Инновационные нейропсихологические методики в работе воспитателя ДОО в рамках реализации ФГОС ДО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Афанасьева, О. В. Инновационные нейропсихологические методики в работе воспитателя ДОО в рамках реализации ФГОС ДО / О. В. Афанасьева, О. В. Припутнёва, А. С. Абдулина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 45 (231). — С. 224-225. — URL: https://moluch.ru/archive/231/53639/ (дата обращения: 18.04.2024).



Высшие психологические функции это сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению. В. п. ф. — одно из основных понятий современной психологии, введенное Л. С. Выготским и развитое А. Р. Лурия и другими психологами.

К ВПФ относится: зрительная, тактильная, слуховая, мышление, сознание, эмоции, память, внимание, воля , поведение, речь и т.д.

Высшие психические функции:

  1. Поражение органического характера
  2. Поражение функционального характера

К первому разделу поражения ВПФ относится: наследственность, генетическая обусловленность, алкоголь, наркомания, токсикомания. А также влияет внутриутробное развитие, наличие токсикоза, травм при беременности, нервные стрессы, пребывание во вредных экологических зонах, простуда и прочее.

Ко второму разделу поражения ВПФ относится: неблагоприятные условия жизни, не правильное воспитание, гиперопека или же наоборот отсутствие внимания.

Возможно, еще патологическое течение родов:

– асфиксия

– наложение акушерских щипцов

– ушиб черепа и мозга

– неправильное положение роженицы при родах

Функциональные блоки мозга

1-ый блок мозга формируется до 3-ёх лет

2-ой блок мозга формируется от 3-7 лет

3-ий блок формируется от 7-15 лет

1-ый блок мозга «Энергетический» — формируется от внутриутробного развития до 2-3 лет. Отвечает за регуляцию тонуса и бодрствование, за уровень самоорганизации и саморегуляции. Всё что происходит с мамой в период беременности откладывается на 1-ом блоке мозга.

Нарушения 1-ого блока мозга: движение языка во время письма, вычурные позы, снижение полей зрения, снижение работоспособности, дизартрия, дисграфия, эмоц. неуравновешенность, быстрая утомляемость и отвлекаемость, снижение внимания, речевые персервации (повторение одного и того же слога или слова), заторможенность.

2-й блок мозга «Я могу» — формируется от 3-7 лет. Это блок приобретения и навыков. Он включает в себя центральные части основных анализаторных систем: зрительные, кожно-эстетические. Зрительная область-затылочная часть. Она отвечает за переработку зрительной информации, организацию сложных процессов зрительного восприятия, хочу отметить, что наиболее бурный рост происходит в 1-ый год жизни. Слуховая область — височная часть. Она связана с работой слухового аппарата: восприятие слуховых обонятельных ощущений, анализ и синтез речевых звуков, механизмы памяти, отвечает за ориентацию время и пространства, создаёт базу для развития интеллекта, также отвечает за внимание, память, мышление, речь. Общечувствительная — теменная часть. Отвечает за осязание, мышечно-суставные чувства, артикуляцию, тонкие предметные движения, отвечает за пространственную ориентацию, за праксис (автоматизированное в процессе повторений и упражнений целенаправленных движений, которые вырабатываются в ходе обучения и практики в жизни).

Нарушения 2-го блока мозга: несформированность пространственных представлений, чтение через абзац, несоблюдение строчек, пропуски слов, нарушений тонкой моторики и письма у детей, пространственное нарушение, зрительное написание букв, недоразвитие слухаречевой памяти и т.д.

3-й блок мозга «Я должен». Это блок программирования. Отвечает за регуляцию и контроль. Формируется от 7-15 лет. Полное созревание к 22 годам. Какую функцию он выполняет? –организация произвольных движений, регуляция сложных форм поведения, регуляция памяти, контроль своей сознательной деятельности.

Нарушения 3-ого блока мозга: не умеет действовать по образцу, не может соблюдать общие нормы поведения, не может резко переключится с одного на другое, неспособность слушать и ждать, отсутствует сознательность и ответственность, пропуск букв ы письме, недописывание слов, недоделывает упражнения, не может решить смысловую задачу, неспособность самостоятельно и планомерно работать по заданию.

Игры для коррекции нарушений функций головного мозга.

1-й блок мозга: спортивные игры, подвижные, дыхательные упражнения, самомассаж, растяжки, глазодвигательные упражнения, ползанья на (животе, спине, локтях, коленях, четвереньках), прыгать на скакалке, игры в мяч, классики, макраме, нанизывание бусинок, плаванье, теннис, катание на велосипеде.

Все эти игры и задания-улучшают учебные показатели и поведение.

2-й блок мозга: угадай звук (шуршание, скрип двери, вода, ветер и т. д.), где звенит? (спереди или сзади? Сверху или снизу?), рисование на теле, определить по запаху, лото, скороговорки, проговаривание и заучивание стихотворений.

3-й блок мозга:

Все те игры, где обязательно есть правила игры, например: крестики-нолики, шашки, шахматы, морской бой, найди 7 отличий, народные и фольклорные игры.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. — М.: Изд-во АПН РСФСР 1960.
  2. Глозман Ж.М. Количественная оценка данных нейропсихологического о бследования. — М.: Теревинф, 1999
  3. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. — М.: Академия 2004
  4. Лурия А.Р. Схема нейропсихологического исследования. — М.: МГУ, 1973·
  5. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. — М.: Академический проект, 2000.
Основные термины (генерируются автоматически): внутриутробное развитие, игра, раздел поражения.


Похожие статьи

Аномалии развития нервной системы у детей, рожденных от...

В последние годы отмечаются неуклонный рост внутриутробных инфекций (ВУИ) и повышение их роли в структуре перинатальной и младенческой заболеваемости и смертности. Ближайшие и отдаленные последствия ВУИ являются причиной отклонений в состоянии...

Современные аспекты этиопатогенеза и перспективы...

Внутриутробное инфицирование (ВУИ) — одна из важнейших проблем современной акушерства, так как эта патология сопровождается высокой перинатальной и материнской заболеваемостью и смертностью [2, 22, 29, 36, 67, 83].

Влияние условий перинатального периода на развитие ребенка

Данная статья посвящена рассмотрению влияния патологических факторов на внутриутробное развитие ребенка. Среди многочисленных факторов, которые способны вызывать различные формы патологических реакций в организме матери и плода...

Анализ перинатальных исходов у женщин с внутриутробным...

При беременности риск развития дисбиоза влагалища увеличивается, что может привести к риску развития ВУИ плода [2,4]. Ведущая роль внутриутробных инфекций среди причин неблагоприятных перинатальных исходов определяет характер всестороннего изучения этой...

Характеристика внутриутробных инфекций | Статья в сборнике...

Внутриутробные инфекции (ВУИ) — группа инфекционно-воспалительных заболеваний плода и детей раннего возраста, которые вызываются различными

При анализе факторов риска, способствующих развитию внутриутробных инфекций, получены следующие результаты.

Клинико-диагностическое значение фактора роста плаценты...

Внутриутробное инфицирование плода, как заболевание, осложняющее развитие плода и здоровье новорожденного, давно стало предметом исследования акушеров-гинекологов. На решение важнейших вопросов перинатальных инфекций сосредоточены усилия врачей...

Сравнительная характеристика факторов риска у доношенных...

Цель исследования. Изучить факторы риска у доношенных и недоношенных новорожденных детей с задержкой внутриутробного развития в сравнительном аспекте. Материалы и методы. Обследовано 60 новорожденных с задержкой внутриутробного развития: из них 1-ую...

Выживаемость и нарушение неврологического развития у детей...

Возникновение, становление и развитие в России перинатальных центров, отделений интенсивной терапии новорожденных, выхаживание новорожденных с экстремально низкой массой тела и пороками развития внутренних органов...

Методы и значение цитогенетического исследования плодного...

Внутриутробное инфицирование плода, как заболевание, осложняющее развитие плода и здоровье новорожденного. Аномалии развития нервной системы у детей, рожденных от... К группе риска развития инфекционной патологии у матери, плода и новорожденного относится...

Влияние факторов риска на развитие гнойно-воспалительных...

Сепсис, как причина неонатальной смертности в России, занимает 4-е место среди причин смертности новорожденных детей на протяжении уже более 50 лет. Сепсис — это болезнь, которая наиболее часто встречается именно среди новорожденных детей.

Похожие статьи

Аномалии развития нервной системы у детей, рожденных от...

В последние годы отмечаются неуклонный рост внутриутробных инфекций (ВУИ) и повышение их роли в структуре перинатальной и младенческой заболеваемости и смертности. Ближайшие и отдаленные последствия ВУИ являются причиной отклонений в состоянии...

Современные аспекты этиопатогенеза и перспективы...

Внутриутробное инфицирование (ВУИ) — одна из важнейших проблем современной акушерства, так как эта патология сопровождается высокой перинатальной и материнской заболеваемостью и смертностью [2, 22, 29, 36, 67, 83].

Влияние условий перинатального периода на развитие ребенка

Данная статья посвящена рассмотрению влияния патологических факторов на внутриутробное развитие ребенка. Среди многочисленных факторов, которые способны вызывать различные формы патологических реакций в организме матери и плода...

Анализ перинатальных исходов у женщин с внутриутробным...

При беременности риск развития дисбиоза влагалища увеличивается, что может привести к риску развития ВУИ плода [2,4]. Ведущая роль внутриутробных инфекций среди причин неблагоприятных перинатальных исходов определяет характер всестороннего изучения этой...

Характеристика внутриутробных инфекций | Статья в сборнике...

Внутриутробные инфекции (ВУИ) — группа инфекционно-воспалительных заболеваний плода и детей раннего возраста, которые вызываются различными

При анализе факторов риска, способствующих развитию внутриутробных инфекций, получены следующие результаты.

Клинико-диагностическое значение фактора роста плаценты...

Внутриутробное инфицирование плода, как заболевание, осложняющее развитие плода и здоровье новорожденного, давно стало предметом исследования акушеров-гинекологов. На решение важнейших вопросов перинатальных инфекций сосредоточены усилия врачей...

Сравнительная характеристика факторов риска у доношенных...

Цель исследования. Изучить факторы риска у доношенных и недоношенных новорожденных детей с задержкой внутриутробного развития в сравнительном аспекте. Материалы и методы. Обследовано 60 новорожденных с задержкой внутриутробного развития: из них 1-ую...

Выживаемость и нарушение неврологического развития у детей...

Возникновение, становление и развитие в России перинатальных центров, отделений интенсивной терапии новорожденных, выхаживание новорожденных с экстремально низкой массой тела и пороками развития внутренних органов...

Методы и значение цитогенетического исследования плодного...

Внутриутробное инфицирование плода, как заболевание, осложняющее развитие плода и здоровье новорожденного. Аномалии развития нервной системы у детей, рожденных от... К группе риска развития инфекционной патологии у матери, плода и новорожденного относится...

Влияние факторов риска на развитие гнойно-воспалительных...

Сепсис, как причина неонатальной смертности в России, занимает 4-е место среди причин смертности новорожденных детей на протяжении уже более 50 лет. Сепсис — это болезнь, которая наиболее часто встречается именно среди новорожденных детей.

Задать вопрос