Применение метода морфологического анализа при разработке веб-проектов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №45 (231) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 07.11.2018

Статья просмотрена: 924 раза

Библиографическое описание:

Щелков, А. И. Применение метода морфологического анализа при разработке веб-проектов / А. И. Щелков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 45 (231). — С. 22-25. — URL: https://moluch.ru/archive/231/53244/ (дата обращения: 19.04.2024).



При разработке веб-проектов этап прототипирования интерфейса является неотъемлемой и важной частью модели жизненного цикла всего интернет-проекта. Актуальной проблемой при проектировании прототипов является генерирование всех возможных вариантов решений для выбора наиболее эффективного и отвечающего заданным критериям. Актуальность исследования заключается в том, что разработка современных прототипов веб-интерфейсов является многомерной, сложной задачей, решение которой требует систематического структурирования и анализа всех возможных альтернатив, а также творческого подхода к решению проблемы. В статье рассмотрен механизм генерирования множества вариантов прототипов веб-интерфейса на примере landing page, с применением метода морфологического анализа.

Ключевые слова: морфологический анализ, морфологическая матрица, прототипы веб-интерфейса, разработка веб-интерфейсов, проектирование веб-интерфейса.

Наиболее частой проблемой при проектировании веб-интерфейсов, является достаточно малое количество вариантов прототипов для выбора и обычно составляет 2–3 прототипа на выходе. Как правило системные аналитики, проектировщики и дизайнеры опираются на творческий подход, применяя методы «мозгового штурма» и методы аналогий, что часто довольно обосновано.

Исследование визуального дизайна, структуры сайтов, макетов и средств навигации, анализ стилей, выявление тенденций и закономерностей, формулировка рекомендаций затруднены ввиду практической безграничности веб-пространства, многообразия стилей, отсутствия единой классификации, разнообразия критериев и экспертных оценок, специальных опросных методов оценивания, многомерности пространства признаков, описывающих сайт как объект исследования. [1]

Посадочная страница, Landing Page, лендинг — это целевая продающая веб-страница, содержащая информацию об услуге или товаре, главной задачей которой является побуждение клиента к целевому действию (подписке, заказу или покупке). [4] Такие страницы как правило должны сочетать в себе не только эффективную функциональность и требования к юзабилити, но и высокий коэффициент конверсии. С учетом высокой конкуренции в сфере электронной коммерции, разработка эффективных прототипов продающих страниц является актуальной и требует инновационных подходов к разработке веб-интерфейсов. Морфологический подход является актуальным методом решения проблем проектирования веб-интерфейсов landing page.

Основная идея морфологического подхода — систематически находить наибольшее число, а в пределе — все возможные варианты решения поставленной проблемы или реализации системы путем комбинирования структурных элементов системы или их признаков. [2,3] Метод морфологического анализа имеет различные разновидности. Один из наиболее эффективных и простых в использовании — метод морфологического ящика. В основу метода включается разработка и итеративный анализ морфологической матрицы. С учетом проектирования прототипов веб-интерфейса исследование проходит в несколько этапов:

1) постановка задачи проектирования;

2) формирование параметров будущего веб-интерфейса , которые влияют на принятие решений;

3) выделение наибольшего числа значений для каждого параметра и формирование их в матрицы-строки, представляющие собой набор значений параметров, как один прототип интерфейса . При этом все возможные варианты прототипов веб-интерфейса, определены как совокупность значений параметров:

где — число параметров -го прототипа веб-интерфейса;

4) анализ всех возможных вариантов прототипов и выбор наилучшего из множества.

Конкретные функциональные требования к разработке прототипа landing page зависят о цели самой страницы. Обычно современные landing page разрабатываются для следующих поцелей:

‒ заинтересовать пользователя уникальным предложением о товарах или услугах;

‒ получить контактную информацию о пользователе (подписка на рассылку или в социальных сетях) с дальнейшим сотрудничеством;

‒ совершить телефонный звонок оператору компании;

‒ сделать заказ телефонного звонка от оператора компании;

‒ сделать заказ товара или услуги;

‒ проявление лояльности пользователя к компании;

‒ смешенные цели.

Основными целями при проектировании прототипов веб-интерфейса landing page являются: удобство использования сайта, максимальное количество заказов и продаж товаров, удовлетворение потенциального покупателя, снижение сложности разработки и снижение стоимости разработки.

Анализ начинается с определения параметров веб-интерфейса, измерений и переменных, которые необходимо рассматривать в комплексной проблеме проектирования веб-проекта. Обобщенные параметры приведены в таблице 1.

Таблица 1

Обобщенная морфологическая матрица для прототипов

Параметр

Значение 1

Значение 2

Значение 3

Значение 4

Значение 5

Форма поддержки

выбора товара

Отсутствует

Автоматический подбор на основе анализа пользовательских запросов

Диалоговый подбор

Фильтрация товаров по параметрам

Онлайн конструктор

Многоязычный

контент

1 язык

2–3 языка

4–10

Более 10

Форма заказа товара

Заказ по телефону

Заказ через эл. почту

Заказ онлайн

Заказ через социальные сети

Доставка товара

Без доставки

Возможность выбрать онлайн доставочную организацию

Доставка компанией

Отзывы клиентов

Нет отзывов

Текстовые отзывы

Отзывы из социальных сетей

Видео-отзывы

Оплата товара

Нет возможности онлайн

Онлайн

Представление товара

Текстовый контент

Фотогалерея

Видео-обзор

Обратная связь

Телефон

Эл. почта

В форме на сайте

Онлайн чат

Поддержка устройств

Десктоп

Мобильный

Поддержка для лиц с ограниченными возможностями

Нет

Контрастный режим

Увеличение шрифта

Адаптация контента для звукового сопровождения

Механизм удержания клиента

Нет

Всплывающее окно заказа обратного звонка

Всплывающее окно подписки

Блок информации о лицензиях и гарантиях

Для каждого значения параметра создается дополнительная морфологическая матрица, которая отражает характеристики размещения элементов (форм) на прототипе и их размеры. Морфологическая матрица для значения параметра «Диалоговый подбор» представлена в таблице 2.

Таблица 2

Морфологическая матрица значения параметра «Диалоговый подбор»

Параметр

Значение 1

Значение 2

Значение 3

Значение 4

Значение 5

Размещение элемента по горизонтали

Слева

Справа

По середине

Размещение элемента по вертикали

Вверху

По середине

Внизу

Размеры элемента ширина (px)

100

200

300

400

500

Размеры элемента высота (px)

100

200

300

400

500

Этап синтеза включает в себя привязку значений параметров друг к другу и оценка их взаимной согласованности. Далее необходимо обобщение взаимно согласованных конфигураций. «Конфигурация» состоит из одного или нескольких состояний каждой переменной(параметра). Сумма всех возможных (непротиворечащих) конфигураций является пространством решений морфологической модели. [5]

При переборе всех возможных вариантов в морфологической матрице содержится достаточно большое количество альтернатив. Проанализировать такое количество прототипов и выбрать из них лучший достаточно сложно. Для выбора эффективного варианта или вариантов прототипов вводятся критерии, с помощью которых из согласованных конфигураций выбираются наиболее подходящие. Для проектирования веб-интерфейса landing page можно выделить следующие частные критерии: оценка сложности разработки на основе метода функциональных точек, коэффициент конверсии, простота использования, эффективная навигационная схема, удовлетворенность пользователя качеством ресурса, низкая вероятность совершения ошибки и соответствие потребностям.

Для критериев вводятся оценки и накладываются ограничения. На данном этапе целесообразно использовать множество Парето, которое позволяет исключить из рассмотрения реализации, заведомо худшие тех, которые вошли в множество, и тем самым значительно сократить количество вариантов прототипа для последующего рассмотрения. Затем как правило используют свертку критериев с помощью аддитивного метода или метода минимального удаления от идеала. На последнем этапе находят несколько эффективных вариантов прототипа веб-интерфейса.

Таким образом, метод морфологического анализа позволяет сформировать достаточно большое количество альтернативных решений проблемы проектирования прототипов веб-интерфейсов, что позволяет находить функциональные, удобные в использовании и высококонверсионные варианты прототипов, а также применить инновационные подходы к разработке веб-интерфейсов. Применение метода морфологического анализа позволяет рассмотреть проблему проектирования прототипов с точки зрения разложения целого на составляющие части и выделение элементов по принципам функциональной значимости и роли.

Литература:

  1. Пименов, И. В. Методы и алгоритмы извлечения знаний для интеллектуального поиска дизайнерского решения: дис. … канд. тех. наук / И. В. Пименов. — Санкт-Петербург, 2017. — 204 с.
  2. Волкова В. Н. Теория систем и системный анализ: учебник для бакалавров / В. Н. Волкова, А. А. Денисов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2013. — 616 с.
  3. Zwicky F. Discovery, Invention, Research — Through the Morphological Approach. Toronto: The Macmillian Company, 1969.
  4. Петроченков А. С., Новиков Е. С. Идеальный Landing Page. Создаем продающие веб-страницы — СПб.: Питер, 2017. — 320 с. ISBN 978–5–4461–0292–1.
  5. Bezerra, C., Owen C. L. Evolutionary Structured Planning. A Computer-Supported Methodology for the Conceptual Planning Process. Artificial Intelligence in Design'00, Kluwer Academic Publishers, Dordrecht, 2000.
Основные термины (генерируются автоматически): морфологический анализ, морфологическая матрица, вариант прототипов, разработка веб-интерфейсов, значение параметра, морфологический подход, оператор компании, основа метода, проектирование веб-интерфейса, творческий подход.


Ключевые слова

морфологический анализ, морфологическая матрица, прототипы веб-интерфейса, разработка веб-интерфейсов, проектирование веб-интерфейса

Похожие статьи

Анализ эффективности методов нахождения оптимальной...

Веб-дизайн сайта — первое, на что обращает внимание пользователь, и только грамотная

Пользователям выдается комплект заданных элементов интерфейса, представленных на

Для анализа эффективности методов нахождения оптимальной концепции веб-дизайна применим...

Похожие статьи

Анализ эффективности методов нахождения оптимальной...

Веб-дизайн сайта — первое, на что обращает внимание пользователь, и только грамотная

Пользователям выдается комплект заданных элементов интерфейса, представленных на

Для анализа эффективности методов нахождения оптимальной концепции веб-дизайна применим...

Задать вопрос