Использование информационных технологий в нотариальной деятельности
Отправьте статью сегодня! Электронный вариант журнала выйдет 14 августа,печатный экземпляр отправим18 августа.

Использование информационных технологий в нотариальной деятельности

Поделиться в социальных сетях
1749 просмотров
Библиографическое описание

Денежкина, Ю. В. Использование информационных технологий в нотариальной деятельности / Ю. В. Денежкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 132-134. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53777/ (дата обращения: 03.08.2021).



За последние несколько лет произошли существенные изменения в сфере электронных технологий нотариального сообщества. Развитие информационного общества обеспечивает повышение уровня жизни граждан и быстрого делового оборота благодаря предоставлению электронных услуг. Нотариат не может стоять в стороне от распространения электронных технологий, доступных и удобных для каждого гражданина, а эффективность перехода нотариата на электронные технологии взаимодействия с государственными организациями и деловыми структурами, прежде всего кредитными организациями, во многом зависит от того, насколько успешно будет функционировать Единая информационная система (ЕИС) нотариата.

С каждым днём ЕСИ является все более востребованной, а количество записей в ней становится все более масштабным, в том числе по уведомлениям залогов движимого имущества, в этой области нотариат выходит на передовые позиции.

ЕИС создана Федеральной нотариальной палатой за свой счет и выполняет функции, возложенные на нотариат государством. Проект концепции развития ЕИС принят Правлением ФНП в феврале 2014 года, он предусматривает повышение уровня открытости и доступности нотариата. Именно он лежит в основе развития новых информационных технологий, которые используются нотариусами.

В настоящее время отмечается так называемый «переход к бесконтактным технологиям документооборота при реализации государственных функций и оказании публичных услуг населению». Нотариат не является исключением. Это является приоритетным направлением развития нотариата в России сегодня. В первую очередь это касается ускоренного получения нотариусом документов из необходимых источников.

В последние годы руководство РФ принимает ряд мер, направленных на создание специальной инфраструктуры «электронного государства», которая бы обеспечивала достоверность и юридическую значимость электронного документооборота.

Основным документом, регламентирующим данное направление деятельности государственных и иных структур, является Федеральная целевая программа «Информационное общество» (2011–2020 гг.), утвержденная Постановлением Правительства№ 313 от 15 апреля 2014 года [1].

Цели и задачи данной госпрограммы: получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий и создание условий для оперативного и эффективного взаимодействия государства с гражданами и бизнесом с их использованием.

Показателями успешной реализации Программы станут рост индекса Российской Федерации в международном рейтинге стран по уровню развития информационных и телекоммуникационных технологий и увеличение количества граждан, использующих госуслуги в повседневной жизни. К 2020 году планируется увеличить долю населения, пользующуюся электронными госуслугами, с 11 % (показателя 2010 года) до 85 %.

В настоящее время очень актуальным стало внедрение электронного документооборота в нотариальную деятельность. Изменениями в Основы законодательства РФ о нотариате нотариусу предоставлено право удостоверять равнозначность электронных и бумажных документов [2].

Электронный документ, согласно пункту 11.1 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149 — ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», представляет собой «документированную информацию, представленную в электронной форме, то есть в виду, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно — телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах» [3].

«Развитие электронного документооборота, межведомственного обмена данными, новых онлайн — сервисов на базе ЕИС — важнейшее направление работы отечественного нотариата сегодня», — неоднократно отмечал президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик.

Доклад о Единой Информационной системе нотариата России представил директор Фонда «Центр инноваций и информационных технологий» Федеральной нотариальной палаты Владимир Голобоков. За три года существования ЕИС нотариата стала прочной основой для развития информационных технологий в нотариальной деятельности. Система обеспечивает оперативный обмен сведениями, как между самими нотариусами, так и в рамках взаимодействия с такими ведомствами как Росреестр, ФНС, Центробанк, МВД и др. Это позволило повысить удобство и скорость получения нотариальных услуг, нотариусы перешли на работу в режиме «одного окна». Сегодня в ЕИС вносятся и хранятся сведения обо всех ключевых нотариальных действиях, а с 2018 года на базе обновленной версии системы произошел окончательный переход российского нотариата на электронный документооборот. Такие важные изменения, прежде всего, направлены на обеспечение надежной защиты нотариальных актов и гарантии достоверности всех сведений, которые в них содержатся. Кроме того, на базе ЕИС функционируют общедоступные онлайн-сервисы, с помощью которых россияне, к примеру, могут проверить движимое имущество на предмет залога или подлинность предъявленной им достоверности. Публичные сервисы нотариата абсолютно бесплатны и функционируют в круглосуточном режиме.

В январе 2015 года Правление Федеральной нотариальной палаты утвердило Концепцию развития Единой информационной системы нотариата Российской Федерации, которой были определены основные этапы построения системы, промежуточные и конечные результаты. Концепция содержит основные критерии и требования к работе ЕИС с учетом ранее накопленного опыта работы нотариусов и нотариальных палат.

