Компетентностный подход к повышению эффективности работы преподавателя графических дисциплин | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Асеева, Е. Н. Компетентностный подход к повышению эффективности работы преподавателя графических дисциплин / Е. Н. Асеева, С. Д. Асеева, Д. В. Марчук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 269-271. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53952/ (дата обращения: 23.11.2024).



Ключевые слова: компетентностный подход, графические дисциплины, повышение квалификации преподавателя, компетенции преподавателя.

Понятие компетентностного подхода к организации образовательного процесса появилось в отечественной специальной литературе в начале 21–го века, в связи с предпринимаемыми попытками повысить эффективность Российской системы образования. Как следствие, основная масса работ была посвящена обеспечению преемственности различных этапов обучения, а также реформированию общеобразовательной и профессиональной школы [3]. Однако важность компетентностного подхода также велика и на уровне дополнительного послевузовского образования, в частности в процессе повышения квалификации практикующих специалистов.

Сложившееся за десятилетия понимание термина «квалификация» и центрального понятия компетентностного подхода «компетентность» говорят об их близости. В последние годы термин «профессиональная компетентность» принято рассматривать как «деятельностную характеристику, определяющую способность и готовность работника к реализации приобретенных знаний, умений, навыков в реальной профессиональной деятельности», тогда как понятие «профессиональной компетенции» в условиях внедрения профессиональных стандартов понимают как «требования к человеку, выполняющему трудовую функцию» [2]. Следует отметить, что в условиях новой образовательной парадигмы присвоению квалификации специалисту предшествует официальное признание его компетентности в том или ином виде профессиональной деятельности, которая, в свою очередь, должна быть идентифицирована по набору обязательных профессиональных компетенций.

Профессиональная компетентность преподавателя — это система знаний, умений и способностей, составляющих основу его профессиональной деятельности как педагога и ученого. Согласно Международной стандартной классификации занятости, разработанной под эгидой Международной организации труда, основными задачами преподавателя высшей школы являются:

1) разработка и модификация учебных программ, подготовка учебных курсов в соответствии с существующими требованиями;

2) проведение лекционных занятий, семинаров, лабораторных занятий; стимулирование дискуссий и развитие независимости мышления в студенческой среде;

3) контроль выполнения студентами экспериментальных и практических работ;

4) организация, проведение и оценка экзаменационных работ и тестов;

5) руководство исследовательскими работами студентов последипломного обучения или других сотрудников учебного отделения;

6) исследование и разработка концепций, теорий и операционных методов для использования их в промышленности и других отраслях;

7) подготовка учебников, учебных материалов или статей;

8) участие в работе конференций и семинаров;

9) участие в принятии решений, касающихся деятельности университета;

10) оказание помощи в сверхпрограммной активности, такой, например, как дискуссионные общества;

11) выполнение родственных задач; руководство другими работниками [5].

Это обобщенные компетенции, которыми должен обладать преподаватель высшей школы вне зависимости от преподаваемых дисциплин. Плюс к вышеперечисленному преподаватель должен быть специалистом в той области, которую преподает и смежных с ней дисциплинам [7].

Рассмотрим компетенции, необходимые преподавателю начертательной геометрии и машиностроительного черчения в высших учебных заведениях. На данный момент преподавателей таких дисциплин высшая школа не готовит. Существует подготовка учителей черчения и изобразительного искусства в педагогических вузах.

Преподаватели графики в вузах, в подавляющем большинстве, люди, получившие инженерное образование, а не гуманитарное. Это объясняется тем, что для качественного преподавания машиностроительного черчения необходимы знания по таким дисциплинам, как: «Детали машин», «Технология машиностроения», «Основы взаимозаменяемости», «Материаловедение» и т. д. Данные дисциплины если и изучаются в педагогических вузах, то в сокращенном варианте в виде дисциплины «Прикладная механика», что явно недостаточно для свободного владения инженерным делом и обеспечения высокого уровня подготовки технических специалистов. Но, у этого подхода к привлечению в качестве преподавателей инженеров есть оборотная сторона — в технических вузах нет системной психолого-педагогической подготовки [6]. Начинающим преподавателям приходится нарабатывать данные компетенции, чаще всего на практике, перенимая опыт у более опытных коллег, следуя традициям и методическим разработкам кафедр [4]. Возникает необходимость осваивать современные технологии профессионально-педагогической деятельности.

Согласно перечню компетенций, соответствующему специальности 54.02.06 «Изобразительное искусство и черчение», преподаватель графических дисциплин обязан обладать следующими профессиональными компетенциями (таблица 1) [1]:

Таблица 1

Перечень компетенций по специальности 54.02.06 «Изобразительное искусство ичерчение»

ПК 2.1.

Определять цели и задачи, планировать занятия черчения.

ПК 2.2.

Организовывать и проводить занятия черчения.

ПК 2.3.

Оценивать процесс и результаты учения.

ПК 2.4.

Анализировать занятия черчения.

ПК 2.5.

Вести документацию, обеспечивающую процесс обучения черчению

ПК 3.5.

Читать и выполнять чертежи и эскизы в ручной графике.

ПК 5.1.

Составлять учебно–тематические планы и рабочие программы на основе примерных с учетом типа образовательной организации, особенностей возраста, группы/класса, отдельных детей.

ПК 5.2.

Создавать в кабинете предметную развивающую среду.

ПК 5.3.

Систематизировать педагогический опыт на основе изучения педагогической литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов, оценивать образовательные технологии в области образовательных программ по изобразительному искусству и черчению.

ПК 5.4.

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 5.5.

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности.

Проанализировав данный список, можно сделать вывод, что компетенции ПК 2.1– ПК 2.5 описывают сам образовательный процесс и для ускорения интеграции будущих преподавателей желательно проводить повышение квалификации с целью не только освещения общих вопросов методики преподавания, но и касательно конкретной предметной области, в нашем случае это графические дисциплины.

До вхождения в Болонский процесс в советской высшей школе было предусмотрено обязательное прохождение курсов повышения квалификации преподавателями раз в 5 лет. Повышение квалификации преподавателей проходило в течении семестра в ведущих вузах страны, имеющих в составе кафедр ведущих специалистов, авторов учебников в конкретной предметной области. По начертательной геометрии и инженерная графике повышение квалификации проводилось на базе МАИ, МАТИ, МВТУ им. Баумана. В таблице 2 приведен перечень дисциплин и количество часов, преподаваемых на факультете повышения квалификации преподавателей вузов при МАТИ им. К. Э. Циолковского по специальности «Начертательная геометрия». Из перечня видно, что в процессе повышения квалификации нарабатываются и профессиональные и общекультурные компетенции.

Таблица 2

Перечень дисциплин, преподаваемых на факультете повышения квалификации вМАТИ

Дисциплина

Кол–во часов

Философские проблемы естествознания

30

Основы трудового законодательства

14

Политико–воспитательная работа со студентами

6

Основы педагогики и психологии высшей школы в курсе НГ

58

Технические средства обучения

16

Начертательная геометрия с дополнительными главами

44

ЕСКД, инженерная графика и черчение

44

Аналитическая и дифференциальная геометрия

32

Автоматизированная система геометрических расчетов АСГР в курсе «САПР»

50

Основы метрологии и стандартизации

32

Программирование решения задач НГ

32

Вопросы приближенных вычислений, применяемых в прикладной геометрии

32

Проективная геометрия

32

Некоторые вопросы истории развития НГ и черчения

32

Методика проведения практических занятий по НГ

8

Методика проведения практический занятий по черчению

8

Именно система повышения квалификации позволяла быстро подготовить специалиста с базовым техническим образованием к преподавательской деятельности вырабатывая для этого вида деятельности необходимые знания умения и навыки, что сейчас называют компетенциями.

На наш взгляд необходимо вернуться к системе повышения квалификации по преподаванию графических дисциплин. Так как даже введение трехуровневой системы образования высшей школы («бакалавриат» — «магистратура» — «аспирантура»), где третья ступень предполагает подготовку специалиста с квалификацией «Исследователь. Преподаватель–исследователь» не позволит быстро произвести обновление состава научно–педагогических работников (НПР) университетов. Квалификация НПР вузов является одним из ключевых критериев оценки качества образования в учебном заведении.

Литература:

  1. Приказ от 27 октября 2014 г. N 1384 об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 54.02.06 изобразительное искусство и черчение //Pandia. URL: https://pandia.ru/text/80/041/16210.php (дата обращения: 15.11.2018).
  2. Иноземцева К. М. Профиль профессионально–методической компетентности преподавателя иностранного языка технического вуза // Современные проблемы науки и образования. — 2017. — № 3.; URL: http://www.science–education.ru/ru/article/view?id=26482 (дата обращения: 14.11.2018).
  3. Кравец А. Г., Асеева С. Д. Методы и программные средства оценки эффективности деятельности преподавателей опорных вузов // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. — 2016. — № 1(33). — С. 90–102.
  4. Гиль С. В. Оценка эффективности и качества преподавания инженерной графики // Инновационные технологии в инженерной графике: проблемы и перспективы: сборник трудов Международной научно–практической конференции. — Брест (Беларусь), Новосибирск (Российская Федерация): НГАСУ(Сибстрин), 2017. — С. 288.
  5. Преподаватель — ключевая фигура в вузе, творец оптимизации учебного процесса // Международная научно–практическая интернет–конференция «Преподаватель высшей школы в 21 веке». URL: t21.rgups.ru/archive/doc2010/1/02.doc (дата обращения: 14.11.2018).
  6. Технологии развития профессиональной компетентности преподавателя вуза: монография /Л. И. Гурье — Казань: РИЦ «Школа», 2010.
  7. Авдеюк О. А., Асеева Е. Н., Крохалев А. В. Совершенствование форм и методов преподавания дисциплин студентам первого курса при переходе к новым стандартам образования // Молодой ученый. — 2012. — № 5. — С. 387–389. — URL https://moluch.ru/archive/40/4706/ (дата обращения: 15.11.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): высшая школа, изобразительное искусство, дисциплина, занятие черчения, начертательная геометрия, машиностроительное черчение, методика проведения, перечень дисциплин, предметная область, профессиональная деятельность.


