Правовые проблемы защиты прав российских граждан за рубежом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №44 (230) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 01.11.2018

Статья просмотрена: 3652 раза

Библиографическое описание:

Швыткина, О. С. Правовые проблемы защиты прав российских граждан за рубежом / О. С. Швыткина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 44 (230). — С. 196-198. — URL: https://moluch.ru/archive/230/53495/ (дата обращения: 20.04.2024).



В данной статье изучаются правовые проблемы защиты прав российских граждан за рубежом. Проведя анализ данного вопроса, в работе был сделан вывод, что одним из основных механизмов ее решения, является организация плотного сотрудничества международных правительственных и неправительственных организаций, работающих в сфере защиты прав граждан.

Ключевые слова: защита прав граждан, проблемы защиты прав российских граждан, проживание за рубежом, международное право, обязанность по защите прав граждан.

В настоящее время более 3 миллионов российских граждан старше 18 лет зарегистрированы за рубежом, в том числе около двух миллионов 600 тысяч постоянно проживающих там. Это составляет 1/20 всех российских граждан, проживающих за рубежом. Нахождение российских граждан за рубежом связано с рядом юридических, политических, социальных и гуманитарных вопросов.

Статья 27 Конституции Российской Федерации предусматривает право каждого свободно покидать Российскую Федерацию и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию. Российские граждане выезжают за границу на постоянное жительство, временно — по приглашению родственников или друзей, на работу, учебу, лечение, отдых, на туристические поездки, а также в командировки. Граждане, выехавшие в иностранную страну, находятся под его юрисдикцией. Конечно, это не означает, что их отношения с российским государством прекращаются. [3]

Граждане Российской Федерации, которые находятся за рубежом имеют двойное подчинение законодательству, то есть они находятся под юрисдикцией Российской Федерации и правовой системы иностранного государства. Лица, выехавшие за границу, продолжают оставаться гражданами России и находятся под защитой и патронажем Российской Федерации.

Описывая гражданский правовой статус российских граждан, постоянно проживающих за рубежом, авторы отмечают, что он определяется как российским законодательством, так и многочисленными законодательными актами принимающей страны.

Из гражданства, как нормативно-правовой связи, которая не теряется даже если гражданин находится за пределами государства, следует обязанность Российской Федерации по защите прав российских граждан за рубежом, которая закреплена в ст. 61 Конституции Российской Федерации.

Граждане РФ, которые находятся вне территории России особенно те, кто оказался там волей сложных, неоднозначных событий, имеют право на помощь, понимание и страны, с которой их связывает исторические, этнические, культурные и духовные корни. В связи с вышесказанным, вопрос правового решения проблем российских граждан за рубежом остаются одними крайне актуальным и значимым.

В последние годы происходит ухудшение политической, экономической и социальной ситуации в государствах дальнего и ближнего зарубежья. Кроме того, в связи с аннексией Крыма, военных действий в Сирии и западными санкциями взаимоотношения Российской Федерации с другими государствами развиваются неоднозначно. Данные политические факторы не могли не сказаться на положении граждан, находящихся вне территории Российской Федерации.

Законодательство России, определяющее направления деятельности в части поддержки российских граждан за рубежом, довольно объемно. Это обусловлено, в частности, тем, что российская диаспора в мире насчитывает около тридцати миллионов человек: только в США российских граждан более 3-х млн., в Германии — около 2-х млн. Следовательно, неизбежно перед страной встает проблема разработки мер защиты такой категории лиц как российских граждан за рубежом.

Для этого создаются дипломатические и консульские учреждения в иностранных государствах для защиты прав и свобод отечественных гражданином. Кроме того, они выполняют некоторые услуги, помогающие взаимодействовать с государственными органами РФ. По сути данные органы очень широки в своей компетенции, через них можно решать массу вопросов, связанных с государственными органами.

Кроме того, данные органы помогают адаптироваться отечественным гражданам, произвести какие-либо действия, осуществляют помощь в защите прав и свобод.

Таким образом, консульство и дипломатические учреждения по сути могут выполнить практически весь объем прав, которые выполняют другие органы в РФ, так как они могут выполнять лишь посреднические операции между отечественным государственным органом и гражданином. Консульские и дипломатические учреждения руководствуется в своя деятельность в первую очередь законодательством Российской Федерации, поэтому важно отметить, что иностранное законодательство на них распространяется только в обывательских вопросах.

Если же говорить о защите своих прав, то они имеют дипломатическую неприкосновенность, таким образом, они не привлекаются к ответственности в иностранном государстве. Таким образом, консулы и дипломаты могут беспрепятственно выполнять любые действия для защиты своих прав в пределах своей компетенции.

Важно, что них можно разрешить практически любую проблему, связанную с различными правоотношениями. Если в отношении гражданина осуществляются незаконные действия, то ему в первую очередь стоит идти в консульство или дипломатическое учреждение.

На территории иностранного государства может случатся множество различных проблем, включая и самых критических. В этом случае Российская Федерация должна оказать любую поддержку своим гражданам, включая не только дипломатическую и консульскую, но и правоохранительную, судебную, медицинскую и др.

Помимо дипломатических и консульских учреждений создаются специальные национальные органы в сфере защиты прав граждан в том числе и находящихся за рубежом. Парижские принципы (Решение Комиссия ООН 8 марта 1978 года) не устанавливают жестких требований к модели, структуре и названию национальные органы в сфере защиты прав граждан. Обычно это зависит от принятой в регионе практики учреждения таких органов, терминологии, особенностей национальной культуры и правовых традиций. Но несмотря на модель организации, такие учреждения должны соответствовать критериям, установленным Парижскими принципами.

Во всемирной программе национальных органов в сфере защиты прав граждан Верховного комиссара по правам человека выделяется четыре основных модели.

  1. Комиссии по правам человека либо институциональные органы с компетенцией в области прав человека (составляют примерно 45 % НУПЧ).
  2. Омбудсмены либо индивидуальные органы с общей компетенцией, касающейся надзора за эффективным осуществлением государственной власти (составляют примерно 11 % НУПЧ).
  3. «Смешанные» учреждения, объединяющие в себе несколько компетенций как относящихся непосредственно к правам человека, так и касающихся надзора за эффективным осуществлением государственной власти или борьбы с коррупцией) (составляют примерно 26 % НУПЧ).
  4. Консультативные комиссии по правам человека и исследовательские институты являются наименее распространенными моделями.

Значимую роль в системе защиты прав российских граждан за границей место занимают межгосударственные договора о правовом сотрудничестве по различным видам гражданских, семейных и уголовных дел. С РФ такие договора подписали Греция, Болгария, Италия, Венгрия и некоторые другие государства. Также Правительство РФ подписало и ратифицировало Конвенцию СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Двухсторонние межгосударственные соглашения, имеющие цель защитить имущественные и личные права граждан одного государства-участника соглашения на территории другого, подписаны Азербайджаном, Латвией, Кыргызстаном, Эстонией, Литвой.

При анализе научных источников было выявлено, что политологи выделяют пять основных сфер ущемления правового положения российских граждан за рубежом:

1) ограничение российских граждан в правах;

2) уменьшение использования русского языка;

3) нарушение экономических прав граждан РФ;

4) национализм;

5) в целом экономическая, политическая и юридическая незащищенность;

Предполагается, что необходимо выполнить комплекс мероприятий, направленных на поддержку и защиту наших граждан.

Для решения выявленных проблем, необходимо усилить значение деятельности посольств и консульств РФ в оказании правовой помощи гражданам России, находящимся за рубежом, относительно которых проявляется дискриминация.

По сути, консульские отношения государств не зависят от их дипломатических отношений. Для открытия консульства на территории какого-либо государства необходимо установить консульские отношения и получить согласие страны, но на практике такие соглашения достигаются на основе взаимности.

Первостепенной задачей является обеспечение незамедлительной реакции сотрудников посольств и консульств РФ при возникновении проблем и конфликтов и оперативное предоставление правовой и материальной помощи гражданам РФ.

Нужно подчеркнуть, что для реализации данной меры необходимо выделение дополнительного финансового и материального обеспечения посольств и консульств РФ. [2]

Также при возникновении или угрозе наступления возможности нарушения прав и законных интересов российских граждан за рубежом необходимо активное привлечение интернациональных организаций по защите прав человека и других международных правовых институтов (Верховного комиссара ОБСЕ по делам нацменьшинств, Комиссаром Совета Европы по правам человека, Управление Верховного комиссара ООН по правам человека, Совета ООН по правам человека и т. д. [2]

Международная практика последних лет показывает, что максимальная эффективность помощи российским гражданам в защите их прав за рубежом достигается путем привлечения большого количества международных организаций к решению проблемы. [2]

Также важным шагом в реализации мер защиты прав граждан за рубежом является разработка правовых механизмов применения санкций в отношении лиц нарушающих права граждан РФ. Таким правовым инструментом может быть установление уголовной ответственности для лиц, которые нарушают права российских граждан за рубежом. Для этого необходима разработка и утверждение в российском законодательстве соответствующих уголовно-процессуальных норм (об ответственности за нарушение прав российских граждан за рубежом, о выдаче нарушителей, о включении данных норм в международно-правовые договоры России и т. д.). [2]

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (с изм. и доп.) // Российская газета. — 1993. — 25 декабря.
  2. Защита прав соотечественников за рубежом по законодательству Российской Федерации // Юридический Белорусский университет. URL: https://law.bsu.by/pub/26/Pletenev_16.pdf (дата обращения: 29.10.2018).
  3. Сапегина Л. В. Трудовые права российских граждан за рубежом // NovaInfo. URL: https://novainfo.ru/article/3157 (дата обращения: 8.10.2018).
  4. Колосов Ю. М. Международное право: учебник / отв. ред. А. Н. Вылегжанин. — М.: Высшее образование, Юрайт-Иэдат. — 1012 с., 2009
  5. Поддержка и защита соотечественников за рубежом как приоритет внешней политики России. Репатриация — одно из важнейших направлений // Сетевой центр русского зарубежья. URL: http://www.russkie.org/index.php?id=22739&module=printnews (дата обращения: 8.10.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): гражданин, Российская Федерация, рубеж, гражданин РФ, защита, сфера защиты, иностранное государство, консульство РФ, орган, государственная власть.


