Анализ удовлетворенности больных сердечно-сосудистыми заболеваниями работой скорой медицинской помощи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №12 (23) декабрь 2010 г.

Статья просмотрена: 736 раз

Библиографическое описание:

Шихова, Ю. А. Анализ удовлетворенности больных сердечно-сосудистыми заболеваниями работой скорой медицинской помощи / Ю. А. Шихова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 12 (23). — Т. 2. — С. 163-165. — URL: https://moluch.ru/archive/23/2438/ (дата обращения: 19.04.2024).

            Уровень состояния здоровья населения является наиболее адекватным отражением качества жизни. В то же время любые заметные изменения условий жизни быстро отражаются на качестве здоровья [1]. В связи с переходом России на рыночную экономику произошло изменение благосостояния жизни населения страны как в экономическом, так и в социальном аспекте.

С начала 2006 года в стране стартовал приоритетный национальный проект «Здоровье», реализация которого предполагает усиление первичной медико-санитарной помощи и. в частности, скорой медицинской помощи[3]. Скорая медицинская помощь, как вид медицинской помощи, имеет свои особенности, к которым относятся: доступность (безотказный характер предоставления), многопрофильность, этапность оказания помощи, преемственность между этапами [2].

Мы проводили исследования удовлетворенности населения работой скорой помощи путем анкетирования сердечно-сосудистых больных за период с 2000 по 2010гг.

Данные мониторинга удовлетворенности населения работой скорой помощи показали, что удовлетворенность больных сердечно-сосудистыми заболеваниями работой скорой медицинской помощи постепенно возрастала в течение периода исследования. Так, в 2000г. работой скорой помощи были удовлетворены 49,1% респондентов. К 2003г. количество респондентов, удовлетворенных работой скорой помощи, увеличилось до 66,1%. К 2010г. количество больных ССЗ, удовлетворенных работой скорой медицинской помощи, достигло 79,1%.

Вместе с тем, остается достаточно большое число респондентов, которых работа скорой медицинской помощи не удовлетворяла. В связи с этим была составлена «Анкета удовлетворенности пациентов работой скорой помощи», куда вошли следующие вопросы.

 

Анкета удовлетворенности пациентов работой скорой помощи

  1. Как часто Вы пользуетесь услугами скорой медицинской помощи.

 А. часто

 Б. постоянно

 В.редко

 Г. не пользуюсь.

2. Возникали ли у Вас трудности при вызове бригады скорой помощи.

 А. часто

 Б. постоянно

 В.редко

Г. не сталкивался

3. Какие трудности возникали у Вас при вызове бригады скорой помощи?

А. непринятие вызова;

Б. отсутствие свободной бригады на месте;

В. Рекомендации по телефону вместо оказания услуг.

Г. Другие

4. Время прибытия скорой помощи

А. до 15 минут;

Б. до 30 минут;

В. До 1 часа;

Г. Другой вариант.

5.Отношение персонала скорой помощи

А. Вежливое;

Б.Грубое;

В. Равнодушное.

Г. Другой вариант.

6.Наличие лекарственных средств

А. Есть всё необходимое;

Б. Отсутствие лекарств;

В. Нет необходимого оборудования;

Г. Предлагается купить лекарства.

Д. Другой вариант.

7. Санитарно-гигиенические условия в машинах скорой помощи.

А. Удовлетворительные;

Б. Неудовлетворительные.

Г. Другой вариант.

8.Госпитализация

А. Предложена обоснованная госпитализация;

Б. Предложена необоснованная госпитализация;

В. Отказ в госпитализации;

9.Укомплектованность бригады скорой помощи

А. Полностью укомплектована;

Б. Приехал только фельдшер и санитар.

В. Приехал врач, санитаров не было.

Г. Другой вариант.

 

Анализ полученных данных показал, что с 2000 по 2003гг. больше половины опрошенных респондентов услугами скорой медицинской помощи пользовались редко (данные варьировали от 56,2% в 2002г. до 50,1% в 2003г.). В последующие годы число респондентов, редко пользующихся услугами скорой помощи, уменьшалось и к 2010г. достигло 48,3%. В эту категорию вошли люди работоспособного возраста. Их вызовы скорой помощи входили в категорию несчастных случаев или внезапных заболеваний.

            Количество респондентов, не пользующихся услугами скорой помощи, за время исследования сократилось с 12,3% (2000г.) до 2,8% (2010г.). В эту категорию вошли лица молодого возраста (от 18 до 30 лет). Кроме того, а среди лиц, не пользующихся услугами скорой помощи, были респонденты, страдающие хроническими заболеваниями, но доверяющие своему участковому врачу. Эти опрашиваемые предпочитали «подождать до утра» и вызвать «своего доктора».

            Число респондентов, постоянно вызывающих скорую помощь, за время исследования существенно возросло. Так, если в 2000г. постоянно вызывали скорую помощь 29,3%, то в 2003 – уже 34,8%; в 2007 – 37,2%, а в 2009 – 37,6%. Среди респондентов, постоянно вызывающих скорую помощь. большинство составляют пенсионеры, страдающие хроническими заболеваниями.

            Количество опрашиваемых, часто взывающих скорую помощь, с каждым годом исследований возрастало. Наименьшее количество часто вызывающих СПМ приходилось на 2001г. (4,6%), наибольшее – на 2010г. (11.6%). В эту категорию входили лица с заболеваниями психо-эмоциональной сферы, а также часто и длительно болеющие.

            Следующие вопросы анкеты касались трудностей при вызове бригады СМП. На вопрос, возникали ли у Вас трудности при вызове бригады СМП только 23,4% респондентов ответили отрицательно. Постоянно сталкивались с трудностями при вызове 70,1% опрошенных. Редко отмечали трудности вызова СМП 6,1% респондентов, и только 0,4% респондентов не сталкивались с трудностями при вызове СМП.

            Среди трудностей при вызове СМП большинство респондентов отмечали отсутствие свободной бригады (78,8%). Рекомендации по телефону вместо оказания услуг получили 8, 9% опрошенных. Непринятие вызова отметили только 2,2%. Ответ «Другие трудности» был получен в 10.1% случаев. Эти респонденты отмечали такие ситуации, как невозможность дозвониться до СМП по телефону, дальнее расстояние до больного, поломка машины скорой помощи по дороге на вызов и т.п.

            Один из актуальных вопросов работы СМП – время прибытия бригады на вызов. За время исследования скорость прибытия бригады на вызов изменилась весьма незначительно. Так, прибытие бригады СМП в течение 15 минут с момента получения вызова в 2000г. отмечали 14,7% респондентов, а в 2010г. – 16,7%, то есть в среднем на 2% больше.

            Наиболее часто скорая помощь приезжала в течение 30 минут с момента получения вызова. Количество респондентов, указавших время прибытия скорой помощи до 30 минут, увеличилось с 68,9% в 2000г. до 71,5% в 2010г.

            С увеличением случаев прибытия бригад СМП в течение 15 и 30 минут соответственно уменьшилось количество задержки приезда СМП до 1 часа. Если в 2000г. это время отмечали 14,3% респондентов, то к 2010году их количество снизилось до 9,6%.

            В категорию «Другой вариант» вошли в основном случаи длительной задержки (более 2-3- часов) и немедленного прибытия. Количество «других вариантов» оставалось стабильным на протяжении всего периода исследования и составляло в среднем 2,3%.

Следующий вопрос касался отношения медперсонала СМП к больным и их родственникам. Вежливое отношение прибывшей бригады отмечали 48,7% респондентов. На грубое поведение по отношению к больному и особенно к его родственникам указывали 21,3% респондентов. На откровенное равнодушие приехавших медиков указывали 27,2%. В категорию «Другой вариант» (2,8%) вошли такие случаи, как грубость санитара при доброжелательности врача, истеричность доктора и др.

            В работе СМП постоянно актуален вопрос наличия лекарств и необходимой аппаратуры .