Ключевые слова

компетентностный подход, графические дисциплины, повышение квалификации преподавателя, компетенции преподавателя

Похожие статьи

Компетенция сопровождения детей группы риска в контексте профессионального стандарта педагога-психолога

Повышение профессиональной компетенции педагогов в области воспитания в процессе педагогической деятельности

В данной статье рассмотрены вопросы подготовки компетентного педагога и профессиональной компетенции учителя начальных классов в области воспитания.

Компетентностный подход в подготовке конкурентоспособного специалиста

В статье актуализируются основные положения компетентностного подхода в подготовке будущих учителей.

Концептуальные основы компетентностного подхода к управлению персоналом организации

В статье рассмотрены теоретические подходы к применению в практике управления персоналом современной организации компетентностного подхода, представлена классификация компетенций и дана их характеристика

Повышение качества обучения в вузе в условиях интеграции смешанной модели обучения

Динамика коммуникативной компетентности преподавателей колледжа в ходе социально-психологического тренинга

Индивидуальный подход обучения учащихся на уроках технологии

Статья посвящена проблеме реализации индивидуального подхода обучения учащихся на уроках технологии. Важным элементом индивидуальной работы на уроке является сам подход к наиболее слабым и сильным по успеваемости к учащимся.

Некоторые направления совершенствования профессиональной подготовки магистров образования

В статье особое внимание уделяется проблеме совершенствования профессиональной подготовки магистров образования: формирование их профессиональной компетентности. Перспективным направлением решения указанной проблемы является разработка специальных ин...

Роль психолого-педагогической компетентности в становлении профессионализма учителя иностранного языка

В статье рассматривается психолого-педагогическая компетентность учителя иностранного языка, этапы и процесс становления психолого-педагогической компетентности.

Компетентностный подход как основа в обучении иностранному языку в техническом вузе

В статье представлен анализ понятий компетентность, компетенция и компетентностный подход в системе образования, которые обсуждаются в современных научно-педагогических исследованиях, рассмотрена роль компетентностного подхода в обучении иностранному...

Похожие статьи

Компетенция сопровождения детей группы риска в контексте профессионального стандарта педагога-психолога

Повышение профессиональной компетенции педагогов в области воспитания в процессе педагогической деятельности

В данной статье рассмотрены вопросы подготовки компетентного педагога и профессиональной компетенции учителя начальных классов в области воспитания.

Компетентностный подход в подготовке конкурентоспособного специалиста

В статье актуализируются основные положения компетентностного подхода в подготовке будущих учителей.

Концептуальные основы компетентностного подхода к управлению персоналом организации

В статье рассмотрены теоретические подходы к применению в практике управления персоналом современной организации компетентностного подхода, представлена классификация компетенций и дана их характеристика

Повышение качества обучения в вузе в условиях интеграции смешанной модели обучения

Динамика коммуникативной компетентности преподавателей колледжа в ходе социально-психологического тренинга

Индивидуальный подход обучения учащихся на уроках технологии

Статья посвящена проблеме реализации индивидуального подхода обучения учащихся на уроках технологии. Важным элементом индивидуальной работы на уроке является сам подход к наиболее слабым и сильным по успеваемости к учащимся.

Некоторые направления совершенствования профессиональной подготовки магистров образования

В статье особое внимание уделяется проблеме совершенствования профессиональной подготовки магистров образования: формирование их профессиональной компетентности. Перспективным направлением решения указанной проблемы является разработка специальных ин...

Роль психолого-педагогической компетентности в становлении профессионализма учителя иностранного языка

В статье рассматривается психолого-педагогическая компетентность учителя иностранного языка, этапы и процесс становления психолого-педагогической компетентности.

Компетентностный подход как основа в обучении иностранному языку в техническом вузе

В статье представлен анализ понятий компетентность, компетенция и компетентностный подход в системе образования, которые обсуждаются в современных научно-педагогических исследованиях, рассмотрена роль компетентностного подхода в обучении иностранному...

Задать вопрос