Ключевые слова

международное право, защита прав граждан, проблемы защиты прав российских граждан, проживание за рубежом, обязанность по защите прав граждан

Похожие статьи

Миграционные процессы и защита прав иностранных граждан...

Среди иностранных граждан, приобретших гражданство Российской Федерации в 2015 году, основную долю составляют граждане государств

Российская Федерация, Россия, мигрант, Узбекистан, украинский, гражданин, гражданин Украины, Государственная программа...

Порядок пересечения государственной границы Российской...

Ключевые слова:государственная граница Российской Федерации, пересечение Государственной границы, гражданин Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, виза, паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка...

Проблемы в сфере защиты политических прав граждан в РФ

Статья посвящена проблемам защиты политических прав и свобод граждан в Российской Федерации.

общественный контроль, государственная власть, Российская Федерация, народ, власть, местное самоуправление, Конституция РФ, орган, гражданин, управление...

О форме государственного устройства России в широком и узком...

2. Защита прав человека и гражданина независимо от расовой и национальной

Конституция РФ 1993 года в статье 1 устанавливает положение о том, что Российская Федерация имеет

а) В отношениях с иностранными государствами Российское государство реализует...

Современное состояние правового положения иностранных...

В Российской Федерации правовое положение иностранных граждан регулируется федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Кто является иностранным гражданином, согласно...

Право граждан на обращения | Статья в сборнике международной...

Право на обращения имеет каждый дееспособный гражданин РФ. Граждане могут обращаться в любую государственную организацию и по любому волнующему их вопросу. Государственные служащие должны в пределах своей компетенции и в установленные сроки...

гражданин Российской Федерации, иностранные граждане...

Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его. Абсолютно ключевым актом, регулирующим отношения гражданства в РФ, является Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве...

Система государственного устройства России | Статья в журнале...

Автор излагает широкую концепцию понимания государственного устройства Российской Федерации, в которой раскрываются сущность, содержание и форма этого феномена. Сущность образуют: ядро структурной организации государства в виде трёх статусных форм отношений...

Суверенитет РФ в условиях современной интеграции

Российская Федерация, государственное устройство, государственная власть, Конституция РФ, правовая система, государство, национальная автономия, государственный суверенитет, орган, Российское государство. Государственные символы как признак государственного...

Органы конституционной (уставной) юстиции субъектов...

...суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, суды общей юрисдикции и Верховный суд РФ. Органы конституционной (уставной) юстиции субъектов Российской Федерации в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина.

Похожие статьи

Миграционные процессы и защита прав иностранных граждан...

Среди иностранных граждан, приобретших гражданство Российской Федерации в 2015 году, основную долю составляют граждане государств

Российская Федерация, Россия, мигрант, Узбекистан, украинский, гражданин, гражданин Украины, Государственная программа...

Порядок пересечения государственной границы Российской...

Ключевые слова:государственная граница Российской Федерации, пересечение Государственной границы, гражданин Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, виза, паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка...

Проблемы в сфере защиты политических прав граждан в РФ

Статья посвящена проблемам защиты политических прав и свобод граждан в Российской Федерации.

общественный контроль, государственная власть, Российская Федерация, народ, власть, местное самоуправление, Конституция РФ, орган, гражданин, управление...

О форме государственного устройства России в широком и узком...

2. Защита прав человека и гражданина независимо от расовой и национальной

Конституция РФ 1993 года в статье 1 устанавливает положение о том, что Российская Федерация имеет

а) В отношениях с иностранными государствами Российское государство реализует...

Современное состояние правового положения иностранных...

В Российской Федерации правовое положение иностранных граждан регулируется федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Кто является иностранным гражданином, согласно...

Право граждан на обращения | Статья в сборнике международной...

Право на обращения имеет каждый дееспособный гражданин РФ. Граждане могут обращаться в любую государственную организацию и по любому волнующему их вопросу. Государственные служащие должны в пределах своей компетенции и в установленные сроки...

гражданин Российской Федерации, иностранные граждане...

Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его. Абсолютно ключевым актом, регулирующим отношения гражданства в РФ, является Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве...

Система государственного устройства России | Статья в журнале...

Автор излагает широкую концепцию понимания государственного устройства Российской Федерации, в которой раскрываются сущность, содержание и форма этого феномена. Сущность образуют: ядро структурной организации государства в виде трёх статусных форм отношений...

Суверенитет РФ в условиях современной интеграции

Российская Федерация, государственное устройство, государственная власть, Конституция РФ, правовая система, государство, национальная автономия, государственный суверенитет, орган, Российское государство. Государственные символы как признак государственного...

Органы конституционной (уставной) юстиции субъектов...

...суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, суды общей юрисдикции и Верховный суд РФ. Органы конституционной (уставной) юстиции субъектов Российской Федерации в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина.

Задать вопрос