Актуальные проблемы лингвистического исследования на уроках русского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 июля, печатный экземпляр отправим 22 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (232) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 15.11.2018

Статья просмотрена: 217 раз

Библиографическое описание:

Шерина, А. А. Актуальные проблемы лингвистического исследования на уроках русского языка / А. А. Шерина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 341-343. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53866/ (дата обращения: 05.07.2020).



В статье рассматриваются вопросы одного из актуальных видов речевой деятельности школьников на уроках русского языка — рассуждение на лингвистические темы.

Ключевые слова: развитие речи, учебно-исследовательская деятельность, лингвистическое исследование, коммуникативная и языковая компетенции.

Актуальность вопроса определяется сочетанием нескольких важных проблем изучения русского языка в школе. Формирование теоретической базы дисциплины, применение лингвистических знаний в практической деятельности, развитие навыков устной и письменной речи — всё это требует поиска и анализа новых методов и приёмов, способствующих развитию интереса к русскому языку, активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Формировать универсальные учебные действия и лингвистические компетенции, необходимые современному школьнику, позволяет линия учебников для 5–9 классов под редакцией М. М. Разумовской и П. А. Леканта. Авторами учебника для 7 класса разработан раздел «Рассуждайте на лингвистические темы» с заданиями, направленными на обучение устным и письменным развернутым ответам школьников на лингвистические темы.

В учебнике ставится задача развития умений говорить на лингвистические темы, понимать лингвистический текст; читать и говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи и особенностям грамматического строя; стоить рассуждения на основе готового лингвистического высказывания разных форм. [2, С. 177]

Анализ заданий, способствующих развитию навыков школьника-исследователя, позволил представить их классификацию с разных точек зрения и определить виды упражнений, реализуемых на основных этапах изучения темы: объяснение лингвистического материала, закрепление, повторение. [1, С. 83]. Рассуждения на лингвистическую тему в устной или письменной форме могут предлагаться:

а) в процессе изучения темы: например, «Понаблюдайте, как пишутся предлоги, соотносимые с самостоятельными частями речи»;

б) в качестве актуализации ранее полученных знаний: например, «Напишите сочинение на тему «Основные способы образования знаменательных частей речи»;

в) на этапе закрепления учебного материала на основе анализа опорных схем, правил, таблиц, материала параграфа: например, «Использую схему, подготовьте письменный рассказ о служебных частях речи»; «Проанализируйте таблицу и порассуждайте, на какие группы делятся сочинительные и подчинительные союзы, какие значения они выражают».

Представим классификацию заданий по типу и форме их выполнения:

а) создание и проведение тематической сценки на тему сходства и различия предлогов и союзов;

б) создание способов решения проблем творческого и поискового характера: например, «Найти и рассказать, какие изменения в морфемном составе могут происходить с течением времени»;

в) проблемный вопрос, связанный с обращением к дополнительным источникам для ответа на вопрос: например, «Почему одни лингвисты считают, что причастие и деепричастие — это особые формы глагола, а другие полагают, что эти слова являются самостоятельными частями речи».

В результате решения лингвистической задачи, освоения языковой системы, овладения языковым материалом школьники обретают лингвистическую компетенцию, формируют учебно-языковые умения и навыки, связанные с развитием логического мышления, памяти, воображения учащихся.

Учителя-словесники при подготовке детей к лингвистическому исследованию сталкиваются с рядом проблем. Во-первых, рабочие программы по русскому языку не дают полного перечня возможных тем, потому что число тем чрезвычайно велико и все их на уроках не охватить. Во-вторых, учебные программы прописывают 2 часа в неделю на развитие речи. В-третьих, многие темы достаточно трудны и остаются непонятыми.

Не менее важной является проблема формирования лингвистической базы школьников. В рассуждениях на лингвистическую тему школьники учатся грамотно и выразительно формулировать свои мысли, проявлять самостоятельность суждения, развивая языковую, речевую, лингвистическую компетенции.

Ряд описанных проблем позволяет сделать вывод о необходимости разработки наиболее оптимальных и эффективных форм и методов работ, которые способны вызвать интерес учащихся к исследованию лингвистических проблем русского языка.

Цель данного вопроса заключается в необходимости формировать у учащихся коммуникативные, логические и лингвистические умения с помощью рассуждений на лингвистические темы. Все эти качества позволяют развить мышление и чувство языка.

