Автор: Энхмаа Баасанхуу

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (23) декабрь 2010 г.

Статья просмотрена: 82 раза

Библиографическое описание:

Энхмаа Б. История профориентационной работы учащихся в общеобразовательной средней школе Монголии // Молодой ученый. — 2010. — №12. Т.2. — С. 143-146.

Рассматривается опыт Монголии по организации профориентационной работы учащихся в средней школе. Сформулированы рекомендации по совершенствованию профориентационной работы в школе с учетом особенностей обучения школьников.

Ключевые слова: потребность профессии, профессиональная ориентация, профессиональное обучение; опыт Монголии

Вопрос о сознательном выборе направления будущей работы, труда и профессии с  учетом интересов, потребностей, способностей, умственных и физических особенностей при помощи профессионалов-педагогов имеет значение не только для конкретного индивидуума, но для развития страны в целом.

            Ценность XXI  века определяется самим человеком и человеческим ресурсом. Она включает такие понятие как правильный выбор профессии, быть хозяином своей профессии и профессионалом, обладать способностью интеграции.

            Опыт работы общеобразовательных школ развитых стран мира и традиция самих монголов в этой области показывает, что надо и возможно претворять эту работу в детстве и школьном возрасте, то есть в начальной стадии человеческой жизни.

            Общеобразовательные школы имеют цели и направления, наряду с предоставлением начального и среднего образования, внести соответствующий вклад в дело творческого, окупаемого себя (оправдывающего) характера и профориентационного направления. Вкратце, работу по профориентации можно понимать как систему методов и деятельности, направленную на ознакомление детей и молодёжи с профессиональным миром и оказание им помощи в правильном выборе профессий.

История профориентационной работы учащихся в общеобразовательной средней школе Монголии

Монголы придают особое значение труду и работе, и это подтверждается пословицей, которая гласит «Работа помогает стать человеком, перевал помогает стать скакуном». И хотя в Монголии существует не так много традиций оседлого образа жизни, трудовые, сервис и профессиональные рамки в какой-то мере присутствуют в управлении государственными и военными делами, в пределах сельскохозяйственного (скотоводческого) производства и умственной жизни. Примером, который вытекает из простой жизни, монголов может служить следующая пословица. Монголы, когда сватаются, говорят «У нас есть тот, кто охотится за оленем, а у вас есть тот, кто шьёт из соболя», что показывает произошедшее разделение труда между мужчинами и женщинами.

Выдающийся монгольский педагог Ч. Дандаа в своем произведении «Эрдэнэт толь» писал «Если кто показывается мудрым, то его обучить как можно правилам аристократии и писания, а если нет, то его учить делу ремесленника и торговли. Мудрого также нужно учить военному делу. А тому, у кого мало мудростей, учить науке жизни (как жить). Вообще отец должен воспитать детей в зависимости от их способностей и призвания. И главное заключается не в том, сколько знаний получил, а в том, чтобы полученное знание помогало ему жить так, чтобы быть хорошим и честным человеком» [1, c.31].

Некоторые исследователи выяснили, что простой монгольский пастух выполняет около 2000 работ. Поскольку труд пастуха имеет такую многогранность, то естественно что его знание, опыт и ментальность должны быть разнообразными. Хотя пока не установлено что труд пастуха является профессиональным делом, на самом деле пастух по крайне мере выполняет работы, которые могут сделать его настоящим специалистом в 2-3 областях. Как не признать монгольского пастуха специалистом, который знает анатомию и физиологию 5-ти разновидностей своего скота не хуже любого ветеринара, различает упитанность животных и самостоятельно выполняет работы по разведению, селекции и ветеринарии, определяет подземные воды для колодца, которые находятся в глубине ниже 3-4 метров сухой земли по признакам травы и биосреды, и всегда находит подходящую теплую точку для зимовки скота [2, c.175].

