Растим будущих инженеров в детском саду | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Растим будущих инженеров в детском саду / Н. А. Хламова, Н. А. Новикова, Р. Р. Тарунина [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 335-337. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53790/ (дата обращения: 25.04.2024).



Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму.

Конфуций

Современный мир ставит перед образованием не простые задачи:

‒ детям учиться должно быть интересно;

‒ знание должно быть применимо детьми на практике;

‒ обучение детей должно проходить в занимательной форме.

И всё это, непременно, должно принести хорошие плоды в будущем ребёнка:

‒ высокооплачиваемую работу;

‒ самореализацию;

‒ высокие показатели интеллекта.

И так как в настоящее время в нашем мире наблюдается технологическая революция, высокотехнологичные и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества и приносят хорошую прибыль его разработчикам, то наш Президент Владимир Путин предложил вывести на более высокий уровень — инженерное образование, которое в нашей стране немного отстаёт от других стран в мире и нуждается в профессиональных кадрах.

Не секрет, что сегодня, у большинства выпускников инженерных вузов не сформировано инженерное мышление. Причиной которого могут быть упущения как в профессиональном развитии, так и в развитии дошкольного возраста, а именно:

‒ недостаточное внимание уделялось развитию конструктивного мышления на всех уровнях образования, начиная с дошкольного;

‒ низкий уровень развития воображения и творческого мышления, основы которых закладывались в период формирования базовой культуры личности в дошкольном возрасте;

‒ неумение работать в команде, боязнь брать на себя лидерство;

‒ отсутствие уважения к интеллектуальному труду и интеллектуальной собственности.

Из этого можно сделать вывод, что формирование современного инженера необходимо начинать уже в дошкольном детстве. И одной из самых эффективных технологий в формировании предпосылок инженерного мышления, по словам уже бывшего министра образования Дмитрия Ливанова, будет STEM — образование. STEM включает в себя такие компоненты, как:

S — science (наука)

T — technogy (конструирование)

E — engineering (инженерное дело)

М — math (математика)

А что же такое инженерное мышление? Это вид познавательной деятельности, направленный на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надёжной техники. Мышление инженера основывается на умении самостоятельно выстроить алгоритм действий при последовательности изготовления продукта.

Таким образом, нам становится понятно, что для того чтобы нам сформировать инженерное мышление у ребёнка, мы должны воспитать его как человека творческого с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащённости и умением самостоятельно создавать новые технические формы.

Сегодняшний мир не похож на вчерашний, а завтрашний — не будет похож на сегодняшний! Динамично развивающиеся технологии внедряются во все сферы жизнедеятельности человека. 65 % современных детей вырастут, овладев профессиями, которых пока не существует сегодня. Будущим специалистам потребуется всесторонняя подготовка и знания из самых разных областей технологии, естественных наук и инженерии.

В нашем детском саду воспитатели закладывают у детей основы инженерного мышления с помощью STEM — образования, это: «Дидактическая система Ф. Фребеля», «ТИКО — конструирование», «Экспериментирование с живой и неживой природой», «Математическое развитие».

STEAM вдохновляет наших детей — будущее поколение изобретателей, новаторов и лидеров: проводить исследования как ученые, моделировать как технологи, конструировать как инженеры, созидать как художники, аналитически мыслить, как математики, и играть как дети.

В нашем детском саду мы работаем в подготовительной группе для детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно с тяжёлыми нарушениями речи. А любое нарушение развития речи ребёнка, как Вам известно, часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет на формирование конструктивных навыков. Пальцы рук у таких деток неловки, малоподвижны, движения их неточные, несогласованные, многие держат ложку в кулаке, не могут застегнуть пуговицы и зашнуровать ботинки.

И мы поняли, что несформированность мелкой моторики может нам помешать в работе по развитию у детей предпосылок к инженерному мышлению. Которое предполагает ещё и развитые в ребёнке математические и конструктивные умения и навыки.

Всё это сказало нам о том, что с нашими детьми, имеющими ограниченные возможности в здоровье, целесообразно провести специальную работу по развитию предпосылок инженерного мышления, которая будет включать в себя:

‒ развитие мелкой моторики ребёнка

‒ развитие речи

‒ развитие математических способностей

‒ развитие конструктивных умений и навыков.

Но через что можно развить сразу все эти навыки? Конечно c помощью STEM — образования и её двух образовательных модулей «Конструирование» и «Математическое развитие».

Мы подумали и пришли к решению, что для того чтобы развить у наших детей с ОВЗ предпосылки инженерного мышления, нам помогут наборы «Цветных палочек» Кюизенера в математическом и речевом развитии, и альбомы «Дом с колокольчиком», «На золотом крыльце» для развития мелкой моторики руки и конструктивных умений на плоскости.

В группе мы создали небольшой центр «Будущие конструкторы и инженеры», в котором поместили: разные виды конструкторов; схемы; наборы цветных палочек и альбомов с постройками; картинки с профессией инженера — конструктора; детскую литературу; мольберт; чертёжную бумагу, простые и цветные карандаши, ластики и линейки. Рассказали детям о профессии инженера и закрепили в памяти, что инженер — это человек, который создаёт различную технику; работает в паре с изобретателем. Изобретатель — изобрёл и нарисовал на бумаге, а инженер должен по этому рисунку всё рассчитать и сделать чертёж.

Инженер — конструктор может

Дом надёжный возвести.

Инженер — сантехник может

Воду к дому подвести.

Инженеры могут строить

Самолёты, корабли.

И железные дороги

Инженеры провели.

Могут строить телебашни

И красивые мосты.

Если станешь инженером,

Очень нужен будешь ты!!!

В своей работе по формированию предпосылок инженерного мышления у детей с ОВЗ мы использовали следующие этапы:

Подготовительный этап — знакомство с набором цветных палочек и работой «Конструкторского бюро» — беседа с показом картинок и действий.

I этап «Конструирование по наложению» — на начальном этапе ребёнок начинает конструирование по наложению, то есть накладывает цветные палочки на картинку — основу. Картинка — основа помогает увидеть ребёнку в схематичном изображении, созданном при помощи палочек, реальный предмет. На этом этапе мы используем готовый материал из альбома «Дом с колокольчиком» и набор цветных палочек Кюизенера. Яркие иллюстрации помогают на данном этапе развить интерес у детей к конструированию из палочек. Задания здесь подобраны от простого к сложному, с учётом индивидуальных возможностей ребёнка. На этом этапе дети конструируют из счётных палочек на плоскости, взрослый помогает ребёнку, но не спешит с указаниями и другими видами помощи, даёт возможность ребёнку подумать и попробовать создать изображение из палочек самостоятельно.

II этап — «Конструирование по подражанию» — на этом этапе педагог поэтапно показывает каждое действие выполнения конструкции, а ребёнок повторяет, подражая взрослому.

III этап «Конструирование по образцу» — педагог строит перед ребёнком простую фигуру из палочек, а затем просит ребенка сделать точно так же: «Построй как у меня». Если ребёнок самостоятельно не складывает, то берём его ручку в свою и выкладываем вместе.

IV этап «Конструирование по схеме» — на этом этапе педагог кладёт перед ребёнком карточку со схемой. Ребёнок самостоятельно, без помощи взрослого конструирует из палочек по схеме.

V этап «Учимся создавать схему постройки» — на этом этапе происходит формирование навыков инженерного мышления. Ребёнку даётся готовая схема с изображением, и он должен перенести это изображение на свой лист в крупную или мелкую клетку с помощью цветных карандашей. При этом ему даётся и схема с условным обозначением размера цветных палочек:

Белая палочка — 1 клетка

Розовая палочка — 2 клетки

Голубая палочка — 3 клетки

Красная палочка — 4 клетки

Жёлтая палочка — 5 клеток

Фиолетовая палочка — 6 клеток

Чёрная палочка — 7 клеток

Бордовая палочка — 8 клеток

Синяя палочка — 9 клеток

Оранжевая палочка — 10 клеток.

VI этап «Самостоятельное придумывание постройки и создание её схемы на бумаге» — на этом этапе ребёнок выходит на верхний уровень в формировании предпосылок инженерного мышления, он превращается в изобретателя — придумывает постройку, инженера — создаёт схему будущей постройки, рабочего — создаёт постройку из цветных палочек.

VII этап «Организация сюжетно — ролевой игры «Конструкторское бюро по созданию…». — на заключительном этапе, ребята могут организовать и самостоятельно провести сюжетно — ролевую игру «Конструкторское бюро», где будут играть роли: заказчика, изобретателя, инженера, рабочих по производству заказанного продукта. В процессе игровой деятельности на этом этапе у дошкольников сформируется и разовьется не только логика, но и пространственное мышление, которое является основой для большей части инженерно-технических профессий. А также разовьются лидерские качества и умение работать в коллективе.

И в заключении хочется сказать, что STEM — подход позволяет нашим детям возможность изучать мир системно, вникать в логику происходящих вокруг явлений, обнаруживать и понимать их взаимосвязь, открывать для себя новое, необычное и очень интересное. Ожидание знакомства с чем-то новым развивает у них любознательность и познавательную активность; необходимость самим определять для себя интересную задачу, выбирать способы и составлять алгоритм её решения, умение критически оценивать результаты — вырабатывают инженерный стиль мышления; коллективная деятельность вырабатывает навык командной работы.

Всё это обеспечивает кардинально новый, более высокий уровень развития ребёнка и даёт широкие возможности в будущем при выборе профессии, а также подготовить его к технически развитому миру.

