Особенности становления и развития отечественного зооволонтерства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №46 (232) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 16.11.2018

Статья просмотрена: 1563 раза

Библиографическое описание:

Капытина, Т. П. Особенности становления и развития отечественного зооволонтерства / Т. П. Капытина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 242-247. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53825/ (дата обращения: 16.11.2024).



Человек способен как на огромное сострадание, так и на чудовищное равнодушие. И в его полной власти взрастить в своем сердце первое и искоренить второе. Нет ничего сильнее, чем поступок человека по велению его совести, который способствует проявлению совести всего человечества.

Норман Казинс, американский ученый, профессор, писатель, общественный деятель

Историю волонтерской деятельности в направлении защиты и спасения животных в нашей стране проследить довольно сложно, поскольку ранее эта тема еще никем подробно не изучалась. Некоторые исследователи считают, что волонтерское движение в России стало зарождаться в конце 80-х годов прошлого столетия [5]. С точки зрения Н. В. Левченко, зоозащитные организации в российских мегаполисах начали свою деятельность с конца 1990-х годов, в регионах — с 2000-х годов. [8, c.151–155]. Однако сам процесс формирования и развития добровольчества в зоозащитном движении указывает на то, что обществу никогда не были чужды идеи добровольной и бескорыстной помощи в охране животных от напрасных мучений. В конце ХVIII — начале ХIX века отношение к животным постепенно менялось, становясь все менее потребительским. Начиная с 80–90-х годов XVIII столетия жестокое обращение с животными, причинение им страданий было основным вопросом, касавшимся животных, который привлекал внимание общественности. К концу XVIII века осуждение зоожестокости стало обычным явлением. Во второй половине XIX века образованные слои русского общества вплотную подошли к вопросу о том, что жестокое обращение с животными — это безнравственное явление, противоречащее морали. Николай Бердяев писал: «Религиозная энергия русской души обладает способностью переключаться и направляться к целям, которые не являются уже религиозными, напр., к социальным целям» [2]. Великие пpоявления гуманизма, отзывчивости и сострадания к ближнему стали масштабным общественным явлением, благотворительная деятельность приобрела широкий размах и самобытные формы, а шестидесятые годы ознаменовались резким повышением общественного интереса к защите животных от жестокости. Милосердие не только к человеку, но и к животным, стало считаться пpавилом хоpошего тона. Не последнюю роль в этом сыграло пришедшее с Запада совершенно новое направление в благотворительной деятельности — покровительство животным. В декабре 1863 года в Одессе с целью «развивать нравственные убеждения в необходимости кроткого обращения с животными и преимущественно домашними, без которого эти последние не могут достигнуть известной степени совершенства и быть вполне полезными для человека», было учреждено «Общество сострадания к животным». В эти же годы появилось «Общество соревнователей к защите животных от жестокого с ними обращения» в Риге.Тем не менее, отправным моментом возникновения зоозащитного движения в России следует считать 1865 год — год создания Общества Покровительства Животным, поскольку для начала серьезной борьбы в защиту животных от жестокости необходимы организация соответствующих обществ и формирование надлежащих законодательств. В 1861 году Император высочайше позволил министру внутренних дел собственноручно разрешать создание благотворительных обществ, что подготовило хорошую платформу для основания такого Общества. В 1864 году гласный Санкт-Петербургской Думы П. В. Жуковский выступил в Думе с кpитикой жестокого отношения к лошадям, а также к другим животным, отметил плохие условия перевозки скота и предложил: «… учредить Общество для надзора за обращением с животными на улицах, дворах, площадях и прочих местах, допустив к участию всех без изъятия желающих поступить в оное членами». В 1865 году, 4 октября, состоялось утверждение Устава основанного российскими дворянами при попечительстве Императора Александра II Российского Общества Покровительства Животным. Годовой взнос рядового члена Общества составлял пять рублей. Вначале в Обществе было всего58 петербуржцев. Их деятельность осуществлялась исключительно по доброй воле. Решение направить свои усилия, время, знания, опыт, умение и навыки во спасение животных, оказать помощь другим людям, которым также близки идеи защиты братьев наших меньших, проведение каких-либо мероприятий на безвозмездной основе принималось по собственному желанию членов Общества. Работа Общества была направлена главным образом к устранению любых «людских» жестокостей, совершаемых над животными: отлов и уничтожение бродячих собак, птичьи бои, вивисекция, городская стрельба по голубям. Общество содействовало лучшему устройству скотобоен и введению наиболее гуманных способов убоя скота, учреждало ветеринарные лечебницы, решало вопросы об улучшении быта и породы животных, о выдаче наград за хорошее обращение со скотом. Основной целью в работе являлось формирование гуманного отношения в стране ко всем животным [6]. Однако многочисленные случаи вопиющего отношения к лошадям со стороны извозчиков первоочередным сделали вопрос «о мучениях, которым подвергаются лошади при подъеме на мосты, имеющие продольную настилку досок» [7, c.32–33]. Благодаря ходатайству Общества, в 1866 году Министром Внутренних Дел были утверждены первые в истории Правила обращения с животными, пункт 8 которых гласил: «Вообще запрещается всякое мучение каких-либо животных и всякое жестокое с ними обращение» [9, c.10–11]. «Правила о том, что следует считать напрасным мучением животных» были опубликованы в «Журнале Охоты и Коннозаводства» за 1872 год [10, c.190–191]. В 1871 году Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, был дополнен «ст. 43-А. За причинение домашним животным напрасных мучений виновные подвергаются денежному взысканию не свыше 10 рублей», «ст.123. За неосмотpительную или непомеpно скоpую езду в гоpодах и селениях, а также за поpучение упpавления лошадьми лицу неспособному или пьяному, виновные подвеpгаются аpесту не свыше семи дней, или денежному взысканию не свыше 25 pублей», «ст.153. За убой или изувечение чужих животных виновные подвеpгаются аpесту не свыше одного месяца или денежному взысканию не свыше 100 pублей» [9, c.10–11]. В 1873 году в Обществе были учреждены Участковые Попечители, которые выбирались из членов Общества. Участковые Попечители распространяли среди населения «Правила обращения с животными», занимались розыском виновных, при содействии полиции составляли протоколы о замеченных случаях жестокого обращения с животными, с целью изъятия слабых и больных животных производили внезапные осмотры лошадей и экипажей содержателей дилижансов. При установлении фактов ненадлежащего содержания животных станции закрывались, а их содержатели привлекались к уголовной ответственности [11; 12].

