Одаренность детей младшего школьного возраста и ее развитие | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (232) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 16.11.2018

Статья просмотрена: 1206 раз

Библиографическое описание:

Григоренко, А. С. Одаренность детей младшего школьного возраста и ее развитие / А. С. Григоренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 280-281. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53904/ (дата обращения: 20.04.2024).



Феномен детской одаренности изучается учеными всего мира, по причине того, что в эпоху научно — технической революции нашему обществу как никогда ранее требуются одаренные люди (в промышленной, социальной сферах на первый план выходит интеллектуальное производство). Именно поэтому социальный заказ требует от образовательных организаций и педагогов увеличения усилий в области развития детской одаренности [3, с. 127].

Перейдем к пониманию термина «одаренность» в научно — педагогической мысли. Изучением детской одаренности занимались такие ученые как Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, В. Н. Мясищев, Д. Б. Богоявленская и другие. Проблемы детской одаренности наиболее полно были изучены Н. С. Лейтесом, который анализировал индивидуально — типологические и возрастные особенности умственно одаренных детей на основе систематизации жизненных фактов и монографического описания своеобразия одаренной личности [2, с. 62].

Проанализируем и уточним понимание термина «одаренность» на современном этапе развития педагогики в России. Одаренность — это системно развивающееся в течение жизни качество психики, определяющее возможность достижения человеком более высоких результатов в различных видах деятельности по сравнению с другими людьми [5, с. 25].

В конце 20-го века начинается активное изучение детской одаренности, на фоне этого появляются различные теории, технологии развития одаренности. Творческие возможности (креативность), по теории Е. П. Торренса составляют основу детской одаренности. При этом кроме внутренних факторов (интеллекта, творчества, мотивационно — личностных особенностей) большинство ученых включает в содержание модели одаренности социальные факторы (внутрисемейный климат, условия обучения, взаимоотношения со сверстниками, культурную среду) [6, с. 28].

Л. С. Выготский понимал одаренность как генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности либо деградирующий при ее отсутствии [2, с. 63].

По мнению, А. М. Матюшкина психологическая структура одаренности совпадает с основными структурными элементами, характеризующими творчество, обучение и развитие одаренных детей — идеальная модель творческого развития человека.

А. А. Бодалев и С. Л. Рубинштейн, считали что одаренность — потенциал человека, который определяет его готовность к осуществлению разных видов деятельности, а также возможный уровень их продуктивности [2, с. 63].

На наш взгляд, наиболее точным является определение, данное Д. Б. Богоявленской, о том, что одаренность — это «…системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми…» (оно же дано в Педагогической энциклопедии) [2, с. 63].

Педагог судит об одаренности детей по «конечному результату»: такие дети устойчиво демонстрируют высокие достижения в ученье. Одаренность проявляется в опережающей средние показатели скоростью учебного мышления, способностью усваивать материал повышенной сложности и своеобразием «продуктов» познавательной работы (оригинальный путь решения задач, множество вариантов решения и др.) [1, с. 5].

О. В. Заславская и О. Е. Сальникова задаются вопросом, что отличает одаренных детей от обычных отличников, усидчивых или тренированных, толковых или эрудированных детей? У одаренных детей чаще всего проявляется способность к системному мышлению: эти учащиеся самостоятельно усваивают в ходе учения необходимую информацию, но и познания в сфере определенной науки. Они обобщают собственный и наблюдаемый опыт познавательной деятельности: решая эту конкретную задачу, выходят на способы решения задачи вообще. Большинство одаренных детей изобретают собственные, подходы к решению познавательных задач; они легко ориентируются в специфике разнообразных несходных систем знания (например, химии и параллельно обществознания) [4, с. 9].

Для выявления одаренных детей в образовательной среде гимназии, автором использовалась база МАОУ гимназия № 1 города Тюмени, 21.05.2018 г. для проведения диагностики был выбран тест Дж. Торренса, направленный на изучение креативности. В основе теста лежит идея о том, что креативность является одной из составляющей интеллекта; испытуемому предлагается не примечательная игрушка, которую он должен модифицировать, чтобы сделать ее интереснее, чем сложнее и интереснее модификация, тем выше уровень креативности. В данном тесте наличие креативности равно наличию одаренности.

Мы предложили ученикам в количестве 21 человека ничем не примечательного пластикового пупса и дали каждому ученику по 10 минут, чтобы они смогли сформулировать и описать, придуманную ими «переделку». По результатам задания, были выявлены следующие итоги: 14 учеников не смогли справиться с заданием; 4 ученика предложили раскрасить пупса фломастерами; 1 ученик предложил прикрутить к нему колесики; 2 ученика предложили надеть на пупса парик и сшить костюм. На мой взгляд, самым креативным было решение сделать из пупса транспортное средство. Следовательно, в классе 1 человек с ярко выраженной одаренностью; 6 учеников имеют зачатки одаренности, но ее нужно развивать; остальных детей необходимо диагностировать на наличие одаренности.

Подведем общие итоги. На наш взгляд, одаренному ребенку предстоит состояться в жизни, поэтому о должен уметь самостоятельно реализовать свои задатки. В обществе имеется конечная цель, имеющая различные названия: самореализация, интеграция, индивидуализация, автономия, креативность, счастье, что является синонимами реализации потенциала человека, проявляющегося в первую очередь в одаренности. И система образования, и образовательные организации совместно с родителями одаренного ребенка призваны помочь ему в такой самореализации.

Литература:

  1. Беккер В. А. Одарённость в детском возрасте // Эксперимент и инновации в школе. — 2010. — № 3. — С. 1–8.
  2. Емельянова И. Е. Понятие «одаренность» в психолого-педагогической литературе // Вестник ЧГПУ. — 2011. — № 3. — С. 62–69.
  3. Журба Н. Н. Детская одаренность как педагогическое понятие // Вестник ЮУрГУ. — 2010. — № 10. — С. 127–133.
  4. Заславская О. В. Одаренные дети, как научно педагогическая проблема // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2011. — № 6. — С. 7–10.
  5. Тулькибаева Н. Н., Трубайчук Л. В. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики. — М.: Издательский Дом «Восток», 2003. — 274 с.
  6. Трубайчук Л. В. Педагогическая технология развития одаренности детей дошкольного возраста. — Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2009. — 188 с.
Основные термины (генерируются автоматически): детская одаренность, ребенок, достижение человеком, качество психики, наличие одаренности, одаренность, одаренный ребенок, понимание термина, течение жизни, ученик.


Похожие статьи

Одаренность: современные тенденции определения понятия

Насколько многогранны проявления одаренности у разных людей, в различных областях и сферах, настолько различны способы и

Современные концепции одаренности в большинстве своем рассматривают одаренность как интегральное, суммарное свойство личности.

Различные подходы к понятию «одаренность»

Одаренность — это высокий уровень развития способностей ребенка, сопровождающийся

ребенок, детская одаренность, Россия, умственная способность детей, личность ребенка

Представления об одаренности, гениальности и способностях человека формировались на...

К вопросу об одаренности детей | Статья в журнале...

К вопросу об одаренности детей. Автор: Козлова Екатерина Александровна.

Возможно, что это одаренный ребенок. Одаренность — это высокий уровень развития способностей

Понимание одаренности как системного качества предполагает рассмотрение личностного...

Особенности развития одаренных детей | Статья в журнале...

Представления об одаренности, гениальности и способностях человека формировались на протяжении тысячелетий. Первые из них, по-видимому, относятся еще к античности. Так, например, древнегреческий философ Платон писал о том, что «гении, как это принято думать...

Особенности ранней детской одаренности в условиях...

Одаренность является предметом исследований многих авторов, но этот сложный феномен изучен далеко не во всех деталях. Так, мало освещается вопрос особенностей ранней детской одаренности, складывающихся под воздействием современной образовательной среды.

Одаренные дети в детском саду | Статья в журнале...

У одаренных детей, особенно это проявляется у детей со специальной одаренностью (в области математики, изобразительной деятельности

Одаренность — развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком...

Феномен одаренности личности в эксплицитных и имплицитных...

Одаренность определяется как интегральная, динамическая характеристика личности; выделяются индикаторы одаренности и четкие критерии, позволяющие дифференцировать разные виды одаренности; дается психологическая характеристика личности одаренного...

Влияние детско-родительских отношений на одаренность ребенка

Роль семьи и детско-родительских отношений в развитии одаренности детей представляет

наличие истинной заботы о ребенке, позволяющей учитывать потребности и возможности его

Одаренность — это высокий уровень развития способностей ребенка, сопровождающийся...

Одарённость как системное качество личности

Тот факт, что одарённость является системным качеством личности был известен ещё

Приверженность делу, как один из ключевых компонентов одарённой личности, а также

Поэтому один из самых ранних показателей одаренности — это время, в течение которого...

Похожие статьи

Одаренность: современные тенденции определения понятия

Насколько многогранны проявления одаренности у разных людей, в различных областях и сферах, настолько различны способы и

Современные концепции одаренности в большинстве своем рассматривают одаренность как интегральное, суммарное свойство личности.

Различные подходы к понятию «одаренность»

Одаренность — это высокий уровень развития способностей ребенка, сопровождающийся

ребенок, детская одаренность, Россия, умственная способность детей, личность ребенка

Представления об одаренности, гениальности и способностях человека формировались на...

К вопросу об одаренности детей | Статья в журнале...

К вопросу об одаренности детей. Автор: Козлова Екатерина Александровна.

Возможно, что это одаренный ребенок. Одаренность — это высокий уровень развития способностей

Понимание одаренности как системного качества предполагает рассмотрение личностного...

Особенности развития одаренных детей | Статья в журнале...

Представления об одаренности, гениальности и способностях человека формировались на протяжении тысячелетий. Первые из них, по-видимому, относятся еще к античности. Так, например, древнегреческий философ Платон писал о том, что «гении, как это принято думать...

Особенности ранней детской одаренности в условиях...

Одаренность является предметом исследований многих авторов, но этот сложный феномен изучен далеко не во всех деталях. Так, мало освещается вопрос особенностей ранней детской одаренности, складывающихся под воздействием современной образовательной среды.

Одаренные дети в детском саду | Статья в журнале...

У одаренных детей, особенно это проявляется у детей со специальной одаренностью (в области математики, изобразительной деятельности

Одаренность — развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком...

Феномен одаренности личности в эксплицитных и имплицитных...

Одаренность определяется как интегральная, динамическая характеристика личности; выделяются индикаторы одаренности и четкие критерии, позволяющие дифференцировать разные виды одаренности; дается психологическая характеристика личности одаренного...

Влияние детско-родительских отношений на одаренность ребенка

Роль семьи и детско-родительских отношений в развитии одаренности детей представляет

наличие истинной заботы о ребенке, позволяющей учитывать потребности и возможности его

Одаренность — это высокий уровень развития способностей ребенка, сопровождающийся...

Одарённость как системное качество личности

Тот факт, что одарённость является системным качеством личности был известен ещё

Приверженность делу, как один из ключевых компонентов одарённой личности, а также

Поэтому один из самых ранних показателей одаренности — это время, в течение которого...

Задать вопрос