Понятие оценивания в образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Понятие оценивания в образовании / Т. В. Загоруйко, С. Ю. Диденко, Е. И. Черепанская [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 45 (231). — С. 240-242. — URL: https://moluch.ru/archive/231/53434/ (дата обращения: 27.01.2022).



Оценивание учащихся — одна из основных проблем в образовательном процессе. Данная проблема волнует ученных и педагогов-практиков, так как новые социальные условия, процесс обновления образовательных структур диктуют свои правила.

Организация любой деятельности, тем более учебно-познавательной, невозможна без оценивания. Это обусловлено тем, что именно процесс оценивания является одним из компонентов рассматриваемой деятельности, является ее регулятором, показателем эффективности. Таким образом, оценивание — это процесс, а оценка — результат этого процесса. Оценка в таблицах успеваемости, классных журналах, дневниках, базах данных фиксируется с помощью отметки.

Отметка — условное обозначение, кодовый сигнал, «зарубок», памятные знаки и так далее.

Оценивание — это контроль качества образования [1, с.35].

Оценивание — это инструмент, позволяющий определять развитие, прогресс в преподавательской деятельности [1, с.35].

Оценивание — это способ коррекции деятельности обучаемых, с помощью которого учитель определяет уровень подготовленности ученика [3, с.34].

В рамках каждого государства существует своя система оценивания. Так, в России это пятибалльная система. В других странах существуют девяти-, десяти-, двенадцатибалльные, а в некоторых государствах Африки даже тридцати- и стобалльные системы. Однако такие системы не всегда оправданы: они имеют немалую произвольность выставления отметки.

Основой для оценивания успеваемости учащегося является итог — результат контроля, при этом учитываются как качественные, так и количественные показатели определенной работы учащихся. Количественные показатели чаще всего фиксируются в баллах, качественные, в свою очередь, в оценочных суждениях типа «отлично», «хорошо» и т. д. Каждому оценочному суждению соответствует определенный, заранее установленный показатель, например, в России оценочному суждению «отлично» соответствует балл 5.

Следует отметить, что оценка — не число, получаемое в результате каких-то измерений и вычислений, а значение, приписанное суждению.

Оценивание, как процесс, имеет следующие функции:

  1. Образовательная — заключается в том, что проверка, контроль, учет знаний остаются органическими элементами обучения. Их задача не только выявить, зафиксировать состояние дел, уровень обученности, но и способствовать научению, исправить ошибки, проинструктировать, помочь в дальнейшем продвижении.
  2. Стимулирующая — продолжение и дополнение образовательной. Она призвана обеспечить, чтобы контроль не дезорганизовывал деятельность ученика, а вдохновлял его, вселял уверенность в достижимости новых целей, более высокого уровня обученности и развития.
  3. Аналитико-корректирующая — связана с педагогической рефлексией учителя, его самоанализом, совершенствованием планирования и организации обучения. Эта функция касается и ученика, способов преодоления трудностей, коррекции и самокоррекции учебно-познавательной деятельности.
  4. Воспитывающая и развивающая — эти функции связаны с формированием адекватной самооценки, ответственности, устремленности, волевого саморегулирования и других социально ценных способностей и черт характера.
  5. Контрольная — обеспечивает фиксирование уровня достижений, его соответствия нормам и стандартам, а также продвижения к более высоким уровням овладения знаниями и развития.

Перечисленные функции важны при оценивании учеников. В процессе реализации воспитательной функции создаются условия для формирования тех качеств личности, которые становятся стимулом положительного отношения к учению. Это касается прежде всего умения и желания осуществлять самоконтроль, Сюда относятся: умение сравнивать результат своей деятельности с эталоном; умение анализировать правильность (неправильность) выбора способа учебного действия, средств достижения цели; поиск ошибок в чужой и своей работах, анализ их причин и определение путей исправления.

Таким образом, система контроля и оценки становится регулятором отношений школьника и учебной среды. Ученик превращается в равноправного участника процесса обучения. Он не только готов, он стремится к проверке своих знаний, к установлению того, чего он достиг, а что ему еще предстоит преодолеть.

Рассмотрим подходы к оцениванию школьников в разных странах.

В Великобритании начальные школ используют буквенную систему для оценки успеваемости. В данной системе высшая оценка — «А» — отлично, «B» — «хорошо», «C» — «удовлетворительно», «D» — «плохо» и «F» — «провал», при этом каждая оценка, кроме F, может быть с плюсом или минусом, означающими «промежуточный» уровень. Например, «B+» — это очень хорошо, но не отлично. Большинство школ также присваивают числовые соответствия каждой отметке:

А+ = 4.0

B + = 3.33

C+ = 2.33

D+ = 1.33

F = 0

A = 4.0

B = 3.0

C = 2.0

D = 1.0

A– = 3.67

B– = 2.67

C– = 1.67

D– = 0.67

Следует отметить, что оценка «А+» численно равна оценке «А». Некоторые школы не признают «А+» вообще. Другие школы могут не использовать оценки «D».

В Латвии учеников оценивают по десятибалльной системе. Успехи учеников по каждому курсу регулярно оцениваются на письменном или устном зачете.

Количественные результаты выражаются по десяти балльной шкале:

«10» — превосходно;

«9» — отлично;

«8» — очень хорошо;

«7» — хорошо;

«6» — почти хорошо;

«5» — посредственно;

«4» — почти посредственно;

«3» — слабо;

«2» — очень слабо;

«1» — очень, очень слабо.

Если знаний, умений практически нет или проверочная работа не сдана без уважительной причины, то выставляется 0 баллов.

Для педагогов десятибалльная система по сравнению с пятибалльной даёт больше возможностей показать нюансы в его учебной деятельности, а промежуточное положение «почти хорошо» призывает ученика постараться, чтобы получить «хорошо», почти «посредственно» предупреждает о возможности скатиться вниз, показывает, что ученик находиться в критическом состоянии. Такая оценка является более сильным мотивационным стимулом, чем пяти балльная система, не говоря о большей точности десятибалльной системы.

Под оценкой знаний, умений и навыков педагогика понимает процесс сравнения достигнутого учащимися уровня владения ими с эталонными представлениями, описанными в учебной программе. Как процесс оценка знаний, умений и навыков реализуется в ходе контроля (проверки) последних. Условным отражением оценки является отметка, обычно выражаемая в баллах.

В отечественной дидактике принята 4-балльная система отметок:

Высшим баллом «5» (отлично) оценивается глубокое и полное овладение учеником содержанием учебной программы, умение выделить теоретическое и фактическое в учебном материале, умение самостоятельно построить ответ, разъяснить высказанные определения, понятия, а также правильный стиль и литературная форма ответа. Ответ должен быть убедительным и безошибочным.

Балл «4» (хорошо) также ставится за глубокое и полное усвоение содержания материала, за умение правильно изложить и доказать изученные понятия, правила, определения, положения. Однако ученик допускает неточности, отдельные ошибки в содержании, в форме и стиле ответа.

Балл «3» (удовлетворительно) говорит о том, что учащийся изучил и понимает основные положения и зависимости в учебном материале, однако допускает ошибки, которые свидетельствуют о недостаточно глубоком усвоении понятий, не умеет разъяснить высказываемые мысли. В форме ответа нет единства. Ответ часто представляет собой хотя и правильные, но отдельные, разрозненные мысли. Ученик отвечает, как правило, с помощью учителя.

Балл «2» (плохо) ставится за то, что ученик имеет разрозненные знания, в которых нет системы. Он не выделяет главного и второстепенного, не умеет выделить теоретическое и фактическое содержание. Обычно ученик говорит заученными фразами, которые ни ему, ни учителю не приносят удовлетворения. Это уровень знаний, на котором нельзя строить дальнейшее изучение программного материала. Такие знания мало способствуют умственному развитию.

Все перечисленные системы оценивания имеют свои достоинства и недостатки. Пятибалльная система неудобна тем, что малый разброс баллов затрудняет объективное оценивание, снижает стимулирующую роль отметки. Учителя, в свою очередь, могут прибегать к собственным усовершенствованиям, используя знаки «+» и «–». При многобалльной системе учитель не может точно оценить ученика: возможно, он знает на 10 баллов, а его оценивают в 8 или менее.

Таким образом, на современном этапе организации учебно-познавательной деятельности требуется поиск новых подходов к оцениванию учащихся начальных классов.

Литература:

  1. Ксензова Л. Ю. Оценочная деятельность учителя/ Ю. Л. Ксензова — М, 2000. — 67 с.
  2. Матис Т. А. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе/Т. А. Матис // Начальная школа- 1999 г.-№ 4-С.
  3. Селевко Г. К. Опыт системного анализа современных педагогических систем / Г. К. Селевко // Школьные технологии — 1996. — № 6. — С. 3–43.
Основные термины (генерируются автоматически): балл, десятибалльная система, умение, ученик, знание, оценивание, оценивание учащихся, оценка, оценка знаний, оценочное суждение, пятибалльная система, Россия, система, учебная программа, учебно-познавательная деятельность, учебный материал.


Похожие статьи

Значимость формативного оценивания в школе

Почему она, пятибалльная система оценивания, не оправдала себя? Чтобы ответить на эти вопросы, сделаем некоторый экскурс в прошлое

"Первая балльная система оценок возникла в средневековых школах Германии. Каждый балл обозначал разряд ученика по успеваемости...

Похожие статьи

Значимость формативного оценивания в школе

Почему она, пятибалльная система оценивания, не оправдала себя? Чтобы ответить на эти вопросы, сделаем некоторый экскурс в прошлое

"Первая балльная система оценок возникла в средневековых школах Германии. Каждый балл обозначал разряд ученика по успеваемости...

Задать вопрос