В первых постоянных изданиях Монголии 1913 и 1915 гг. таких как «Шине Толь» (Новое Зеркало) и «Нийслэл Хурээний бичиг» (Ургинская газета) печатались многие идеи о развитии экономики, об использовании богатства в недрах, о развитии взаимовыгодной торговли с другими странами, о развитии национальной промышленности.

Вопрос о быстром распространении в Монголии передовых достижений промышленности, техники и цивилизации Европы ставился на уровне государственной политики, начиная с 1920 гг. Для развития экономики страны, Первый съезд (Хурал) МНР (1924 г.) принял решение о распространении современных передовых методов в скотоводстве, о развитии промышленности по направлению использования богатства в недрах и переработки скотоводческого сырья [3, c.213-214].

Крупными промышленными предприятиями, которые были сданы в эксплуатацию в Монголии в 1930 гг. являются Улан-Баторская центральная ТЭЦ, Промкомбинат, Хатгалская шерстемойная фабрика. Первая автотранспортная организация – МонголТранс была создана в 1929 г. и сдана в эксплуатацию первая железная дорога. В 1924 г. была положена основа Монгольской авиации. Если посмотреть на эти вещи с высоты сегодняшних достижений, то они могли бы выглядеть мизерными, однако нельзя отрицать, что именно они составляли основу развития экономики и современной промышленности Монголии.

Процесс перехода населения Монголии к оседлой жизни был активизирован в 1959 – 60 гг. Это, с одной стороны, связано с индустриализацией страны и созданием многих организаций промышленного, сервисного и культурно-образовательного характера, а также здравоохранения в городах, аймачных центрах и местах посёлочного типа, с другой стороны – с коллективизацией хозяйств частной собственности.

В результате этой деятельности возникла необходимость профориентации учащихся в общеобразовательной средней школе Монголии. В соответствии с постановлением Совета Министров МНР от июня 1958 г., наряду с развитием системы Всеобщего среднего образования в Монголии, было положено начало организованной подготовки и обучения учащихся к жизни и труду. Например, среди прочего, были изданы указы об организованном участии в трудовой деятельности учащихся общеобразовательной средней школы в не учебное время и получении ими трудовых навыков. По учебному плану, утвержденному в 1959 г. Министерством Просвещения, 5,4% учащихся стали непосредственно получать трудовые навыки. Среди них были: 1 час – ручной труд в начальной школе, 2 часа – столярное дело и 2 часа – кузнечное ремесло в средних классах, 2 часа – изучение агротехники, зоотехники, машинного дела и электротехники в старших классах школы. Начиная с 1959 г., студенты и учащиеся стали участвовать в социально-выгодном труде в промышленности, на стройках и в сельском хозяйстве. С этого года начали работать лагеря трудового отдыха в школах Общего Среднего образования. Итак, к концу 1959 г. работа по связыванию обучения в школах Общего Среднего образования с жизнью и трудом достигла соответствующего уровня.

В 1962 г. было принято совместное постановление Совета Министров МНР и Центрального комитета МНРП «об укреплении связи школы и жизни и дальнейшем развитии системы народного образования». А в феврале 1962 г. Великий Народный Хурал утвердил закон по этому вопросу. В этом документе указано, «о всеобщем обязательном 8-летнем образовании, и о том, что 8-летняя школа является школой неполного, первичного всеобщего образования, труда и политехники, а также полное среднее образование дается вечерней средней школой и 11 летней общей средней образовательной, трудово-политехнической школой с профтехническим обучением». Совет Министров также утвердил в 1963 г. «правила 11 летней общей средней образовательной, трудово-политехнической школы с профтехническим обучением» и 3 правила о 8-летней и Всеобщей вечерней средней школе.

С целью претворения в жизнь закона об укреплении связи школы и жизни, Министерство Просвещения в декабре 1963 г. утвердило план обучения 8- и 11-летней школы. Исходя из местных условий, план обучения 11-летней школы имел 3 варианта: промышленный, сельскохозяйственный и промышленно-сельскохозяйственный.

