Основные принципы и актуальные проблемы взаимодействия правоохранительных органов со СМИ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 июля, печатный экземпляр отправим 22 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №46 (232) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 15.11.2018

Статья просмотрена: 1094 раза

Библиографическое описание:

Сухарев, П. В. Основные принципы и актуальные проблемы взаимодействия правоохранительных органов со СМИ / П. В. Сухарев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 196-199. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53875/ (дата обращения: 05.07.2020).



Отношения, сложившиеся в области взаимодействия деятельности правоохранительных органов и СМИ, являются ярко выраженными правовыми отношениями, они урегулированы соответствующими юридическими нормами, имеют для их участников правовые последствия и в силу этого находятся под охраной государства.

Ключевые слова: правоохранительные органы, средства массовой информации, общество, государство, борьба с преступностью, общественный порядок.

Сложившиеся между средствами массовой информации (СМИ) и пресс-службами правоохранительных органов характерные отношения в области информационного обеспечения политики борьбы с преступностью и охраны общественного порядка имеют свои особенности, определяющие их сущность. Однозначно, что данные отношения, являясь одним из видов общественных отношений, имеют не только свойственные им характерные черты, но и подлежат в силу своих особенностей определенному государственному регулированию. Именно с помощью правового воздействия государственная власть переводит эти отношения под свой контроль и с помощью этого придает им стабильность, устойчивость и определенную упорядоченность. Таким образом, данный вид общественных отношений можно в прямом смысле обусловить как отношения, урегулированные правом, т. е. правовые.

Являясь незаменимым источником информационного обеспечения общественности и выступая необходимым общественным институтом, обеспечивающим двустороннюю связь правоохранительных органов с общественностью, институтами гражданского общества, СМИ выполняют не только социально значимую, но и многофункциональную роль в правоохранительной деятельности органов внутренних дел, включая систематическое освещение различных аспектов их функционирования в российском обществе. В этой связи системное взаимодействие правоохранительных органов со СМИ можно рассматривать как взаимовыгодное сотрудничество органов государственной власти с информационными агентствами телевидения, радио, печати, интернет-порталом в сфере противодействия преступности и обеспечения общественного порядка.

Специфические отношения, сложившиеся между СМИ и подразделениями информационного сопровождения правоохранительных органов в сфере информационного обеспечения политики борьбы с преступностью и охраны общественного порядка Российского государства, имеют свои особенности, обусловливающие их природу. Не подлежит сомнению, что эти отношения, являясь разновидностью общественных отношений, имеют не только свойственные им черты, но и подлежат именно в силу своей специфики определенной социальной регуляции. При этом, исходя из природы участников рассматриваемых отношений, можно утверждать, что особым, официальным, государственным регулятором этих отношений выступает право.

Действенным инструментом для работы с журналистами, а также непосредственного информирования граждан является структурный компонент аппаратно-программного комплекса «Официальный интернет-сайт МВД России». Состав и структура тематических рубрик сайта сформированы с учетом требований приказа МВД России от 26 февраля 2018 г. № 109 «О порядке подготовки и размещения информации о деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» [4]. Основными целями и задачами Интернет-ресурса определены: предоставление доступа гражданам о деятельности МВД России в соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [1] и Указом Президента Российской Федерации от 10 августа 2011 г. № 1060 «Об утверждении перечня информации о деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации, размещаемой в сети «Интернет» [3]; формирование объективного представления о деятельности МВД России; взаимодействие со средствами массовой информации; оказание информационной поддержки гражданам РФ.

К формам взаимодействия правоохранительных органов со СМИ в целях профилактики преступлений в научной литературе также относят: информирование пресс-служб и СМИ о том или ином уголовном деле, объеме и содержании помощи, которую ждут от них сотрудники полиции, аккредитацию журналистов при органах внутренних дел; проведение «прямых линий» и «прямых эфиров», организацию работы телефонов доверия, использование их возможностей при расследовании и профилактике преступлений, изучение поступившей в органы корреспонденции, выступление сотрудников правоохранительных органов в передачах по радио и телевидению, проводимых пресс-службами территориальных управлений МВД России, привлечение известных журналистов для проведения занятий с работниками пресс-служб, информационная поддержка представителей СМИ при проведении ими, так называемого, независимого журналистского расследования.

Рассмотрение проблем проникновения СМИ в область интересов личности, общественности и государства в целом ввиду глобализации информационного пространства, инновационных разработок, технологического прогресса, роста сетевой компьютерной преступности актуализируют задачу совершенствования и обновления форм сотрудничества правоохранительных органов со СМИ, которые будут направлены на формирование равноправного взаимодействия органов внутренних дел с медиа общественностью в области защиты прав и свобод граждан, обеспечения общественной безопасности и борьбы с преступностью [8, с. 213].

Без систематического сотрудничества со СМИ правоохранительные органы не будут в состоянии решить задачу вырабатывания положительного общественного мнения населения и в итоге усовершенствовать свое взаимодействие с ними в сфере охраны правопорядка и борьбы с преступностью [6, с. 183].

В научной литературе, освещающей проблему взаимодействия правоохранительных органов и СМИ, на обсуждение общественности выносятся принципы их взаимодействия. К числу наиболее существенных принципов исследователи относят: доступность и объективность информации, достоверность, открытость и публичность ее обсуждения [6, с.182–183].

С точки зрения иных авторов, это — информационная открытость организации; диалог, сотрудничество и партнерство; учет интересов и социальных ожиданий общественности; социальная ответственность; ориентация на освещение решения социальных проблем; позитивное информирование [5, с. 37].

По мнению Р.М, Янбухтина, «системное решение проблемы взаимодействия актуализирует потребность выделения и разграничения принципов взаимодействия правоохранительных органов и СМИ и принципов информирования граждан о состоянии правопорядка и правоохранительной деятельности органов внутренних дел, а также их разработки и теоретико-методологического обоснования» [8, с. 214].

К методам взаимодействия правоохранительных органов с пресс-службами и СМИ относятся: передача журналистам и сотрудникам пресс-служб устной информации; направление в СМИ пресс-релизов, подготовленных сотрудниками пресс-служб УМВД России; направление информации, необходимой для розыска преступников, других лиц и вещей, имеющих криминалистическую значимость.

При решении вопроса о количестве информации, которая может быть передана сотруднику СМИ, следует руководствоваться ч.1 ст.4 Закона РФ «О средствах массовой информации», где указано, что не допускается использование средств массовой информации для разглашения сведений, составляющих государственную тайну или иную специально охраняемую законом тайну [2]. Данные, собранные в ходе дознания и предварительного расследования, являются согласно ст. 161 УПК РФ «специальной охраняемой тайной» и разглашению не подлежат.

В связи с этим, необходимо указать на тот факт, что ст. 310 УК РФ, предусматривающая уголовную ответственность за разглашение сведений предварительного расследования, необходимо дополнить пунктом, законодательно закрепляющим тот факт, что не является таким разглашением опубликование в СМИ информации, которая была предоставлена правоохранительными органами в целях профилактики, раскрытия и расследования преступлений.

Признавая важную социальную роль в информационном пространстве, следует не упускать из виду и негативные тенденции в деятельности средств массовой информации. Зачастую СМИ несвободны от публикаций материалов и сообщений, содержащих необъективные или непроверенные факты. В условиях жесткой конкуренции и рыночной экономики журналисты в целях привлечения своих читателей порой используют или явно заказной материал в интересах каких-то лиц (групп), или же публикуют материалы, содержание которых отвечает так называемой «желтой прессе», когда публике сообщают «громкие, невероятные» факты, заведомо предполагающие повышенное внимание к ним многих людей, широкой общественности. В этой связи механизм взаимодействия правоохранительных органов со средствами массовой информации должен учитывать имеющиеся негативные тенденции в функционировании СМИ [7, с. 197].

Другая проблема освещения деятельности правоохранительных органов как органов государственной власти заключается в том, что нередко редакторы СМИ в целях привлечения внимания населения к своим изданиям более охотно публикуют статьи, содержащие факты, связанные с недостатками в деятельности органов правопорядка, и проявляют меньший интерес к положительным, героическим сторонам в их работе. Эти и другие проблемы эффективного взаимодействия органов правопорядка и средств массовой информации свидетельствуют об актуальности совершенствования законодательного регулирования деятельности средств массовой информации, включая электронные СМИ, и необходимости выстраивания партнерских и доверительных взаимоотношений органов внутренних дел с учреждениями средств массовой информации, что, в конечном счете, способствует повышению эффективности деятельности этих общественных институтов, и прежде всего в контексте формирования и развития правового государства.

Таким образом, отношения, которые складываются в области информационного обеспечения деятельности правоохранительных органов и средств массовой информации, являются ярко выраженными правовыми отношениями, урегулированные определенными правовыми нормами, имеют для их участников правовые последствия и в силу этого находятся под охраной государства.

Литература:

  1. Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // СПС «КонсультантПлюс».
  2. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124–1 (ред. от 18.04.2018) «О средствах массовой информации» // СПС «КонсультантПлюс».
  3. Указ Президента Российской Федерации от 10 августа 2011 г. № 1060 «Об утверждении перечня информации о деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации, размещаемой в сети «Интернет» // СПС «КонсультантПлюс».
  4. Приказ МВД России от 26 февраля 2018 г. № 109 «О порядке подготовки и размещения информации о деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» // СПС «КонсультантПлюс».
  5. Комлев Ю. Ю. Органы внутренних дел и средства массовой информации: от общественной осведомленности к оптимальному взаимодействию. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2001. 172 с.
  6. Осипова Е. С. Взаимодействие СМИ и ОВД в предупреждении и профилактике преступлений // Правовая культура. 2010. № 2. С. 178–184.
  7. Шашков В. П. Актуальные аспекты деятельности СМИ и правоохранительных органов в России // Вестник Калининградского юридического института МВД России: научно-теоретический журнал. 2007. № 2 (14). С. 195–200.
  8. Янбухтин Р. М. Правоохранительные органы и СМИ: проблемы и принципы взаимодействия // Грамота. 2015. № 7 (57): в 2-х ч. Ч. II. C. 213–217.
Основные термины (генерируются автоматически): массовая информация, орган, отношение, СМИ, общественный порядок, Российская Федерация, государственная власть, информационное пространство, предварительное расследование, информационное обеспечение политики борьбы.


Похожие статьи

Теоретический анализ информационной политики

Показаны сущность, содержание государственной информационной политики, представлена структурно-функциональная модель информационной политики. По мнению автора...

Государственная информационная политика как элемент...

В данной статье рассматривается новая роль информации в современном политическом процессе. Автор выявляет особенности и специфику информационного оружия, факторы распространения политического экстремизма в его информационной части...

Органы государственной региональной власти как открытая...

информационная технология, Российская Федерация, государственная власть, информация, массовая коммуникация, образ

Системный анализ в органах государственной власти. Органы государственной власти — подразделения государственного аппарата...

Информационное противоборство на современном этапе: анализ...

Основным средством ведения информационного противоборства являются национальные и транснациональные средства массовой информации, а также любые другие информационные сети, способные влиять как на мировоззрение, политические взгляды...

Специфика деятельности подразделений информации...

Выделена специфика деятельности подразделений информации и общественных связей в

Без конструктивного диалога государственных служащих с гражданами, информационной

В свою очередь органы государственной власти и органы местного самоуправления, их...

Отдельные аспекты обеспечения информационной...

Отдельные аспекты обеспечения информационной безопасности деятельности органов

Взаимосвязь общественных и частных (локальных) сетей и совместное использование

государственная власть, Российская Федерация, орган, гражданский оборот, ветвь власти...

Внедрение информационных технологий в деятельность судов

Развитие информационных технологий в судебной системе Российской Федерации является объективно необходимым условием для успешного решения поставленных перед судом задач по отправлению правосудия. Это уже ни для кого не секрет и информатизация судов стала явью.

Информационно-аналитические службы и их деятельность по...

Информационно-аналитический отдел играет существенную роль в повышении результативности использования информации

Специфика информационно-аналитической деятельности в органах власти и управления состоит в том, что она является элементом...

Информационная безопасность органов государственной...

Ключевые слова: органы государственной власти, органы местного самоуправления, противодействие коррупции, информационная безопасность. С развитием современных информационных технологий человечество столкнулось с новыми типами угроз...

Похожие статьи

Теоретический анализ информационной политики

Показаны сущность, содержание государственной информационной политики, представлена структурно-функциональная модель информационной политики. По мнению автора...

Государственная информационная политика как элемент...

В данной статье рассматривается новая роль информации в современном политическом процессе. Автор выявляет особенности и специфику информационного оружия, факторы распространения политического экстремизма в его информационной части...

Органы государственной региональной власти как открытая...

информационная технология, Российская Федерация, государственная власть, информация, массовая коммуникация, образ

Системный анализ в органах государственной власти. Органы государственной власти — подразделения государственного аппарата...

Информационное противоборство на современном этапе: анализ...

Основным средством ведения информационного противоборства являются национальные и транснациональные средства массовой информации, а также любые другие информационные сети, способные влиять как на мировоззрение, политические взгляды...

Специфика деятельности подразделений информации...

Выделена специфика деятельности подразделений информации и общественных связей в

Без конструктивного диалога государственных служащих с гражданами, информационной

В свою очередь органы государственной власти и органы местного самоуправления, их...

Отдельные аспекты обеспечения информационной...

Отдельные аспекты обеспечения информационной безопасности деятельности органов

Взаимосвязь общественных и частных (локальных) сетей и совместное использование

государственная власть, Российская Федерация, орган, гражданский оборот, ветвь власти...

Внедрение информационных технологий в деятельность судов

Развитие информационных технологий в судебной системе Российской Федерации является объективно необходимым условием для успешного решения поставленных перед судом задач по отправлению правосудия. Это уже ни для кого не секрет и информатизация судов стала явью.

Информационно-аналитические службы и их деятельность по...

Информационно-аналитический отдел играет существенную роль в повышении результативности использования информации

Специфика информационно-аналитической деятельности в органах власти и управления состоит в том, что она является элементом...

Информационная безопасность органов государственной...

Ключевые слова: органы государственной власти, органы местного самоуправления, противодействие коррупции, информационная безопасность. С развитием современных информационных технологий человечество столкнулось с новыми типами угроз...

Задать вопрос