Интернет и проблемы воспитания подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (231) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 10.11.2018

Статья просмотрена: 578 раз

Библиографическое описание:

Санакулов, З. И. Интернет и проблемы воспитания подростков / З. И. Санакулов, Р. М. Ходжиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 45 (231). — С. 274-277. — URL: https://moluch.ru/archive/231/53441/ (дата обращения: 24.04.2024).



Задача данной статьи проследить влияние Всемирной глобальной компьютерной сети Интернет на мировоззрение подростков. В статье исследуются пути вовлечения и зависимости молодежи влиянию различных интернет-сайтов, а также изучаются возможные пути избавления от интернет зависимости и эмоционально-нравственного развития.

Ключевые слова: социальные сети, подростки, преступность, интернет, жестокость, насилие, семья, семейное воспитание, самовыражение

Страшные события гибели людей, с непосредственным участием подростков, в разных уголках земного шара заставляют задуматься о движущих мотивах подобного поведения.

20 апреля 1999 года США, штат Колорадо. Спланированное нападение двух учеников старших классов школы с применением стрелкового оружия и самодельных взрывных устройств. Нападавшие ранили 36 человек, из них 13 — смертельно. После этого оба нападавших покончили жизнь самоубийством, застрелившись.

В Улан-Удэ студенты ВСГИК и колледжа искусств устроили массовую драку с поножовщиной, 1 человек погиб. В результате разборок будущих певцов, художников и хореографов 24-летний молодой человек скончался от удара ножом в сердце.

3 мая 2017 года в Узбекистане 17-летнего парня забили насмерть однокурсники — учащиеся медицинского колледжа им.Боровского. После многочисленных операций 1 июня 17-летний Жасурбек скончался в реанимационном отделении Республиканского центра экстренной медицинской помощи. https://www.zakon.kz/

17 октября 2018 года в технологический колледж в Керчи пришел восемнадцатилетний учащийся этого же колледжа и открыл там огонь из ружья, а после подорвал бомбу. Погиб 21 человек.

Почему наши дети становятся такими жестокими? Под воздействием чего или кого они легко посягают на самое святое — жизнь человека? В каком аспекте воспитания допущены просчеты, за которые заплачена дорогая цена?

Подобными вопросами задаются сегодня во всех уголках земли. Вышеприведенные примеры малая часть того, что происходит в среде подростков. Список преступлений с отягчающими последствиями, совершенных подростками лишь в странах СНГ составляет десятки тысяч в год.

Считаю верным мнение Президента Российской Федерации, когда он назвал трагические события в Керчи результатом глобализации. «Трагедия в Керчи — результат глобализации, включая соцсети. Все началось с трагических событий в американских школах», — напомнил Путин.

«… В гневе ударила Снежная королева жезлом по зеркалу, и оно разбилось на несметное множество мельчайших осколков. Поднялся вихрь, и осколки понеслись по всей земле. Некоторые из них попадали людям в глаза и сердца. И те люди, которым ледяные осколки попадали в глаза, начинали видеть во всем лишь дурное, а те, которым осколки попадали в сердце, становились злыми и жестокими. И случилось так, что …» (Х. К. Андерсен. Снежная королева)

В отличии от сказки Андерсена, людей духовно слепыми и жестокими по отношению к другим делают не осколки ледяного зеркала, а всевозможные социальные сети интернета, где культивируются жестокость и насилие, поощряются убийства отдельных личностей, а то и уничтожение группы людей. Нет необходимости доказывать очевидное в отношении пагубного влияния интернета на сознание подростков. «Проблема аддикции (патологической зависимости) начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей, вторгающейся в жизнь, приводя к отрыву от реальности» (№ 2 [8] 2012 97 Национальный психологический журнал [Вызовы XXI века]).Если в добрые 70–80-е годы в общественном транспорте, в парках и скверах на скамейках мы видели людей разного возраста с книгой, журналом или газетой в руках, то сегодня на каждом шагу встречаются люди различного возраста, погруженные в свои телефоны или компьютеры.