Основные термины (генерируются автоматически): инженерное мышление, STEM, ребенок, этап, инженер, клетка, Конструирование, набор цветных палочек, формирование предпосылок, детский сад.


Похожие статьи

Особенности развития инженерного мышления детей...

Зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего

На ранней стадии развития клеткам мозга необходимо не только соответствующее питание

Уровни сформированности инженерного мышления ребенка дошкольного возраста.

Развитие технического творчества детей дошкольного возраста...

Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также творческой

Этапы игры (творческая деятельность) зависят от мотивации детей и их возможностей.

Конструирование как излюбленный детьми вид деятельности не только увлекательное, но и весьма полезное...

Конструирование как способ формирования познавательного...

Проигрывая элементарные детские конструкции на начальном этапе мы отметили, что детям

На этом этапе дошкольник выполняет конструкцию, действует по сюжету, по

Образное мышление как психический процесс формируется и развивается при познании ребенком...

Мастер-класс для педагогов «Художественно-эстетическое...»

Детей, увлекающихся конструированием, отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности

В ходе занятия с ЛЕГО конструктором повышается коммуникативная активность каждого ребёнка, формируется умение работать индивидуально...

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного...

С помощью цветных палочек детей легко подвести к осознанию соотношений «больше-меньше»

С помощью палочек Кюизенера можно познакомить детей еще в детском саду с

Использование палочек Кюизенера можно поделить на следующие этапы: игры с детьми 3 – 5...

Формирования дизайнерского мышления у младших школьников...

Следовательно, формирование дизайнерского мышления у младших школьников может быть наиболее успешно реализовано именно в рамках предметно-практической деятельности, т. е. в процессе обучения художественному конструированию. Кроме того разновидность дизайна...

Формирование наглядно-образного мышления у детей...

Цель работы — формирование наглядно-образного мышления у детей с нарушением в развитии

1. Формировать у детей конструктивные навыки с целью воздействия на развитие наглядно

Все эти этапы мыслительного процесса представляют собой целенаправленную и...

Развитие конструктивной деятельности детей старшего...

В конструировании «по условию» ребёнок создаёт предмет в соответствии с требованиями

Основной предпосылкой формирования детского конструктивного творчества является

Одним из условий формирования детского конструктивного творчества является развитие у...

LEGO-конструирование как средство создания образовательной...

В статье рассматриваются возможности использования LEGO конструирования, которое поможет в решении требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) в соответствии с законом о дошкольном образовании по...

Похожие статьи

Особенности развития инженерного мышления детей...

Зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего

На ранней стадии развития клеткам мозга необходимо не только соответствующее питание

Уровни сформированности инженерного мышления ребенка дошкольного возраста.

Развитие технического творчества детей дошкольного возраста...

Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также творческой

Этапы игры (творческая деятельность) зависят от мотивации детей и их возможностей.

Конструирование как излюбленный детьми вид деятельности не только увлекательное, но и весьма полезное...

Конструирование как способ формирования познавательного...

Проигрывая элементарные детские конструкции на начальном этапе мы отметили, что детям

На этом этапе дошкольник выполняет конструкцию, действует по сюжету, по

Образное мышление как психический процесс формируется и развивается при познании ребенком...

Мастер-класс для педагогов «Художественно-эстетическое...»

Детей, увлекающихся конструированием, отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности

В ходе занятия с ЛЕГО конструктором повышается коммуникативная активность каждого ребёнка, формируется умение работать индивидуально...

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного...

С помощью цветных палочек детей легко подвести к осознанию соотношений «больше-меньше»

С помощью палочек Кюизенера можно познакомить детей еще в детском саду с

Использование палочек Кюизенера можно поделить на следующие этапы: игры с детьми 3 – 5...

Формирования дизайнерского мышления у младших школьников...

Следовательно, формирование дизайнерского мышления у младших школьников может быть наиболее успешно реализовано именно в рамках предметно-практической деятельности, т. е. в процессе обучения художественному конструированию. Кроме того разновидность дизайна...

Формирование наглядно-образного мышления у детей...

Цель работы — формирование наглядно-образного мышления у детей с нарушением в развитии

1. Формировать у детей конструктивные навыки с целью воздействия на развитие наглядно

Все эти этапы мыслительного процесса представляют собой целенаправленную и...

Развитие конструктивной деятельности детей старшего...

В конструировании «по условию» ребёнок создаёт предмет в соответствии с требованиями

Основной предпосылкой формирования детского конструктивного творчества является

Одним из условий формирования детского конструктивного творчества является развитие у...

LEGO-конструирование как средство создания образовательной...

В статье рассматриваются возможности использования LEGO конструирования, которое поможет в решении требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) в соответствии с законом о дошкольном образовании по...

Задать вопрос