Ответственность за дезинформацию в СМИ и интернете | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №44 (230) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 02.11.2018

Статья просмотрена: 2349 раз

Библиографическое описание:

Бучельникова, К. К. Ответственность за дезинформацию в СМИ и интернете / К. К. Бучельникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 44 (230). — С. 121-123. — URL: https://moluch.ru/archive/230/53517/ (дата обращения: 23.12.2024).



Вместе со стремительным развитием технологического прогресса возникает все больше возможностей дезинформировать людей. Распространение информационных технологий, прогресс компьютерной сети и даже создание мобильных средств связи и высокотехнологичных гаджетов способствовали тому, что в XXI веке интернет предприимчиво используется в качестве инструмента влияния на сознание людей, как это происходит с обычными средствами массовой информации. Тот объем информации, который содержат всемирные сети, способен принести не только пользу и новые знания, но и нанести вред.

Профессор политических наук И. И. Санжаревский в своем словаре предлагает толковать понятие дезинформации как распространение искаженных или заведомо ложных сведений для достижения пропагандистских, военных (введение противника в заблуждение) или других целей. [5]

Интересным является то, что способы эффективного информационного воздействия, разработанные задолго до появления интернета, используются и по сей день, и их эффективность многократно усиливается за счет скорости распространения информации в сети. Такое понятие как «промывание» мозгов, или «brainwashing» на английском, лишает человека свободы его мышления и может заставить его идти наперекор своим же интересам. То есть, создается пассивный послушный человек, осуществляется превращение народа в легко контролируемую массу. [3, с.16]

Американским лингвистом, политическим деятелем и философом Авраамом Хамски были сформулированы следующие приемы манипулирования сознанием масс:

  1. Отвлечение внимания
  2. Создание проблемы с последующим способом ее решения
  3. Способ постепенного применения
  4. Отсрочка исполнения
  5. Обращение как к малым детям
  6. Концентрирование внимания на эмоциях, а не на размышлениях
  7. Создание культа посредственности и невежества
  8. Акцентирование на чувстве собственной вины человека
  9. Разрыв между знаниями широких масс и господствующего класса [3.2]

Все эти методы продолжают активно использоваться в СМИ, на федеральных каналах допускается демонстрация материалов, которые не соответствуют действительности. Примеров этому неимоверное количество. Не касаясь событий прошлого и того, как из-за дезинформации разжигались настоящие военные действия в ряде стран и конфликты, можно привести относительно недавние моменты предоставления СМИ ложной информации и клеветы: нашумевший телесюжет о распятом мальчике, использование моментов из компьютерной игры, выданные за кадры военных действий в Сирии, представление экспертами людей, которые таковыми не являются, использование фоторедакторов при демонстрации фотографий с лидерами других стран и российских представителей власти — все это лишь малая доля того, что предлагают зрителю федеральные каналы. Такие события не обходят стороной различные интернет-издания и независимые авторы — материалов с доказательствами в сети достаточно.

Тем не менее, телевидение — не единственное место, информацию которого следует подвергать сомнению. Просторы интернета с неограниченным потоком информации содержит в себе еще больше недостоверных источников. И одно дело развлекательные ролики или фотографии, которые были подвергнуты обработке в специальных программах, получили громкое название, собрали благодаря этому огромное количество просмотров и стали, так называемыми, «вирусными». Совсем другое дело, когда из-за мобильности, с которой распространяются новости в сети, возникают серьезные конфликты и нарушаются права. Еще более деструктивный характер носят случаи, вынесенные не только на обозрение в сетях, но взятые из интернета и показанные без дополнительной проверки в официальных СМИ, как случай с Ильясом Никитиным, которого безосновательно обвинили в организации теракта в метро Санкт-Петербурга.

В наши дни очень активно используются различные социальные сети и блоги в качестве доступных и простых способов распространения дезинформации, так как аудитория сетей представлена активной молодежью, которая, многократно копируя сообщение, создает цепную реакцию, тем самым усиливая воздействие дезинформации. Именно такой эффект произошел во время трагедии в Кемерово, когда сгорел торговый центр «Зимняя вишня». Недостоверная информация о количестве пострадавших моментально распространилась по сети, создав всеобщую панику и недовольство. Ситуацией воспользовались и довольно известные в интернете авторы видеороликов и блогов, которые без проверки осветив эту информацию, способствовали еще большему её распространению.

Именно после этого случая началась разработка внесения поправок в законодательство о распространении заведомо ложной информации. Юрист и член ОП РФ Илья Ремесло высказался на эту тему на своей странице в Facebook: «Основная проблема заключается в отсутствии законодательной ответственности за распространение сведений о деятельности государственных органов или о событиях вроде чрезвычайных происшествий. Законодательство (и гражданское, и уголовное) защищает от распространения заведомо ложных сведений частных лиц, но не учитывает интересы общества и государства». [7]

Впоследствии был выдвинут законопроект, согласно которому, к нарушителю, распространяющему ложные сведения, будет применяться КоАП. Штраф для граждан составит от 5 тыс. до 20 тыс. рублей; для должностных лиц — от 10 тыс. до 50 тыс. рублей; на юридических лиц — от 50 тыс. до 200 тыс. рублей. За повторный отказ прекратить распространение штрафы увеличиваются и может быть назначен и административный арест до 15 суток или обязательные работы до 200 часов. [2]

На данный момент законодательством созданы определенные механизмы для защиты прав лиц, по отношению к которым ведется распространение ложной информации и позволяет сделать это несколькими способами. Внесудебный порядок защиты чести, достоинства и деловой репутации регламентируется статьями 43–46 Закона РФ «О средствах массовой информации». Нормы, касающиеся распространения персональных данных содержит статья 13.11 КоАП РФ. За клевету, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающего его репутацию, статьей 128.1 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность. [1]

Тем не менее, проблематичность доказательства распространения клеветнических сведений в СМИ заключается в том, на конституционном уровне закреплен принцип свободы слова, а благодаря всемирным сетям существует возможность сохранения конфиденциальности распространителя ложной информации.

Проблема, так называемых, фейковых новостей актуальна не только для нашей страны, и не только на законодательном уровне возможно контролировать и пресекать распространение ложной информации. Так, например, известный бизнесмен и инноватор Илон Маск рассказал о своих намерениях создать сервис по оценке достоверности различных публикаций, который будет называться русским словом Pravda. [4] Разграничивать недостоверную информацию намерены и различные интернет площадки, например, Facebook обещает помечать материалы авторитетных СМИ специальной иконкой, символизирующей доверенность изданию. Так же сами пользователи могут помечать подозрительные материалы, которые будут отправлены на проверку модераторам.

Корень проблемы кроется в том, что СМИ в любой стране не могут быть независимы. Они вынуждены служить власти. Те возможности воздействия на людей, которыми обладают СМИ, уже на протяжении многих лет являются мощным оружием в глобальной, внешней и внутренней политике.

Безусловно, с появлением интернета и телевизора люди стали слышать ложь все чаще, но основная проблема заключается не столько во лжи, сколько в доверии. Дезинформация, которой наполнены основные источники информации широкой аудитории давно исчерпали этот лимит доверия. А во избежание ситуаций, когда недостоверные сведения бесконтрольно распространяются благодаря действиям самих граждан, необходимо повышать информационную грамотность и критичность мышления.

Литература:

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ по сост. На 10 августа 2018 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
  2. Замахина Т. Дело чести / Т. Замахина // Российская газета—URL: https://rg.ru/2018/09/18/za-otkaz-prekratit-rasprostraniat-lozh-lishat-svobody.html (дата обращения: 10.07.2018).
  3. Серов А. О роли дезинформации в современных конфликтах и войнах. // Зарубежное военное обозрение. — 2011. — № 7, с.15–21.
  4. Герасюкова М. Илон Маск займется фейками / М. Герасюкова // «Газета.Ru» —URL: https://www.gazeta.ru/tech/2018/05/24/11762041/elon_pravda.shtml (дата обращения: 10.07.2018).
  5. Санжаревский И. И. Политическая наука: Словарь-справочник. / И. И. Санжаревский —URL: http://glos.virmk.ru/ (дата обращения: 10.07.2018).
  6. Подосокорский Н. Н. Ноам Хомский: 10 способов управления массами /Н. Н. Подосокорский // «Живой Журнал»: блог-платформа —URL: https://philologist.livejournal.com/9793398.html(дата обращения: 10.07.2018).
  7. Против фейков: в Общественной палате хотят ужесточить наказание за дезинформацию // Ruposters.ru: информационный портал —URL: https://ruposters.ru/news/28–03–2018/kemerovskoi-tragedii-sozdat-mehanizm (дата обращения: 10.07.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): ложная информация, распространение, сеть, массовая информация, недостоверная информация, основная проблема, появление интернета, РФ, сведение, СМИ.


Задать вопрос