Содержание профессионально-технического обучения состояло из:

1.      Подготовка теории и практики по специализации,

2.      Знание об общей технике,

3.      Творческий труд учащихся,

С 1963г. начал действовать первый в Монголии класс с математическим повышенным (углубленным и дифференциальным) обучением в Улан-Баторской школе № 2.

В 1964 г. по постановлению ЦК МНРП изменил 11 летнюю школу в 10 летнюю и были указаны в правилах 10-летней профтехшколы, что «...даёт учащимся профессиональную подготовку в той или иной области. В школе проходит обучение по 3- 4 профессиям». В результате, учащиеся, которые заканчивают 8 класс, обладали определенными навыками труда и становились готовыми перейти к профтехническому труду в разных областях народного хозяйства.

В 1964 году были созданы в Улан-Баторе 5 строительных профтехучилищ, которые стали первыми подобного рода училищами в стране. Эти были первые образовательные организации наряду с профориентацией учащихся во Всеобщих образовательных школах, и организовали специальное профтехническое обучение учащимся через ПТУ. В 1986 г. была утверждена ЦК МНРП тема «об улучшении системы образования», в ней был опубликован указ о сближении обучения в Общих образовательных и профтехнических школах с жизнью и профтех необходимостью, об оказании учащимся глубоких научно-технических знаний и профессионально-технической ориентации, о повышении уровня трудового и идейно-этического воспитания, о ранней подготовке детей и молодёжи к жизни и труду. В связи с этим, по совместному решению Государственного комитета труду и социальной защите, Центрального Совета Монгольского Профсоюза и Министерства народного просвещения 1987 г., выпускников 10 и 11 классов отправляли в промышленные и хозяйственные организации по специализации, где они проходили обучение и получали удостоверения по своей специализации и разряду. До сих пор не потеряло своего значения профтехобучение, которое проводилось на государственном уровне по 7 направлениям и по 112 профессиям народного хозяйства [4, c.41-51], включая строительство, производство стройматериалов, промышленность (топливно-энергетическая, горнорудная, обработка шкуры и шерсти), общественные услуги, транспорт и почтовая служба, сельское хозяйство.

«Закон об образовании МНР», который был утверждён в 1991 г., положил начало новому этапу обновления и перестройки в системе образования Монголии и определил основные принципы государственной политики образования. В 1995 г. Великий Государственный Хурал утвердил «Политику государства в области образования». ВГХ в том же году утвердил серию законов об образовании и о начальном, среднем и высшем образовании. В 1998 и 2000 гг. были сделаны изменения и дополнения в эти законы. Серия законов также были обновлены в 2002 г., а в 2006-2008 гг. были сделаны дополнения и изменения в эти законы. Так, например, в законе о начальном и среднем образовании 2006 г. указано, что «Общеобразовательной школой с профессиональным обучением является образовательная организация, которая совмещает обучение учащимся начального, базового, полного среднего образования с профессиональным обучением, т.е. проведение обучения по специальной программе по таким направлениям, как музыка, танцы,.... техника, технология с целью развития способностей учащихся». Также в законе отражены статьи о профессиональной ориентации учащихся в общеобразовательных школах, включая первичное профессиональное образование по выбору учащегося и школы с повышенным изучением специальных предметов.

Современное состояние работы по профессиональной ориентации учащихся

в общеобразовательных школах

С переходом Монголии с 1990-х гг. в демократическое правление, рыночные или потребительские экономические отношения, произошли кардинальные изменения в образе жизни и занятости населения, профессионального потенциала и в выборе профессии, заново создались социальные страты, по сравнению с социальным состоянием до 1990-х гг. увеличились безработица и бедность, уменьшились человеческие и профессиональные резервы и их соотношение. В условиях изменений, которые произошли во всех сферах социальной жизни, включая, политику, экономику, социальные и культурные рамки, остро ставится вопрос о правильном выборе профессий для детей и молодёжи и подготовки специалистов. Большинство выпускников 10 и 11 классов, в результате психологической инерции «во что бы то ни стало вступить на следующий этап образования и понимание того, что получишь диплом высшего образования, будешь «жить хорошо»», основа, которая была положена во времена социализма (хотя это не такое уж плохое дело!), ринулись поступать только в высшие учебные заведения. В результате этих настроений и интересов, по состоянию 2009 г. в Монголии работают 148 университетов, институтов и колледжей!

По закону, который принят в 2002 году, Общеобразовательным школам разрешено проводить профессионально-техническое обучение и в классах с профессионально-техническим обучением ученики могут обучаться в соответствии с их потребностью и интересом. А по указу № 333 Министра образования, культуры и науки от 2002 года были утверждены рамочные правила по организации профессионально-технического обучения в общеобразовательных школах. В этих правилах профессионально-техническое обучение включает такие направления, как музыка, танцы, техника, технология и т.д. с целью развития способностей учащихся с малых лет и получения определенного знания и навыков по конкретным направлениям работы и специальностей. Также в правилах указаны требования, предоставляемые к преподавателям и материальной базе, средствам, которые будут проводить профессионально-техническое обучение, и о том, что техническая база, лаборатория и оборудование хозяйственных единиц, проводящих эти обучения могут быть использованы на договорной основе. Указано, что размер дополнительного времени/часов/, посвящаемые профессионально-техническому обучению должны быть не больше 5 часов в неделю. Профессионально-техническое обучение в общеобразовательных школах проводится по специальностям, выбранным из 15 направлений.

По информации доктора (Sc.D.) и профессора О. Пурева, по состоянию на 2002 г. в рамках программы развития социальной защиты для профессионально-технического обучения были выбраны всего 40 общеобразовательных школ, а в рамках программы развития образования – 22 общеобразовательных школ из столицы и 22 аймака и снабдили их 34 столярными, 23 кулинарными, 26 швейно-текстильными, 3 сварочными, 2 фермерными и 1 монтёрным, в общей сложности, 89 комплектами оборудования. А центры по проведению профессионально-технического обучения во всех аймаках и вновь созданные в Архангай, Гоби-Сумбер, Дундгоби, Хэнтий, Сэлэнгэ и Сухэ-Батор аймаках используются для профессионально-технического обучения.

                По состоянию на 2009 г., в целом по стране около 38000 учащихся обучаются в 60 центрах профессионально-технического образования, что становится важным шагом в подготовке профессиональных рабочих в секторах промышленности и сервиса. Это не означает, что в общеобразовательных школах нет необходимости проводить работу по получению профессиональной ориентации и по обучению специальностей первичного этапа. Из этого вытекает необходимость тщательного изучения взаимосвязи деятельности между работой по получению профессиональной ориентации в общеобразовательных школах и подготовкой профессиональных рабочих в центрах профессионально-технического обучения и проведения необходимой правовой, экономической и дидактической координации этой деятельности.

            Анализ состояния выбора учениками старших классов предметов для повышенного изучения и работы по профориентации этих учеников, который проводился в сентябре и октябре 2009 г. в рамках осуществляемого институтом образования проекта по получению профориентации ученикам старших классов общеобразовательных школ, показывает, что в целом по стране 33870 учеников 10 класса и 13421 учеников 11 класса выбирали предметы – монгольский язык-литература, иностранный язык, математика, история-обществоведение и естествоведение. А предварительные итоги в целом по стране, показали, что 3260 учеников 10 класса, 2685 учеников 11 класса направляются на обучение искусству и спорту, а также по 23 видам профориентационного характера [5, c.40-41].

Дальнейшая перспектива работы по профессиональной ориентации

 учащихся и вопросы, требующие решения

1.    Принимая во внимание, что работа по соответствующей профессиональной ориентации учеников и по долгосрочной подготовке умственных резервов общества является важным составом непрерывного образования детей и молодёжи и всего населения и рычагом, способствующим процессу перехода учеников от обучения к работе, следует в соответствии с законом об образовании правильно определить направления специализированного и повышенного обучения для старших школ, в том числе для старшеклассников, отдельно учитывая внутренние и внешние факторы такого обучения.

