Правовое обеспечение национальной безопасности Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 10 октября, печатный экземпляр отправим 14 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №44 (230) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 02.11.2018

Статья просмотрена: 5605 раз

Библиографическое описание:

Усмонова, Н. Р. Правовое обеспечение национальной безопасности Российской Федерации / Н. Р. Усмонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 44 (230). — С. 189-191. — URL: https://moluch.ru/archive/230/53437/ (дата обращения: 29.09.2020).



В статье рассматриваются правовые основы национальной безопасности Российской Федерации.

Ключевые слова: национальная безопасность, государственная безопасность, структура национальной безопасности, субъекты национальной безопасности, объекты национальной безопасности, содержание национальной безопасности.

Понятие национальной безопасности вошло в наш лексикон в конце XX века. Национальная безопасность — это состояние защищенности личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечивается реализация конституционных прав и свобод, достойный уровень жизни. Но даже на сегодняшний день нет единого мнения, единого толкования по данному вопросу. В данной статье мы рассмотрим вопрос правового обеспечения национальной безопасности, поскольку и здесь не все так гладко и есть моменты которые нуждаются в доработке.

Обеспечение национальной безопасности — система политических, экономических, социальных, здравоохранительных, военных и правовых мероприятий, направленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности нации, устранение возможных угроз.

Главной целью обеспечения национальной безопасности выступает поддержание состояния защищенности всех важных интересов личности, общества, государства, которые обеспечивают благоприятные условия для жизни.

Обеспечение национальной безопасности выступает в качестве одной из главных задач любого государства мира. Большинство стран мира воспринимая безопасность как одну из главных задач принимают необходимые нормативно правовые акты, которые обеспечивают правовое поле для национальной безопасности. Безопасность достигается путем осуществления единой государственной политики во всех сферах жизнедеятельности личности, да и всего общества в целом, и в политической, и в социальной, и в экономической и д.р жизненно важных сферах. Для обеспечения безопасности государство не только принимает нормативно правовые акты, но и регулирует отношения с сфере безопасности, разграничивают основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируют или преобразуют органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью. Но конечно же самое главное направление деятельности в обеспечении национальной безопасности является правовое регулирование в указанной области. [1].

Правовое регулирование обеспечения национальной безопасности ставит перед собой такие цели как, структурирование системы обеспечения национальной безопасности, а также координирование поведения участников общественных отношений в данной сфере.

Важнейшую роль в изучении и реализации политики национальной безопасности выступили принятие таких правовых актов, как Закон «О безопасности» 1992 года, Конституция Российской Федерации 1993 года, Концепция внешней политики РФ 1993 года, Основные положения военной доктрины 1993 года, Послание по национальной безопасности Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 1996 года, Концепция национальной безопасности РФ 1997 года, Военная доктрина РФ 1998 года, Концепция национальной безопасности РФ 2000 года и Концепция внешней политики РФ 2000 года. [3]

Именно благодаря этим законам, в частности Закону «О безопасности» 1992 года, у граждан в сознании появилась новая формулировка понятия «безопасность», которое ранее прочно ассоциировалось со словом «государство».

В Законе 1992 года, а также во всех в дальнейшем действующих документах лежит широкое толкование понятия «безопасность», принятое во многих других странах мира. Безопасность в них определена как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства. При этом под жизненно важными интересами понимается не вся совокупность возможных интересов, а тех, которые обеспечивают возможность прогрессивного развития. [4]

Объектами обеспечения безопасности Закон определяет личность, общество и государство. При этом государство является еще и субъектом обеспечения безопасности. Личности должна быть обеспечена защита ее прав и свобод, обществу — защита его материальных и духовных ценностей. А государство обязано обеспечить безопасность личности, общества и свою собственную безопасность, но только в части конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности [5]

На основе политики национальной безопасности и во взаимосвязи с ней разрабатываются военная доктрина, концепция внешней политики, концепция военного строительства, стратегии экономической, информационной, экологической и других видов безопасности» [6].

По мнению автора, основополагающие государственные документы по национальной безопасности должны иметь строгую иерархию. Так, чрезвычайно важно различать политику, стратегию и концепцию национальной безопасности. [7]

Система обеспечения национальной безопасности осуществляется на основе Конституции РФ, федеральных законов, нормативно правовых актов Президента РФ, Правительства РФ и федеральных исполнительных органов.

Национальные интереcы обеспечиваются институтами государственной власти, во главе которой стоит Президент РФ.

Нормы и институты играют важную роль в закреплении полномочий федеральных органов и органов субъектов РФ в сфере обеспечения национальной безопасности.

Так, в Конституции РФ указаны полномочия президента РФ, Федерального Собрания и других федеральных исполнительных в сфере обеспечения национальной безопасности.

Также в высших нормативно-правовых актах указаны полномочия и судебных органов. Так они осуществляют защиту прав и свобод человека и гражданина, верховенство закона, а также обеспечение безопасности личности, общества, государства.

Важнейшим аспектом в обеспечении национальной безопасности выступают политические отношения. Так Конституция РФ закрепляет демократических режим, политический плюрализм, многопартийность, идеологическое и политическое многообразие. В связи с этим одним из главных разрушителей безопасности выступает политический экстремизм и поэтому конституционно-правовые норма играют важную роль в регулирование отношений по противодействии политического экстремизма.

Вопросы правового обеспечения национальной безопасности не решить за один день, в этой сфере работа должна продолжаться постоянно и непрерывно, поскольку изменения в обществе, да и во всем мире происходят с невероятной скоростью.

На сегодняшний день в нашей стране существует система нормативно правовых актов для обеспечения национальной безопасности, которая создана Федеральным Собранием, а именно изданные ими федеральные конституционные и федеральные законы и Президентом Российской Федерации, и Правительством России. Данные федеральные органы издают нормативные и правовые акты, регулирующие правоотношения в различных сферах национальной безопасности.

Работа в этой сфере не заканчивается. Только в 2003 году были внесены поправки и изменения в более чем 60 федеральных конституционных и федеральных законов, регулирующих правоотношения, связанные с вопросами национальной безопасности. В большом объеме изменения коснулись такие нормативно правовые акты, как Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, федеральные законы “О гражданстве Российской Федерации”, “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”, “О Государственной границе Российской Федерации”, “О воинской обязанности и военной службе” (в части регулирования поступления на военную службу и ее несения иностранными гражданами; замены военной службы по призыву на альтернативную), “О федеральной службе безопасности” и “Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации” (в связи с реорганизацией Пограничных войск и отнесением их к ФСБ), “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”, “О государственной тайне”, “Об оружии” и др.

Ратифицированы многие международные акты, регулирующие участие России в обеспечении международной и региональной безопасности: Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сокращении стратегических наступательных потенциалов, Хартия Шанхайской организации сотрудничества, Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом; в рамках СНГ — Устав Организации Договора о коллективной безопасности, Соглашение о правовом статусе Договора о коллективной безопасности, Соглашение о правовом обеспечении формирования таможенного союза и единого экономического пространства.

Действующие на данный момент нормативно правовые акты в этой сфере, к сожалению, носят частный характер, идеологически касаются частных угроз и отдельных аспектов национальной безопасности. По нашему мнению, в связи с этим наше государство нуждается в едином систематизированном нормативно правовом акте об обеспечении национальной безопасности.

Многие законодательные инициативы депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации по подготовке законопроектов, упорядочивающих ряд важных аспектов национальной безопасности, пока не нашли должной поддержки в Правительстве Российской Федерации.

Отличительной чертой системы правовых актов в сфере обеспечения национальной безопасности выступает то, что по важнейшим направлениям отсутствуют необходимые федеральные и федерально- конституционные законы, а те самые важнейшие центральные направления регулируются нормативно правовыми актами «второго сорта», такими как Концепцией национальной безопасности Российской Федерации, Военной доктриной, Доктриной информационной безопасности, Морской доктриной Российской Федерации, Концепцией внешней политики, Основами пограничной политики, Основами политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2010 года и другими документами.

Причем бывают случаи, когда в федеральных законах и в концепциях бывают разногласия по одному и тому же вопросу. И как быть в таких случаях? Государство пока не дает ответа.

Вот еще одно доказательство для того, чтобы создать единую комплексную систему нормативно-правовых актов, которая будет иметь строгую иерархию и будет иметь единое толкование и единое понимание по тому или иному вопросу. Данная система будет взаимосвязана и не будет иметь разногласий ни в трактовке, ни в толковании, ни в реализации данных норм.

Так, например, в Военной доктрине Российской Федерации неоправданно усилены, в отличие от Концепции национальной безопасности, задачи военной организации по локализации внутренних угроз. В связи с чем снижается главная цель обеспечения военной безопасности — предотвращение, локализация и нейтрализация военных угроз Российской Федерации.

Современное положение России, обусловленное характером ее нынешнего общественно-политического и экономического развития, ставит перед государством и обществом важные задачи по совершенствованию законодательства в интересах укрепления национальной безопасности страны.

Таким образом, национальная безопасность РФ, связанная с созданием системы обеспечения безопасности личности, общества и государства, имеет правовую основу как совокупность взаимосвязанных, внутренне согласованных основополагающих нормативных правовых актов, содержащих юридические принципы и нормы, направленных на правовое регулирование общественных отношений в сфере обеспечения национальной безопасности России.

Литература:

  1. Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446–1 «О безопасности» (в ред. от 25 июля 2006 г. № 128-ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 15. Ст. 769.
  2. Чикенева И. В., Суздалева А. М., Абузярова Ю. В. и др. Безопасность жизнедеятельности: учеб.-метод. пособие / Оренбург: Изд-во оГпУ, 2012. 164 с.
  3. Суздалева А. М., Чикенева И. В., Абузярова Ю. В. и др. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие / Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2013. 200 с.
  4. Поздняков А. И. О понятийном аппарате теории безопасности / А. И. Поздняков // Безопасность. 2002. № 7. С.185–192.
  5. Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: Монография / Под ред. проф. А. В. Опалева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. 511 с.
  6. Степашин С. В. Безопасность человека и общества (Политико-правовые вопросы): Монография / С. В. Степашин. СПб., 1994. 240 с.
  7. Тер-Акопов А. А. Безопасность человека /А. А. Тер-Акопов. М.: Норма, 1998. 347с.
  8. Шайкенов Н. А. Правовое обеспечение интересов личности. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1990. 200 с.
  9. Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации»// СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 170.
  10. Совет Безопасности Российской Федерации: офиц. сайт URL://http://www.scrf.gov.ru
Основные термины (генерируются автоматически): национальная безопасность, Российская Федерация, государство, общество, сфера обеспечения, акт, Военная доктрина, обеспечение, внешняя политика, Федеральное Собрание.


Ключевые слова

национальная безопасность, государственная безопасность, структура национальной безопасности, субъекты национальной безопасности, объекты национальной безопасности, содержание национальной безопасности

Похожие статьи

Эволюция доктрины национальной безопасности и проблемы...

Библиографическое описание: Алексеева А. Н. Эволюция доктрины национальной безопасности и проблемы развития

Учитывая многоаспектность понятия «национальная безопасность», в настоящей статье я не ставлю задачу охватить этапы развития стратегии...

Похожие статьи

Эволюция доктрины национальной безопасности и проблемы...

Библиографическое описание: Алексеева А. Н. Эволюция доктрины национальной безопасности и проблемы развития

Учитывая многоаспектность понятия «национальная безопасность», в настоящей статье я не ставлю задачу охватить этапы развития стратегии...

Задать вопрос