Проблемы и перспективы развития Свободного порта Владивосток в условиях конкуренции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №45 (231) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 11.11.2018

Статья просмотрена: 890 раз

Библиографическое описание:

Калинич, Е. В. Проблемы и перспективы развития Свободного порта Владивосток в условиях конкуренции / Е. В. Калинич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 45 (231). — С. 71-74. — URL: https://moluch.ru/archive/231/53655/ (дата обращения: 24.04.2024).



Статья посвящена анализу функционирования Свободного порта Владивосток, его сравнению с другими аналогичными территориями. Выявлены проблемы реализации этого проекта и определены возможные пути их решения.

Ключевые слова: Свободный порт Владивосток, резиденты, территории социально-экономического развития, инвестиции, преференции для резидентов.

Современные тенденции развития экономики и общества Российской Федерации в последние годы направлены на повышение роли территорий путем реализации их конкурентных преимуществ, ослаблении внешнего воздействия. Особенно ярко это прослеживается по отношению к Дальнему Востоку, который отдален от центра, малонаселен, стратегически важен для страны. Одним из проектов его экономического развития стал свободный порт Владивосток (далее — СПВ), созданный законом от 13.07.2015 № 212-ФЗ, в настоящее время охватывающий территории Приморского края, Хабаровского края, Камчатского каря, Сахалинской области, Чукотского автономного округа.

Территория свободного порта Владивосток находится под действием особого правового режима для предпринимательской и инвестиционной деятельности. Также, как и территории социально — экономического развития (далее — ТОСЭР), она обладает большим спектром преференций для резидентов.

Во-первых, для резидентов страховые взносы на 10 лет составляют 7,6 % (для нерезидентов — более 30 %), налог на прибыль не выше 5 % из которых 0 % — в федеральный бюджет и не более 5 % в региональный (не для резидентов 2 % в федеральный и 18 % в региональный).

Во-вторых, на входящих в границы порта территориях осуществлено введение 5-летних налоговых каникулы по налогу на землю. Также, резиденты обладают такой преференцией как ускоренная процедура возмещения НДС — 10 дней. Для не нерезидентов эта процедура занимает 3 месяца. В зоне действия СПВ время, в которое проводятся контрольные проверки, значительно сокращено и составляет 15 дней, также действуют сокращённые сроки получения разрешительной документации для капитального строительства, которые составляют 40 дней.

В-третьих, на территориях, которые входят в состав свободного порта, установлен упрощённый визовый режим с возможностью получить 8-дневную визу непосредственно на границе, а также режим свободной таможенной зоны.

Кроме того, на территории свободного порта Владивосток предпринимателям обеспечена государственная поддержка для того, чтобы обеспечить привлечение инвестиций для развития транспортной инфраструктуры, создать производства, способные выпускать конкурентоспособную продукцию.

Таким образом, проект свободного порта, предполагает «ограниченную экономическую свободу». Его потенциал направлен на привлечение инвестиций и экономический рост территорий Дальнего Востока.

Несмотря на определенную привлекательность российской проекта, не стоит забывать об аналогичных территориях — конкурентах в АТР. Их сравнение с режимом свободный порт Владивосток представлено в табл. 1.

Таблица 1

Сравнение характеристик «Свободного порта Владивосток» стерриториями –конкурентами [2, 3]

Показатели

Свободный порт Владивос-ток, Россия

Свобод-ный порт Инчхон, Республи-ка Корея

Свобод-ный порт в Шанхае (Цинхай), Китай

Свобод-ный порт Гонконг, Китай

Свободный порт Макао, Китай

Свободный порт Лабуан, Малайзия

Год образова-ния

2015

2003

1990

1841

1845

1990

Площадь, кв.м

28 400

964,53

29

1104

27.2

4,36

Население, тыс. чел.

1 400

2 978.

14 000

7 183

541

87

Наличие игорных зон

+

-

-

-

+

-

Наличие Ипподрома

В проекте

-

-

+

+

-

Грузообо-рот в год, млн. тонн

5,042

56

590

298

неизвестно

неизвестно

Налоги, %

5

неизвестно

15

16,5 (для юр. лиц) 15 (для ИП)

12

3

Исходя из данных табл. 1 видно, что свободный порт Владивосток по многим характеристикам является лидером. Основными из них, являются площадь и налоговый режим, определяющие перспективы значительных отечественных и иностранных инвестиций, развития производства.

В тоже время, экономические показатели территорий свободного порта Владивосток значительно уступают своим конкурентам. Это такие, как отсутствие инфраструктуры, не большой грузооборот, ежегодный отток населения.

Таким образом, свободный порт Владивосток представляет собой конкурентоспособный проект, имеющий проблемы, требующие решения.

Оценивая режим свободного порта путем применения SWOT-анализа можно увидеть следующее (табл. 2).

Таблица 2

Оценка режима свободный порт Владивосток в 2018 году

Сильные стороны

Слабые стороны

Рост грузооборота

Рост доходов портов

Рост занятости населения

Рост налоговых доходов бюджета

Не соответствие транспортной системы территории возрастающим оборотам торговли

Не большое население, отток населения из региона

Не соответствие характеристик портов требованиям возрастающего грузооборота

Возможности

Угрозы

Потенциал для развития импортозамещения Развитие промышленности

Развитие туризма

Оживление экономической деятельности

Увеличение экспорта необработанного сырья

Угроза сельскому хозяйству

Как видно из табл. 2, у свободного порта Владивосток есть сильные стороны и возможности для последующего развития. Однако, состояние портов и территорий, охватывающих проект, в настоящее не соответствует показателям, которые запланированы для достижения.

По данным администрации города Владивостока [4] в настоящее время в реестр резидентов включено 990 компаний, стоимость проектов которых составляет более 566,3 млрд. руб. Это свидетельствует об интересе бизнеса к проекту свободный порт Владивосток. Возникает вопрос, что привлекает и отталкивает их?

Как было рассмотрено ранее в статье, федеральным законом от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» предусмотрен особый правовой режим предпринимательской деятельности, позволяющий компаниям значительно сэкономить на налогах и направить освободившиеся средства на развитие своей деятельности.

Также разработаны административные преференции (табл. 3).

Таблица 3

Административные преференции для резидентов свободного порта Владивосток [5]

Преференции

Общее положение

Положение для резидентов

Срок действия преференций

Предоставление земельных участков (федеральная, муниципальная собственность) без торгов

договор аренды земельного участка, заключается по итогам аукциона

договор аренды заключается без участия торгов

по сроку действия соглашения

Визовый режим для иностранных граждан

иностранные граждане могут въезжать в РФ и выезжать из РФ при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым РФ

иностранные граждане, прибывающих в РФ через пункты пропуска, расположенные на территории СПВ, устанавливается упрощенный визовый порядок въезда в РФ

в течение 8 дней

Разрешение на иностранную рабочую силу без квот

необходимо наличие разрешения на привлечение и использование иностранных работников; для определения размера квоты работодатели должны подать соответствующие заявки, которые рассматриваются региональной межведомственной комиссией

не требуется получение разрешений на привлечение и использование иностранных работников;

квоты определяются решением наблюдательного совета

по сроку действия соглашения

Административные преференции для резидентов свободного порта Владивосток привлекательны. Они позволяют им вести предпринимательскую деятельность с меньшими финансовыми и бюрократическими расходами труда и времени.

Несмотря на льготы и преференции, компании с осторожностью входят в состав резидентов СПВ. В качестве основной причины можно назвать привычку осуществления деятельности по старым, понятным правилам.

В настоящее время достаточное количество вопросов требуют доработки. Например, недостаточная привлекательность СПВ для предприятий малого бизнеса, в том числе применяющих специальные налоговые режимы.

Анализ нормативных правовых документов, публикаций позволил выявить проблемы режима свободного порта Владивосток и пути их решения (таб. 4).

Таблица 4

Основные проблемы режима свободного порта Владивосток

Проблема

Решения

Предложения

Существующие меры

Привлечение малого бизнеса

Разработка режима малых предприятий в качестве резидентов СПВ

-

Участие иностранных инвесторов

Изменение законодательства в отношении особых режимов, преференций и льгот для иностранных инвесторов

-

Процедура вступления в резиденты

Изменение законодательства в части требований к резидентам; упрощение процедуры их регистрации

Работа над упрощением процедуры регистрации в резиденты СПВ

Вступление в резиденты уже работающих компаний

-

Изменение законодательства, поиск иных вариантов учета деятельности рабочих компаний

Осуществление процедуры безвизового режима для иностранцев

Создание новых, современных пунктов пропуска на основе государственно-частного партнерства

Переоборудование существующих мест пропуска

Как видно из табл. 4, многие проблемы находят отклик у законодателей и находятся в стадии доработки.

Проект «Свободный порт Владивосток» предполагает привлечение инвестиций, увеличение трансграничной торговли и, соответственно, развитие транспортной и прочей инфраструктуры, экспортоориентированных производств. Создание СПВ не представляется какой-то принципиально новой формой или средством решения социально-экономических проблем региона. Однако его реализация делает территории проекта инвестиционно-привлекательными за счёт широкого спектра преференций для резидентов, таких как налоговые каникулы, свободная таможенная зона, упрощенный визовый режим. Реализация свободного порта Владивосток позволит увеличить валовый региональный продукт Приморского края и других регионов.

Литература:

  1. Федеральный закон от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О Свободном порте Владивосток» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.constitution.ru
  2. Азимов Т. А., Безнощук Л. Ю. Плюсы и минусы проекта «Свободный порт Владивосток» // Молодой ученый. — 2015. — № 24. — С. 364–367.
  3. Азимов Т. А., Безнощук Л. Ю. Перспективы развития туризма в Приморском крае // Молодой ученый. — 2015. — № 24. — С. 361–364.
  4. Реестр резидентов свободного порта Владивосток [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://erdc.ru/upload/reestr-spv.
  5. Ассоциация поддержки резидентов свободного порта Владивосток [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://freeport-vl.ru/о-свободном-порте/преференции/
Основные термины (генерируются автоматически): свободный порт, Владивосток, резидент, РФ, территория, изменение законодательства, Китай, преференция, привлечение инвестиций, проект.


Ключевые слова

инвестиции, резиденты, свободный порт Владивосток, территории социально-экономического развития, преференции для резидентов

Похожие статьи

Свободный порт Владивосток как фактор привлечения...

Специальный режим Свободный порт Владивосток приводит к привлечению иностранных инвестиций в российскую экономику, что даёт ряд преференций, а именно: – появляются дополнительные возможности финансирования стратегических инвестиционных проектов

Свободный порт Владивосток: прогноз развития, оценка...

Льготы, предоставляемые на территории свободного порта Владивосток, включают

 общий размер взносов на 10 лет (для резидентов, зарегистрированных в течение 3 лет после

Следует отметить, что решением наблюдательного совета свободного порта Владивосток...

Свободный порт Владивосток как институт развития экономики...

Ключевые слова: свободный порт Владивосток, инфраструктура, экономика,, привлечение инвестиций, институт развития. Анализируя понятие институт развития экономики, приходим к выводу, что определить границы данного термина.

Перспективы развития свободного порта Владивосток...

Ключевые слова: свободный порт Владивосток, таможенный режим, портовая инфраструктура, налоговые льготы, экономика Приморского края, интеграция в АТР, привлечение инвестиций.

Проблемы и перспективы инвестиционного сотрудничества...

Инвестиции — один из самых главных факторов, влияющих на экономический рост. При текущих условиях, таких как дефицит бюджета, финансовая нестабильность российского рынка, недостаток оборотных средств предприятий произошло как резкое уменьшение бюджетных...

Проект «Свободный порт Владивосток» в сравнении...

Проект «Свободный порт Владивосток» всравнении сконкурентами. Азимов Тимур Айбекович, студент; Безнощук Лика Юрьевна, студент. Дальневосточный федеральный университет (г. Владивосток).

Влияние таможенной политики на инвестиционную...

На территории свободного порта Владивосток применяется таможенная процедура

Кроме того остаются нерешенными вопросы о запуске всех таможенных преференций в режиме

Владивосток, режим порто-франко, Камчатка, Россия, Восточная Сибирь, Свободный порт...

Инвестиции Китая на Дальний Восток России: проблемы...

Развитие Дальнего Востока на сегодняшний день играет важную роль в экономике России. Дальний Восток России является привлекательным с экономической точки зрения. Здесь сосредоточены крупнейшие месторождения полезных ископаемых.

Режим порто-франко: исторический опыт и современные...

Режим порто-франко принес положительный результат для развития территории. Не стоит забывать и о том, что такой

Опять же режим порто-франко уже действовал на российской территории в пределах 5 городов и отразил своё существование весьма положительным...

Похожие статьи

Свободный порт Владивосток как фактор привлечения...

Специальный режим Свободный порт Владивосток приводит к привлечению иностранных инвестиций в российскую экономику, что даёт ряд преференций, а именно: – появляются дополнительные возможности финансирования стратегических инвестиционных проектов

Свободный порт Владивосток: прогноз развития, оценка...

Льготы, предоставляемые на территории свободного порта Владивосток, включают

 общий размер взносов на 10 лет (для резидентов, зарегистрированных в течение 3 лет после

Следует отметить, что решением наблюдательного совета свободного порта Владивосток...

Свободный порт Владивосток как институт развития экономики...

Ключевые слова: свободный порт Владивосток, инфраструктура, экономика,, привлечение инвестиций, институт развития. Анализируя понятие институт развития экономики, приходим к выводу, что определить границы данного термина.

Перспективы развития свободного порта Владивосток...

Ключевые слова: свободный порт Владивосток, таможенный режим, портовая инфраструктура, налоговые льготы, экономика Приморского края, интеграция в АТР, привлечение инвестиций.

Проблемы и перспективы инвестиционного сотрудничества...

Инвестиции — один из самых главных факторов, влияющих на экономический рост. При текущих условиях, таких как дефицит бюджета, финансовая нестабильность российского рынка, недостаток оборотных средств предприятий произошло как резкое уменьшение бюджетных...

Проект «Свободный порт Владивосток» в сравнении...

Проект «Свободный порт Владивосток» всравнении сконкурентами. Азимов Тимур Айбекович, студент; Безнощук Лика Юрьевна, студент. Дальневосточный федеральный университет (г. Владивосток).

Влияние таможенной политики на инвестиционную...

На территории свободного порта Владивосток применяется таможенная процедура

Кроме того остаются нерешенными вопросы о запуске всех таможенных преференций в режиме

Владивосток, режим порто-франко, Камчатка, Россия, Восточная Сибирь, Свободный порт...

Инвестиции Китая на Дальний Восток России: проблемы...

Развитие Дальнего Востока на сегодняшний день играет важную роль в экономике России. Дальний Восток России является привлекательным с экономической точки зрения. Здесь сосредоточены крупнейшие месторождения полезных ископаемых.

Режим порто-франко: исторический опыт и современные...

Режим порто-франко принес положительный результат для развития территории. Не стоит забывать и о том, что такой

Опять же режим порто-франко уже действовал на российской территории в пределах 5 городов и отразил своё существование весьма положительным...

Задать вопрос