Автор: Дерябина Алена Сергеевна

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №12 (23) декабрь 2010 г.

Статья просмотрена: 271 раз

Библиографическое описание:

Дерябина А. С. Теоретический анализ проблемы времени в психологии // Молодой ученый. — 2010. — №12. Т.2. — С. 73-76. — URL https://moluch.ru/archive/23/2449/ (дата обращения: 13.12.2017).

Ключевые слова: жизненный путь, психологическое время, временные интервалы.

Проблема времени является одной из самых противоречивых в психологии. С одной стороны, есть большое количество работ, раскрывающих разные аспекты времени, с другой, отсутствует единый взгляд на проблему времени как общенаучную категорию. Каждая из наук дополняет этот феномен важными с точки зрения этой науки объяснениями и описаниями, которые основаны либо на экспериментальных данных, либо носят спекулятивный характер.

Несмотря на отсутствие отечественных монографических исследований и учебников по истории и современному состоянию психологии времени, знакомство с рядом публикаций и диссертационных исследований дает довольно целостную картину состояния проблематики времени в психологии. В частности, можно назвать работы К.А. Абульхановой-Славской, Ю.М. Стрелкова, В.И. Ковалева, А.А. Кроника и Е.И. Головахи, В.А. Москвина и В.В.Поповича. К часто цитируемым работам по психологии времени относятся работы К.Левина, С.Л.Рубинштейна, Б.Г.Ананьева, Б.И.Цуканова, А.С.Дмитриева.

Анализ этих работ, изучение словарных источников и исследований по психологии, позволяет выделить наиболее важные аспекты психологических подходов к феномену времени.

Основные направления исследования времени в психологии исходят из представлений об онтогенезе человека как единства биологического, социального и субъектного. Выделяя временные особенности человека как индивида, как личности и как субъекта, обычно обозначают четыре основных уровня в изучении времени: психофизический, психофизиологический, социально-психологический и личностно-психологический. Наряду с указанными уровнями в психологии выделяют три масштабных исследования времени: ситуативный, биографический и исторический.

1. Психофизический – поиск механизмов психического отражения топологических (одновременность, последовательность) и метрических (длительность) характеристик «физического» времени. Наряду с изучением бессознательных механизмов отражения времени, в психологии значительное число исследований раскрывают особенности осознанного восприятия времени (С.Л. Рубинштейн, П.Фресс, Б.И. Цуканов, и Ж.Пиаже). В отражении времени человеком выделяют два уровня – уровень непосредственно переживаемого времени и уровень оцениваемого времени. Длительность первого не превышает двух секунд и является общим для людей и животных, второй же возможен благодаря социальному опыту и речи. [9]

С.Л. Рубинштейн разделяет непосредственное ощущение длительности и восприятиевремени, являющееся субъективным и развивающееся на этой органической основе, будучи отличным от нее [10]. Основными методами осознанного восприятия времени являются словесная оценка, воспроизведение, отмеривание и сравнение интервалов различной модальности.

В. Вунд впервые экспериментально зафиксировал субъективный характер способности осознавать время, проводя опыт на оценку продолжительности хронометрических ударов. Он обнаружил, что разные люди по-разному воспринимают объективно заданные временные интервалы одинаковой продолжительности [3]. Последующие исследования конкретизировали проявления субъективных оценок объективно заданных длительностей – тенденцию недооценивать (тахихронический тип) или переоценивать (брадихронический тип) время.

Исследования выявили значительное количество факторов, влияющих на точность восприятия времени:

- специфические характеристики предъявляемых стимулов и особенности их предъявления. Так, при равной длительности предъявления, зрительные стимулы кажутся более длинными, чем слуховые; интервалы, ограниченные высокими звуками, кажутся более длительными, чем интервалы, ограниченные низкими звуками. Чем больше сигналов дается в определенный интервал времени, тем более длинным он воспринимается субъективно [11]. Был сформулирован закон, согласно которому человек имеет склонность переоценивать продолжительность коротких интервалов и недооценивать продолжительность длительных. Наиболее точно воспринимаются интервалы, имеющие среднюю продолжительность в экспериментальной серии. Такие интервалы называют нейтральными [3].

- зависимость восприятия времени от возрастных особенностей. На разных стадиях онтогенетического развития по-разному проявляются способности к оценке времени. В 6-7 лет дети уже достаточно точно отмеривают короткие интервалы времени, но при этом, описывая их вербально могут переоценить их в десятки раз. Экспериментально установлено, что у детей и молодых людей в возрасте от 7 до 19 лет переоценка временных интервалов может достигать 175 %. Способность к адекватной оценке временных интервалов в среднем формируется к 15-16 годам и снижается к глубокой старости. Последующие эксперименты подтвердили зависимость временной перцепции от содержания и условий деятельности. Так, было установлено, что, чем более сложной является деятельность, тем сильнее становится склонность недооценивать временные интервалы [5].

- зависимость точности временной перцепции от эмоционального состояния субъекта восприятия. При повышении уровня личностной и ситуативной тревожности наблюдается тенденция к переоценке временных интервалов, при уменьшении уровня тревожности, прослеживается склонность недооценивать промежутки времени. Экспериментально выявлен закон эмоционально детерминированной оценки времени в соответствии, с которым время, заполненное событиями, вызывающими положительные эмоции, в субъективном восприятии сокращается и сжимается. А время, когда происходят эмоционально неприятные события, в переживании удлиняется.

- прослежена взаимосвязь между восприятием, переживанием времени и измененными состояниями сознания (гипноз, прием психоактивных веществ, длительной сенсорной депривацией, лишении сна), а также необычными режимами суточной активности в особых условиях профессиональной деятельности [11].

- изучена роль влияния когнитивных процессов и мотивационных факторов на адекватность отражения временных промежутков.

2. Психофизиологический – исследование психофизиологических механизмов восприятия времени, влияния разноуровневых биологических ритмов и закономерностей организации биологического времени на динамику психических процессов; возможность адаптации человека к динамике временных изменений как необходимая предпосылка для его успешной ориентации в окружающей среде. Психофизиология оперирует понятием «биологические часы», которые являются врожденной системой процессов, управляемых центральной нервной системой. Несмотря на значительное число исследований, в том числе в биологии, механизм функционирования этой системы не совсем ясен, и само понятие «биологических часов» вызывает в психологии неоднозначную оценку. В исследованиях зафиксирована связь между определенной областью головного мозга, воздействующей на гипофиз и ритмом работы всех желез, регулирующих деятельность организма.

С точки зрения Б.И. Цуканова, субъективное восприятие длительности основано на четко определенном временном промежутке, являющимся своеобразным временным шагом и совпадающим с длительностью эндогенных изменений, которая примерно равна 0,86-0,89 секунды [7].

3. Социально-психологический – рассмотрение особенностей отражения человеком «социального» времени, специфика этого отражения в различных общностях и культурно-исторических условиях. В исследовании структуры социального времени выделяют взаимосвязи в триаде: человеческий индивид, социальное поколение, история общества, и соответственно – время индивида, время поколения и время истории. К социальному времени относится не только объективная его составляющая (длительность, последовательность, темп, периодичность социальных процессов), но и социальные представления о времени, т.е. субъективное отражение объективных характеристик времени в сознании людей.

4. Психологический (личностный) уровень – изучение временной организации индивидуального жизненного пути, структуры психологического времени личности. Выделение этого уровня определяет необходимость введения понятия «психологическое время». В современной психологии накоплен богатый эмпирический материал, позволяющий понять закономерности и особенности субъективного восприятия объективно заданных микро-интервалов времени. Однако эти данные не применимы к более длительным временным промежуткам, таким как месяц, год, десятилетие. Е.И. Головаха и А.А. Кроник считают, что переживание продолжительных временных периодов требует активного участия высших психических функций, осознанного отношения и оценки прошлого, настоящего и будущего, формирования целостного представления о времени вообще. Наиболее полно, на их взгляд психологическое содержание проблемы отражается в понятии «переживание», что в свою очередь может быть названо «психологическое время»[4]. Разделение психологического времени от объективного хронологического отражает его сущностную характеристику - качественное упорядочивание переживаний, вызванных жизненными событиями [6].

Рассмотрение психологического времени, как психологической системы временных отношений между событиями жизненного пути определяет анализ закономерностей, факторов, динамики психологических изменений человека в его биографическом времени (времени жизни, индивидуальной истории личности, жизненного пути, жизненного цикла, жизненного сценария, жизненных событий и жизненных стратегий).

Одним из первых в психологии обратился к человеческой биографии, понятиям жизненного пути и индивидуальной истории личности Поль Жане. Он попытался связать биологическое, психологическое и историческое время в единой системе координат эволюции личности, соотнести возрастные фазы и биографические ступени жизненного пути [8]. Психобиографический метод изучения личности сегодня относится к одному из методов, дающих возможность совмещать некоторый событийный слой временных фаз жизни с его субъективной личностной оценкой [2]. Так, согласно теории Э. Берна и его последователей (К. Стайнер, Д. Стюарт, М. Джойнс) существует два пути построения жизни: под влиянием неосознаваемого жизненного сценария и путем автономных «взрослых» сознательных решений. Причинно-обусловенный и целесообразный (телеологический) типы жизнедеятельности и жизнетворчества связаны и различны соотношением прошлого, настоящего и будущего.

