Автор: Арзамасова Людмила Александровна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (23) декабрь 2010 г.

Статья просмотрена: 327 раз

Библиографическое описание:

Арзамасова Л. А. Диагностика сформированности у студентов информационной культуры // Молодой ученый. — 2010. — №12. Т.2. — С. 83-85.

Выявление закономерностей протекания процесса воспитания информационной культуры студентов при обучении является конструктивной основой планирования профессиональной деятельности преподавателя, учебно-познавательной деятельности студентов, а также определения основных критериев эффективности этого процесса.

Для этого необходимо сформулировать ряд важнейших задач, определяющих ход дальнейшего исследования проблемы:

1)                 определение уровней воспитанности информационной культуры;

2)                 разработка специальной системы заданий, направленной на повышение уровня воспитанности информационной культуры;

3)                 разработка и реализация методики воспитания информационной культуры в процессе обучения физике.

Решение первой задачи потребовало: а) разработать уровни сформированности информационной культуры; б) охарактеризовать данные уровни; в) разработать в соответствии с этим методику диагностики уровней сформированности информационной культуры.

Для решения второй задачи оказалось необходимым: а) определить структуру учебной деятельности по формированию информационной культуры обучаемых на занятиях физики; б) выделить систему умений в соответствии с уровнями сформированности информационной культуры; в) разработать систему заданий для корректировки отдельных умений в соответствии с выделенной структурой учебной деятельности и уровнями сформированности информационной культуры.

Для решения третьей задачи необходимо: а) разработать методику, позволяющую преподавателю физики на своих занятиях создавать благоприятные условия для формирования информационной культуры у студентов; б) разработать базу диагностических методик для определения уровней сформированности информационной культуры.

В качестве критериев уровней сформированности информационной культуры у студентов нами выбраны: а) полнота усвоения знаний, умений, навыков, опыта деятельности; б) степень самостоятельности и готовности студентами к реализации своей деятельности по овладению информационной культурой.

Мы считаем наиболее целесообразным выделение пяти уровней воспитанности информационной культуры: I - репродуктивный, II - частично-поисковый, III - базовый, IV - творческий, V - рефлексивно-оценочный.

Приведем характеристику каждого из этого уровней.

Iуровень – репродуктивный. Самый низкий уровень, характерными особенностями которого являются: а) общая ориентировка студента в способах предлагаемой деятельности; б) знание того, где основная информация может находиться; в) репродуктивное воспроизведение учебных умений по известным алгоритмам; г) наличие и принятие любой помощи извне.

IIуровень – частично-поисковый. Средний уровень, который выражается в умении искать недостающую информацию для решения поставленной проблемы в различных источниках и работать с нею; умении решать некоторые задачи в знакомых ситуациях; попытке переноса имеющихся знаний, умений, способов деятельности в новую ситуацию; готовности оказать посильную помощь другим участникам совместной деятельности; наличии и принятии минимальной помощи извне.

IIIуровень – базовый. Данный уровень соответствует требованиям государственного образовательного стандарта.

IVуровень – творческий. Данный уровень обладает следующими особенностями: а) умение прогнозировать возможные затруднения и проблемы на пути поиска решения; б) умение проектировать сложные процессы; в) умелый перенос имеющихся знаний, умений и способов деятельности в новую ситуацию; г) отсутствие помощи извне; д) оказание помощи другим участникам совместной деятельности.

Vуровень – рефлексивно-оценочный. Этого уровня достигают ограниченное число обучаемых. На данном уровне студенты самостоятельно выделяют интересующие их проблемы и организуют ситуации для их решения. Студенты, достигшие этого уровня, обладают большими способностями при работе с информацией в современной информационной среде. Также рефлексивно-оценочный уровень характеризуется способностью учащихся дать оценку своей деятельности.

Существует большое количество видов учебно-познавательной деятельности, которые способствуют формированию информационной культуры. Нам представляется целесообразным в рамках исследуемой проблемы операционализировать деятельность обучаемых, то есть представить ее в виде системы действий, связанных с реализацией информационных умений и навыков.

Выделенные направления деятельности определяют содержание процесса формирования у студентов информационной культуры и позволяют выделить систему информационных умений. Информационные умения студентов, относящиеся к каждому из выделенных направлений деятельности, представлены в таблице 1. Выделенные основы для информационной культуры являются необходимым условием для организации специальных видов учебной деятельности, в ходе выполнения которых формируется и развивается данная культура.

Это развитие осуществляется через формирование способности и готовности студентов к реализации ряда информационных умений. Таким образом, при осуществлении каждого из выделенных видов специальной учебной деятельности, необходимо развивать специфический набор информационных умений, качество реализации которых определит уровень сформированности информационной культуры.

Таблица 1

Соответствие между видами учебной деятельности и формируемыми информационными умениями

Виды учебной деятельности

Информационные умения

Работа с различными источниками информации

1) выделять дополнительную и избыточную информацию в тексте;

2) дополнять информацию о процессах и явлениях из различных источников;

3) осуществлять поиск необходимых источников информации;

4) использовать весь спектр источников информации при работе над проблемой;

5) осуществлять анализ, синтез, обобщение, сравнение, формализацию на основе оптимального количества источников информации;

6) излагать без затруднений прочитанную информацию из различных источников информации, высказывать сове мнение

 

Экспериментальные и практические работы, наблюдение

1) получать информацию о наблюдаемом в эксперименте явлении;

2) объяснять опыты, наблюдения;

3) писать отчет по проведенному наблюдению, эксперименту, лабораторной работе;

4) составлять оптимальный алгоритм действий по проведению наблюдения, эксперимента, лабораторной работы

Графические работы

получение и передача информации об изучаемых процессах и явлениях с помощью графиков, схем, таблиц, анимированного электронного наглядно-иллюстративного материала, презентации

Информационная работа

1) переработка информации и представление в виде сообщения, исследовательской работы, в виде презентации;

2) составление библиографического описания;

3) составление обзора литературы;

4) организация работы по поиску и обмену информацией с помощью виртуальной образовательной среды;

5) самостоятельное формулирование проблемы для обсуждения;

6) участие в дискуссиях, диспутах

Реферативная работа

1) получение, переработка информации и представление в виде реферата;

2) предъявление информации (защита реферата)

 

Применяя пооперационный и поэлементный анализ [3] деятельности студентов в учебных информационных ситуациях, можно проверить у них уровень сформированности информационной культуры.

Выделенные уровни сформированности определяются в ходе наблюдения за деятельностью студентов во время учебных занятий. Основанием для оценки уровней сформированности служат приметы распознавания степени проявления информационных умений. Каждая примета распознавания будет считаться нормировочным показателем, и оцениваться определенным количеством баллов для каждого из уровней: репродуктивный - 1 балл, частично-поисковый – 2 балла, базовый – 3 балла, творческий. – 4 балла, рефлексивно-оценочный – 5 баллов.

Максимально возможное количество баллов на каждом из уровней определяется количеством нормировочных показателей и составляет: для репродуктивного уровня – 15, для частично-поискового – 30, для базового – 45, для творческого – 60 баллов, для рефлексивно-оценочного – 75.

Соответствие уровней сформированности информационной культуры и интервалов суммарных баллов приведено в таблице 2.

Таблица 2

Интервалы суммарных баллов

Уровни

Репродуктивный

Частично - поисковый

Базовый

творческий

Рефлексивно-оценочный

Баллы

0 – 15

16 - 30

31 - 45

46 – 60

61 - 75

 

Такое ранжирование интервалов суммарных баллов соответствует подходу к оценке сформированности умений, предлагаемому В.П. Беспалько [2].

Таким образом, выделенные нами критерии и уровни сформированности информационной культуры студентов позволяют разработать систему специальных заданий и методику ее реализации в процессе обучения, направленные на коррекцию и развитие информационных умений и, как следствие, на повышение уровня сформированности информационной культуры обучаемых.

 

Литература:

1.    Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В.П. Беспалько. – М: Педагогика, 1989.

2.    Беспалько, В. П. Персонифицированное образование [Текст] / В. П. Беспалько // Педагогика. – 1998. – № 2. – С. 12 – 17.

3.    Усова, А.В., Бобров, А.А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики [Текст] /А. В. Усова. – М.: Просвещение, 1988. – 112с.

Основные термины (генерируются автоматически): информационной культуры, сформированности информационной культуры, уровней сформированности информационной, информационной культуры студентов, информационных умений, учебной деятельности, студентов информационной культуры, воспитания информационной культуры, формированию информационной культуры, формирования информационной культуры, уровни сформированности информационной, уровнями сформированности информационной, воспитанности информационной культуры, учебных умений, участникам совместной деятельности, уровень сформированности информационной, уровня сформированности информационной, процесса воспитания информационной, методики воспитания информационной, учебно-познавательной деятельности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос