Творческий подход к обучению в проектной графике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 июля, печатный экземпляр отправим 22 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (232) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 18.11.2018

Статья просмотрена: 384 раза

Библиографическое описание:

Кучеренко, М. С. Творческий подход к обучению в проектной графике / М. С. Кучеренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 300-302. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53963/ (дата обращения: 05.07.2020).



Статья рассказывает о проектной графике, как средстве профессиональной подготовки студентов-дизайнеров и необходимости творческого подхода в системе проектной деятельности.

Ключевые слова: графика, проектная графика, образ, проектное решение, дизайн, обучение, образование.

Современные коммуникации представляют абсолютную свободу творчеству в дизайне, соединяющуюся с четко понятой и принятой функциональной необходимостью, связанной как со сферой деятельности, так и собственно сферой применения объекта. Сегодня от дизайнера требуется не только максимальная эрудиция и профессиональная информированность, но и высокая степень интуитивности в мышлении, и использование интуитивных и эвристических методик в рабочем процессе, как факторе, позволяющем находиться в центре актуальных тенденций, трендов и быстро адаптироваться под запросы и потребности современного общества.

Графические способы изображения объекта являются неотъемлемой частью дизайнерского проектирования. Дизайн-проект представляет собой документированную форму, в которой проявлен в визуальной графической системе будущий облик реализуемого объекта в реальной среде. Представленный автором проект, на стадии эскизирования, выраженный в уникальном графическом решении или приеме, должен выразительно раскрывать те или иные черты проектируемого объекта. Для выражения проектной мысли необходимо опираться на разнообразие технических и художественных средств и целесообразность выбора графических приемов.

Графическое искусство в дизайне — важнейший элемент выявления проектной идеи. Проектная графика на любой стадии проекта (эскизирования, проектирования) должна четко давать полное представление о проектируемом объекте, например, о его структуре, форме, содержании, композиции или материальности.

В различных видах дизайнерского проектирования (графическом дизайне, дизайне интерьера, ландшафтном дизайне и др.) используются разнообразные способы и приемы изображения, в зависимости от специфики подачи проектного решения. Здесь огромную роль играет мастерство и художественный уровень самого дизайнера.

В дизайнерской практике широко используются как традиционные графические приемы и средства черно-белой графики, выполненные ручным способом изображения, так и технические и компьютерные средства (графические планшеты, графические редакторы), но актуальным остается и проблема поиска новых средств, подходов к изображению проектного образа. Все это обусловлено развитием современных технологий, расширением ассортимента изобразительных материалов. Так, например, в настоящее время, популярным и востребованным стилем графики является, так называемая, скетч-графика — графика «быстрого» рисунка, которая сравнительно недавно стала рассматриваться уже как самостоятельный вид изобразительного искусства.

Многообразие графических приемов, новых изобразительных материалов и инструментов, позволяют дизайнеру в полной мере и точно передать свой замысел, в зависимости от поставленных задач, например: форму, фактурность и иные качественные характеристики проектной идеи.

Процесс проектной графики достаточно трудоемок и кропотлив, так как с ее помощью, зачастую, передаются основные характеристики проектируемого объекта. Насколько грамотно и творчески дизайнер выполнил эскизирование зависит будущее проектируемого объекта [2].

В высших и средне профессиональных образовательных учреждениях творческой направленности одной из обязательных дисциплин является «Проектная графика», которая нацелена на формирование и реализацию творческих возможностей и потенциала обучающихся, владение художественно-образным мышлением для решения проектных задач в учебной и профессиональной деятельности.

Для развития мастерства студентов-дизайнеров в процессе обучения проектной графики, будет оптимальным придерживаться следующих направлений: рисование с натуры и формирование авторского рисунка дизайнера. Графический рисунок с натуры ставит своей целью изучение композиционных закономерностей, структурного формообразования, цветовых и фактурных качеств объекта исследования. Изучение натурного объекта направлено на развитие образного, художественного, интуитивного мышления, умения наблюдать, осмысливать и графически переосмысливать проектный образ с передачей его характерных и выразительных черт, выражения авторского субъективного отношения к нему. В связи с этим раскрывается и другая сторона процесса графического отображения объекта, где их характер влияет на выбор приемов и техник графического рисунка, а также на выбор инструментов и материалов для их изображения.

В дальнейшем, в процессе наработки мастерства, автор уже самостоятельно подбирает подходящие приемы и технику для передачи определённого образа проектируемого объекта. Так, постепенно вырабатывается определенный уникальный «почерк» автора, его манера, стиль изображения, развивается профессиональная интуиция; осуществляется самостоятельный эвристический поиск новых средств, приемов, идей для креативной визуально-графической передачи содержания и формы объекта, в соответствии с собственными представлениями и замыслами.

Для дизайнера-графика, рисунок имеет важное значение, как фактор его творчества, и как средство для раскрытия и выражения проектной идеи, образа. Но при этом, конечно, необходимо учитывать и культуру дизайнерского рисунка.

Дизайнер, в процессе проектирования конкретного образа должен ясно представлять конечный результат своей работы в материале. И на любом проектном этапе, где ведется графическая разработка, актуальным остается грамотная работа по передаче своего проектного решения на бумаге или в цифровом варианте. Т. е. дизайнер должен уметь четко выражать свою проектную мысль с помощью различных видов искусства и компьютерных средств в конечном результате, согласно ожиданиям конечного проектного результата.

Результаты творческого труда, полученные в процессе освоения проектной графики, широко применяются не только в профессиональной деятельности, например, в дизайн-проектировании в качестве набросков, эскизов, скетчей, коллажей, законченных графических листов, но и успешно генерируют собственное творчество автора, в качестве источника самовыражения и саморефлексии.

Для того, чтобы наглядно использовать весь арсенал художественных и графических средств и инструментов в своей учебной, профессиональной и творческой деятельности, необходимо, чтобы курс обучения проектной графики был построен на широком охвате всех художественно-графических техник, способах и приемах подачи графического листа, что позволит в полной мере расширить возможности видеть и фиксировать полученную информацию, не только визуальную, но и выражать собственные внутренние замыслы.

Ключевая задача обучения проектной графике — знакомство и овладение содержательным набором работы с изобразительными инструментами: карандаш, тушь, маркер, линеры и прочие инструменты, включая и подручные неизобразительные материалы, позволяющие существенно расширить возможности проектной графики, как монохромной, так и цветной. Центральная роль в обучении проектной графики отводится средствам черно-белой графики — линии, точке, пятну, способным максимально передать различные визуальные эффекты в графическом изображении.

Ведущими приоритетами овладения мастерством в проектной графике являются не только совершенствование технических изобразительных навыков, но и развитие практических умений передачи изобразительного ряда эвристическим методом, экспериментальными приемами, интуитивным (случайным, подсознательным) способом, опираясь на свое воображение, творческое (образное) мышление, сознание.

В процессе нарабатывания графического мастерства, формирования собственного индивидуального стиля рисунка/графики, необходимо стремиться не только оттачивать свое графическое умение, но и развивать наблюдательность, познавательный интерес, проводить мыслительный анализ прототипа будущего проектного образа и уметь представлять его в различных вариантах графики. Для развития наблюдательности, интуиции можно предлагать студентам-дизайнерам находить, выявлять в объекте как можно больше интересных, необычных элементов, которые могут быть подвержены собственной графической интерпретации, как по содержанию, так и форме.

На этапе эскизирования следует использовать обширный набор технических и изобразительных средств для работы над изображением того или иного объекта, искать новые подходы к графическому рисунку, экспериментировать с различными изобразительными средствами. Но в данном процессе следует соблюдать чувство меры и целесообразности, чтобы не уйти в чрезмерную формализацию или гиперболизацию формы и содержания объекта.

Обучающиеся, в процессе работы над проектным замыслом, должны следовать логике и рационализму, дабы не потерять, увлекшись самим процессом создания, визуальную реальность объекта, сделав ее малодоступной для понимания зрителя. Нарочитая оригинальность и чрезмерно и искусственно выдуманные графические приемы не всегда оправданы, т. к. не могут раскрыть всех характеристик проектируемого объекта, скрытых за напыщенной, многословной, нагроможденной графической изобразительностью. Из многочисленных графических приемов следует выбирать именно тот, который наиболее полно и отчетливо может раскрыть концептуальный и проектный замысел автора.

Способы и приемы изображения меняются вместе с изменениями потребностей современного общества, модными трендами и тенденциями, где наглядно можно представить взаимосвязь между графической формой выполнения проекта, как первое средство воплощения идейного замысла, и «конечным утилитарным или художественным продуктом».

Бесспорно, что для дизайнера умение рисовать/выражать свои проектные или творческие замыслы графически — является одним из основных инструментов, позволяющим всесторонне демонстрировать свои визуальные идеи. Развитие художественных творческих способностей студентов-дизайнеров представляет собой одну из главных задач образовательного процесса. Но, тем не менее, важным остается и собственное отношение, и особенности личности к данному процессу, то как он может пользоваться визуальной информацией, предлагаемой ему в процессе обучения и в дальнейшем в профессиональной деятельности. От умения владения техническими навыками (рисования), способности видеть, систематизировать и анализировать визуальную информацию, интуитивного и гибкого мышления, во многом зависит степень графической культуры автора, умение решать на высоком уровне профессиональные задачи [1].

Основная задача высших учебных заведений, готовящих будущих дизайнеров сегодня, — профессиональная подготовка высококвалифицированных специалистов, творческих людей с широким взглядами и серьезной, многоплановой художественной подготовкой, соответствующих современным потребностям и запросам рынка и общества [2].

Обучение дисциплине «Проектная графика» на основе творческого подхода формирует повышенный интерес обучающихся к данному курсу и способствует профессиональному развитию и самореализации в учебной и трудовой деятельности, а также содействует успешной адаптации в различных направлениях в рамках выбранной профессии (дизайне).

Литература:

  1. Зайцев К. Графика и архитектурное творчество. М.: Стройиздат, 1979.
  2. Кучеренко М. С. Значение предмета «Проектная графика» для формирования творческих способностей графического дизайнера на современном этапе обучения // Синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности: сборник статей Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. 2. Уфа: МЦИИ «Омега Сайнс», 2016. — С. 247–250.
Основные термины (генерируются автоматически): проектная графика, средство, проектное решение, проектная идея, графический рисунок, профессиональная деятельность, прием, визуальная информация, конечный результат, дизайнерское проектирование.


Ключевые слова

обучение, образ, образование, дизайн, графика, проектная графика, проектное решение

Похожие статьи

Значение рисунка в проектной деятельности архитектора

Данная проблема сформировалась в результате переориентации проектной практики с ручного эскизирования на компьютерную графику.

Рисунок — основное средство выражения замысла и воплощения... Дизайн стал видом творческой деятельности человека и даже...

Роль дизайнера в процессе дизайн-проектирования...

Дизайн-проектирование рекламного плаката довольно сложный процесс, так как он подразумевает под собой обязательное решение поставленных задач не только по средствам графики, но и по средствам междисциплинарных связей.

Рисунок — основное средство выражения замысла и воплощения...

дизайн, рисунок, дизайнерская деятельность, основное средство выражения замысла проекта, эскизное проектирование, специальная графическая подготовка, повседневная жизнь, графическое изображение...

Метод ассоциаций как прием мыслительной деятельности...

Особенность учебной архитектурно-проектной деятельности состоит в том, что в ней

Для учебной деятельности по поиску оригинальных архитектурных идей, связанных с образными

Как известно, эвристическая деятельность на уровне исходных идей у разных архитекторов...

Дизайн-проектирование плаката на практических занятиях...

Проектная деятельность выступает важным этапом профессионального обучения, являясь практическим и профессионально-трудовым элементом. Результат же проектирования позволяет оценить уровень сформированности профессиональных компетенций.

К вопросу формирования профессиональных компетенций...

К вопросу формирования профессиональных компетенций будущего дизайнера среды в проектной деятельности.

Решение данных задач охватывает вопросы формирования следующих способностей студентов

Дизайн-проектирование освещения жилых помещений.

Проблемы архитектурного образования: художественное...

архитектурный рисунок, рисунок, архитектор, самостоятельный вид искусства, проектная деятельность архитекторов, компьютерное проектирование, компьютерное моделирование, компьютерная графика... Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ.

Проектирование в профессиональной деятельности будущего...

Проанализированы инвариантные стороны профессиональной деятельности будущих педагогов, а так же сущность и основные функции педагогического проектирования, позволяющей осмыслить существующие проблемы в сфере профессионального образования.

Бумага как материал моделирования...

Возникла проектная среда. Предметный мир перестал отображаться изобразительными

При проектировании объёмно-пространственных композиций из бумаги необходимо учитывать её

Инновационным является применение новых приемов трансформации бумажной плоскости...

Похожие статьи

Значение рисунка в проектной деятельности архитектора

Данная проблема сформировалась в результате переориентации проектной практики с ручного эскизирования на компьютерную графику.

Рисунок — основное средство выражения замысла и воплощения... Дизайн стал видом творческой деятельности человека и даже...

Роль дизайнера в процессе дизайн-проектирования...

Дизайн-проектирование рекламного плаката довольно сложный процесс, так как он подразумевает под собой обязательное решение поставленных задач не только по средствам графики, но и по средствам междисциплинарных связей.

Рисунок — основное средство выражения замысла и воплощения...

дизайн, рисунок, дизайнерская деятельность, основное средство выражения замысла проекта, эскизное проектирование, специальная графическая подготовка, повседневная жизнь, графическое изображение...

Метод ассоциаций как прием мыслительной деятельности...

Особенность учебной архитектурно-проектной деятельности состоит в том, что в ней

Для учебной деятельности по поиску оригинальных архитектурных идей, связанных с образными

Как известно, эвристическая деятельность на уровне исходных идей у разных архитекторов...

Дизайн-проектирование плаката на практических занятиях...

Проектная деятельность выступает важным этапом профессионального обучения, являясь практическим и профессионально-трудовым элементом. Результат же проектирования позволяет оценить уровень сформированности профессиональных компетенций.

К вопросу формирования профессиональных компетенций...

К вопросу формирования профессиональных компетенций будущего дизайнера среды в проектной деятельности.

Решение данных задач охватывает вопросы формирования следующих способностей студентов

Дизайн-проектирование освещения жилых помещений.

Проблемы архитектурного образования: художественное...

архитектурный рисунок, рисунок, архитектор, самостоятельный вид искусства, проектная деятельность архитекторов, компьютерное проектирование, компьютерное моделирование, компьютерная графика... Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ.

Проектирование в профессиональной деятельности будущего...

Проанализированы инвариантные стороны профессиональной деятельности будущих педагогов, а так же сущность и основные функции педагогического проектирования, позволяющей осмыслить существующие проблемы в сфере профессионального образования.

Бумага как материал моделирования...

Возникла проектная среда. Предметный мир перестал отображаться изобразительными

При проектировании объёмно-пространственных композиций из бумаги необходимо учитывать её

Инновационным является применение новых приемов трансформации бумажной плоскости...

Задать вопрос