Для прочного закрепления учебного материала, свободного воспроизведения и применения его на практике необходимо заинтересовать учащихся в предмете познавательной деятельности. Для этого можно разработать занимательную и интересную работу с лингвистическим материалом в форме тематической сценки. Данный вид деятельности может быть организован как на уроках русского языка, так и во внеурочное время. Внеклассная работа учителя-словесника может включать тематическое театрализованное представление, помогающее учащимся снять напряжение и понять трудные теоретические основы грамматики, а также проявлять творческие и организаторские способности. Представляю фрагмент сценки.

«Пришел предлог ксоюзу вгости»

Предлог: Привет, союз!

Союз: Привет, предлог!

Предлог: Как твои дела?

Союз: Дела плохи, не могу составить предложение, на языке не вяжется.

Предлог: Так давай я тебе помогу!

На листочках появляется предложение: Девочка сидела ____ диване

Союз (с сомнением): Девочка сидела «а» диване.

Предлог: Нет, а может девочка сидела «в» диване?

Союз: Ха-ха. Девочка сидела «и» диване.

Предлог: Да что ты говоришь? Девочка сидела «под» диване.

Союз: Получается каша. Девочка сидела «что» диване.

Предлог: Девочка сидела «с» диване.

Союз: Нет, не то. Давай пригласим нашего друга падежа?

Предлог: Отличная идея, я думаю, что он поможет решить наш спор.

Приходит падеж.

Падеж: Хватит спорить! Ребята, давайте поможем предлогу и союзу разрешить спор. С помощью какого падежа будут согласоваться эти слова?

Аудитория (называет падеж): С помощью предложного падежа.

Падеж: Конечно, эти слова будут сочетаться в Предложном падеже. С помощью какого союза или предлога мы можем связать слово «сидела» и слово «диване»?

Аудитория: Предлога «НА».

Падеж: Почему?

Аудитория: Потому что предлоги указывают на различные грамматические отношения между словами в словосочетании и предложении.

Падеж: Правильно! (падеж достает карточку)

Союз: Кто-то стучится в дверь.

На листочках появляется предложение: авозле нее мурлыкает серый кот.

Все предложение: Девочка сидела на диване, а возле нее мурлыкает серый кот.

Падеж: Мне кажется, что здесь чего-то не хватает.

Предлог: Ребята, подскажете нам?

Аудитория: запятой!

Запятая встает не вто место.

Падеж: Опять что-то не так.

Запятая: Кажется, я перепутала место, подскажите, куда мне встать?

Аудитория: Перед союзом А.

Все: Молодцы!»

Разработка сценария и показ тематической сценки благоприятно повлиял на восприятие семиклассников. Живой интерес, активность учащихся, творческий подход, проявление фантазии — все это позволило достичь положительных результатов данного эксперимента и произвести впечатление на зрителя.

Подводя итог, можно сказать, что проблемы лингвистического исследования на уроках русского языка имеют место быть в практике школьного преподавания. Задача учителя сводится к разработке интересных форм работы с лингвистическим исследованием. Предполагаемый результат выполнения творческих работ — понимание лингвистических проблем, умение применить теорию на практике, получение прочных знаний, повышение уровня лингвистической и коммуникативной компетентности учащихся.

Литература:

1. Абдулаева, Л. А., Омарова, С. М. Работа с текстом как средство развития речи / Л. А. Абдулаева, С. М. Омарова. — Дагестан: Известия ДГПУ, 2015. — С. 82–86.

2. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя / Н Е. Богуславская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова и др.; Под ред. Т. А. Ладыженской. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1991. — 240 с.

3. Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта [и др.]. — М.: Дрофа, 2015. — 336 с.

4. Черепанова, Л. В. Системно-деятельностный подход в обучении школьников устным развернутым ответам на лингвистические темы / Л. В. Черепанова // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. — 2017. — Т. 12. — № 6. — С. 115–127.

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, предлог, союз, падеж, диван, Девочка, тематическая сценка, Предложный падеж, лингвистическая компетенция, лингвистический материал.


Ключевые слова

развитие речи, учебно-исследовательская деятельность, лингвистическое исследование, коммуникативная и языковая компетенции

Похожие статьи

К вопросу о местном и партитивном падежах в русском языке

Родительный падеж в современном русском языке отличается... немецкий язык, узбекский язык, именительный падеж, падежная система, падеж, язык, родной язык, форма имени, бош, предлог. К вопросу о местном и партитивном падежах в русском языке.

Рассмотрение русского предлога "в" в винительном падеже...