Активисты Общества уделяли много внимания не только продвижению законодательных инициатив, но и проблемам бездомных животных. До 1862 года вопросом истребления бродячих собак занималась полицейская фонарная команда, затем эта обязанность была возложена на пожарных. Общество с момента своего образования в 1865 году протестовало против жестокости, с которой происходила санитарная очистка города, и, заключив контракт с управой, с 1879 года взяло решение этой задачи на себя. Выловленные собаки доставлялись в приют и некоторое время жили там, что давало возможность в течение нескольких дней вернуть пойманных по ошибке питомцев хозяевам. С 1893 года приют для собак находился в здании бывшего альбуминного завода по Динабургской улице на Гутуевском острове. В 1907 году гражданский инженер А.Монтаг построил небольшой комплекс, который включал в себя главное здание приюта в два этажа, украшенное башенкой со шпилем, жилой дом, во дворе — корпуса для животных и службы. Работали системы водопровода и канализации.

Одной из своих главных задач Общество считало основание «образцовой» ветеринарной лечебницы. Поскольку в начале деятельности Общества бюджета едва хватало на издание собственного «Вестника» и брошюр о необходимости и пользе гуманного обращения с животными, то ветеринары — члены Общества давали бесплатные советы беднейшим владельцам животных на страницах этого печатного издания. Первая стационарная лечебница была открыта в 1878 году на деньги графини Н. Стенбок-Фермор. Лечебница часто меняла место расположения, расширялась и улучшала условия содержания животных. Для извозчиков и крестьян плата за ветеринарные услуги была на треть меньше. Ветеринарные лечебницы размещались и по частным квартирам. С целью облегчить стpадания больных бездомных животных создавались лечебницы и специальные пpиюты, в которых отдельные ветеpинаpные вpачи работали pади самой идеи, т. е. бесплатно. В 1914 году на 4-й Рождественской улице было построено здание собственной стационарной лечебницы Российского Общества Покровительства Животным. В лечебнице были и хирургическое отделение, и процедурный кабинет с лечебными ваннами. Единовременно лечебница могла принять 500 собак. Большие и маленькие собаки содержались на разных этажах. Кошек и птиц лечили отдельно.

Общество добилось запрета на традиционное для тех лет жестокое развлечение, суть которого состояла в том, что убив медведицу, охотники забирали ее медвежат и продавали их желающим. Покупатели прокалывали медвежатам ноздри, сажали на цепь, подпаивали их брагой и на потеху людям водили по городу. Через 2–3 года медвежонок погибал, либо был убит хозяином, т. к. уже становился непригодным для забавы. 30 декабря 1866 года император Александр II личным указом повелел с 1867 года запретить это жестокое развлечение.

Общество вело активную деятельность по защите и спасению не только животных. В Петербурге в праздник Благовещения ежегодно проводилось традиционное Благовещенское гуляние. Работал птичий рынок. Люди покупали птиц и с радостью выпускали их на волю навстречу приближающейся весне. Поскольку длительный период содержания в клетках являлся для птиц большим стрессом, то далеко улететь птицы не могли и были обречены на гибель. Активисты Общества Покровительства Животным и Участковые попечители ловили мальчишек с клетками, переполненными связанными лесными птицами, и отправляли их в участок, где птицы немедленно освобождались

С целью пропаганды идей гуманного отношения к животным представители Российского Общества Покровительства Животным читали лекции населению. В крупных городах в районах вокзалов, проспектов, на базарных площадях, т. е. там, где обычно скапливались извозопромышленники, выставлялись плакаты, которые знакомили людей с главными требованиями устава Общества и уголовной ответственностью за нарушение этих требований.

Общество имело право учреждать в городах Российской Империи филиалы, круг действий которых ограничивался пределами той губернии или уезда, где располагался отдел. К началу ХХ века филиалы Общества Покровительства Животным обосновались во многих крупных городах государства. Главными направлениями в деятельности филиалов были сохранение домашним животным здоровья и работоспособности, защита их от мучений и жестокого обращения, популяризация идей покровительства животным. Филиалы Общества имели ветеринарные лечебницы и кузницы. Лечебницы обслуживали в основном нужды именно малообеспеченных слоев населения. Большая часть владельцев животных пользовалась как ветеринарно-врачебной помощью, так и медикаментами совершенно бесплатно. Например, «Биржевые Ведомости» за 1990 г. писали об открытии в Курском отделении Общества Покровительства Животным лечебницы, где животных, принадлежащих бедным людям, будут лечить бесплатно [3, c.92]. В кузницах ковку лошадей, преимущественно извозщичьих, проводили по новому методу — «рациональная ковка лошадей», поскольку от неправильной и вредной ковки кузнецами-самоучками особенно страдали рабочие лошади.

В 1900 годах, благодаря своей активной деятельности, Общество получило разрешение прибивать у домов на видных местах доски с надписью «Обращайтесь сострадательно к животным! Блажен иже и скоты милует» [13, c.909].

К концу ХIX века из Заладной Европы до России докатилась мода на создание школьных Майских союзов — детских и юношеских организаций по охране животных и птиц, в которых дети соpевновались в совеpшении добpа к животным. Основными задачами подобных обществ были: помощь попавшим в беду кошкам и собакам, защита птиц от истребления, охрана их гнезд от разорения, снабжение птиц пищей в зимнее время и «вообще ограждение животных от жестокого с ними обращения» [14, c.15]. Общество Покровительства Животным и Русская Православная Церковь принимали активное участие в организации Майских союзов.

