Взаимосвязь локуса контроля и личностного адаптационного потенциала военнослужащих по призыву | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №45 (231) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 11.11.2018

Статья просмотрена: 375 раз

Библиографическое описание:

Зарубов, А. А. Взаимосвязь локуса контроля и личностного адаптационного потенциала военнослужащих по призыву / А. А. Зарубов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 45 (231). — С. 217-219. — URL: https://moluch.ru/archive/231/53614/ (дата обращения: 22.11.2024).



В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи личностного адаптационного потенциала и локуса контроля военнослужащих по призыву.

Ключевые слова: адаптация, личность, личностный адаптационный потенциал, локус контроля.

The article presents the results of an empirical study of the relationship between the personal adaptive potential and the conscripts locus control.

Keywords: adaptation, personality, personal adaptive potential, locus control.

При первичном изучении индивидуальных особенностей военнослужащих по призыву, прибывающих на пополнение в войсковую часть принято использовать методику А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина — Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность», рекомендованную в «Руководстве по психологической работе в Вооруженных Силах РФ». Результаты, полученные с помощью этой методики, помогают спрогнозировать успешность — неуспешность адаптации военнослужащих к военной службе. Основной шкалой МЛО «Адаптивность» является шкала ЛАП — личностно адаптационного потенциала.

Понятие личностный адаптационный потенциал было введено относительно недавно, Маклаковым А. Г. в его работе «Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях» Психологический журнал. 2001.Т. 22. — № 1. — С. 16–24. Написано: «ЛАП не только содержит информацию о степени соответствия психического состояния общепринятым нормам, но и позволяет дифференцировать людей по степени устойчивости к воздействию психоэмоциональных стрессоров, что дает возможность с определенной степенью успешности решать задачи прогнозирования эффективности деятельности в экстремальных условиях».

Личностный адаптационный потенциал связывает с личностной зрелостью в своей работе «личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им.М. В. Ломоносова. Вып. 1 / под ред. Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2002». Леонтьев Д. А. Интегральной характеристикой уровня личностной зрелости он считает личностный потенциал, основной индивидуальной характеристикой личности. Личностный потенциал — «это способность личности проявлять себя в качестве личности, выступать автономным саморегулируемым субъектом активности, оказывающим целенаправленные изменения во внешнем мире и сочетающим устойчивость к воздействию внешних обстоятельств и гибкое реагирование на изменения внешней и внутренней ситуации» пишет Д. А. Леонтьев.

Одним из основных критериев личностной зрелости нами определяется ответственность, то есть осознание личностью того, что только её собственные усилия приводят к успеху — достижению желаемого, или неудаче, а не внешние факторы, обстоятельства или другие люди, осознание последствий своих решений и поступков и готовность ответить за них, что соответствует интернальному локусу контроля.

Данные теоретические предпосылки было решено проверить эмпирическим путём.

Исследование было проведено на базе одной из войсковых частей Центрального военного округа. В исследовании приняли участие военнослужащие по призыву прибывающие на пополнение в войсковую часть из разных регионов Российской Федерации в количестве ста десяти человек.

Целью данного исследования было определение взаимосвязи личностного адаптационного потенциала военнослужащих по призыву и их локус контроля.

В исследовании были использованы методики:

  1. Многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность» разработан А. Г. Маклаковым и С. В. Чермяниным (1993). Предназначен для изучения адаптивных возможностей индивида на основе оценки некоторых психофизиологических и социально-психологических характеристик, отражающих интегральные особенности психического и социального развития. Опросник принят в качестве стандартизированной методики и рекомендуется к использованию для решения задач профессионального психологического отбора, психологического сопровождения учебной и профессиональной деятельности.
  2. «Локус контроля» Е. Г. Ксенофонтовой, которая является модификацией распространённого в нашей стране опросника УСК, который в свою очередь является переработкой опросника Дж. Роттера и был апробирован на выборке в 1600 человек.

Согласно полученным данным при n=110: r=0,2 при P≤0,05; r=0,25 при P≤0,01 все значения корреляции шкалы ЛАП МЛО «Адаптивность» и взятых нами основных шкал методики «Локус контроля» попадают в зону значимости.

Таблица 1

Таблица корреляции

Локус контроля

ИО

Ип

Им

ГД

Ис

Из

Ид

Ин

МЛО «Адаптивность

АТ

-0,48

-0,3907

-0,39119

-0,45806

-0,25919

-0,35191

-0,33615

-0,2264

СЖ

0,2070194

0,190416

0,165986

0,200973

0,041514

0,183945

0,168105

0,070236

НПУ

0,6038563

0,483385

0,530635

0,54809

0,28351

0,451867

0,493765

0,221582

КП

0,4927557

0,351587

0,456973

0,32

0,309473

0,401458

0,36909

0,241134

МН

0,2027713

0,214987

0,190929

0,214159

-0,02064

0,149737

0,304668

0,01859

ЛАП

0,5736045

0,50172

0,493098

0,53239

0,258103

0,437973

0,41735

0,284962

Это значит, что личностный адаптационный потенциал напрямую зависит от типа локуса контроля. У военнослужащих с интернальным локусом контроля личностный адаптационный потенциал будет выше, чем у военнослужащих с экстернальным локусом контроля.

Получается, уровень личностного адаптационного потенциала военнослужащих будет распределяться так: военнослужащие с экстернальным локусом контроля будут иметь более низкие показатели личностного адаптационного потенциала, чем военнослужащие с интернальным локусом контроля, и наоборот, военнослужащие с интернальным локусом контроля покажут более высокий уровень ЛАП, чем военнослужащие с экстернальным локусом контроля.

Вывод:

Военнослужащие по призыву проходя адаптацию к военной службе, находятся в стрессовых условиях и успешность вживания в новую для себя социальную роль, выполнения учебных и боевых задач напрямую зависит от осознания ответственности, в том числе ответственности за свою жизнь и здоровье и жизнь, и здоровье окружающих, особенно это становится актуальным если тебе былодоверено боевое оружие.

Умение брать ответственность за свою жизнь и здоровье, за свои действия являются ключевыми в условиях прохождения военной службы.

Основной задачей военного психолога при сопровождении адаптации военнослужащих по призыву в контексте данного исследования становится повышение уровня личностной осознанности военнослужащих по призыву. Повышение личностной осознанности положительно скажется на локус контроле — повышением интернальности, а интернальность даст положительные сдвиги в личностном адаптационном потенциале и как следствие в более успешной адаптации военнослужащих по призыву к военной службе.

Литература:

  1. МО РФ ГУВР «Руководство по психологической работе в вооружённых силах Российской Федерации». Утверждено статс-секретарём — заместителем Министра обороны Российской Федерации 30 марта 2006 года. Москва, военное издательство, 2007г., с. 98–108.
  2. Маклаков А. Г. «Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях» Психологический журнал. 2001. Т. 22. — № 1. — С. 16–24.
  3. Леонтьев Д. А. «личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Вып. 1 / под ред. Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2002».
  4. Ксенофонтова Е. Г. «Исследование локализации контроля личности — новая версия методики Уровень субъективного контроля» Психологический журнал.1999. Т.20. N2. с. 103–114.
Основные термины (генерируются автоматически): личностный адаптационный потенциал, локус контроля, военная служба, военнослужащий, личностная зрелость, личностный потенциал, призыв, войсковая часть.


Похожие статьи

Роль самооценки в установлении межличностных отношений у студентов

В статье описан ход и результаты проведённого нами психологического исследования, направленного на выявление уровня общей самооценки среди студентов и изучение роли самооценки в установлении межличностных отношений.

Изучение уровня развития коммуникативных способностей подростков в условиях детского стационара

Данная статья посвящена проблеме развития коммуникативных способностей подростков в условиях детского стационара. Представлены данные эмпирического исследования.

Волевая регуляция как фактор карьерной адаптивности старшеклассников

Данная статья посвящена изучению волевой регуляции и карьерной адаптивности у старшеклассников. В статье приведены результаты эмпирического исследования на выявление взаимосвязи двух компонентов, а также влияния волевой регуляции на карьерную адаптив...

Связь ценностных ориентаций и статуса личностной идентичности в подростковом возрасте

Исследование направлено на изучение связи между ценностными ориентациями и статусом личностной идентичности у подростков. Актуальность исследовательской работы обусловлена сложностями формирования идентичности в современном социокультурном контексте....

Психологические особенности взаимосвязи гендера и ценностных ориентаций личности

Статья посвящена психологическим особенностям взаимосвязи гендера и ценностных ориентаций личности. Целью работы является выявить и описать гендерно-возрастные особенности ценностных ориентаций личности в юношеском возрасте во время обучения в вузе.

Анализ коммуникативной компетентности студентов — будущих социальных работников

Данная статья посвящена изучению, измерению и интерпретации результатов подготовительно–диагностического этапа исследования коммуникативной компетентности студентов в их учебно-профессиональной деятельности.

К проблеме психологических особенностей личностного развития младших школьников в адаптационный период средней ступени обучения

Роль коммуникативной компетентности в учебно-профессиональной деятельности студентов — будущих социальных работников

Данная статья посвящена изучению и обзору различных теорий и концепций коммуникативной компетентности.

Самоотношение как компонент личностного потенциала обучающихся подросткового возраста

Личностный потенциал представляет собой сочетание индивидуальных качеств, необходимых для успешного функционирования в обществе. В данной статье рассматриваются проблемы развития личностного потенциала подростков. В статье приводятся результаты эмпир...

Взаимосвязь свойств темперамента и межличностных отношений в дошкольном возрасте

В работе рассмотрена взаимосвязь свойств темперамента и межличностных отношений. В рамках эмпирического исследования, была выявлена связь между свойствами темперамента и межличностными отношениями.

Похожие статьи

Роль самооценки в установлении межличностных отношений у студентов

В статье описан ход и результаты проведённого нами психологического исследования, направленного на выявление уровня общей самооценки среди студентов и изучение роли самооценки в установлении межличностных отношений.

Изучение уровня развития коммуникативных способностей подростков в условиях детского стационара

Данная статья посвящена проблеме развития коммуникативных способностей подростков в условиях детского стационара. Представлены данные эмпирического исследования.

Волевая регуляция как фактор карьерной адаптивности старшеклассников

Данная статья посвящена изучению волевой регуляции и карьерной адаптивности у старшеклассников. В статье приведены результаты эмпирического исследования на выявление взаимосвязи двух компонентов, а также влияния волевой регуляции на карьерную адаптив...

Связь ценностных ориентаций и статуса личностной идентичности в подростковом возрасте

Исследование направлено на изучение связи между ценностными ориентациями и статусом личностной идентичности у подростков. Актуальность исследовательской работы обусловлена сложностями формирования идентичности в современном социокультурном контексте....

Психологические особенности взаимосвязи гендера и ценностных ориентаций личности

Статья посвящена психологическим особенностям взаимосвязи гендера и ценностных ориентаций личности. Целью работы является выявить и описать гендерно-возрастные особенности ценностных ориентаций личности в юношеском возрасте во время обучения в вузе.

Анализ коммуникативной компетентности студентов — будущих социальных работников

Данная статья посвящена изучению, измерению и интерпретации результатов подготовительно–диагностического этапа исследования коммуникативной компетентности студентов в их учебно-профессиональной деятельности.

К проблеме психологических особенностей личностного развития младших школьников в адаптационный период средней ступени обучения

Роль коммуникативной компетентности в учебно-профессиональной деятельности студентов — будущих социальных работников

Данная статья посвящена изучению и обзору различных теорий и концепций коммуникативной компетентности.

Самоотношение как компонент личностного потенциала обучающихся подросткового возраста

Личностный потенциал представляет собой сочетание индивидуальных качеств, необходимых для успешного функционирования в обществе. В данной статье рассматриваются проблемы развития личностного потенциала подростков. В статье приводятся результаты эмпир...

Взаимосвязь свойств темперамента и межличностных отношений в дошкольном возрасте

В работе рассмотрена взаимосвязь свойств темперамента и межличностных отношений. В рамках эмпирического исследования, была выявлена связь между свойствами темперамента и межличностными отношениями.

Задать вопрос