D:\фото\IMG_20181019_125313.jpg

Почему подростковое сознание более подвержено психологическому воздействию интернета? В своей книге «Преступность несовершеннолетних: криминалистический анализ» Я. И. Гилинский пишет: «Молодому поколению закономерно присуща повышенная активность, проявляющаяся как в негативных (относительно высокая криминализация, наркотизация, сексуальные девиации), так и в позитивных (художественное, техническое, научное творчество) проявлениях девиантности. Дети, подростки, молодые люди обладают высокой энергетикой, стремлением «открыть» или сделать что-то новое, ранее неизвестное, самоутвердиться в инновационной деятельности. Но за все приходится платить. Поиск приводит и к творческим достижениям, и к негативным девиациям, включая преступность. Да и гибнут дети, подростки, молодые люди чаще, чем им «положено» по возрасту (высокая виктимность)»

Попробуйте кого-нибудь из них отвлечь от их общения с интернетом, чтобы проверить действительно ли влияние интернета делает подростков слепыми к чувствам других, глухими к призывам о помощи, жестокими даже по отношению к близким людям. В лучшем случае они лишь игнорируют вас, сделав вид, что не слышат вас. Но будьте готовы к тому, что субъект может грубо выразиться в нецензурной форме, а если не ретируетесь, может и применить силу. Губительное влияние интернет игр было доказано появившейся в социальных сетях игрой «Синий кит», когда дети с готовностью и добровольно, под влиянием правил игры кончали жизнь самоубийством.

И самое обидное заключается в том, что орудие проникновения в умы и души наших детей под названием «смартфон», в руки наших детей с гордостью вручают сами родители. В большинстве семей родители, в поисках большого заработка и обеспечения благополучной жизни, оставляют своих детей-подростков на попечение старых родителей, близких родственников или же знакомых людей, чьи авторитеты не особенно влиятельны. А чтобы оставленные чада не забывали родителей и были благодарны своим «предкам», дарятся дорогие и многофункциональные телефоны, пересылаются деньги для карманных расходов, которые опять же тратятся на интернет мегабайты.

проблемы семейного воспитания

А рядом с такими свободными от родительской опеки обеспеченными подростками всегда водятся друзья-сверстники из неблагополучных семей, которые проводят время с обеспеченными товарищами ради их средств и возможности легкого доступа в интернет. Для таких подростков, как считают специалисты, интернет является средством ухода от окружающей их мрачной действительности. «Интернет обеспечивает человеку возможность «убежать из собственного тела»: как от внешнего облика, так и от индикаторов статуса во внешнем облике, а, следовательно, и от ряда оснований социальной категоризации: пола, возраста, социально-экономического статуса, этнической принадлежности и т. п. Считается, что именно возможность максимального самовыражения вплоть до неузнаваемого самоизменения является одной из распространенных мотиваций для интернет-коммуникации у наиболее активных ее участников» (Национальный психологический журнал 96 № 2 [8] 2012 Наука [Вызовы XXI века]). До определенного времени такие подростки удовлетворяются виртуальными играми и возможностью самовыражения без критики со стороны кого-либо. А при давлении из вне, попытках проникновения в их мир или разрушении созданных ими иллюзий, поведение подростков становится непредсказуемым. Они или совершают суицид, или становятся агрессивными и вымешают обиду на первых попавшихся людях, чаще окружающих и, вроде бы, не понимающих их.

Как вернуть внимание наших детей? Снять пелену с глаз и растопить лед в сердцах? Сможем ли мы предотвратить очередные инциденты, совершаемые подростками под негативным воздействием социальных сетей?

На эти и другие подобные вопросы есть очень общий и, безусловно, правильный ответ. Только мы сами, наш пример, нравственный аспект жизни взрослых и вся окружающая действительность могут подействовать на умы и сердца детей наших. А вот как сделать этот стихийный процесс целенаправленным?

Вот что сказала в интервью Накануне.RU после происшествия в пермской школе № 127 днём 15 января детский психолог Ирина Медведева: «Способов предотвращения таких случаев очень много, но это не должны быть какие-то отдельные меры. Должна быть концептуально изменена система жизни. Вместо антижизни надо начать строить нормальную жизнь, вернуться к человеческой норме».

В Узбекистане в решении вопросов, связанных с образованием и воспитанием, предупреждением возможной безнадзорности и правонарушений, усилением внимания родителей к воспитанию детей важное значение приобретает дальнейшее совершенствование деятельности центров «Семья, махалля, школа». Подобный треугольник воспитательного процесса имеет воздействие не только на самих подростков, но и на родительские представления о семейном воспитании. Более активное внимание со стороны образовательного учреждения и махали уделяется детям неблагополучных семей, с целью создания условий для самореализации и самоутверждения среди сверстников. Надо заметить, что среди них немало способных спортсменов, одаренных мастеров на все руки. Неблагоприятная среда обитания, борьба за место под солнцем закалили этих подростков физически и наделили их особой смекалкой. И если общественность и образовательные учреждения смогут целенаправленно использовать эти способности, то в будущем из них могут вырасти хорошие спортсмены или умелые мастера. Однако, необходимо заметить, что все это возможно лишь в тесном взаимодействии семьи, образовательного учреждения и общественности, при неустанном внимании и особой заботе со стороны взрослых к каждому ребенку как к своему.

Практика предлагает нам еще один контролируемый путь эмоционально-нравственного развития ребёнка — это художественная литература. Путь, на который должны направить детей их родители и педагоги. Как пишет автор книги «Уроки сказки» Л. П. Стрелкова: «Почему именно литературу, и особенно сказки? Да потому, что искусство, литература — богатейший источник и побудитель чувств, переживаний, и именно высших чувств, специфически человеческих (нравственных, интеллектуальных, эстетических)».

Для развития читательской культуры молодежи, отрыва от постоянного пребывания в интернет-клубах и в целях приобщения к национальному и мировому искусству, в Узбекистане организованно проводится республиканский конкурс «Ёш китобхон» («Молодой книголюб»).

«В Узбекистане будут систематически проводить конкурсы «Ёш китобхон» («Молодой книголюб»), а их победителям на республиканском уровне вручать автомобили. Об этом говорится в постановлении президента Шавката Мирзиёева, опубликованном 15 мая 2018 года на сайте правительства.

В феврале этого года ученица школы № 17 Нарпайского района Самаркандской области Мохинисо Шомуродова за победу в конкурсе «Ёш китобхон» получила президентский подарок — автомобиль Chevrolet Spark, передает ИА «Фергана»»

Автор данной статьи рекомендует родителям книгу «Уроки сказки» Л. П. Стрелковой, которая способна увлечь своим содержанием как детей, так и взрослых, давая возможность вернуться в мир своего детства, установить тесные и теплые отношения со своими детьми.

Литература:

  1. Андерсен Х. К. Снежная королева
  2. Гилинский Я. И. «Преступность несовершеннолетних: криминалистический анализ»
  3. Медведева И. интервью детского психолога Накануне.RU
  4. Национальный психологический журнал 96,97 № 2 [8] 2012 Наука [Вызовы XXI века]
  5. Постановление Президента Республики Узбекистан от 15 мая 2018 года «Об организации среди молодежи конкурсов любителей книги в целях широкого изучения и пропаганды творческого наследия наших великих ученых, поэтов и мыслителей».
  6. Стрелкова Л. П. «Уроки сказки»
  7. https://www.zakon.kz/
Основные термины (генерируются автоматически): подросток, ребенок, Узбекистан, внешний облик, Вызов XXI века, Молодой книголюб, Национальный психологический журнал, образовательное учреждение, семейное воспитание, снежная королева.


Похожие статьи

Влияние семейных отношений на психическое развитие детей

Библиографическое описание: Юдина Н. В. Влияние семейных отношений на психическое развитие детей [Текст]

2. Контролирующий стиль воспитания. В процессе этого стиля семейного воспитания формируется тревожный социально психологический тип личности.

Похожие статьи

Влияние семейных отношений на психическое развитие детей

Библиографическое описание: Юдина Н. В. Влияние семейных отношений на психическое развитие детей [Текст]

2. Контролирующий стиль воспитания. В процессе этого стиля семейного воспитания формируется тревожный социально психологический тип личности.

Задать вопрос