Предлоги как служебные слова, с одной стороны служат для соединения слов, а с другой стороны подчиняют одни слова другим. Предлогу "в" свойственна многозначность. Этот предлог в винительном падеже в русском языке связан с широким кругом разнообразных...

Семантические особенности предлога «в» в предложном падеже...

Ключевые слова: предлог, предложный падеж, имя существительное, русский язык, персидский язык. Предлог – это служебная часть речи, используемая как средство синтаксического подчинения существительных (а также местоимений) другими словами в...

Значения предлога «на» в предложном падеже и их персидские...

Ключевые слова: значение, предлог «на», предложный падеж, русский язык, персидский язык. В русском языке предлог — «это служебная часть

Предлог «на» в русском языке является простым, непроизводным и употребляется с винительным и предложным падежами.

Из опыта изучения функций и форм падежей | Статья в журнале...

2. Разнообразные значения русских косвенных падежей и предложных конструкций не совпадают со значениями соответствующих косвенных падежей и послеложных конструкций узбекского языка. 3. Выражение одного грамматического значения разными окончаниями или...

К вопросу теории падежа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Несмотря на разницу в количестве описываемых падежей русского языка в приведенных примерах, основанием для их выделения является

6. Лаврентьев А. М. Категория падежа и лингвистическая типология: на материале русского языка. – Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т...

Значения предлога «на» винительного падежа в персидском языке

Ключевые слова: значение предлога, предлог «на», винительный падеж, русский язык, персидский язык.

В течение работы основным материалом приведен из книги Г. А. Золотовой «Синтаксический словарь», «Словарь русского языка» в четырех томах под ред. А. П...

Использование проблемных заданий при формировании...

В лингвистической науке падеж определяется как форма имени, выражающая его отношение к другим словам в речи. Категория падежа является шестичленной. Ее составляют именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный падежи.

Способы передачи пространственных значений в персидском языке

В персидском языке, как в русском, существуют предлоги, употребляемые вместе с глаголами для выражения пространственных значений, но отсутствуют глагольные приставки, употребляемые одновременно с предлогами. В самом лексическом значении персидского...

Похожие статьи

К вопросу о местном и партитивном падежах в русском языке

Родительный падеж в современном русском языке отличается... немецкий язык, узбекский язык, именительный падеж, падежная система, падеж, язык, родной язык, форма имени, бош, предлог. К вопросу о местном и партитивном падежах в русском языке.

Рассмотрение русского предлога "в" в винительном падеже...

Предлоги как служебные слова, с одной стороны служат для соединения слов, а с другой стороны подчиняют одни слова другим. Предлогу "в" свойственна многозначность. Этот предлог в винительном падеже в русском языке связан с широким кругом разнообразных...

Семантические особенности предлога «в» в предложном падеже...

Ключевые слова: предлог, предложный падеж, имя существительное, русский язык, персидский язык. Предлог – это служебная часть речи, используемая как средство синтаксического подчинения существительных (а также местоимений) другими словами в...

Значения предлога «на» в предложном падеже и их персидские...

Ключевые слова: значение, предлог «на», предложный падеж, русский язык, персидский язык. В русском языке предлог — «это служебная часть

Предлог «на» в русском языке является простым, непроизводным и употребляется с винительным и предложным падежами.

Из опыта изучения функций и форм падежей | Статья в журнале...

2. Разнообразные значения русских косвенных падежей и предложных конструкций не совпадают со значениями соответствующих косвенных падежей и послеложных конструкций узбекского языка. 3. Выражение одного грамматического значения разными окончаниями или...

К вопросу теории падежа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Несмотря на разницу в количестве описываемых падежей русского языка в приведенных примерах, основанием для их выделения является

6. Лаврентьев А. М. Категория падежа и лингвистическая типология: на материале русского языка. – Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т...

Значения предлога «на» винительного падежа в персидском языке

Ключевые слова: значение предлога, предлог «на», винительный падеж, русский язык, персидский язык.

В течение работы основным материалом приведен из книги Г. А. Золотовой «Синтаксический словарь», «Словарь русского языка» в четырех томах под ред. А. П...

Использование проблемных заданий при формировании...

В лингвистической науке падеж определяется как форма имени, выражающая его отношение к другим словам в речи. Категория падежа является шестичленной. Ее составляют именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный падежи.

Способы передачи пространственных значений в персидском языке

В персидском языке, как в русском, существуют предлоги, употребляемые вместе с глаголами для выражения пространственных значений, но отсутствуют глагольные приставки, употребляемые одновременно с предлогами. В самом лексическом значении персидского...

Задать вопрос