Проблемы деятельности налоговых органов в разрезе коррупционной, кадровой и экономической составляющих | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №46 (232) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 13.11.2018

Статья просмотрена: 2438 раз

Библиографическое описание:

Чугунова, А. А. Проблемы деятельности налоговых органов в разрезе коррупционной, кадровой и экономической составляющих / А. А. Чугунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 212-215. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53722/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье рассматриваются: проблема коррупции в налоговых органах России, проблема кадровой составляющей и своевременности внесения в бюджет установленных налогов, взносов и сборов.

Ключевые слова: налоги, государственная служба, коррупция, кадровый состав, бюджет

Выявим проблемы деятельности налоговых органов посредствам SWOT-анализа:

Сильные стороны налоговых органов

Слабые стороны налоговых органов

Налоговый Кодекс принят в 2001 году

Налоговые начисления увеличиваются

Налоговые поступления увеличиваются

Экономическая ситуация — благоприятная

Политика Государства — централизована

Репутация и авторитет как федерального органа исполнительной власти

Слабое законодательство

Недостаточное финансирование налоговых органов

Распространенная бюрократия в стране

Большая текучка кадров

Высокая нагрузка

Высокий уровень коррупции

Возможности налоговых органов

Угрозы, сопутствующие деятельности налоговых органов

Реформирование в области налогового контроля и администрирования

Усовершенствование и доработка налогового законодательства

Рост авторитета органов налогового контроля

Пересмотр финансирования налоговых органов

Пересмотр законодательства и ужесточение мер за правонарушения в области налогового законодательства.

Осуществление разъяснительных работ и семинаров с налогоплательщиками.

Отсутствие разумной политики привлечения налогоплательщиков

Не совершенные методы защиты баз данных и источников информации налоговых органов

Уклонение от уплаты налогов различными доступными способами.

Отток квалифицированных кадров

Проведенный SWOT-анализ показывает основные проблемы и существенные недоработки в системе функционирования налоговых органов, такие как: слабое законодательство, недостаточное финансирование налоговых органов, большая текучесть кадров и большая нагрузка. Все эти важные недостатки приводят к:

1.Увеличению коррупционных деяний в сфере налогообложения.

2.Повышенная текучесть кадров, прошедших обучение и получивших высокую квалификацию в период работы в системе налоговых органов.

3.Уменьшению налоговых поступлений.

Коррупция в государственных структурах России, представляет собой большую угрозу социального характера: прямо или косвенно влияет на общественные ценности, устои государственности, общественный менталитет. Так в общественной среде и государстве возникает вероятность наступления экономических, политических, и социальных рисков. Коррупционная составляющая так же влияет на уровень развития гражданского общества, государства, ведет к нарушению рыночных отношений, снижению их эффективности. В результате недобросовестной конкуренции возникают монополии и снижается эффективность функционирования экономики страны.

Д. А. Медведев отмечал: «Коррупция в нашей стране приобрела не просто масштабные формы, она стала привычным, обыденным явлением, которое характеризует саму жизнь нашего общества».

Социальное противоречие, относящийся непосредственно к коррупционной деятельности в государственных структурах проявляется в потребности общества во власти, которая имеет со стороны граждан довольно высокую степень доверия, частных предпринимателей, различных социальных групп, слоев, классов, объединений и общественных объединений. В последние годы коррупция в государственных структурах приобрела политический характер и стала очень серьезным препятствием состояния защищенности национальных интересов Российской Федерации, а государство, как показывает опыт, в нынешних реалиях ещё не может осилить такую важную проблему, как коррупция.

Согласно части 1 ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ: «Коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды».

Как отмечает В. В. Лунев — Главный научный сотрудник сектора уголовного права и криминологии ИГП РАН, «ежегодно в стране совершается до 7 млн. коррупционных деяний».

В настоящее время в сфере налогового контроля, можно выделить два основных направления проявления коррупции:

‒ налогоплательщик сам инициирует дачу взятки сотруднику налоговых органов, для предотвращения налоговых проверок, сокращения налоговой базы и прочее.

‒ сотрудником налоговых органов используется служебное положение — вымогание взятки, например, предлагая взамен избежание налоговых проверок, отсутствие в итоговых документах о налоговой проверке некоторых выявленных правонарушений, уменьшение сумм налоговых штрафов, незаконное возмещение НДС и прочее. Сотрудники налоговых органов, тем же порядком могут находить некоторые «недостатки» в бухгалтерских сводах и налоговой отчетности учреждений и для возможного решения проблемы предлагают им обратиться за консультационными услугами в конкретную организацию, которая после «поделится» с налоговиками.

Важной и первостепенной задачей деятельности налоговых служб является — снижение уровня коррупции. Для решения указанной проблемы должно быть реализовано как долгосрочные стратегические мероприятия, так и принимать экстренные конкретные меры.

Значительную роль в функционировании и взаимодействии структур государственной службы несет ее трудовой резерв. Его компетентность и профессионализм определяют на практике использование возможностей управления с целью установления необходимого правового порядка в государственном устройстве и обществе.

Наличие постоянного и имеющего высокую квалификацию персонала напрямую обеспечивает продуктивность работы, как любой организации, так и государственных органов, в нашем случае — налоговых органов.

Результат профессионального функционирования государственных гражданских служащих в РФ в большинстве своем напрямую зависит от их правового положения в период её осуществления, ровно как и в необходимости и обязательстве направления их на переобучение, аттестацию, повышение квалификации, в кадровый резерв и т. д. Поэтому мы можем прийти к выводу в повышении качества, модернизации и укреплении совершенствования российского законодательства, которое определяет правовое положение гражданских служащих, а также непосредственно приобретает особо важную значимость на сегодняшний момент.

Именно кадровый состав являются фундаментом, основой для практических и теоретических принципов, приёмов и методов управления. Каждому управленцу необходимо понимать, что все вопросы управления предприятием целиком и полностью принимаются во внимание и зависят от квалификации и структуры кадров. Из чего вытекает следствие — не беря во внимание особенности кадрового устройства объекта управления, не получится определить ни одного точного и правильного способа управления. Принцип, отлично работающий для одной структуры, возможно, может быть не подходящим применительно к иной структуре. Итак, возможный положительный результат и как следствие эффективность деятельности возникает только в случае изучения со всех сторон и непрерывного совершенствования персонала организации.

На сегодняшний момент объем работ на каждого налогового инспектора весьма большой, а на рынке труда служащие государственных органов являются весьма востребованными. Поэтому возникает существенный отток высококвалифицированных специалистов в коммерческие структуры, где есть возможность получить больший доход, чем в структурах ФНС России. Все это и ведет в основе своей к несоответствию нагрузки на сотрудников налоговых органов и оплаты их труда соответственно, что в свою очередь в близлежащей перспективе приведет к существенному замедлению темпов роста объемов налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации.

Налоги, сборы, взносы занимают основную часть источников, которые наполняют бюджеты всех уровней. Их собираемость — это один из важнейших показателей эффективности налоговой сферы, как главного результата ее деятельности. Налоги являются важным звеном экономической системы государства, от которого зависит благосостояние, как отдельного гражданина, организации так и всего государства в целом. В этой связи налоги и их собираемость определяются как фактор и движущая сила, влияющие на ситуацию в экономике нашей страны. Из этого следует, что поступление в бюджет государства установленных законодательно налогов, взносов и сборов вовремя и в полном объеме является главной задачей налоговых органов.

Отличительными признаками налога в российском законодательстве являются безвозвратность, обязательность, законодательный и целевой характер налога.

Законодательный характер налогов — в соответствии с законами налоги могут вводиться и отменяться.

Так, по состоянию на 1 января 2018 года налоговая задолженность в консолидированный бюджет РФ составила 1 078,9 млрд. руб., что по оценкам экспертов составляет от 20 до 30 % законно установленных налогов и сборов. Этот факт ведет к ограничению объёма финансовых ресурсов и негативно влияет на экономику государства. Примерно около 10 % ВВП теряет Российская Федерация в связи с уклонением и неуплатой налогов.

Российское законодательство в части налогов, слишком громоздко, его нормы распределены по многочисленному количеству нормативных, законодательных актов. Кроме того, в эти самые акты регулярно вносятся соответствующие поправки и дополнения. В этой связи изменчивость и сложная система налогового законодательства и являются причинами проблем правового характера уплаты указанных задолженностей перед Российской Федерацией.

Экономические причины неуплаты налогов вызваны высокими налоговыми ставками, что в свою очередь не позволяет отдельным налогоплательщикам своевременно и в полной мере платить все налоги. Первопричина этого факта в том, что законодательство Российской Федерации, обязывающее платить такие высокие налоги, обходит стороной текущее экономическое положение страны, рассчитывая на предприятия, которые ведут торгово- закупочную деятельность, у которых имеется надежный и постоянный высокий доход. Конечно, такие предприятия имеют возможность без задержек и в полном объеме платить все налоги в бюджетную систему РФ. Но существуют и другие предприятия, являющиеся производителями, которые используют в осуществлении деятельности старое оборудование и у них отсутствуют оборотные средства, а производимую продукцию им трудно реализовать в связи с ее не конкурентной ценой. Таких предприятий в России довольно большое количество.

Итогом вышесказанного является несостоятельность предприятий и вследствие этого невозможность заплатить налоги, предусмотренные законодательством.

При таких обстоятельствах получается, что отсутствие финансовых средств и вследствие этого уклонение от уплаты налогов становится процессом неизбежным. Но все-таки есть в настоящее время возможные способы для снижения объемов этих явлений. Для этого необходимо ввести комплекс мер по усовершенствованию законодательства Российской Федерации, так же нужно ужесточить контроль и регулярно проводить мероприятия по повышению налоговой культуры граждан страны в целом.

