Взгляды К. Д. Ушинского на проблему женского образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 июля, печатный экземпляр отправим 22 июля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Огольцова, Е. Г. Взгляды К. Д. Ушинского на проблему женского образования / Е. Г. Огольцова, А. В. Кошлоба, А. Н. Машковская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 318-319. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53935/ (дата обращения: 05.07.2020).



В статье говорится о становлении женщины как равноправного члена общества. Деятельность К. Д. Ушинского тесно связана с данной проблематикой, он рассматривает новые принципы работы в сфере женского образования, которые бы несли в себе психолого- педагогический характер. В статье отмечается роль обучения женщины на воспитание последующего поколения, где образование приобретает свою специфику, основанную на чувственности и наглядности. В целом, берется во внимание деятельность учителей в различных учебных заведениях.

Ключевые слова: идеи К. Д. Ушинского, педагогическая деятельность, воспитание, женское образование, Смольный институт благородных девиц, реформа, принцип наглядности, принцип народности.

Keywords: ideas of K. D. Ushinsky, pedagogical activity, education, female education, Smolny Institute of noble maidens, reform, the principle of visibility, principle of nationality.

К проблеме женского образования в России серьезно обратились во второй половине 19 в. Это связано с ущемлением прав женщин в обществе, отсутствием условий развития их потенциала. Так же, особый интерес к женскому образованию был обусловлен значительной ролью женщины в воспитании будущего поколения, что не смогло не затронуть внимание ученых-педагогов.

В своей деятельности К. Д. Ушинский уделял особое внимание проблеме женского образования и воспитания. Он являлся сторонником равных прав между мужчиной и женщиной в образовании. Так, им была введена новая для России концепция женского образования, которая заключается в полной образовательной подготовке женщин в сочетании с педагогическими знаниями. Следуя этому, в психолого-педагогический цикл входили такие предметы как психология, педагогика, физиология, различные способы учебного процесса в младших классах. Как основатель принципа народности в воспитании, Константин Ушинский отмечал влияние женщины как будущей матери на формирование молодого поколения, делал акцент на гуманном характере образования. По его мнению, женщина должна иметь общее образование, психолого-педагогическую подготовку к воспитанию нового поколения. Также педагог акцентировал свое внимание на важность единой программы начального, основного (возможно разделение в образовательных учреждениях, где существует военная подготовка) и высшего образования независимо от пола. Однако, в связи с тем, что по своей природе женщина более цельная и практичная натура, ее образование должно иметь специфику (дело, чувство, мысль как единое целое), которая опирается на чувства с применением разнообразных видов наглядности. В профессиональной подготовке педагогов-женщин необходимо учитывать их духовность и эмоциональность, так как это влияет на формирование чувственной сферы детей.

Константин Ушинский был решительным сторонником открытых привилегированных женских воспитательных и учебных заведений, критиковал их за изолированность женщин от российской жизни. По мнению педагога, именно плохо организованное женское образование является еще одной из причин разногласия между учащимися разных слоев населения. Решению этой проблемы способствовало непосредственная практическая педагогическая деятельность в Смольном институте благородных девиц.

В период предстоящей учебной реформы старейшего из институтов — Воспитательного Общества благородных девиц, императрица Мария Александровна,осознавая необходимость и сложность предстоящей реформы, серьезно отнеслась к данной проблеме, поэтому для полной разработки в соответствии с современными требованиями педагогики и условиями русской жизни, был выбран Ушинский. Он был лично известен императрице как талантливый педагог и был назначен ею инспектором Смольного института. В период деятельности К. Д. Ушинского в Смольном институте Мария Александровна с интересом следила за его преобразовательной работой.

Имя Константина Дмитриевича Ушинского занимало исключительное место среди русских педагогов. К. Д. Ушинский стремился на деле осуществить свои взгляды на женское образование и воспитание, дать обществу новое, здоровое и идейное направление, поставить его на новый путь. Эта возможность не могла не пленять идеалистически настроенного педагога, каким был К. Д. Ушинский.

Находясь на должности инспектора Смольного института благородных девиц (1859 г), К. Д. Ушинский занимался активной деятельностью по реформированию института, где принцип наглядности является одним из движущих принципов. Деятельность К. Д. Ушинского в Смольном институте благородных девиц как реформатора имела огромное значение в области науки, а также в реализации общественных благ. Идеи педагога в области женского образования имели всеобщее признание обществом. Им был создан педагогический класс, который в дальнейшем послужил основой к продолжению разработки идей женского педагогического образования его сторонниками. Вместе с разработкой общих положений по подготовке женщины в роли учителя в России, К. Д. Ушинским также были разработаны планы по профессиональной подготовке будущих учителей в таких специальных учебных заведениях как женские школы, учительских семинариях, сиротские и высших заведениях.

Особое влияние на педагогические идеи по теории женского образования К. Д. Ушинского оказали уже существующие взгляды и опыт предшественников и соратников, в том числе и взгляды Н. А. Вышнеградского. Педагогическая деятельность Н. А. Вышнеградского и реформаторская деятельность К. Д. Ушинского в области женского образования протекали параллельно. Так, Н. А. Вышнеградский в своей деятельности и созданных им гимназиях реализовывал общие положения К. Д. Ушинского об обучении и воспитании девочек, а также его опыт, полученный в рамках Смольного института.

Таким образом, педагогические взгляды и педагогическая деятельность данных основоположников просвещения женщины в России, безусловно, внесли существенный вклад в развитие педагогической мысли и женского образования.

Литература:

  1. Лордкипанидзе Д. О. Педагогическое учение К. Д. Ушинского. -М.: Учпедгиз, 1950. 366 с.
  2. Гончаров Н. К. Педагогическая система К. Д. Ушинского. М.: Педагогика, 1974. — 272 с.
  3. Кобзырев Т. Ушинский о женском образовании. Черкесск: обл. кн. изд-во, 1946.
  4. Решеткина Ж. А. К. Д. Ушинский о женском образовании // Ушинский и современные проблемы просвещения Чебоксары: Изд-во ЧГПИ, 1974, с.59–62.
  5. Тимощенко JT. H. К. Д. Ушинский о воспитании девочек // Вопросы истории педагогики. Томск: Изд-во ТГПИ, 1975.
Основные термины (генерируются автоматически): женское образование, Смольный институт, Россия, девица, женщина, воспитание, принцип наглядности, педагогическая деятельность.


Ключевые слова

Педагогическая деятельность, воспитание, реформа, женское образование, принцип наглядности, идеи К. Д. Ушинского, Смольный институт благородных девиц, принцип народности

Похожие статьи

Из истории женского образования в России. Смольный...

Смольный институт – первое женское учебное заведение.

Телесные наказания были отменены в новой педагогической практике.

Началом общественного образования женщин в России принято считать 1764 г., когда в Петербурге по проекту И.И.Бецкого было основано...

Развитие профессиональной педагогической подготовки...

Историко-педагогическая литература свидетельствуют о том, что педагогическая деятельность в женских учебных заведениях данного периода (в Воспитательном обществе благородных девиц, открытом в 1764 г., частных пансионатах) осуществлялась иностранцами.

Зарождение и развитие отечественной педагогической идеологии...

Ключевые слова: женское воспитание, «женский вопрос», Екатерина II, И. И. Бецкой, институт благородных девиц, государственная концепция женского образования, педагогическая идеология женского воспитания и образования.

Исторические аспекты женской благотворительности России...

Именно создание института благородных девиц заложило фундамент женского образования в России.

Мария Федоровна в качестве основной цели видела распространение в России женского образования и воспитания и в 1802 г. в Москве под ее попечительством был...

У истоков женского образования в России | Статья в сборнике...

Историю женского образования в России принято начинать с 1764 г., когда Императрица Екатерина II учредила Воспитательное Общество благородных девиц и этим положила официальное начало образованию русской женщины. Но до этого времени женщины тоже...

Константин Дмитриевич Ушинский — великий русский педагог

Деятельность же педагога, как считал Ушинский, более чем

Также одним из важнейших условий воспитания и обучения ребёнка Ушинский считал деятельность и активность.

В теоретическую разработку и применение принципа наглядности Ушинский внёс много ценного...

Прогрессивные идеи нравственного воспитания личности ребенка...

Именно так образование и воспитание становятся ответом потребностям социально-экономического, нравственного и культурного развития России. Ярким примером поиска основ нравственного воспитания является педагогическая концепция М. М. Манасеиной, впитавшая...

Педагоги Иркутского Девичьего Института: судьбы, вклад...

Сначала женскую интеллигенцию города представляли только приезжие женщины, присланные в Иркутск для педагогической деятельности, а с

Всего за годы существования института в нем работало 8 начальниц. Первые две начальниц в силу жизненных обстоятельств оказались...

Традиции организации эстетической среды в частных женских...

Однако, началом общественного образования женщин в России принято считать основание в 1764 году в Петербурге по проекту И. И. Бецкого Воспитательного общества благородных девиц (впоследствии знаменитый Смольный институт).

Похожие статьи

Из истории женского образования в России. Смольный...

Смольный институт – первое женское учебное заведение.

Телесные наказания были отменены в новой педагогической практике.

Началом общественного образования женщин в России принято считать 1764 г., когда в Петербурге по проекту И.И.Бецкого было основано...

Развитие профессиональной педагогической подготовки...

Историко-педагогическая литература свидетельствуют о том, что педагогическая деятельность в женских учебных заведениях данного периода (в Воспитательном обществе благородных девиц, открытом в 1764 г., частных пансионатах) осуществлялась иностранцами.

Зарождение и развитие отечественной педагогической идеологии...

Ключевые слова: женское воспитание, «женский вопрос», Екатерина II, И. И. Бецкой, институт благородных девиц, государственная концепция женского образования, педагогическая идеология женского воспитания и образования.

Исторические аспекты женской благотворительности России...

Именно создание института благородных девиц заложило фундамент женского образования в России.

Мария Федоровна в качестве основной цели видела распространение в России женского образования и воспитания и в 1802 г. в Москве под ее попечительством был...

У истоков женского образования в России | Статья в сборнике...

Историю женского образования в России принято начинать с 1764 г., когда Императрица Екатерина II учредила Воспитательное Общество благородных девиц и этим положила официальное начало образованию русской женщины. Но до этого времени женщины тоже...

Константин Дмитриевич Ушинский — великий русский педагог

Деятельность же педагога, как считал Ушинский, более чем

Также одним из важнейших условий воспитания и обучения ребёнка Ушинский считал деятельность и активность.

В теоретическую разработку и применение принципа наглядности Ушинский внёс много ценного...

Прогрессивные идеи нравственного воспитания личности ребенка...

Именно так образование и воспитание становятся ответом потребностям социально-экономического, нравственного и культурного развития России. Ярким примером поиска основ нравственного воспитания является педагогическая концепция М. М. Манасеиной, впитавшая...

Педагоги Иркутского Девичьего Института: судьбы, вклад...

Сначала женскую интеллигенцию города представляли только приезжие женщины, присланные в Иркутск для педагогической деятельности, а с

Всего за годы существования института в нем работало 8 начальниц. Первые две начальниц в силу жизненных обстоятельств оказались...

Традиции организации эстетической среды в частных женских...

Однако, началом общественного образования женщин в России принято считать основание в 1764 году в Петербурге по проекту И. И. Бецкого Воспитательного общества благородных девиц (впоследствии знаменитый Смольный институт).

Задать вопрос