2.    При профориентации, выборе профессии необходимо учитывать такие факторы, как подход к профессии в зависимости от содержания, сущности, значения, престижа профессии и разницы в полах.

3.    При профориентации изучать психологическую особенность, динамику развития данного учащихся, их мотивацию и надобность профессии, особенность умственного развития/логика, разговорные и творческие способности и т.д.

4.    Изучать скорость и темп выполнения работы и традицию опыта монгольского человека в становлении хозяином своей профессии, миссию профессии (с точки зрения ценности).

5.    Осуществлять и развивать специализированное и повышенное обучение учащихся, основанное на их реальных способностях и интересах с целью подготовки кадров на будущее и умственных элит.

6.    Открыть и развивать специальные сектора и центры, ответственные за вопросы профориентации учащихся.

Выводы:

Проведенный анализ наглядно показывает, что распространение и развитие элементов западной цивилизации в Монголии, начиная с 1911 и 1921 гг., привело к созданию гражданских общеобразовательных школ и в связи с созданием в стране с конца 50-х годов XX века отраслей современной промышленности, сельского хозяйства и сервиса, стали уделять повышенное внимание вопросу профориентации учеников общеобразовательных школ и их подготовке к жизни. Итак, около 20 основных документов, которые изучены автором статьи по данной тематике показывают, что в 1963, 1971, 1982, 1986, 1987 гг. периода социализма, в 1991, 1995, 2001,2002,2006, 2007 гг. периода перехода к демократическому обществу было принято много важных решений по профориентации учеников, по получению квалификации и профессии, а также по подготовке учащихся к следующему этапу обучения и жизни. Меры, принятые государством по претворению в жизнь этих решений, приносят успехи и оправдывают себя.

В XXI веке людям без профессии становится невозможно трудоустроиться. Понятие профориентации учеников, конечно, отличается от понятия повышения квалификации. По нашему мнению, работа по профориентации является системой деятельности, которая оказывает помощь детям и молодёжи при правильном выборе профессии и профессионального труда. И в связи с этим, считаем необходимым создание центров, в которых в условиях демократических и рыночных экономических отношений, можно проводить пропаганду профессий и специальностей, имеющих значение для индивидуума и общества, давать личные консультации по профессиональному образованию, распространять информацию о зарубежных и отечественных центрах по профтехобучению и институтах, университетах и колледжах.

 

Литература:

  1. Ч. Дандаа Шастир «Зеркало мудрости». 1995. Улан-Батор; с.31
  2. История культуры Монголии (совместный труд). 1999., Улан-Батор; с.175
  3. История Монгольской Народной Республики.1969., Улан-Батор; с.213-214
  4. Общественно-творческий (созидательный) труд, профессионально-трудовое обучение (сборник постановлений и устава Монголии) Улан-Батор, 1988.; с.41-51
  5. О.Пурэв История профориентационной работы Монголии. //Профессиональное образование, 2010/03 (61),с. 40-41
  6. Закон об образовании МНР (1991, 1996, 2002, 2005,2006,2007)
Основные термины (генерируются автоматически): общеобразовательных школах, профессионально-технического обучения, средней школе Монголии, профориентации учеников, профессиональной ориентации, профориентации учащихся, выборе профессии, профориентационной работы учащихся, общеобразовательной средней школе, профориентации учеников общеобразовательных, опыт Монголии, профессиональной ориентации учащихся, правильном выборе, необходимость профориентации учащихся, среднего образования, правильном выборе профессий, вопросы профориентации учащихся, школах Общего Среднего, способностей учащихся, Совета Министров МНР.

Ключевые слова

профессиональная ориентация, профессиональное обучение; опыт Монголии

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос