Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках литературы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (231) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 13.11.2018

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Юнкина А. А. Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках литературы // Молодой ученый. — 2018. — №45. — С. 283-286. — URL https://moluch.ru/archive/231/53645/ (дата обращения: 24.03.2019).



Во все времена, начиная с Древней Руси и до наших дней, неизменным почётным долгом русского мужчины вне зависимости от его чина и звания была защита, оборона Отечества от врагов. Сегодня проблема воспитания истинных патриотов, мужественных, смелых, отважных, знающих свою историю и уважающих память предков, остаётся актуальной. Чтобы быть готовыми воевать за правое дело, будущие защитники Родины — нынешние подростки — должны иметь перед собой примеры служения воинскому долгу. В качестве таких примеров могут служить герои литературных произведений. В учебнике для 5 класса под редакцией Г.С. Меркина представлен ярчайший образец батальной лирики XIX века: стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино». Его безымянный герой — полковник восклицает: «Ребята! Не Москва ль за нами? Умрёмте ж под Москвой, как наши братья умирали!» Получив групповое задание подготовить сообщение об обороне Москвы в 1941 году, учащиеся проводят историческую параллель между подвигом артиллериста, сражавшегося против армии Наполеона в 1812 году, и подвигом 28 героев-панфиловцев, сложивших головы в неравном бою, но не пустивших врага в Москву в 1941 году. Будущие защитники Отечества делают вывод о силе духа русского солдата и его неизменной готовности к самопожертвованию во имя Родины.

В 6 классе изучаются два произведения литературы Древней Руси: «Повесть о разорении Рязани Батыем» и «Поучение…» Владимира Мономаха. Из «Повести…» учащиеся узнают о подвиге Евпатия Коловрата. Со слов автора повести мы узнаём об отзыве, который приближенные дали Батыю о воинах из полка Евпатьева: «Мы во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали. Это люди крылатые, не знают они смерти и так крепко и мужественно на конях бьются — один с тысячею, а два — с десятью тысячами». На этом примере даётся возможность обсудить на уроке литературы мужество русских воинов, превосходящих своей отвагой всех предыдущих соперников татаро-монголов и вызвавших уважение даже у известного своей жестокостью Батыя. Подвиг Евпатия Коловрата предвосхитил победу войска Дмитрия Донского на Куликовском поле и доказал, что русский народ — народ свободный, способный одолеть любых поработителей. При изучении данного произведения будут уместны межпредметные связи с историей в виде представления самостоятельно подготовленной учениками информации.

Читая «Поучение…» Владимира Мономаха, учащиеся знакомятся с советами, которые князь даёт сыновьям с высоты своего жизненного опыта. Владимир призывает их быть всегда готовыми к сражению, и даже во время отдыха не снимать оружия, чтобы враг не мог застать их врасплох. Учит в сражении не прятаться за спины товарищей, а смело идти вперёд и вести за собой. При этом «Поучение…» не учит жестокости. Оно призвано сформировать личность настоящего защитника Отечества, для которого на первом месте не спасение своей частной жизни, а противодействие нападающему врагу.

Тарас Бульба, герой одноимённой повести Н.В. Гоголя, изучаемой в 6 классе, перед боем произносит речь о товариществе: «Нет уз святее товарищества! <…> Породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек». За Родину, за православную веру готовы были сложить головы запорожские козаки. В тяжелые для страны годы в душах русских людей с новой силой пробуждалась святая православная вера. Христос Спаситель благословлял обратившихся к Нему людей миром. И именно вера помогала людям выстоять, не пасть духом, именно в вере черпались силы для борьбы с врагом. Уроки, посвящённые повести «Тарас Бульба», легко интегрируются с изучением истории и ОДНКНР.

В 7 классе учащиеся знакомятся с отрывками из поэмы А.С. Пушкина «Полтава». В строках Пушкина оживает образ Петра I, вдохновляющего русские полки на победу в битве под Полтавой над доселе непобедимой шведской армией под предводительством Карла XII. Этот эпизод русской истории убеждает современного читателя в том, что для истинных патриотов, верящих в то, что они сражаются за правое дело, нет непобедимых соперников, особенно если те вторглись в пределы нашей страны как завоеватели. «Перетерпев судеб удары, окрепла Русь», писал А.С. Пушкин в XIX веке о времени правления Петра I, но эти слова остаются актуальными для наших современников и сегодня, в двадцать первом веке.

Также в 7 классе изучается рассказ «Севастополь в декабре месяце» Л.Н. Толстого, повествующий о героической обороне Севастополя в 1855 году в ходе Крымской войны. Лев Николаевич был очевидцем событий, сам принимал участие в сражениях. Он со свойственным только Толстому философским спокойствием спустя месяц после описываемых событий, 25 апреля 1855 года, пишет такие строки: «Итак, вы видели защитников Севастополя на самом месте защиты. Главное, отрадное убеждение, которое вы вынесли, — это убеждение в невозможности взять Севастополь, и поколебать где бы то ни было силу русского народа <…>. То, что они делают, делают они так просто, так малонапряженно и усиленно, что, вы убеждены, они еще могут сделать во сто раз больше... они всё могут сделать. И причина этого есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого, — любовь к родине». Юный читатель легко проведёт исторические параллели с обороной Севастополя во время Великой Отечественной войны и поймёт, что русский человек не кичится своей любовью к Родине, не требует за неё наград и званий, а скромно несёт эту любовь в глубине своего сердца.

Учащимся 8 класса предоставляется возможность познакомиться с целым рядом произведений о патриотах своего Отечества. Жития двух святых: Сергия Радонежского и Александра Невского — подтверждают мысль о том, что мужество православных христиан наряду с верой и любовью к Богу во все времена были главной оборонительной силой нашей страны. Не столько силой своего оружия, сколько силой духа и бесстрашием, готовностью к подвигу во имя Руси удавалось русским людям побеждать завоевателей. Все русские люди искренне верили в победу правды над ложью и злом. Проявлялась эта вера в совершаемых ими подвигах. За честь и счастье нашей родной земли они стояли до конца и за ее свободу бестрепетно отдавали свои жизни.

Дума К.Ф. Рылеева «Иван Сусанин» прославляет подвиг костромского крестьянина, ценой собственной жизни спасшего юного Михаила Феодоровича Романова от поляков в 1612 году. Не ради денег, не ради славы оставляет Иван Сусанин свою семью и идёт на верную гибель. Он отправляет сына предупредить будущего венценосца о грозящей опасности со словами: «Скажи, что Сусанин спасает царя, любовью к отчизне и вере горя». Перед казнью Иван Сусанин восклицает: «Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело, и радостно гибнет за правое дело!». Эти слова мог бы произнести любой из названных выше защитников русской земли. Всё это (за исключением Тараса Бульбы) — реальные люди, жившие в разные времена, сражавшиеся с врагами, пришедшими на нашу землю из разных стран, но всех их объединяет то, что они шли к светлой, истинной цели — освобождению родной земли от гнёта врага, восстановлению счастливой и цветущей страны. Люди, сложившие свои головы на полях сражений, воевали не ради наград… Они хотели слышать смех своих детей. И таких людей, даже если они не осознавали себя верующими, никто не осмелится назвать бездуховными людьми. Подвиг защитника Родины соответствует словам Христа о том, что «нет больше той любви, как кто душу свою положит за други своя». Когда Родина в опасности, тогда особенно сильно разгорается в сердце русского человека беззаветная любовь к родной земле. Он готов отдать все свои силы на защиту ее. Ведь для него это не исполнение долга, а следование непреодолимому велению сердца, порыву любви, который он не в силах остановить.

Хочется верить, что истории защитников Русской земли, с которыми юные читатели знакомятся на уроках литературы, оставят след в их душах, способствуя становлению святого чувства истинной и бескорыстной любви к Родине.

Литература:

  1. Гасанов, З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан [Текст] / З.Т. Гасанов // Педагогика. — 2005. — № 6. — С. 59-63.
  2. Овчинникова, Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики [Текст] / Н.П. Овчинникова // Педагогика. — 2007. — № 1. — С. 93- 101.
  3. Церковь и государство: Прошлое и настоящее: Тезисы докладов и сообщений научной конференции. — Красноярск, 2001. — с.52-62.
  4. Цыпин В. История Русской Православной Церкви: учебное пособие для православных духовных семинарий. — Москва: Хроника, 1994. — с.109-117.
Основные термины (генерируются автоматически): сила, владимир, Москва, родная земля, русский, Древняя Русь, подвиг, любовь, класс, враг, Родина, урок литературы, Севастополь, Пушкин, русский человек, русский народ, учащийся, Русская земля.


Похожие статьи

Древнерусская литература как фактор патриотического воспитания

Русь, Русская земля, владимир, татаро-монгольское нашествие, принятие христианства, русский, русский народ, быль, христианская вера, Древняя Русь. Особенности русской культуры по Д. С. Лихачёву. русская культура, русский язык, Русь, культура, византия...

Конспект НОД по патриотическому воспитанию для детей...

Напал враг на нашу Русь-матушку, опустошает землю, разоряет дома, да уводит людей мирных. Встали мы — богатыри на защиту люда русского, да беда приключилась неминучая — пропали все доспехи да оружие! Коли есть среди вас люди храбрые да выносливые, помогите...

Встреча в литературно-музыкальной гостиной «С чего начинается...»

– Знакомство с былинами, русскими народными сказками, фольклором, воспевающих героизм русских воинов. – Знакомство с творчеством русских художников, воспевающих в своих полотнах русский народ, святую Русь (чтение, рассматривание наглядно-иллюстративного...

Формирование гражданской идентичности на уроках русского...

Литература и русский язык создают условия формирования готовности личности к диалогу в поликультурном обществе и основу формирования толерантности. Русский язык как учебный предмет несет высокую познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку...

Патриотическое воспитание учащихся средствами русского языка

Анализ текстов-образцов о Родине, русском языке, родной природе на уроках русского языка помогает учащимся в осмыслении сущности понятия «патриотизм», особенностей его выражения в слове. Возможности дидактического материала, представленного в учебниках по...

Русь, Русская земля, владимир, татаро-монгольское нашествие...

родная земля, Владимир, князь, православная вера, русская земля, русский, Русь, Мамаево побоище, Древняя Русь, Русское государство. Советская историческая школа о монгольском нашествии... Авторы отмечают, что Русь помогла Европе, сбив основной напор монгольского...

Воображаемое прошлое: образ Древней и Московской Руси...

Русский лес — жилище русского медведя — стал одним из основных образов восприятия Руси в общественном сознании. В отечественном кино лес воплощает в себе изначальную, древнюю, языческую Русь, он — прибежище магии, его населяют добрые и злые духи, лесные животные...

Образ Владимира Мономаха в описаниях отечественных историков

С именем Владимира Мономаха связаны почти все важные события русской истории в конце

В литературе исследуются различные направления деятельности Владимира Мономаха

Многие историки говорят о Владимире Мономахе как умном, добром человеке, мудром и...

Мы в ответе за память о них… | Статья в сборнике международной...

Я — гордость за Русский народ! Ю. Соловьёв. История Великой Отечественной войны Советского Союза

Бесспорно одно: помогла победить народу великая любовь к родине, вера в победу, честь и героизм

Битва велась за каждую пядь земли: на суше, на море, в воздухе.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Древнерусская литература как фактор патриотического воспитания

Русь, Русская земля, владимир, татаро-монгольское нашествие, принятие христианства, русский, русский народ, быль, христианская вера, Древняя Русь. Особенности русской культуры по Д. С. Лихачёву. русская культура, русский язык, Русь, культура, византия...

Конспект НОД по патриотическому воспитанию для детей...

Напал враг на нашу Русь-матушку, опустошает землю, разоряет дома, да уводит людей мирных. Встали мы — богатыри на защиту люда русского, да беда приключилась неминучая — пропали все доспехи да оружие! Коли есть среди вас люди храбрые да выносливые, помогите...

Встреча в литературно-музыкальной гостиной «С чего начинается...»

– Знакомство с былинами, русскими народными сказками, фольклором, воспевающих героизм русских воинов. – Знакомство с творчеством русских художников, воспевающих в своих полотнах русский народ, святую Русь (чтение, рассматривание наглядно-иллюстративного...

Формирование гражданской идентичности на уроках русского...

Литература и русский язык создают условия формирования готовности личности к диалогу в поликультурном обществе и основу формирования толерантности. Русский язык как учебный предмет несет высокую познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку...

Патриотическое воспитание учащихся средствами русского языка

Анализ текстов-образцов о Родине, русском языке, родной природе на уроках русского языка помогает учащимся в осмыслении сущности понятия «патриотизм», особенностей его выражения в слове. Возможности дидактического материала, представленного в учебниках по...

Русь, Русская земля, владимир, татаро-монгольское нашествие...

родная земля, Владимир, князь, православная вера, русская земля, русский, Русь, Мамаево побоище, Древняя Русь, Русское государство. Советская историческая школа о монгольском нашествии... Авторы отмечают, что Русь помогла Европе, сбив основной напор монгольского...

Воображаемое прошлое: образ Древней и Московской Руси...

Русский лес — жилище русского медведя — стал одним из основных образов восприятия Руси в общественном сознании. В отечественном кино лес воплощает в себе изначальную, древнюю, языческую Русь, он — прибежище магии, его населяют добрые и злые духи, лесные животные...

Образ Владимира Мономаха в описаниях отечественных историков

С именем Владимира Мономаха связаны почти все важные события русской истории в конце

В литературе исследуются различные направления деятельности Владимира Мономаха

Многие историки говорят о Владимире Мономахе как умном, добром человеке, мудром и...

Мы в ответе за память о них… | Статья в сборнике международной...

Я — гордость за Русский народ! Ю. Соловьёв. История Великой Отечественной войны Советского Союза

Бесспорно одно: помогла победить народу великая любовь к родине, вера в победу, честь и героизм

Битва велась за каждую пядь земли: на суше, на море, в воздухе.

Задать вопрос