Заметным достижением института нотариата Российской Федерации в сфере использования информационных технологий в настоящее время является поэтапный (от столичных регионов к периферии) переход на действия по нотариальному оформлению права гражданина, юридического лица, государства, на наследственное имущество, руководствуясь принципом «Наследство без границ». Этот принцип предполагает возможность наследникам подавать заявление о принятии наследства и заведения наследственного дела у любого нотариуса нотариального округа, в котором наследодатель имел последнее место жительства или в данном округе находится наследуемое имущество. Данный принцип позволяет гражданам при выборе нотариуса не зависеть от сложившегося еще с советских времен правила распределения дел между нотариусами по первым буквам фамилий и адреса проживания. Справедливости ради необходимо отметить, что не все представители нотариального, юридического и гражданского сообщества однозначно поддерживают данное новшество справедливо указывая, что сложившаяся десятилетиями практика в данном вопросе создала положительный баланс учитывающий и возможности нотариусов и потребности граждан.

Институт нотариата развивается в современных способах защиты конституционных прав граждан и предлагает обществу новые решения для перехода в электронный документооборот. Веди и того, когда электронные факты заменят нам бумажные паспорта, удостоверения, доверенности, договоры о совершении сделок нотариальное удостоверение останется тем инструментом, с помощью которого можно будет твердо знать — доверять этому документу или же нет.

Очевидно, что развитие электронных форм взаимодействия — это основное направление совершенствования нотариальных услуг и условие повышения роли института нотариата в защите конституционных прав граждан Российской Федерации.

Сегодня нотариальное общество активно готовится к реализации новой обязательной процедуры: с 1 февраля 2019 года нотариусы Российской Федерации будут регистрировать сделки с недвижимостью в Росреестре в режиме онлайн.

Гражданам нововведение поможет сэкономить не только время, но и деньги: представление нотариусом документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в электронном формате, будет для них совершенно бесплатным.

Развитие электронных технологий в нотариальной деятельности позволяет повышать уровень комфорта участников рынка недвижимости и эффективно обеспечивать его стабильность в современных реалиях жизни. Так с этого года нотариат полностью перешел на регистрацию всех совершаемых нотариальных действий в электронном виде. Это дополнительная гарантия защиты важных юридических сведений, их сохранности и достоверности.

Все эти шаги повысили привлекательность нотариальной формы сделок с недвижимостью: граждане стали в 1,5 раза чаще доверять заботу о юридической чистоте своих сделок нотариусам — число удостоверенных ими договоров превысило миллион.

Этап технической и нормативно-правовой подготовки, необходимой для успешного внедрения процедуры обязательного представления документов на государственную регистрацию, успешно пройден, и нотариусы готовы к работе по новым правилам.

Литература:

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 313 г. Москва «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)» // http://www.pravo.gov.ru, 24.04.2014
  2. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462–1 // Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации.1993. № 10. Ст.357
  3. Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149 — ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Российская газета. № 4131 (0). 2006. 29 июля.
Похожие статьи
Рассохина Анна Александровна
Новеллы нотариата
Юриспруденция
2017
Федосеева Александра Леонидовна
К вопросу о действительности завещаний
Юриспруденция
2015
Вахидов Саид-Магомед Мухадиевич
Компетенция нотариуса и лиц, осуществляющих нотариальные действия
Юриспруденция
2016
Шик Ольга Юрьевна
Совершаемые нотариальные действия в сельских поселениях
Юриспруденция
2016
Тымчук Юлия Александровна
Нотариальный тариф за удостоверение сделок с недвижимостью: проблемы и перспективы развития правового регулирования
Юриспруденция
2016
Гряда Элеонора Александровна
К вопросу о нотариальном удостоверении сделок с недвижимым имуществом
Юриспруденция
2016
Тымчук Юлия Александровна
Формирование основ правового регулирования нотариального удостоверения сделок с недвижимостью в России
Юриспруденция
2016
Быкович Дарья Александровна
Правовой статус нотариуса в Российской Федерации
Юриспруденция
2012
Рассохина Анна Александровна
Проблемы нотариального удостоверения сделок
Юриспруденция
2017
Рассохина Анна Александровна
Проблемы совершения нотариальных действий
Юриспруденция
2017
дата публикации
ноябрь 2018 г.
рубрика
Юриспруденция
язык статьи
Русский
Опубликована
Похожие статьи
Рассохина Анна Александровна
Новеллы нотариата
Юриспруденция
2017
Федосеева Александра Леонидовна
К вопросу о действительности завещаний
Юриспруденция
2015
Вахидов Саид-Магомед Мухадиевич
Компетенция нотариуса и лиц, осуществляющих нотариальные действия
Юриспруденция
2016
Шик Ольга Юрьевна
Совершаемые нотариальные действия в сельских поселениях
Юриспруденция
2016
Тымчук Юлия Александровна
Нотариальный тариф за удостоверение сделок с недвижимостью: проблемы и перспективы развития правового регулирования
Юриспруденция
2016
Гряда Элеонора Александровна
К вопросу о нотариальном удостоверении сделок с недвижимым имуществом
Юриспруденция
2016
Тымчук Юлия Александровна
Формирование основ правового регулирования нотариального удостоверения сделок с недвижимостью в России
Юриспруденция
2016
Быкович Дарья Александровна
Правовой статус нотариуса в Российской Федерации
Юриспруденция
2012
Рассохина Анна Александровна
Проблемы нотариального удостоверения сделок
Юриспруденция
2017
Рассохина Анна Александровна
Проблемы совершения нотариальных действий
Юриспруденция
2017