Исторической общекультурной тенденцией сегодня является все больший личностный вклад в самопроектирование своей жизни, ее самодетерминацию и самоэффективность, включение ценностно-смыслового отношения к времени бытия ( А. Бандура, В.Франк, В.С. Библер, Б.С. Братусь, М.М. Бахтин и др).

В историко-культурной парадигме Б.Г. Ананьев рассматривал жизненный путь человека как историю формирования и развития личности, субъекта деятельности в определенной культурно-исторической и социальной среде. Основная единица периодизации жизненного пути в его концепции – возраст. Фазы жизненного пути накладываются на возрастные стадии онтогенеза, а одной из составляющей жизненного пути выступает история индивидуальности. С.Л. Рубинштейн отмечал, что исторична не только жизнь конкретного человека в контексте современной ему эпохи, но и жизнь конкретного человека имеет свою историю.

Таким образом, рассмотрение различных уровней исследования психологии времени позволяет сделать следующие выводы:

 -основные направления исследования времени в психологии исходят из представлений об онтогенезе человека как единства биологического, социального и субъектного. В соответствии с такими представлениями в психологии времени выделены психофизический, психофизиологический, социально-психологический и собственно психологический уровень анализа;

-экспериментально зафиксированные факты о тенденции недооценивать или переоценивать хронологическое время в зависимости от различных факторов, позволяют говорить о субъективном характере восприятия, осознавания и переживания времени как основном, базовом параметре его психологического изучения;

-среди многих факторов, влияющих на восприятие времени, следует выделить влияние аффективных состояний, когнитивных процессов и мотивационных факторов на адекватность отражения временных параметров;

 -важным аспектом социально-психологического анализа времени является изучение социального времени с точки зрения социальных представлений о времени как субъективном отражение характеристик времени.

-разделение психологического времени от объективного хронологического отражает его сущностную характеристику - качественное упорядочивание переживаний, вызванных жизненными событиями, что определяет важность исследования психологического времени в его соотнесенности с феноменом переживания.

 

Литература:

1.       Абульханова К.А. Время личности. Время жизни/ К.А. Абульханова, Т.Н. Березина.- Спб., 2001.-260 с.

2.      Анцыферова Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия / Л.И. Анцыферова // Психол. журнал.- 1993.-Т.12,№2.-С.

3.      Вундт В. Введение в философию/В.Вундт//Под ред.А.Л.Субботина.-М.:ЧеРо,2001.-354 с.   

4.      Головаха Е.И. Психологическое время личности / Е.И. Головаха, А.А. Кроник. - Киев: Наукова думка,1984.-207 с.

5.      Головаха Е.И., Кроник А.А. Понятие психологического времени / Е.И. Головаха, А.А. Кроник //Категории материалистической диалектики в психологии.- М.: Наука,1988.- 243 с.

6.      Головаха Е.И. Жизненные перспективы и ценностные ориентации личности / Е.И. Головаха //Психология личности в трудах отечественных психологов.-СПб.:Питер,2000.-142 с.

7.      Кублицкене Л.Ю. Организация времени личностью как показатель ее активности / Л.Ю. Кублицкене //Гуманистические проблемы психологической теории. - М.: Наука,1995.-212 с.

8.      Логинова Н.А. Биографический метод в свете идей А.Г.Ананьева / Н.А. Логинова //Вопр. психологии.-№5.-С.104-112.

9.      Нестик Т.А. Социальное конструирование времени: теоретический анализ/Т.А.Нестик// http//www.orenburg.ru/culture/credo

10.  Рубинштейн С.Л. Использование времени (фактическое и желательное) как показатель направленности личности/ С.Л. Рубинштейн //Экспериментальные исследования в патопсихологии.- М: НИИ психиатрии МЗ РСФСР,1976.-С.245-253.

11.  Стрелков Ю.К. Операционально-смысловые структуры профессионального опыта / Ю.К. Стрелков //Вест. Моск. ун. –та Сер.14,Психология.-1990.-№3.-С.85-91.

 

Основные термины (генерируются автоматически): жизненного пути, Теоретический анализ проблемы, временные интервалы, временных интервалов, адекватность отражения временных, восприятия времени, состоянию психологии времени, социальной психологии, Похожая статья, короткие интервалы времени, качественное упорядочивание переживаний, механизмов отражения времени, точность восприятия времени, механизмов восприятия времени, значительное число исследований, точки зрения, жизненного сценария, психологии значительное число, Рассмотрение психологического времени, разные аспекты времени.

Ключевые слова

жизненный путь, психологическое время, временные интервалы

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос