Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Компетентностный подход к повышению эффективности работы преподавателя графических дисциплин

Педагогика
18.11.2018
190
Поделиться
Библиографическое описание
Асеева, Е. Н. Компетентностный подход к повышению эффективности работы преподавателя графических дисциплин / Е. Н. Асеева, С. Д. Асеева, Д. В. Марчук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 269-271. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53952/.


Ключевые слова: компетентностный подход, графические дисциплины, повышение квалификации преподавателя, компетенции преподавателя.

Понятие компетентностного подхода к организации образовательного процесса появилось в отечественной специальной литературе в начале 21–го века, в связи с предпринимаемыми попытками повысить эффективность Российской системы образования. Как следствие, основная масса работ была посвящена обеспечению преемственности различных этапов обучения, а также реформированию общеобразовательной и профессиональной школы [3]. Однако важность компетентностного подхода также велика и на уровне дополнительного послевузовского образования, в частности в процессе повышения квалификации практикующих специалистов.

Сложившееся за десятилетия понимание термина «квалификация» и центрального понятия компетентностного подхода «компетентность» говорят об их близости. В последние годы термин «профессиональная компетентность» принято рассматривать как «деятельностную характеристику, определяющую способность и готовность работника к реализации приобретенных знаний, умений, навыков в реальной профессиональной деятельности», тогда как понятие «профессиональной компетенции» в условиях внедрения профессиональных стандартов понимают как «требования к человеку, выполняющему трудовую функцию» [2]. Следует отметить, что в условиях новой образовательной парадигмы присвоению квалификации специалисту предшествует официальное признание его компетентности в том или ином виде профессиональной деятельности, которая, в свою очередь, должна быть идентифицирована по набору обязательных профессиональных компетенций.

Профессиональная компетентность преподавателя — это система знаний, умений и способностей, составляющих основу его профессиональной деятельности как педагога и ученого. Согласно Международной стандартной классификации занятости, разработанной под эгидой Международной организации труда, основными задачами преподавателя высшей школы являются:

1) разработка и модификация учебных программ, подготовка учебных курсов в соответствии с существующими требованиями;

2) проведение лекционных занятий, семинаров, лабораторных занятий; стимулирование дискуссий и развитие независимости мышления в студенческой среде;

3) контроль выполнения студентами экспериментальных и практических работ;

4) организация, проведение и оценка экзаменационных работ и тестов;

5) руководство исследовательскими работами студентов последипломного обучения или других сотрудников учебного отделения;

6) исследование и разработка концепций, теорий и операционных методов для использования их в промышленности и других отраслях;

7) подготовка учебников, учебных материалов или статей;

8) участие в работе конференций и семинаров;

9) участие в принятии решений, касающихся деятельности университета;

10) оказание помощи в сверхпрограммной активности, такой, например, как дискуссионные общества;

11) выполнение родственных задач; руководство другими работниками [5].

Это обобщенные компетенции, которыми должен обладать преподаватель высшей школы вне зависимости от преподаваемых дисциплин. Плюс к вышеперечисленному преподаватель должен быть специалистом в той области, которую преподает и смежных с ней дисциплинам [7].

Рассмотрим компетенции, необходимые преподавателю начертательной геометрии и машиностроительного черчения в высших учебных заведениях. На данный момент преподавателей таких дисциплин высшая школа не готовит. Существует подготовка учителей черчения и изобразительного искусства в педагогических вузах.

Преподаватели графики в вузах, в подавляющем большинстве, люди, получившие инженерное образование, а не гуманитарное. Это объясняется тем, что для качественного преподавания машиностроительного черчения необходимы знания по таким дисциплинам, как: «Детали машин», «Технология машиностроения», «Основы взаимозаменяемости», «Материаловедение» и т. д. Данные дисциплины если и изучаются в педагогических вузах, то в сокращенном варианте в виде дисциплины «Прикладная механика», что явно недостаточно для свободного владения инженерным делом и обеспечения высокого уровня подготовки технических специалистов. Но, у этого подхода к привлечению в качестве преподавателей инженеров есть оборотная сторона — в технических вузах нет системной психолого-педагогической подготовки [6]. Начинающим преподавателям приходится нарабатывать данные компетенции, чаще всего на практике, перенимая опыт у более опытных коллег, следуя традициям и методическим разработкам кафедр [4]. Возникает необходимость осваивать современные технологии профессионально-педагогической деятельности.

Согласно перечню компетенций, соответствующему специальности 54.02.06 «Изобразительное искусство и черчение», преподаватель графических дисциплин обязан обладать следующими профессиональными компетенциями (таблица 1) [1]:

Таблица 1

Перечень компетенций по специальности 54.02.06 «Изобразительное искусство ичерчение»

ПК 2.1.

Определять цели и задачи, планировать занятия черчения.

ПК 2.2.

Организовывать и проводить занятия черчения.

ПК 2.3.

Оценивать процесс и результаты учения.

ПК 2.4.

Анализировать занятия черчения.

ПК 2.5.

Вести документацию, обеспечивающую процесс обучения черчению

ПК 3.5.

Читать и выполнять чертежи и эскизы в ручной графике.

ПК 5.1.

Составлять учебно–тематические планы и рабочие программы на основе примерных с учетом типа образовательной организации, особенностей возраста, группы/класса, отдельных детей.

ПК 5.2.

Создавать в кабинете предметную развивающую среду.

ПК 5.3.

Систематизировать педагогический опыт на основе изучения педагогической литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов, оценивать образовательные технологии в области образовательных программ по изобразительному искусству и черчению.

ПК 5.4.

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 5.5.

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности.

Проанализировав данный список, можно сделать вывод, что компетенции ПК 2.1– ПК 2.5 описывают сам образовательный процесс и для ускорения интеграции будущих преподавателей желательно проводить повышение квалификации с целью не только освещения общих вопросов методики преподавания, но и касательно конкретной предметной области, в нашем случае это графические дисциплины.

До вхождения в Болонский процесс в советской высшей школе было предусмотрено обязательное прохождение курсов повышения квалификации преподавателями раз в 5 лет. Повышение квалификации преподавателей проходило в течении семестра в ведущих вузах страны, имеющих в составе кафедр ведущих специалистов, авторов учебников в конкретной предметной области. По начертательной геометрии и инженерная графике повышение квалификации проводилось на базе МАИ, МАТИ, МВТУ им. Баумана. В таблице 2 приведен перечень дисциплин и количество часов, преподаваемых на факультете повышения квалификации преподавателей вузов при МАТИ им. К. Э. Циолковского по специальности «Начертательная геометрия». Из перечня видно, что в процессе повышения квалификации нарабатываются и профессиональные и общекультурные компетенции.

Таблица 2

Перечень дисциплин, преподаваемых на факультете повышения квалификации вМАТИ

Дисциплина

Кол–во часов

Философские проблемы естествознания

30

Основы трудового законодательства

14

Политико–воспитательная работа со студентами

6

Основы педагогики и психологии высшей школы в курсе НГ

58

Технические средства обучения

16

Начертательная геометрия с дополнительными главами

44

ЕСКД, инженерная графика и черчение

44

Аналитическая и дифференциальная геометрия

32

Автоматизированная система геометрических расчетов АСГР в курсе «САПР»

50

Основы метрологии и стандартизации

32

Программирование решения задач НГ

32

Вопросы приближенных вычислений, применяемых в прикладной геометрии

32

Проективная геометрия

32

Некоторые вопросы истории развития НГ и черчения

32

Методика проведения практических занятий по НГ

8

Методика проведения практический занятий по черчению

8

Именно система повышения квалификации позволяла быстро подготовить специалиста с базовым техническим образованием к преподавательской деятельности вырабатывая для этого вида деятельности необходимые знания умения и навыки, что сейчас называют компетенциями.

На наш взгляд необходимо вернуться к системе повышения квалификации по преподаванию графических дисциплин. Так как даже введение трехуровневой системы образования высшей школы («бакалавриат» — «магистратура» — «аспирантура»), где третья ступень предполагает подготовку специалиста с квалификацией «Исследователь. Преподаватель–исследователь» не позволит быстро произвести обновление состава научно–педагогических работников (НПР) университетов. Квалификация НПР вузов является одним из ключевых критериев оценки качества образования в учебном заведении.

Литература:

  1. Приказ от 27 октября 2014 г. N 1384 об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 54.02.06 изобразительное искусство и черчение //Pandia. URL: https://pandia.ru/text/80/041/16210.php (дата обращения: 15.11.2018).
  2. Иноземцева К. М. Профиль профессионально–методической компетентности преподавателя иностранного языка технического вуза // Современные проблемы науки и образования. — 2017. — № 3.; URL: http://www.science–education.ru/ru/article/view?id=26482 (дата обращения: 14.11.2018).
  3. Кравец А. Г., Асеева С. Д. Методы и программные средства оценки эффективности деятельности преподавателей опорных вузов // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. — 2016. — № 1(33). — С. 90–102.
  4. Гиль С. В. Оценка эффективности и качества преподавания инженерной графики // Инновационные технологии в инженерной графике: проблемы и перспективы: сборник трудов Международной научно–практической конференции. — Брест (Беларусь), Новосибирск (Российская Федерация): НГАСУ(Сибстрин), 2017. — С. 288.
  5. Преподаватель — ключевая фигура в вузе, творец оптимизации учебного процесса // Международная научно–практическая интернет–конференция «Преподаватель высшей школы в 21 веке». URL: t21.rgups.ru/archive/doc2010/1/02.doc (дата обращения: 14.11.2018).
  6. Технологии развития профессиональной компетентности преподавателя вуза: монография /Л. И. Гурье — Казань: РИЦ «Школа», 2010.
  7. Авдеюк О. А., Асеева Е. Н., Крохалев А. В. Совершенствование форм и методов преподавания дисциплин студентам первого курса при переходе к новым стандартам образования // Молодой ученый. — 2012. — № 5. — С. 387–389. — URL https://moluch.ru/archive/40/4706/ (дата обращения: 15.11.2018).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
компетентностный подход
графические дисциплины
повышение квалификации преподавателя
компетенции преподавателя
Молодой учёный №46 (232) ноябрь 2018 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 269-271):
Часть 4 (стр. 263-343)
Расположение в файле:
стр. 263стр. 269-271стр. 343

Молодой учёный