Взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта и внутренней картины болезни при шизофрении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №46 (232) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 18.11.2018

Статья просмотрена: 302 раза

Библиографическое описание:

Купцова, А. Д. Взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта и внутренней картины болезни при шизофрении / А. Д. Купцова, Е. В. Захарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 88-90. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53911/ (дата обращения: 19.04.2024).



В настоящее время изученность психических заболеваний, в частности шизофрении вышла на относительно более серьезный уровень, по сравнению с опытом прошлых лет [3]. Внутренняя картина болезни [1] как субъективные переживания больного имеют огромное значение в медицинской практике, в частности, большую значимость придают врачи-психиатры изучению внутренней картины болезни больных шизофренией [2]. Как известно, внутренняя картина болезни не менее значима, чем основная симптоматика.

В результате обработки нескольких методик было выявлено, что высокий эмоциональный интеллект не влияет на формирование гармоничного типа отношения к болезни у больных шизофренией.

Ключевые слова: шизофрения, интеллект, эмоции, болезнь, психиатрия.

По методике оценки эмоционального интеллекта Н. Холла у испытуемых, не страдающих шизофренией, но имеющих различные соматические заболевания было выявлено, что по шкале «Управление своими эмоциями» у 90 % результаты представлены в интервале низких значений в диапазоне от -18 до 5, при условии, что средние и нормальные значение варьируются 8 баллов и более. Следовательно, можно сделать вывод, что произвольное управление эмоциями у большинства испытуемых страдает, гибкость эмоций на низком уровне.

По шкале «Эмоциональная осведомлённость» у испытуемых, не страдающих шизофренией, но имеющих различные соматические заболевания, видно, что результаты колеблются от -2 до 14, учитывая, что средние и высокие результаты считаются от 8 и выше. Средние баллы по данной шкале отмечаются у 55 % испытуемых. Экстремально низких баллов, как и высоких, не наблюдается. Это говорит о том, что осознание и понимание своих эмоций, и, как следствие, наполненность словаря эмоций у данной группы испытуемых находится на среднем уровне.

Данные, полученные по результатам исследования шкалы «Самомотивация» у испытуемых, не страдающих шизофренией, но имеющих различные соматические заболевания свидетельствуют о том, что управление своим поведением за счет управления своими эмоциями находятся в данной группе частично в высоких, в средних, в низких и экстремально низких значениях. А именно, у 50 % испытуемых результаты варьируются от -18 до 0, то есть соответствуют экстремально низким показателям, у 35 % результаты варьируются от 0 до 5, что соответствует низким показателям и лишь у 15 % испытуемых результаты соответствуют высоким показателям, достигающим до 15 баллов.

Шкала «Эмпатия» у испытуемых, не страдающих шизофренией, но имеющих различные соматические заболевания показывает, что часть результатов (45 %) находится в средних и высоких значениях от 8 до 18 баллов, а это значит, что испытуемые в данной группе с легкостью понимают эмоций других людей, умеют сопереживать текущему эмоциональному состоянию другого человека, а также готовы оказать поддержку. Умеют понять состояние человека по мимике, жестам, оттенкам речи, позе. Остальная часть испытуемых находится в диапазоне низких и экстремально низких значений в диапазоне о -18 до 5, что указывает в данном случае на низкий уровень эмпатии.

По шкале «Управление эмоциями других людей» выявляется умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей. Большинство результатов высокие и варьируются от 8 до 18.

Таким образом, у респондентов, не страдающих шизофренией, но имеющих какие-либо соматические заболевания результаты по тесту на выявление уровня эмоционального интеллекта выглядят следующим образом: в большинстве низкие результаты по шкалам «Управление своими эмоциями» и «Самомотивация», средние результаты по шкале «Эмоциональная осведомленность» и высокие результаты по шкалам «Эмпатия» и «Управление эмоциями других людей». Это дает право говорить о том, что испытуемые в данной группе в большинстве своем произвольно и непроизвольно не умеют управлять своими эмоциями и настроением, чувствовать эмоции и настроения других людей, понимать их точку зрения и проявлять активный интерес к их заботам, а также воздействовать на эмоциональное состояние других людей.

По методике Личностный Опросник Бехтеревского института (ЛОБИ) было выявлено что неврастенический тип отношения к болезни наблюдается у 6 испытуемых из 20, сенситивный у 4, анозогнозический у 2, гармоничный у 4, тревожно-фобический и обсессивный у 2 и эгоцентрический у 2. Об этом свидетельствует рис. 6

В то время как по методике оценки эмоционального интеллекта Н. Холла у испытуемых, страдающих шизофренией, было выявлено, что по шкале «Управление своими эмоциями» у 40 % результаты представлены в интервале средних и высоких значений в диапазоне от 8 до 15, при условии, что средние и нормальные значение варьируются 8 баллов и более. У остальных испытуемых показателей находятся в интервале низких значений, но в отличие от контрольной группы баллы не экстремально низкие. Следовательно, можно сделать вывод, что произвольное управление эмоциями, гибкость эмоций у больных шизофренией по результатам субъективного теста гораздо лучше, чем у испытуемых, не страдающих шизофренией.

По шкале «Эмоциональная осведомлённость» у испытуемых, страдающих шизофренией видно, что результаты колеблются от 8 до 18 у 75 % испытуемых, учитывая, что средние и высокие результаты считаются от 8 и выше. Низкие баллы по данной шкале отмечаются у 25 % испытуемых. Следовательно, можно сделать вывод, что осознание и понимание своих эмоций, и, как следствие, наполненность словаря эмоций у данной группы испытуемых находится на среднем и высоком уровне, тогда как у контрольной группы результаты почти не превышают средние.

Данные, полученные по результатам исследования шкалы «Самомотивация» у испытуемых, страдающих шизофренией, свидетельствуют о том, что управление своим поведением за счет управления своими эмоциями находятся в данной группе, находится в высоких и средних значениях. А именно, у 75 % испытуемых результаты варьируются от 8 до 17, то есть соответствуют средним и высоким показателям, у 25 % результаты варьируются от 3 до 7, что соответствует низким показателям. Результаты отображены на рис. 9. Следует отметить, что у контрольной группы результаты в большинстве располагаются в диапазоне низких и экстремально низких значений

Данные по шкале «Эмпатия» испытуемых, страдающих шизофренией видно, что часть большая часть результатов (75 %) находится в средних и высоких значениях от 8 до 18 баллов, а это значит, что испытуемые в данной группе с легкостью понимают эмоций других людей, умеют сопереживать текущему эмоциональному состоянию другого человека, а также готовы оказать поддержку. Умеют понять состояние человека по мимике, жестам, оттенкам речи, позе. Меньшая часть находится в диапазоне низких и экстремально низких значений в диапазоне о -18 до 5, что указывает в данном случае на низкий уровень эмпатии. Следует отметить, что в контрольной группе высокие баллы находятся не у столь большого количества испытуемых.

Шкала «Управление эмоциями других людей» демонстрирует умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей. результаты разбросаны от низких до высоких.

Таким образом, у испытуемых, страдающих шизофренией, по сравнению с испытуемыми, не страдающими шизофренией, но имеющими различные соматические заболевания и результаты по тесту на выявление уровня эмоционального оказались гораздо выше. Исключение составляет шкала «Управление эмоциями других людей».

По методике Личностный Опросник Бехтеревского института (ЛОБИ) было выявлено что неврастенический тип отношения к болезни наблюдается у 2 испытуемых из 20, сенситивный у 4, анозогнозический у 6, эйфорический у 6, эргопатический у 2. Результаты по данному тесту у больных шизофренией значительно отличаются от результатов по данному тесту у испытуемых с соматическими заболеваниями

Литература:

1. Татаренко, Н.П. «Внутренняя картина болезни» при шизофрении и её значение для клиники // Медицинские исследования. — 2001. — Т. 1, вып. 1. — С. 140–143.

2. Хвастунова Е. П., Деларю В. В., Замятина И. И. В сборнике: Современное состояние и тенденции развития гуманитарных и экономических наукСборник научных трудов по материалам V межвузовской научно-практической конференции. Московский гуманитарно-экономический институт (Волгоградский филиал). 2013. С. 77–79.

3. Юдин С. А., Деларю, В. В. Психотерапевтическая/Психологическая помощь пациентам: Востребована, но ограниченно оказывается // Материалы Международной научно-практической конференции в рамках III Всероссийского научного форума «Наука будущего — наука молодых». В 2-х томах. Под общей редакцией З. Х. Саралиевой. — 2017. С.57–59.

Основные термины (генерируются автоматически): испытуемый, шизофрения, среднее, шкала, эмоция, контрольная группа, Управление эмоциями, балл, эмоциональное состояние, эмоциональный интеллект.


Похожие статьи

Анализ эмпирических данных по изучению уровня...

По шкале общего эмоционального интеллекта в экспериментальной группе в общем количестве 49 человек были выявлены 24 испытуемых с очень низким уровнем ОЭИ, 12 человек с низким уровнем ОЭИ, 10 подростков со средним уровнем ОЭИ, три человека с...

Гендерный аспект в изучении эмоционального интеллекта...

эмоциональный интеллект, эмоциональное состояние, эмоция, юноша, девушка, группа девушек, соревновательная борьба, эмоциональная

Эмоциональный интеллект — это способность человека определять собственные эмоции и эмоции окружающих с целью...

Связь уровня эмоционального интеллекта со способностью...

Эмоциональный интеллект так же связан со способностью к саморегуляции поведения. Так, в группе юношей способность управлять своими эмоциями позволяет выделять значимые условия достижения цели и учитывать их в деятельности, адекватно реагировать в быстро...

Связь эмоционального интеллекта и группового статуса...

эмоциональный интеллект, эмоциональное состояние, эмоция, юноша, девушка, группа девушек, соревновательная борьба, эмоциональная

эмоциональный интеллект, высокий уровень, уровень, шкала, общий эмоциональный интеллект, уровень МЭИ, контрольная...

Об особенностях структурных компонентов эмоционального...

Эмоциональный интеллект — это способность человека определять собственные эмоции и эмоции окружающих с целью использовать

В исследовании нами рассматриваются особенности эмоционального интеллекта представителей русского и хакасского этносов.

Гендерные особенности эмоционального интеллекта как ресурса...

Средние значения показателей эмоционального интеллекта у юношей и девушек

Управление своими эмоциями характеризует эмоциональную «неригидность» девушек

Эмоциональный интеллект — это способность человека определять собственные эмоции и...

К проблеме изучения эмоционального интеллекта студентов

управление эмоциями — умение управлять своими эмоциями и других людей, направляя их на достижение определенных целей [3, с. 23–24]. На основе анализа предпосылок эмоционального интеллекта, а также личностно-профессиональных качествах личности...

Исследование особенностей эмоциональных состояний...

В данной статье рассматриваются особенности эмоциональных состояний школьников и студентов, дается классификация эмоциональных состояний и роли эмоций в жизни человека. В статье опубликованы результаты исследования, проведенные среди старшеклассников и...

Феномен подростковой тревожности и его взаимосвязь...

Эмоциональный интеллект (англ. Emotionality quotient) — способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений, использовать свои эмоции для решения задач...

Похожие статьи

Анализ эмпирических данных по изучению уровня...

По шкале общего эмоционального интеллекта в экспериментальной группе в общем количестве 49 человек были выявлены 24 испытуемых с очень низким уровнем ОЭИ, 12 человек с низким уровнем ОЭИ, 10 подростков со средним уровнем ОЭИ, три человека с...

Гендерный аспект в изучении эмоционального интеллекта...

эмоциональный интеллект, эмоциональное состояние, эмоция, юноша, девушка, группа девушек, соревновательная борьба, эмоциональная

Эмоциональный интеллект — это способность человека определять собственные эмоции и эмоции окружающих с целью...

Связь уровня эмоционального интеллекта со способностью...

Эмоциональный интеллект так же связан со способностью к саморегуляции поведения. Так, в группе юношей способность управлять своими эмоциями позволяет выделять значимые условия достижения цели и учитывать их в деятельности, адекватно реагировать в быстро...

Связь эмоционального интеллекта и группового статуса...

эмоциональный интеллект, эмоциональное состояние, эмоция, юноша, девушка, группа девушек, соревновательная борьба, эмоциональная

эмоциональный интеллект, высокий уровень, уровень, шкала, общий эмоциональный интеллект, уровень МЭИ, контрольная...

Об особенностях структурных компонентов эмоционального...

Эмоциональный интеллект — это способность человека определять собственные эмоции и эмоции окружающих с целью использовать

В исследовании нами рассматриваются особенности эмоционального интеллекта представителей русского и хакасского этносов.

Гендерные особенности эмоционального интеллекта как ресурса...

Средние значения показателей эмоционального интеллекта у юношей и девушек

Управление своими эмоциями характеризует эмоциональную «неригидность» девушек

Эмоциональный интеллект — это способность человека определять собственные эмоции и...

К проблеме изучения эмоционального интеллекта студентов

управление эмоциями — умение управлять своими эмоциями и других людей, направляя их на достижение определенных целей [3, с. 23–24]. На основе анализа предпосылок эмоционального интеллекта, а также личностно-профессиональных качествах личности...

Исследование особенностей эмоциональных состояний...

В данной статье рассматриваются особенности эмоциональных состояний школьников и студентов, дается классификация эмоциональных состояний и роли эмоций в жизни человека. В статье опубликованы результаты исследования, проведенные среди старшеклассников и...

Феномен подростковой тревожности и его взаимосвязь...

Эмоциональный интеллект (англ. Emotionality quotient) — способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений, использовать свои эмоции для решения задач...

Задать вопрос