В русской традиции оказывать помощь ближнему всегда было делом достойным и благородным. Сегодня тех, кто добровольно вносит свой вклад в развитие широкого круга деятельности на благо общественности и без всякого денежного вознаграждения, т. е. безвозмездно, называют волонтерами (фр. «volontaire» от лат. «voluntarius» — добровольно). Термин «волентир» или «вулентёр» с тем же значением бытовал в России уже в XVIII веке. Волонтерство в русской терминологии означает «добровольчество». Под добровольческой деятельностью, как правило, понимают форму социального служения, которая осуществляется по свободному волеизъявлению человека и направлена на бескорыстное оказание социально значимых услуг, способствует личностному росту и развитию того, кто выполняет эту деятельность — добровольца [15, c.216]. Исходя из вышесказанного, следует, что члены Общества Покровительства Животным занимались безвозмездной общественной деятельностью добровольно, сама деятельность имела основные характеристики, присущие волонтерству. Принято считать, что говорить о волонтерском движении как о явлении можно, только учитывая, что все волонтеры руководствуются в своей деятельности одним общим принципом — помогать людям. Поэтому необходимо отметить, что члены Общества Покровительства Животным в своем деле, направленном на улучшение содержания и обращения с животными, предотвращение жестокого обращения с ними, тем самым оказывали поддержку и посильную помощь малоимущим слоям населения и людям, которым тем или иным образом были не чужды проблемы братьев наших меньших. Таким образом, 70-е годы XIX века по праву можно назвать точкой отсчета в развитии волонтерской деятельности в зоозащитном движении как нового социального феномена в Российской Империи.

Октябрьская социалистическая революция 1917 года произвела коренные изменения не только в общественном строе России. Широко распространились антиинтеллигентские настроения и классовая подозрительность к прежней духовной культуре. Изменились и морально-нравственные ценности. «Мы не занимаемся филантpопией, нам это не свойственно, мы не занимаемся благотвоpительностью», — заявил на 1 Всеpоссийском съезде по охpане пpиpоде К. В. Ананьев, заместитель пpедседателя Всеpоссийского общества охpаны пpиpоды [16]. Отношение людей к животным регулировалось, например, техническими аспектами деятельности в сфере лабораторных исследований, государственными правовыми нормами в сфере охраны диких животных или традициями в сельском хозяйстве. В советских толковых словаpях слова «милосеpдие» и «покpовительство» начали относить к достаточно «устаpевшим» и потому к непопуляpным. Понятие «богоугодное дело» из добровольчества было вычеркнуто. Сложилась новая система волонтерства, которая носила «добровольно-принудительный» характер. Добровольность работ на уборках урожая, субботниках или шефской работы, в тимуровском движении или участия в разнообразных обществах охраны природы и памятников была нередко тесно связана с общественным принуждением и обязательностью. Основной принцип добровольности был нарушен. В результате к подобному труду у граждан сформировалось негативное отношение. Закона о добровольческом труде в советской России не было. Работа представительств иностранных волонтерских организаций на территории страны запрещалась.

Однако, несмотря на революционные и дpугие мятежные события 1920–1930-х годов, остатки интеллигенции, не эмигрировавшей за pубеж и не сосланной в ГУЛАГ, возобновили заботу о «бpатьях наших меньших». В конце 20-х годов ХХ века в Ленингpаде, Одессе, Костpоме, Ростове, Рязани и других городах советского государства начали появляться общества, работа которых была направлена на защиту животных. Но пpосуществовав несколько лет без сpедств и поддержки, общества pаспадались.

В 1954 году преподавателем московского ВУЗа Е. А. Антоновой при поддержке известного художника-анималиста В. В. Ватагина была создана первая в советской России специальная секция по охране животных — СОЖ МГООП (секция охраны животных при Московском городском обществе охраны природы), которая возродила русские традиции в деле защиты животных и положила начало зоозащитному движению в годы советской власти. Московская секция охраны животных вела большую работу по многим направлениям. Это и борьба за принятие закона об ответственности за жестокое обращение с животными, и помощь, в первую очередь, домашним животным: собакам, кошкам, птицам города, и расследование жалоб населения, а также деятельность по улучшению условий содержания подопытных животных в экспериментальных лабораториях при научно-исследовательских институтах и лечебницах. Инспекторами секции были проведены проверки на бойнях, сельскохозяйственных фермах, в других организациях. По какому-то неписаному закону защитой животных в СССР занимались немногочисленные специалисты, студенты, в основном биологических факультетов, и школьники. Зоозащитная деятельность была организована достаточно хорошо, но она вовсе не распространялась на взрослое население страны. Возможно, это было обусловлено тем, как отмечал в 1976 году А. Гиляров, что «воспитанию этического отношения к животным уделяется еще очень мало внимания… Формированию этического отношения людей к животным мешает то, что в обосновании любых мероприятий, направленных в защиту животных, соображения морали почти никогда не фигурируют в явной форме, о них словно бы стесняются говорить и писать публично» [4, c.132–139]. Необходимо отметить, что деятельность СОЖ для совместного решения проблем, связанных с жестокостью в отношении животных, была основана только на добровольной и безвозмездной основе.

В 1980-е годы после семидесятилетнего периода Советской власти союзом потомков российских дворян СПб в Москве было возрождено Российское Императорское Общество Покровительства Животным.

После распада Советского Союза в конце 1991 года начался новый период в развитии зоозащитного движения в России. В страну начали приезжать зарубежные активисты — борцы за права животных, которые выступали за преобразования в сфере обращения с животными. Первая половина 90-х годов ХХ века стала началом развития сети Интернет в стране. В результате появилась возможность расширенного поиска нужной информации. Широкая сеть контактов позволила практически мгновенно распространять новости о проектах, в том числе и по зоозащитной тематике, быстро получать обратную связь. Постепенно оживилось добровольчество. С зарождением третьего сектора экономики, который составили некоммерческие, общественные и благотворительные организации, начало формироваться современное понятие, содержание и форма волонтерского труда. С середины 90-х годов прошлого столетия волонтерство начало оформляться законодательно. В 1995 году, 7 июля, Государственная Дума приняла Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» [1, c.3–6], в котором было дано юридическое определение волонтера или добровольца: «Добровольцы — граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе, в интересах благотворительной организации». В редакции от 05.02.2018 г. Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ носит название «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» и имеет новые поправки, которые конкретизируют понятие добровольцев (волонтеров): «Добровольцы (волонтеры) — физические лица, осуществляющие добровольческую (волонтерскую) деятельность в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, или в иных общественно полезных целях». Статья 17.1 определяет права и обязанности добровольца (волонтера). Однако процесс правового и экономического регулирования этого вида деятельности на сегодняшний день еще не завершен. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 1054-р одобрена Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в РФ. Добровольчество в России непрерывно развивается, в том числе и в зоозащитной сфере. Свое современное развитие оно получило в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых зооволонтеры незаменимы. В добровольческой деятельности в направлении защиты и спасения животных участвуют все слои населения независимо от национальности, возраста, уровня образования, профессии, занимаемой должности, доходов.

Литература:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 11.08.1995 № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»// Российская газета, 1995 — № 159. -17 авг. — С. 3–6.
  2. Бердяев, Н. Истоки и смысл русского коммунизма/ Н.Бердяев. — Переизд. — Париж: YMCA-Press, 1990. — 159 с.
  3. В «БИРЖЕВЫХ Ведомостях» находим...: хроника// Ветеринарное обозрение. -1900. — № 2. — С. 92.
  4. Гиляров, А. Человек и животные: этика отношений/ А.Гиляров// Наука и жизнь. — 1976. -N 12. — С. 132–139.
  5. Грибанов, В.В., Грибанова, Г.И. /В. В. Грибанов, Г. И. Грибанова// Инициативные самодеятельные молодежные движения. — Л.: Мысль, 1991. — 310 с.
  6. Даронов, А. А. Задачи Общества покровительства животным/А. А. Даронов. — Вильна, 1898. — 12 с.
  7. Драшлев, Ф. В. О дурном обращении с лошадьми/ Ф. В. Драшлев// Вестник Российского О-ва Покровительства Животным. — 1868. — № 4. — С. 32–33..
  8. Левченко, Н. В. Российские зоозащитники: кто они и как действуют?/ Н. В. Левченко// Социологические исследования. — 2015. — № 2. — С. 151–155.
  9. Московский отдел Российского Общества Покpовительства Животных. Отчет о деятельности за 1907 год. — М., 1908. — С. 10–11.
  10. О Высочайше утвержденных правилах о том, что следует считать под напрасным мучением животных// Журнал Охоты и Коннозаводства. — 1872. — № 12. — С. 190–191.
  11. Отчет о деятельности Ставропольского губернского отдела Российского Общества Покровительства Животным за 1912 г. — Ставрополь, 1913.
  12. Петербургское обозрѣнiе. Общество покровительства животнымъ даетъ себя знать г.Щапину// Гражданинъ. Газета–журналъ политическiй и литературный.- 1873. — № 38.
  13. РОСИЙСКОЕ Общество Покровительства Животным… Известия и заметки// Ветеринарное обозрение. — 1900. — № 20. — С. 909.
  14. Русаков, В. А. Детские майские союзы для охраны птиц и покровительства животным/ В. А. Русаков. — М., 1903. — С.15
  15. Социальная работа с молодежью: Уч. пособие/ Под ред. д.п.н., проф. Н. Ф. Басова — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко» 2009. — С. 216.
  16. Труды I-го Всероссийского съезда по охране природы/ Под ред. М. П. Потемкина, Б. П. Дитмара, С. А. Северцева// Издание Всероссийского общества охраны природа. — М.: Главнаука, 1930. — 203 с.
Основные термины (генерируются автоматически): животное, благотворительная деятельность, жестокое обращение, защита животных, Россия, общество, денежное взыскание, охрана животных, Российское Общество Покровительства, спасение животных.


Похожие статьи

Этапы становления и развития сельскохозяйственной кооперации в России

Генезис развития уровневого педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности

Специфика развития идеи эстетического воспитания детей в отечественной теории и практике

Потенциал и особенности развития экотуризма в Узбекистане

Исторический аспект становления и развития малого предпринимательства в Российской Федерации

Текстовый и культурологический подходы к формированию названия и содержания программы дополнительного образования детей

История развития отечественного семейного законодательства в области алиментных отношений

Механизмы сохранения и воспроизводства традиционной культуры якутов

Роль ценностно-смыслового компонента в концепции обновления содержания школьного образования

Особенности, типология и показатели сформированности культуры самостоятельной работы будущего инженера-строителя

Похожие статьи

Этапы становления и развития сельскохозяйственной кооперации в России

Генезис развития уровневого педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности

Специфика развития идеи эстетического воспитания детей в отечественной теории и практике

Потенциал и особенности развития экотуризма в Узбекистане

Исторический аспект становления и развития малого предпринимательства в Российской Федерации

Текстовый и культурологический подходы к формированию названия и содержания программы дополнительного образования детей

История развития отечественного семейного законодательства в области алиментных отношений

Механизмы сохранения и воспроизводства традиционной культуры якутов

Роль ценностно-смыслового компонента в концепции обновления содержания школьного образования

Особенности, типология и показатели сформированности культуры самостоятельной работы будущего инженера-строителя

Задать вопрос