Литература:

  1. В. В. Лунеев, «Коррупция в России» / В. В. Лунеев // «Государство и право», 2007. — № 11. — с. 24.;
  2. А. М. Беляев, П. П. Шсвель, «Некоторые проблемы профессионального развития гражданских служащих Министерства обороны Российской Федерации» // Научно-информационный журнал «Армия и общество». — 2012. — № 2 (30). — С. 125–130.;
  3. Тематический выпуск: Взыскание задолженностей по налогам с организаций (Пронин, М. С. Пронин) («Горячая линия бухгалтера», 2006, n 9);
  4. С. А. Голубчикова, «О борьбе налоговых органов с уклонением от уплаты налогов» // Налоговый вестник № 4, 2008. — 45–49 с.
Основные термины (генерируются автоматически): орган, Российская Федерация, налог, налоговое законодательство, налоговый контроль, российское законодательство, государственная служба, кадровый состав, недостаточное финансирование, полный объем.


Похожие статьи

Налоговая система Российской Федерации | Статья в журнале...

Российская Федерация — самое большое государство в мире, и одновременно одно из самых сложных по своей структуре в мире. В государстве действует сложная система налогообложения.

Муниципальное налоговое законодательство | Статья в журнале...

Одновременно важно «повернуть» налоговое законодательство в направлении стимулирования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований к увеличению налогового потенциала и налоговых усилии, к росту собственных доходов...

История развития налогового контроля в Российской Федерации

налоговая система, налог, налоговая нагрузка, уплата налогов, налоговое законодательство, Российская Федерация

История развития современной налоговой системы Российской... В 1998 г. Государственная налоговая служба России преобразована...

Недостатки современной налоговой системы | Статья в журнале...

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах включает в себя Налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах. Налоговая система Российской федерации состоит из Федеральных, Региональных и Местных налогов...

Налоговый контроль как элемент управления налогообложением

Система налоговых органов в Российской Федерации построена в соответствии с административным и территориальным делением, а управление налоговым администрированием представляет собой единую централизованную систему, построенную по...

Совершенствование обеспечения прав и обязанностей налоговых...

Ключевые слова: налоговые органы, налоговый контроль, федеральная налоговая служба, налоговое администрирование. Налоговая система Российской Федерации на современном этапе представляет собой сформированную систему налоговых правоотношений...

Проблемы налогового контроля в отношении крупнейших...

Понятие налогового контроля неразрывно связано с налоговым администрированием. Так, на основе анализа положений Закона о налоговых органах РФ (в редакции Федерального закона о налоговом администрировании) можно сделать вывод, что законодатель рассматривает...

налоговый контроль, Российская Федерация, проблема, орган...

суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов находится в пределах от 75

налоговый мониторинг, налоговое законодательство, налоговый контроль, налоговое

РФ, налоговое администрирование, налоговая отчетность, Российская Федерация...

Нормативно-правовое регулирование региональных налогов

Российская Федерация, налоговая система, налоговое администрирование, налоговое законодательство, налог, проблема...

Налоговый кодекс Российской Федерации определяет налоговый контроль как деятельность уполномоченных органов по контролю за...

Похожие статьи

Налоговая система Российской Федерации | Статья в журнале...

Российская Федерация — самое большое государство в мире, и одновременно одно из самых сложных по своей структуре в мире. В государстве действует сложная система налогообложения.

Муниципальное налоговое законодательство | Статья в журнале...

Одновременно важно «повернуть» налоговое законодательство в направлении стимулирования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований к увеличению налогового потенциала и налоговых усилии, к росту собственных доходов...

История развития налогового контроля в Российской Федерации

налоговая система, налог, налоговая нагрузка, уплата налогов, налоговое законодательство, Российская Федерация

История развития современной налоговой системы Российской... В 1998 г. Государственная налоговая служба России преобразована...

Недостатки современной налоговой системы | Статья в журнале...

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах включает в себя Налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах. Налоговая система Российской федерации состоит из Федеральных, Региональных и Местных налогов...

Налоговый контроль как элемент управления налогообложением

Система налоговых органов в Российской Федерации построена в соответствии с административным и территориальным делением, а управление налоговым администрированием представляет собой единую централизованную систему, построенную по...

Совершенствование обеспечения прав и обязанностей налоговых...

Ключевые слова: налоговые органы, налоговый контроль, федеральная налоговая служба, налоговое администрирование. Налоговая система Российской Федерации на современном этапе представляет собой сформированную систему налоговых правоотношений...

Проблемы налогового контроля в отношении крупнейших...

Понятие налогового контроля неразрывно связано с налоговым администрированием. Так, на основе анализа положений Закона о налоговых органах РФ (в редакции Федерального закона о налоговом администрировании) можно сделать вывод, что законодатель рассматривает...

налоговый контроль, Российская Федерация, проблема, орган...

суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов находится в пределах от 75

налоговый мониторинг, налоговое законодательство, налоговый контроль, налоговое

РФ, налоговое администрирование, налоговая отчетность, Российская Федерация...

Нормативно-правовое регулирование региональных налогов

Российская Федерация, налоговая система, налоговое администрирование, налоговое законодательство, налог, проблема...

Налоговый кодекс Российской Федерации определяет налоговый контроль как деятельность уполномоченных органов по контролю за...

Задать вопрос