О некоторых вопросах выборности депутатов маслихата и развития института народовластия в Республике Казахстан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №46 (232) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 14.11.2018

Статья просмотрена: 65 раз

Библиографическое описание:

Симинин, Ю. Г. О некоторых вопросах выборности депутатов маслихата и развития института народовластия в Республике Казахстан / Ю. Г. Симинин, К. С. Жусупов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 189-192. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53835/ (дата обращения: 20.04.2024).



В данной статье предпринимается попытка исследования процесса совершенствования выборности депутатов маслихатов, эффективности работы местных представительных органов, проблемные вопросы и пути их решения.

Ключевые слова: формирование маслихата по партийным спискам, местные представительные органы, конституционный и законодательный уровень.

This article attempts to investigate the improvement process of the election of council (maslikhat) deputies, improving the efficiency of representatives of local authorities, problematic issues and possible solutions.

Key words: council (maslikhat) election on party lists, representatives of local authorities, constitutional and legislative level.

29 июня 2018 года в Конституционный закон Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» от 28 сентября 1995 года № 2464 (далее- Конституционный Закон) внесены изменения, направленные на активность политических партий.

С начала 2019 года вводится механизм формирования маслихата по принципу выборов депутатов в высший законодательный орган (Мажилис). Теперь право выдвижения кандидатов в депутаты маслихатов, избираемых по партийным спискам, будет принадлежать политическим партиям.

Распространение пропорциональной избирательной системы на маслихаты всех уровней обеспечивает полное представительство всех политических партий, способствует развитию партийного строительства, повышает роль партии в общественно-политической жизни страны, позволит полно учитывать интересы населения.

Наличие многопартийности в местных представительных органах будет способствовать наиболее объективному с учетом различных слоев населения принятию решений по развитию территории и других вопросов местных органов власти и управления.

Все новшества запланировано начать с 1 января 2019 года, а пока выборы депутатов проводятся в старом режиме, и предварительные результаты указывают о недостаточности участия политических партий на местах.

К примеру, областные избирательные комиссии на 28 октября 2018 года назначили выборы депутатов маслихатов вместо выбывших, выборы прошли в 14 регионах по 83-м свободным округам, кроме Туркестанской области, городов Астана и Шымкент.

По сведениям Костанайской избирательной комиссии, опубликованным в региональной Костанайской областной газете «Наша газета» от 29 октября 2018 года, в Костанайской области выборы прошли в 8-ми избирательных округах, 17 из 24-х претендентов на депутатские мандаты — самовыдвиженцы, 8 кандидатов по каждому округу выдвинуты городскими и районными филиалами партии «Нур Отан». Другие политические партии желания участвовать не изъявили.

Всего в списки было включено 14 995 избирателей, 28 октября 2018 года на избирательные участки пришел 9 361 избиратель, или 62,4 % от общего их числа. Активнее всех голосовали в Жангельдинском районе, на участки там пришли 95,2 % избирателей. В остальных районах явка была от 40,4 % до 88,7 %.

За процедурой выборов наблюдали 55 представителей от политических партий, доверенных лиц кандидатов и 4 наблюдателя от СМИ.

По итогам выборов избрано 8 депутатов районных маслихатов все члены партии «Нур Отан».

Таким образом, итоги выборов не повлияли на увеличение многопартийности в маслихатах области. В числе 301 депутатов всех маслихатов области лишь один представитель от партии «Ауыл», трое — от партии «Ак жол» и остальные 297 депутатов от партии «Нур Отан».

Созданные для всех политических партий равные условия и возможности уже сегодня требуют их активности с целью управления и формирования положительного имиджа у населения. Таким образом, если ранее на выборах был важен личностный фактор, теперь избиратели будут голосовать не за конкретного кандидата, а за партию.

В то же время с развитием политических партий необходимо принимать меры по укреплению института народовластия.

В соответствии с п.1 ст.86 Конституции Республики Казахстан местные представительные органы — маслихаты выражают волю населения соответствующих административно-территориальных единиц и с учетом общегосударственных интересов определяют меры, необходимые для ее реализации, контролируют их осуществление. Развитие представительных органов создает площадку и условия для реализации инициатив граждан в общественно-политических процессах, принятия решений.

А на фоне повышения ответственности за проблемы в регионе актуальным становится теоретическое исследование конституционно-правовых основ деятельности маслихатов — местных представительных органов Республики Казахстан, разработка предложений по совершенствованию их правового регулирования.

Конституционным законом Республики Казахстан от 29 июня 2018 года № 162-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан» в пункт 2 статьи 9 Конституционного Закона внесены изменения, а именно «2. Депутаты маслихата избираются по партийным спискам, представляемым политическими партиями, по территориальному избирательному округу».

Согласно вновь введенной статьи 105 Конституционного Закона лицо, включенное в партийный список, может снять свою кандидатуру, обратившись с письменным заявлением об этом в территориальную избирательную комиссию и политическую партию.

Руководящий орган политической партии, либо соответствующего ее филиала (представительства) в период до регистрации и после нее может обратиться с соответствующим представлением в территориальную избирательную комиссию об исключении кандидата в депутаты маслихата из партийного списка.

В этих случаях территориальная избирательная комиссия принимает решение об исключении лица, включенного в партийный список.

Также дополнена статья 111–1 Конституционного Закона, а именно «6. В случае досрочного выбытия депутата его мандат постановлением соответствующей территориальной избирательной комиссии передается следующему кандидату, определяемому руководящим органом соответствующего филиала (представительства) политической партии из числа включенных в партийный список кандидатов».

Вместе с тем, внесенные изменения в Конституционный Закон не нашли отражение в статье 20 Закона «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан», которая регламентирует деятельность депутата маслихата.

К примеру, не отражена роль депутата маслихата, если он выйдет или исключен из политической партии, от которой, в соответствии с конституционным Законом, он избран, либо прекращена деятельность самой политической партий.

В этой связи, предлагаем пункт 3 статьи 20 Закона дополнить и указать, что полномочия депутата могут прекращаться по решению территориальной избирательной комиссии в случае исключения по представлению политической партии из партийного списка.

Также пункт 3 статьи 20 Закона дополнить следующим содержанием «полномочия депутата могут быть прекращены в случае прекращения деятельности политической партии, от которой в соответствии с конституционным законом он избран».

Аналогичные основания предусмотрены в статье 24 Конституционного Закона «О Парламенте Республике Казахстан» от 16 октября 1995 года № 2529, которая регламентирует деятельность депутата Мажилиса Парламента Республики Казахстан, избранного по партийному списку от политической партий.

Необходимо отметить, что депутаты маслихата с 1 января 2019 году будут избираться по аналогии как депутаты Мажилиса Парламента по партийному списку. Вместе с тем, несмотря на практически одинаковый порядок выборов депутатов, в законах имеется различные подходы по прекращению их полномочий.

К примеру, в пункте 4 статьи 20 Законе «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» предусмотрено, что решение о досрочном прекращении полномочий депутата принимается на сессии маслихата большинством голосов от общего числа присутствующих депутатов по представлению соответствующей территориальной избирательной комиссии.

Для сравнения в пункте 8 статьи 24 Конституционного Закона «О Парламенте Республике Казахстан» при прекращении полномочий депутата Парламента центральная избирательная комиссия принимает постановление, в котором констатируется факт наступления оснований, влекущих прекращения полномочия депутата Парламента, и принимается решение о внесении в соответствующую Палату представления о досрочном прекращении полномочий депутата Парламента.

На основании представления Центральной избирательной комиссии Палата Парламента прекращает полномочия соответствующего депутата Парламента.

Таким образом, в условиях выборности депутатов по партийным спискам их прекращение будет также зависит от решения политической партий и соответственно голосование на сессии маслихата не целесообразно.

В условиях повышения роли маслихатов — местных представительных органов — в общественно-политической жизни Республики, необходимо использовать новые модели государственного управления, которые ориентированы на удовлетворение запросов населения.

Так, правовой статус государственных служащих определяет закон «О государственной службе Республике Казахстан» от 23 ноября 2015 года № 416-V, в котором определены их правовое положение, материальное обеспечение и социальная защита.

Сегодня представительная власть, в лице депутатов местных представительных органов, также нуждается в более четком регулировании своих правовых и социальных полномочий.

Одним из вариантов предлагается рассмотреть вопрос разработки Закона «О маслихатах Республики Казахстан и статусе депутатов», который помимо деятельности депутатов должен повысить их ответственность и социальную защищенность.

Также правовая регламентация необходима для системного обучения и повышения качественного уровня депутатов в пакете требований «New Public Managemrnt» (новое управление обществом), принятом программой развития ООН в 1997 г.: участие, верховенство права, прозрачность, оперативность, ориентация на консенсус, равенство, инклюзивность, эффективность и результативность, а также подотчетность.

Сегодня эта модель реформирования общественного управления внедряется в 70 странах мира, имеются положительные результаты. И, соответственно, современным механизмом реализации этих процессов должны послужить стандарты стран-членов ОЭСР, (Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD) — международной экономической организации развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики.

Литература:

  1. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года (по состоянию на 10 марта 2017 года) // http://online.zakon.kz/;
  2. Конституционный закон Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» от 28 сентября 1995 года № 2464 (по состоянию на 29 июня 2018 года) // http://online.zakon.kz/;
  3. Закон Республики Казахстан «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» от 23 января 2001 года № 148 (по состоянию на 29 июня 2018 года) // http://online.zakon.kz/;
  4. Закон Республики Казахстан «О политических партиях» от 15 июля 2002 года № 344 (по состоянию на 29 июня 2018 года) // http://online.zakon.kz/;
  5. Записка секретариата ООН «Ориентированное на результаты государственное управление: концептуальная и оперативная основа» //http://intadoc/groups/public/documents/unpan1.un.org.
  6. Нурсултан Назарбаев — Стандарты ОЭСР — целевые индикаторы для вхождения Казахстана в число 30 самых развитых стран мира https://www.inform.kz/ru/standarty-oesr-celevye-indikatory-dlya-vhozhdeniya-kazahstana-v-chislo-30-samyh-razvityh-stran-mira_a2732409;
  7. Региональная Костанайская областная газета «Наша газета» от 29 октября 2018 года http://www.ng.kz/modules/news/article.php?storyid=32786.
Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, политическая партия, партийный список, территориальная избирательная комиссия, депутат, партия, Республика, местное государственное управление, соответствующая территориальная избирательная комиссия, Центральная избирательная комиссия.


Ключевые слова

формирование маслихата по партийным спискам, местные представительные органы, конституционный и законодательный уровень

Похожие статьи

Территориальная избирательная комиссия «Центральная»...

Территориальная избирательная комиссия «Центральная» г. Новороссийска. Адрес: Россия, Южный федеральный округ, Краснодарский край

В период избирательной кампании по выборам депутатов Народного Хурала Республики Бурятия пятого созыва в Избирательную...

Особенности системы государственного управления...

Казахстан — унитарное государство. Административно-территориальное деление — 14 областей.

Центральное место в системе государственных органов Казахстана принадлежит главе государства — Президенту

- после консультаций с фракциями политических партий...

Система и статус избирательных комиссий в Российской...

Избирательная комиссия — это коллегиальный орган, организующий и

Статус и система избирательных комиссий регламентированы в Федеральном законе от 12 июня 2002 г.№

Избирательные комиссии субъектов РФ являются государственными органами субъектов...

Избирательные споры | Статья в журнале «Молодой ученый»

В жалобе было указано, что окружная избирательная комиссия отказала гражданину в

Уже на этапах выдвижения и регистрации кандидатов и списков кандидатов на заседания ЦИК

Большинство жалоб связано с отказом избирательных комиссий в регистрации кандидатов.

Технологии избирательной инженерии в парламентских выборах...

Проанализированы конкретные технологии избирательной инженерии, применяемые субъектами избирательного процесса в парламентской

В частности, субъектами представления кандидатур в состав избирательных комиссий кроме политических партий...

Конституционно-правовые проблемы Федерального Собрания РФ...

партия, Российская Федерация, Россия, политический, государственная власть, местное самоуправление, политическая партия

а. сообщения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о результатах выборов депутатов Государственной Думы...

Правоприменительная практика избирательных комиссий по...

В Избирательную комиссию Республики Бурятия поступила жалоба уполномоченного представителя «Регионального отделения Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ!» в Республике Бурятия» Е. В. Быковой [6] от 20 августа 2013 года (вх. №...

Избирательная комиссия Свердловской области.

Решением Территориальной избирательной комиссией (ТИК) ФИО2было отказано в регистрации в

2) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами МСУ

Бурятия, Избирательная комиссия Республики, Российская Федерация...

Особенности системы государственного управления...

- избирает членов Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов: одну треть состава по представлению Президента, одну треть парламентского большинства и одну треть парламентской оппозиции; освобождает их от должности в случаях, предусмотренных законом

Похожие статьи

Территориальная избирательная комиссия «Центральная»...

Территориальная избирательная комиссия «Центральная» г. Новороссийска. Адрес: Россия, Южный федеральный округ, Краснодарский край

В период избирательной кампании по выборам депутатов Народного Хурала Республики Бурятия пятого созыва в Избирательную...

Особенности системы государственного управления...

Казахстан — унитарное государство. Административно-территориальное деление — 14 областей.

Центральное место в системе государственных органов Казахстана принадлежит главе государства — Президенту

- после консультаций с фракциями политических партий...

Система и статус избирательных комиссий в Российской...

Избирательная комиссия — это коллегиальный орган, организующий и

Статус и система избирательных комиссий регламентированы в Федеральном законе от 12 июня 2002 г.№

Избирательные комиссии субъектов РФ являются государственными органами субъектов...

Избирательные споры | Статья в журнале «Молодой ученый»

В жалобе было указано, что окружная избирательная комиссия отказала гражданину в

Уже на этапах выдвижения и регистрации кандидатов и списков кандидатов на заседания ЦИК

Большинство жалоб связано с отказом избирательных комиссий в регистрации кандидатов.

Технологии избирательной инженерии в парламентских выборах...

Проанализированы конкретные технологии избирательной инженерии, применяемые субъектами избирательного процесса в парламентской

В частности, субъектами представления кандидатур в состав избирательных комиссий кроме политических партий...

Конституционно-правовые проблемы Федерального Собрания РФ...

партия, Российская Федерация, Россия, политический, государственная власть, местное самоуправление, политическая партия

а. сообщения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о результатах выборов депутатов Государственной Думы...

Правоприменительная практика избирательных комиссий по...

В Избирательную комиссию Республики Бурятия поступила жалоба уполномоченного представителя «Регионального отделения Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ!» в Республике Бурятия» Е. В. Быковой [6] от 20 августа 2013 года (вх. №...

Избирательная комиссия Свердловской области.

Решением Территориальной избирательной комиссией (ТИК) ФИО2было отказано в регистрации в

2) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами МСУ

Бурятия, Избирательная комиссия Республики, Российская Федерация...

Особенности системы государственного управления...

- избирает членов Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов: одну треть состава по представлению Президента, одну треть парламентского большинства и одну треть парламентской оппозиции; освобождает их от должности в случаях, предусмотренных законом

Задать вопрос