Формирование коммуникативного поведения старшеклассников в поликультурной образовательной среде | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (230) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 04.11.2018

Статья просмотрена: 142 раза

Библиографическое описание:

Хамидуллина, Р. Р. Формирование коммуникативного поведения старшеклассников в поликультурной образовательной среде / Р. Р. Хамидуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 44 (230). — С. 297-300. — URL: https://moluch.ru/archive/230/53545/ (дата обращения: 20.04.2024).



Статья посвящена проблеме формирования коммуникативного поведения старшеклассников в поликультурной образовательной среде; поднимается вопрос применение культурологического подхода в обучении иностранным языкам, ориентированных на обучение языку в «духе мира, в контексте диалога культур»; обосновывается формирование коммуникативного поведения старшеклассников как средство успешной социализации в современном мире.

Ключевые слова: коммуникативное поведение, старшеклассники, поликультурное пространство, традиции и нормы общения, культура, подход к обучению.

Одной из основных задач современного этапа модернизации образования является формирование личности, способной успешно взаимодействовать с коммуникантами в поликультурном пространстве. Согласно нормативно-правовым актам, российская система образования ориентируется на сохранение и развитие этнокультурных особенностей народов Российской Федерации в условиях многонационального государства (ФЗ РФ «Об образовании в РФ», ст. 3), стремится обеспечить «формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений» (Национальная доктрина образования в РФ до 2025 г.). В поисках оптимального решения данной задачи возникала концепция национального коммуникативного поведения, разработанная в трудах И. А. Стернина.

Необходимость формирования коммуникативного поведения личности на ступени основного общего образования обусловлена переходом обучающихся в юношеский возраст, на который приходятся сложные процессы «формирования устойчивой системы ценностных ориентаций, становления самосознания и развития социально-ролевого поведения личности» [4, с. 2]. Однако массовая педагогическая практика (И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, А. В. Мудрик, В. А. Сластенин, В. В. Соколова, О. П. Кравчук, М. И. Коган и др.), в том числе обобщенная в печати свидетельствует об отсутствии системы достижения старшеклассниками культуры коммуникативного поведения на ступени основного общего образования, которая позволила бы не ощущать «коммуникативного барьера» в процессе общения. В этой связи особую значимость приобретает учебно-воспитательная работа учителя, способствующая формированию коммуникативного поведения у молодого поколения в рамках национальной культуры.

В отечественной науке «коммуникативное поведение» в качестве термина впервые было употреблено в 1989 году И. А. Стерниным в работе «О понятии коммуникативного поведения» [9, с. 279–282] и относился к национальному коммуникативному поведению, понимаемого как «совокупность норм и традиций общения определенной лингвокультурной общности» [8, с. 4]. В настоящее время интересы исследователей коммуникативного поведения значительно расширились и включают групповое и личностное коммуникативное поведение.

В своем стремлении соответствовать современным требованиям общества и каждого конкретного индивида система преподавания иностранных языков в школе характеризуется поиском и утверждением новых подходов к обучению. В «Новом словаре методических терминов и понятий» находим следующее определение термина «подход к обучению»: «базисная категория методики, определяющая стратегию обучения языку и выбор метода обучения, реализующего такую стратегию» [1, с. 201].

Известно, что использование языков как средства международного общения затруднительно без овладения культурой страны изучаемого языка. Следовательно, при реализации разных подходов к обучению языку необходимо параллельно ознакомить обучающихся с культурными фактами страны изучаемого языка. Для реализации данной цели в образовательном процессе возникает необходимость в применении культурологического (социокультурного) подхода в обучении иностранным языкам, ориентированных на обучение языку в «духе мира, в контексте диалога культур».

Данный подход начал интенсивно развиваться в нашей стране с начала 90-х гг. и был разработан на основе диалоговой концепции культур М. М. Бахтина и В. С. Библера, В. В. Сафоновой, Г. В. Елизаровой. С середины 90-х гг. соизучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций нашло воплощение в федеральных школьных программах по иностранным языкам.

Обучение языку и культуре познанием культуры страны изучаемого языка должно осуществляется параллельно с изучением родной культуры. Н. В. Барышников справедливо отмечает, что диалог культур может быть реализован только на осознанной национально-культурной базе родного языка. Такое возможно лишь при условии осознания старшеклассниками своей собственной национальной культуры и соответственно своего родного языка [2, с. 29]. Следовательно, непонимание культурных фактов страны изучаемого языка происходит в том случае, когда общению с носителями изучаемых языков и культуры не предшествует этап приобретения знаний фактов и явлений культуры, воспитания толерантного отношения к ним. И. А. Стернин утверждает, что обучение традициям и нормам общения на иностранном языке должно способствовать усвоению обучающимися различий в понимании и обозначении мира в родном и иностранном языках, сопоставлению языков и культур [8]. Мы разделяем точку зрения тех авторов, которые считают, что межкультурная коммуникация предполагает равноправное взаимодействие представителей различных общностей с учетом их самобытности и своеобразия, что приводит к необходимости выявления общечеловеческого на основе сравнения изучаемой и собственной культур [3, с. 23].

Формирование и совершенствование у старшеклассников социокультурной компетенции направлено на развитие: способности ориентироваться в социокультурных аспектах жизнедеятельности людей в странах изучаемого языка; формирование навыков и умений искать способы выхода из ситуаций коммуникативного сбоя из-за социокультурных помех при общении; поведенческой адаптации к общению в иноязычной среде, понимания необходимости следовать традиционным канонам вежливости в странах изучаемого языка, проявляя уважение к традициям, ритуалам и стилю жизни представителей другого культурного сообщества; овладение способами представления родной культуры в инокультурной среде [7, с. 72]. Следовательно, применение данного подхода к проблеме формирования коммуникативного поведения старшеклассников в образовательном процессе будет особенно актуально и эффективно, так как оно тесно связано с использованием языка как средства познания мировой и национальной культуры, субкультуры страны изучаемого языка, духовного наследия стран и народов, способов достижения межкультурного понимания.

Таким образом, формирование коммуникативного поведения старшеклассников предполагает готовность человека к реализации способности к адекватному самовыражению в общении, конструктивному взаимодействию с окружающими и успешной социализации в поликультурном пространстве. Культурологический подход к формированию коммуникативного поведения старшеклассников позволяет рассматривать язык как отражение культуры и обеспечивает возможность освоения культурных ценностей через язык, что в итоге формирует определенную модель поведения человека и модель осуществления речевой деятельности.

Литература:

  1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. — М.: Издательство ИКАР, 2009. — 448 с.
  2. Барышников, Н. В. Параметры обучения межкультурной коммуникации в средней школе [Текст] / Н. В. Барышников // Иностр. языки в школе. — 2002. — № 2. — С.28–32.
  3. Вартанов, А. В. От обучения иностранным языкам к преподаванию иностранных языков и культур [Текст] / А. В. Вартанов // Иностр. языки в школе. — 2003. — № 2. — С.21–25.
  4. Качимская А. Ю. Коммуникативная компетентность старшеклассников в поликультурной образовательной среде // Интернет-журнал «Мир науки» 2018 № 1, http: mir-nauki.com/PDF/20PSMN118.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
  5. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года Электронный ресурс: постановление правительства от 04.10.2000г. № 751. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html.
  6. ФЗОО — Федеральный закон об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон РФ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174.
  7. Сафонова В. В. Социокультурный подход к обучению иностранного языка — М.: «Высшая школа», 2011. — 174–176 с.
  8. Стернин И. А. Модели описания коммуникативного поведения. — Воронеж: Гарант, 2000. — 27 с. Изд. испр. 2015. — 52 с.
  9. Стернин И. А. О понятии коммуникативного поведения // Kommunikativ-funktionale Sprachbetrachtung. — Halle, 1989. — S.279–282.
Основные термины (генерируются автоматически): язык, коммуникативное поведение, коммуникативное поведение старшеклассников, обучение, поликультурное пространство, иностранный язык, культурологический подход, международное общение, национальная культура, национальное коммуникативное поведение.


Ключевые слова

культура, старшеклассники, коммуникативное поведение, поликультурное пространство, традиции и нормы общения, подход к обучению

Похожие статьи

Коммуникативное поведение как аспект обучения...

«В человеке плохо воспитанном отвага. Становится грубостью, учёность –. Шутовством, простата – неотесанностью, Добродушие – лестью». Д. Лонк. На современном этапе развития нашего общества значимость изучения иностранного языка возрастает...

Коммуникативное поведение и доминантные особенности...

При обучении в поликультурной среде происходит непосредственное взаимодействие представителей разных культур. Авторы описали и сопоставили особенности коммуникативного поведения и выделили доминантные особенности общения итальянских и...

Коммуникативное обучение иностранному языку и его...

Коммуникативный подход к обучению иностранному языку позволяет создать ситуацию подлинного общения в классе, наполнить смыслом высказывания учащихся, научить их использовать в речи аутентичные реплики, свойственные носителям языка.

К вопросу о межкультурной коммуникации | Статья в сборнике...

Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку предполагает развить способности к осуществлению профессионального общения с зарубежными партнерами, используя систему релевантных языков и речевых норм и выбирая коммуникативное...

Формирование коммуникативной культуры у курсантов при...

Язык — это наиболее важный символ национальной культуры, оно отражает ежедневную культуру той или иной нации и включает в

Библиографическое описание: Аллабердиева Г. С. Формирование коммуникативной культуры у курсантов при обучении английскому языку...

Роль иностранного языка в развитии интеркультурного...

Мы полагаем, что коммуникативная и культурная функции иностранного языка являются ведущими по отношению к остальным функциям (хранение информации, кодирование и декодирование информации и т. д.), так как последние теряют смысл, если нет объективной...

Культурологический и аксиологический подходы...

Ключевые слова: культурологический подход, аксиологический подход, иноязычная коммуникативная компетенция, Финансовый университет.

Изучение иностранного языка наиболее эффективно в условиях коммуникативного обучения, развивающего иноязычную...

Обучение иностранным языкам на базе межкультурного подхода

На современном этапе развития российского общества происходят изменения в социально-экономической и политической жизни в условиях поликультурного мира. Единое образовательное пространство в рамках Болонского процесса обусловливает актуализацию и...

иностранный язык, культурологический подход, иноязычная...

иностранный язык, язык, межкультурная коммуникация, культура, критерий подбора материалов, социокультурный характер, социокультурный компонент, профессиональное общение, коммуникативный подход, подход.

Современное обучение иностранным языкам с использованием...

Аннотация: Статья о важности использования коммуникативного подхода при обучении иностранным языкам. Создавая реальные ситуации на занятиях, преподаватель тем самым повышает интерес студентов к изучению языка и мотивирует их в использовании его в своей...

Похожие статьи

Коммуникативное поведение как аспект обучения...

«В человеке плохо воспитанном отвага. Становится грубостью, учёность –. Шутовством, простата – неотесанностью, Добродушие – лестью». Д. Лонк. На современном этапе развития нашего общества значимость изучения иностранного языка возрастает...

Коммуникативное поведение и доминантные особенности...

При обучении в поликультурной среде происходит непосредственное взаимодействие представителей разных культур. Авторы описали и сопоставили особенности коммуникативного поведения и выделили доминантные особенности общения итальянских и...

Коммуникативное обучение иностранному языку и его...

Коммуникативный подход к обучению иностранному языку позволяет создать ситуацию подлинного общения в классе, наполнить смыслом высказывания учащихся, научить их использовать в речи аутентичные реплики, свойственные носителям языка.

К вопросу о межкультурной коммуникации | Статья в сборнике...

Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку предполагает развить способности к осуществлению профессионального общения с зарубежными партнерами, используя систему релевантных языков и речевых норм и выбирая коммуникативное...

Формирование коммуникативной культуры у курсантов при...

Язык — это наиболее важный символ национальной культуры, оно отражает ежедневную культуру той или иной нации и включает в

Библиографическое описание: Аллабердиева Г. С. Формирование коммуникативной культуры у курсантов при обучении английскому языку...

Роль иностранного языка в развитии интеркультурного...

Мы полагаем, что коммуникативная и культурная функции иностранного языка являются ведущими по отношению к остальным функциям (хранение информации, кодирование и декодирование информации и т. д.), так как последние теряют смысл, если нет объективной...

Культурологический и аксиологический подходы...

Ключевые слова: культурологический подход, аксиологический подход, иноязычная коммуникативная компетенция, Финансовый университет.

Изучение иностранного языка наиболее эффективно в условиях коммуникативного обучения, развивающего иноязычную...

Обучение иностранным языкам на базе межкультурного подхода

На современном этапе развития российского общества происходят изменения в социально-экономической и политической жизни в условиях поликультурного мира. Единое образовательное пространство в рамках Болонского процесса обусловливает актуализацию и...

иностранный язык, культурологический подход, иноязычная...

иностранный язык, язык, межкультурная коммуникация, культура, критерий подбора материалов, социокультурный характер, социокультурный компонент, профессиональное общение, коммуникативный подход, подход.

Современное обучение иностранным языкам с использованием...

Аннотация: Статья о важности использования коммуникативного подхода при обучении иностранным языкам. Создавая реальные ситуации на занятиях, преподаватель тем самым повышает интерес студентов к изучению языка и мотивирует их в использовании его в своей...

Задать вопрос