Рассматривается методика развития математических представлений у дошкольников старшей группы на региональном и историческом компоненте в условиях реализации федеральных образовательных стандартов дошкольного образования. Дана характеристика концептуального подхода к развитию математических представлений у дошкольников старшей группы, заключающаяся в том, что предложенный вариант с использованием исторического и регионального компонентов и дидактические материалы имеют практическую и теоретическую значимость для реализации исторического и регионального компонентов в обучении. Сделан вывод о целесообразности использования исторического и регионального компонентов в развитии математических представлений у дошкольников старшей группы, так как это стимулирует мотивацию к познанию, интеллектуальному развитию.
Ключевые слова: математика, исторический компонент, региональный компонент. методика развития, образовательный стандарт.
Актуальность исследования в том, что современные федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС ДО), отражают новый взгляд на образовательные условия дошкольных образовательных организаций. В Стандарте учитываются:
‒ индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования;
‒ построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
‒ формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
‒ обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней [9].
Попробуем определить роль и место истории в процессе развития математических представлений у дошкольников старшей группы на примере математики в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении ЦРР «Детский сад № 162» г. Воронежа.
Концептуальным для содержания теории и методики обучения математическим навыкам является раскрытие методологии. Это вызвано современными требованиями к образованию детей дошкольного возраста. При развитии и становлении учения о приемах изложения учебного материала по математике в дошкольной образовательной организации используются термины «методика», «технология игры», «дидактика» и др.
Термин «дидактика» введен ученым, педагогом Я. А. Коменским. («Великая дидактика», 1632) [2].
Дидактика математики упоминается в трудах швейцарского педагога И. Г. Песталоцци «Наглядное учение о числе» (1803) [3].
Общепринятый термин «методика математики» впервые ввел немецкий педагог А. Дистервег (1836 г.) [4].
Зарождение дидактики математики в России связывают с появлением первого учебника математики Л. Ф. Магницкого (1703 г.) [5].
Вопросам определения роли и места элементов истории математики в дошкольном обучении посвящено исследование Д. В. Смоляковой. Автор отмечает, что исторический компонент позволит повысить математическую подготовку, развить творческие способности, мотивировать на изучение математики [6].
Ю. А. Дробышев считает, что историко-математическое знание влияет на интеллектуальное развитие детей [7].
Иванова Т. А., Перевощикова Е. Н., Кузнецова Л. И. создали современную методическую систему обучения математике, методологическую основу которой составляют концепции гуманитаризации образования. Авторы подчеркивают важность принципа непрерывности, т. е. исторический материал нужно вставлять в текст основного содержания органично, дозировано [9].
Таким образом, анализ научной литературы позволил сформулировать цель исследования: изучение методических основ развития математических представлений у дошкольников старшей группы на региональном и историческом компоненте.
Объект исследования: процесс развития математических представлений у дошкольников старшей группы на историческом и региональном компоненте.
Научная новизна заключается в разработке методов развития математических представлений у дошкольников старшей группы с использованием исторического и регионального компонентов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенный вариант методики развития математических представлений у дошкольников старшей группы с использованием исторического и регионального компонентов и дидактические материалы помогут воспитателям детских дошкольных образовательных организаций и учителям математики образовательных организаций региона построить целенаправленную работу по реализации исторического и регионального компонентов в обучении.
Решались задачи выявления качества развития математических представлений у дошкольников старшей группы на региональном и историческом компоненте. В исследовании приняли участие дошкольники старшей группы МБДОУ ЦРР «Детский сад № 162» г. Воронежа.
Анализ состояния образовательной практики развития математических представлений у дошкольников на региональном и историческом компоненте невелик. Практически отсутствуют методики развития математических представлений у дошкольников старшей группы на региональном и историческом компоненте. Это позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время отсутствуют методики, в которых предложены эффективные способы практической реализации принципа направленного развития математических представлений у дошкольников.
Методика развития математических представлений у дошкольников старшей группы на региональном и историческом компоненте предполагала создание программы «Математика в игровой форме». Цель программы — научить детей самостоятельно мыслить, творчески подходить к решению математических задач, и, в то же время, формировать собственную картину мира, выполняя задания с историческим компонентом. Программа рассчитана на 34 часа, т. е. реализовывалась один час в неделю.
Примеры задач, реализуемых в программе.
Задача № 1. Основой композиции герба города Воронежа является исторический герб города. «Щит разделён надвое: в золотом поле двуглавый орёл, а в красном поле опрокинутый сосуд, из которого истекает река Воронеж». Детям предлагается определить, как разделен щит, по вертикали или горизонтали; на какие две геометрические фигуры разделен герб; как определить, на сколько одно поле больше, чем другое.
Задача № 2. В июне 1941 года на Воронежском экскаваторном заводе им. Коминтерна были собраны две пусковые установки БМ-13 «Катюша», в июле — 30 установок, а в августе совместно с другими воронежскими заводами — 100 установок. Как определить, сколько всего было поставлено на фронт пусковых установок БМ-13 «Катюша»? Какие математические действия необходимо произвести для получения математического результата?
Задача № 3. 7 июля 1942 года был образован Воронежский фронт. К 10 июля советские войска освободили северо-восточную окраину Воронежа. Сколько дней освобождали город Воронеж?
Задача № 4. С 10 по 17 сентября 2011 года Воронеж отмечал своё 425-летие. К юбилею города был присвоен статус федерального масштаба. Сколько дней длилось празднование 425-летия города Воронежа? Какие математические действия необходимо произвести?
Задача № 5. С 1993 года на авиазаводе города Воронежа выпускался первый советский дальнемагистральный широкофюзеляжный самолёт Ил-96. Сейчас 2018 год. Сколько лет прошло с момента первого выпуска самолета?
Проведенное исследование с использованием подобных заданий показало, что использование регионального компонента в развитии математических представлений у дошкольников является стимулирующим средством учебной мотивации, так как дифференциация обучения, практическая направленность обучения расширяют кругозор дошкольников о региональном своеобразии.
Использование логических математических задач развивает критическое и творческое мышление.
Противоречие между имеющимся резервом дидактических возможностей исторического и регионального компонента образования и малой долей его использования в современном детском саду можно объяснить отсутствием ясной интерпретации понятия «исторический и региональный компонент» и, следовательно, методики его реализации для развития математических представлений у дошкольников, определяет актуальность исследования.
Заключение. В результате изучения научной литературы по теме исследования и экспериментального исследования было получено подтверждение о том, что если вводить в образовательный процесс исторический и региональный компоненты, то это позволит повысить уровень мотивации дошкольников к изучению родного края, усилит познавательную активность.
Задания по математике с историческим компонентом должны быть многофункциональными и включаться в игровой процесс в вариативной части образовательной программы, выступая в качестве средства актуализации и обогащения интеллектуального опыта дошкольников, способствуя их общему развитию.
Формирование познавательного интереса дошкольников будет эффективнее, если реализовать требования к образованию детей дошкольного возраста с использованием регионального компонента по ознакомлению с окружающим миром, в сюжетно-ролевых и дидактических играх.
Выводы. Таким образом, эффективность использования краеведческого материала как средства реализации исторического и регионального компонента математического образования в дошкольных организациях подтверждена и закономерна.
Литература:
- Блинов, В. И. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования четвертого поколения (проект). [Электронный ресурс] / В. И. Блинов, О. Ф. Батрова, Е. Ю. Есенина, А. А. Факторович — Режим доступа: www.scienceeducation.ru/119–15137
- Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения. Том 1. Великая дидактика. [Текст]/ Перевод с латинского Д. Н. Королькова. Под редакцией с биографическим очерком и примечаниями А. А. Красновского. Москва: Учпедгиз, 1939. — 317 c.
- Песталоцци, И. Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 1 / Под ред. В. Л. Ротенберг, В. М. Кларина.-М.: Педагогика, 1981.- 336 с.
- Дистервег, А. Избранные педагогические сочинения. — М.: Учпедгиз, 1956 С. 140–203.
- Российская государственная библиотека [Электронный ресурс]: [веб-сайт]. — Режим доступа: http://www.rsl.ru
- Смолякова, Д. В. Учебные задания с элементами истории математики как средство обогащения умственного опыта учащихся основной школы при обучении математике: автореферат дис. канд. пед. наук Текст. / Д. В. Смолякова. — Новосибирск, 2006. 22 с.
- Дробышева, И. В. Изучение темы «Дроби» Текст. / И. В. Дробышева, Ю. А. Дробышев // Математика в школе. 2000. — № 1. — С. 18–20.
- Михайлова И. А. Проблемы использования элементов историзма в математическом образовании в докладах В. В. Бобынина на I и II Всероссийских съездах учителей математики. 2016. Электронный ресурс. URI: http://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/110937 (дата обращения 25.09.2018)
- https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya