди. Шли казаки, купцы, промышленники, священники и крестьяне не только за лёгкой поживой, но и ради славы и всем им нужна была устойчивая связь с центральными областями. Русские землепроходцы, направляющиеся на Амур и на Охотское побережье должны были поддерживать связь с властями Якутского уезда. Так якутский воевода П.П. Головин отправляя летом 1643 г. В.Д. Пояркова на Амур, приказывал ему отсылать с дороги отчеты о походе – «отписки», но дождался лишь однажды. От Е.П.Хабарова известия были чуть чаще. Но в целом, все эти события – лишь начало истории связи.

Продвижение по Амуру и Охотскому морю создало необходимость создания определённых государственных служб. В тот период оперативную связь Дальнему Востоку могла дать только телеграфная линия, протянувшаяся от Петербурга до устья Амура. В середине XIX в. телеграфное строительство в России только начиналось. В 40-е гг. были построены короткие телеграфные лилии, соединявшие Зимний дворец с Главным штабом, Главным управлением путей сообщения и публичных зданий, Царским селом и Петергофом. В 1852-1854 гг. были построены первые крупные телеграфные линии Петербург-Москва и Петербург-Варшава. Последняя была соединена с телеграфными линиями Пруссии и Австрии. Крымская война заставила царской правительство спешно приступить к строительству телеграфных линий к прибрежным городам Балтийского и Черного морей, и к 1 января 1855 г. с Петербургом были соединены Ревель, Рига, Гельсингфоррс, Одесса, Николаев и Симферополь.

В 1870-1905 гг. на Дальний Восток прибыло 182767 переселенцев из Европейской России, Украины, Сибири. Быстрыми темпами растут города. Так, если на рубеже 60-70 гг. XIX века в дальневосточных городах проживало около 11 тыс. чел., то уже в 1906 г. – 138 тыс. чел., хотя это и относительный рост.

Еще в 60-е гг. XIX века Приамурье превращается в место отбывания каторги и ссылки, куда царские власти в массовом порядке высылали уголовных преступников, а затем и своих политических противников. Безусловно, укрепление России на Дальнем Востоке насторожило другие мировые державы, но, с другой стороны, направило их сближение в области коммутации.

Строительство Транссиба организовало регулярное пароходное сообщение, более того царское правительство значительно улучшило почтовую связь по рекам Амурского бассейна и между морскими портами Дальнего Востока. Но задачу коренного улучшения почтового сообщения между Европейской Россией и Дальним Востоком, а также всего состояния дальневосточной почты и связи в целом решить не удалось. Связь, в большей степени оставалась сезонной и медленной – не более 100 вёрст и, то по «курьерским предписаниям».

В 1894 г. срочное почтово-пассажирское пароходное сообщение по Шилке, Амуру и Уссури было передано «Амурскому обществу пароходства и торговли». В соответствии с контрактом, подписанным с учредителями общества А.М. Симбиряковым и М.Г. Шевелевым, последнее обязалось содержать срочное сообщение между Сретенском и Николаевском с отходом пароходов через каждые 10 дней и от Хабаровска до Камня Рыболова по одному разу в неделю.

Уже в 1896-1097 гг. частота рейсов между Сретенском и Хабаровском была доведена до одного отправления в неделю, а между Хабаровском и Николаевском по-прежнему – одно отправление в 10 дней. И, наконец, по договору 1898 г. «Амурское общество пароходства и торговли» довело частоту рейсов между Сретенском и Николаевском до одного отправления через каждые пять дней. Очевидно, что и этот поток обмена информации был недостаточен.

Тем не менее основы отрасли связи закладываются и создаётся система управления отраслью. Да, она несовершенна, но в этот период развития истории цивилизаций она не «тормозит», а способствует развитию региона, в котором Хабаровск занимает одно из первых мест, наряду с Благовещенском и Владивостоком.

Правительство Российской Империи достаточно долго (до начала Первой мировой войны) закрывало глаза на почту и телеграф исключительно, как на доходную статью. Хотя в условиях мирного времени это было немаловажно.

С запросами населения, как и в других областях хозяйства правительство Империи практически не считалось.

Развитие почтово-телеграфной связи в крае качалось в 70-х гг. ХIХ века. Как почтовая, и позднее в телеграфная связь от Хабаровска прокладывалась по рекам. С другой стороны, телефон – это было условием сверхкомфорта на тот момент.

Уровень комфорта являлся и по наличию телефона. В этом плане сибирские города почти не отставали от общероссийских показателей, опережая по уровню телефонизации Кавказский регион и Среднюю Азию. Телефон в дальневосточных городах появился почти одновременно с электричеством: сначала в общественных местах – административных учреждениях, гостиницах, торговых домах, магазинах, ресторанах, у частно практиковавших юристов и врачей, а затем в квартирах состоятельных горожан. В некоторых городах появлялась сначала ведомственная телефонная связь, в других – сразу общегородская. Благовещенск 1896 году. Действовала только на пару вёрст Плата в год 75 рублей.

В 1897 г. купец А.В. Плюснин ставит вопрос об организации телефонной связи в Хабаровске, но заявок было подано только 40, для организации же гражданской связи по существовавшим правилам необходимо было иметь не менее 50 абонентов. В то время уже существовала в городе военная телефонная сеть, станция которой находилась в окружном штабе. И вот в сентябре 1900 г. «по распоряжению главного начальника края и на отпущенные им средства, главные хабаровские учреждения соединяются телефоном» через станцию окружного штаба. На следующий год городская Дума приняла решение об устройстве городской телефонной сети.

На конец 1904 г., первого года эксплуатации Хабаровской городской телефонной сети, количество абонентов составило 150, а к концу 1911 г. – 606. Динамика поразительно колоссальная.

Возвращаясь к более доступной почтовой связи до к приходу Октябрьской революции она тоже оставляла желать лучшего. Зачастую корреспонденция получалась клиентами в разбитом или подмоченном виде, а то вовсе терялась: тонула во время переправ через многочисленные реки или разворовывалась. Это положение для 90-х гг. XIX и начало ХХ вв., т.е. до постройки Уссурийской ж.д. от Хабаровска до Владивостока в 1897 г, а с вводом в эксплуатацию в начале ХХ века участков Транссиба от Хабаровска до Читы положение улучшилось – почта в С.-Петербурге из Хабаровска получалась на 18-й день. Однако слабых мест на протяжении всех населённых пунктов было очень много. Естественно, что в этот период воздушного сообщения не существовало.

Обобщая исторические знания о развитии связи в регионе можно сказать: «До революции основным видом электрической связи на Дальнем Востоке России была в основном телеграфная-проводная». Радиосвязь находилась в зачаточной состоянии. Международных телефонных связей почти не было, да и использование линий через Китай и Ближний Восток могло привести к утечке важной информации. Местных телефонных сетей, за исключением Благовещенска также не было. Были оперативные военные линии с портами и границами на Уссури, Амуре и во Владивостоке. К 1916 году количество направлений телеграфной связи существенно не увеличилось. Единственное изменение – была установлена связь с западными областями России за счёт проведения линии вдоль Транссиба. Затем провели четвёртый кабель на Сахалин, а после – в сторону Владивостока был подведён пятый провод. Это было минимальное количество для той военно-политической обстановки. По этому же поводу провели кабель: Вяземская, Архара, Талдан, Магдагачи и Куэнга.

В 1918 году была проведена подвесная связь Хабаровска с Камчаткой и Николаевска с Охотском. Однако, за годы Гражданской войны и иностранной интервенции эти линии, впрочем как и другие пришли в упадок (негодность). Что касается Хабаровска, то в 1918 году был установлен лишь провод от Хабаровска до Вятского и далее на Троицкое, Вознесенское и на Софийск. Включили и в общий провод Свободный (бывший Алексеевск). Начались спешные попытки установить прочный провод, но война не способствовала этому.

Связь восстанавливалась медленно, т.к. движение льда весной до устья длилось около двух месяцев. Вода и её движение, кроме созидательной части несла и аспекты разрушения из-за наводнений. Во время наводнений связь совершенно прекращалась, а в лучшем случае поддерживалась только по Морзе, для чего в линию давали 320 вольт. Случайные повреждения линий и проводов устранялись крайне медленно. Длительность повреждений на магистральных линиях, даже по железной дороге, доходили до трёх суток. Медлительность обусловлена сложной обстановкой в регионе. Вторая причина – нехватка квалифицированных кадров, которые уже принимали участие в войне с обеих сторон. К революции 40 аппаратов Уитстона хотя и работали, но уже устаревали, работая на азбуке Морзе.

С победой советской власти необходимо было основать связь с окраинами. Открываются пункты в Куйбышевке-Восточной, Сковородине (Рухлове), новые пункты в Хабаровске. С 1928 по 1934 гг. открыто ещё более 40 транспунктов (с более чем 100 аппаратов Уитстона и Кридо). До 1918 г. телеграфная связь в Хабаровске работала на «шдипгедовских батареях» за исключением аппаратов Уитстона и была однополюсная связь. С 1918 по 1925 только в Хабаровск подведено 17 проводов и установлено 40 коммутаторов.

Рост телеграфных сообщений растёт: в 1917 г. – 800 телеграмм в сутки, в 1924 г. – 4000 телеграмм, 1927 г. – 12000 телеграмм, а в 1932 г. – 20000 телеграмм и дальнейший рост в такой же прогрессии до 45 тысяч в 1941 году. Упразднение министерских управлений и отделов и замена их линейными отделами имело свой плюс, но были и свои минусы.

Бурное развитие связи началось в годы первых пятилеток. К 1932 году все уитсоновские аппараты заменили кридовскими, а также установили телефонные железные и бронзовые нитки связи Хабаровска с населёнными пунктами Дальнего Востока, Читой. Иркутском и Новосибирском. Это была самая длинная линия дуплексной «бодовской» связи в Советском Союзе. С Москвой связь осуществлялась по «уитстоновской» схеме с ретрансляторами, но эта связь была уже установлена к 1924 году на бесперебойной основе. К 1938 году железные цепи телефонной и телеграфной связи соединили не только Хабаровск с городами Дальнего Востока, но и сами города между собой. К 1939 году установлена телефонная связь со всеми приграничными регионами, а пропускная способность телеграфа с Москвой увеличилась до 20000 слов в час.

На первых этапах послереволюционного развития сферы связи в Хабаровском крае стала кружковая работа. Кружковая подготовка кадров в Хабаровске начала проводиться раньше – в 1909 году, а её продолжили энтузиасты-патриоты после революции. До Октября в Хабаровске курсы при почтово-телеграфной конторе выпускали 20-25 человек в год для всего края. Обучение длилось обычно 3-4 месяца и в основном в рамках приобретения опыта в качестве подсобных рабочих, а затем младших конторшиков, теоретических знаний практически не давал и ответственности за качество образования не нёс. Кружки в первые годы советской власти основывались по принципу ФЗО – половина времени уходило на теоретическую подготовку, вторая половина – практика. Время подготовки специалиста низшего звена увеличивалось до года. Кроме заработной платы начислялась и стипендия, государство заботилось о питании и проживании. Больную роль и подготовке технических кадров сыграла Хабаровская школа связи, открытая в I926-27 гг., выпускала НДТ, т.к. потребовались новые телеграфисты и радисты. ФЗО готовило телеграфистов разных систем, пока вся связь не перешла на отечественные стандарты. Благодаря упомянутой системе подготовки во главе Хабаровской региональной связи стали местные высококвалифицированные выпускники. Автор рукописи, на которую мы опирались в исследовании тоже выпускник местных курсов. По окончании Хабаровской краевой школы связи 1-го июля 1929 года, был зачислен радистом в штат Приемной радиостанции, которая была размещена в одном на кирпичных флигелей в Волочаевском городке.

Таким образом, к 50-м гг. ХХ столетия Хабаровск был связан со всем миром: существовала радиосвязь, телеграфная и телефонная междугородняя и международная связь, основан телецентр. Развитие связи шло в рамках мировых стандартов.

Исторические аспекты развития связи от фельдъегерских курьерских маршрутов регламентируемых только высокопоставленных чиновников до мобильной (сотовой) связи, доступной почти всем прошло не более 150 лет. На это обращают мало внимания. Развитие сферы связи как составляющей истории развития дальневосточного региона в целом мало кто обращает внимания. А её страницы не менее интересны и значимы и впереди ещё масса интересных открытий и фактов. В результате проведённого исследования создаются учебные пособия, хрестоматии и монографии, которые в контексте общей истории России, Дальнего Востока способны своей информацией «нивелировать» отсутствие знаний о мире, стране, регионе.

Литература:

  1. Востриков, Л.А. Хабаровск и хабаровчане: Очерки о прошлом / Л.А. Востриков, З.В. Востоков. – Хабаровск: Кн. изд-во, 1991. – 256 с.
  2. Сафронов В.И. К 100-летию г. Хабаровска. (Посвящение работникам Хабаровского Центрального телеграфа). – Хабаровск: ХЭТС, 1987. – 88 с.
  3. Шульженко Н.В.,, Прокопцев В.О. История создания почтово-телеграфной связи на Дальнем Востоке России (середина ХVIII – начало ХХ века). – Хабаровск: Хабаровский институт инфокоммуникай (ХИИК СибГУТИ), 2014 – 108 с.
  4. Яроцкий А.В. Основные этапы развития телеграфии. – M.: Госэнергоиздат, 1963. – 164 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Хабаровск, Дальний Восток, связь, телеграфная связь, Николаевск, город, Сретенск, Владивосток, окружной штаб, Европейская Россия.


Похожие статьи

Внешнеэкономические связи Дальнего Востока | Статья...

Дальний Восток на сегодня — это динамично развивающийся регион, который играет большую роль в решении экономических вопросов между Россией и зарубежными странами. Одной из основных целей внешнеторговой политики становится интеграция российской...

Организация военной цензуры и взаимодействие российских...

В статье рассматриваются организация на Дальнем Востоке России в годы Первой

За почтовой перепиской содержащихся на Дальнем Востоке России военнопленных, среди

В связи с этим на начальников почтово-телеграфных округов была возложена обязанность...

Сравнительный анализ деятельности международных аэропортов...

Сравним данные деятельности аэропорта г. Владивосток и аэропорта г. Хабаровск. Международный аэропорт Хабаровск (Новый) является крупнейшим авиаузлом в Дальневосточном Федеральном округе, а также важнейшим элементом транспортной...

Экономические проблемы ДВФО. Транспортная инфраструктура...

Дальний Восток занимает Восточную часть России. Население ДВФО составляет 6,2 млн. чел. (около 4,2 % населения России).

На Дальнем Востоке только одна автомобильная дорога (Чита-Хабаровск), эта дорога сквозная и проходит через весь Дальний Восток.

Историческое наследие города Сретенск | Статья в журнале...

Сретенск (Стретенск) – город в Читинской области (Забайкальском крае) России, административный центр Сретенского района. Город с 1926 года, население 7,9 тыс. чел. (2008). Город расположен на юго-востоке Забайкалья, в предгорьях Борщовочного хребта...

Перспективы развития свободного порта Владивосток...

Свободный порт, Владивосток, Дальний Восток, институт развития экономики

Внешнеэкономические связи Дальнего Востока. Одной из основных целей внешнеторговой

ДФО является форпостом России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который соседствует с...

Пассажирские авиаперевозки на Дальнем Востоке

Транспортная система России характеризуется развитой транспортной сетью, одной из наиболее обширных в мире и включающей в себя свыше 120 тыс. км железных дорог, 1 млн км автомобильных дорог, 230 тыс. км магистральных трубопроводов...

Имена писателей в названиях улиц города Хабаровска

В состав города Хабаровска входит одна тысяча шестьсот девяносто восемь улиц. Из них именами писателей названо 35. Среди них 6 улиц удостоены имен местных литераторов, прославлявших Хабаровский край и Дальний Восток: В.Арсеньева, А.Вахова, П.Комарова...

Трансформация контента газет «Владивосток» (1883–1919 гг.)

Внешнеэкономические связи Дальнего Востока | Молодой ученый.

Дальний Восток — перспективный регион, имеющий большое экономическое значение для всей страны.

Проблемы экономического развития Дальнего Востока. Дальний Восток, Китай, Россия...

Похожие статьи

Внешнеэкономические связи Дальнего Востока | Статья...

Дальний Восток на сегодня — это динамично развивающийся регион, который играет большую роль в решении экономических вопросов между Россией и зарубежными странами. Одной из основных целей внешнеторговой политики становится интеграция российской...

Организация военной цензуры и взаимодействие российских...

В статье рассматриваются организация на Дальнем Востоке России в годы Первой

За почтовой перепиской содержащихся на Дальнем Востоке России военнопленных, среди

В связи с этим на начальников почтово-телеграфных округов была возложена обязанность...

Сравнительный анализ деятельности международных аэропортов...

Сравним данные деятельности аэропорта г. Владивосток и аэропорта г. Хабаровск. Международный аэропорт Хабаровск (Новый) является крупнейшим авиаузлом в Дальневосточном Федеральном округе, а также важнейшим элементом транспортной...

Экономические проблемы ДВФО. Транспортная инфраструктура...

Дальний Восток занимает Восточную часть России. Население ДВФО составляет 6,2 млн. чел. (около 4,2 % населения России).

На Дальнем Востоке только одна автомобильная дорога (Чита-Хабаровск), эта дорога сквозная и проходит через весь Дальний Восток.

Историческое наследие города Сретенск | Статья в журнале...

Сретенск (Стретенск) – город в Читинской области (Забайкальском крае) России, административный центр Сретенского района. Город с 1926 года, население 7,9 тыс. чел. (2008). Город расположен на юго-востоке Забайкалья, в предгорьях Борщовочного хребта...

Перспективы развития свободного порта Владивосток...

Свободный порт, Владивосток, Дальний Восток, институт развития экономики

Внешнеэкономические связи Дальнего Востока. Одной из основных целей внешнеторговой

ДФО является форпостом России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который соседствует с...

Пассажирские авиаперевозки на Дальнем Востоке

Транспортная система России характеризуется развитой транспортной сетью, одной из наиболее обширных в мире и включающей в себя свыше 120 тыс. км железных дорог, 1 млн км автомобильных дорог, 230 тыс. км магистральных трубопроводов...

Имена писателей в названиях улиц города Хабаровска

В состав города Хабаровска входит одна тысяча шестьсот девяносто восемь улиц. Из них именами писателей названо 35. Среди них 6 улиц удостоены имен местных литераторов, прославлявших Хабаровский край и Дальний Восток: В.Арсеньева, А.Вахова, П.Комарова...

Трансформация контента газет «Владивосток» (1883–1919 гг.)

Внешнеэкономические связи Дальнего Востока | Молодой ученый.

Дальний Восток — перспективный регион, имеющий большое экономическое значение для всей страны.

Проблемы экономического развития Дальнего Востока. Дальний Восток, Китай, Россия...

Задать вопрос