Проведенный нами анализ показал, что на протяжении всего периода исследований количество респондентов, указавших на наличие всех необходимых лекарств, было значительно меньше 50%. Так, в период с 2000 по 2002гг. наличие всех лекарств отмечали от 32,8% до 35,6% респондентов. В последующие годы это количество постоянно, но незначительно увеличивалось и к 2010г. достигло 44,2%.

Отсутствие лекарств отмечали более половины опрошенных респондентов в период с 2000г. по 2006г. Самое большое количество отметивших отсутствие лекарств регистрировалось в 2001г.(67,7%). С 2007г. наблюдалось снижение количества респондентов, отметивших отсутствие лекарств (55,5%), которое держалось на данном уровне до 2010г. (52,2%).

В период с 2000г. по 2004г. более 60% респондентов отмечали нехватку оборудования у бригад СМП. В частности, далеко не всегда имелись аппараты для регистрации ЭКГ, пикфлуометрии, острофазовых белков, дефибриллятор. С 2005г. оснащение бригад СМП несколько улучшилось, и отсутствие аппаратуры отмечали 54,7% респондентов. В последующие годы это число сократилось до 43,2% (2010г.).

Отсутствие лекарств в распоряжении бригад СМП привело к такому явлению, как предложение купить лекарства лично у врача СМП или срочно в ближайшей аптеке. Такие предложения получали около 50% всех респондентов на протяжении всего периода исследования.

            Следующий вопрос касался санитарно-гигиенических условий в машинах скорой помощи. Как «удовлетворительные» условия в машине СМП на протяжении всего периода исследования оценивали более 70% респондентов. Неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия в машинах скорой медицинской помощи отмечали 28,3% респондентов. В устном собеседовании они указывали на грязь в машине, отсутствие одеял в холодное время года, отсутствие свежего белья на носилках и т.п.

            В работе СМП необычайно важна укомплектованность бригад персоналом. Проведенный анализ укомплектованности медицинским персоналом показал следующее.

Укомплектованность бригад СМП медицинским персоналом, по мнению респондентов, оставляла желать лучшего. Полную укомплектованность бригады СМП отмечали в 2000г. всего 62,1% респондентов. Постепенно положение стало улучшаться, и к 2010г. полную укомплектованность приехавшей бригады СМП отмечали уже 74,4% респондентов.

            Основным недостатком в комплектации бригад было отсутствие санитаров. В 2000г. 33.2% опрошенных указали на ситуацию, когда некому было вынести носилки с больным из дома, и пришлось звать соседей на помощь. В процессе исследования количество санитаров на СМП возрастало, и к 2009г. на неукомплектованность бригад санитарами жаловалось 21,5% респондентов.

            Достаточно редки были случаи, когда на вызов приезжала бригада без врача, имея в своем составе только фельдшера и санитара. Весь период исследования эти цифры не превышали 5,3% (2003г.).

            Крайне редко( до 0,7%) респонденты указывали «другой вариант» укомплектованности бригады СМП. Сюда вошли случаи, когда приезжала только машина с шофером, два фельдшера, бригада, где машину вел врач и др.

            На протяжении всего периода исследования обоснованную госпитализацию отмечали 72,3% респондентов. 23,2% респондентов была предложена необоснованная госпитализация, а 4,5% опрошенных в госпитализации было отказано.

Таким образом, всё вышесказанное позволяет говорить о повышении удовлетворенности больных ССЗ г. Старый Оскол работой скорой медицинской помощи за период исследования. Основными причинами неудовлетворенности работой скорой помощи со стороны больных ССЗ являлись долгое время прибытия бригады СМП с момента вызова, а также отсутствие необходимых лекарств и аппаратуры.

 

Литература:

1.    Барашков В.Г. Итоги работы служб качества медицинской помощи амбулаторно-поликлинических учреждений Выборгского района Санкт-Петербурга в 2008 году / В.Г. Барашков, М.С. Николаевич // Управление качеством медицинской помощи в Санкт-Петербурге, сб. научно-практических работ. – СПб, 2008. – С. 129-133

2.    Карачевцева М.А. Экспертный анализ качества экстренной госпитальной помощи пациентам кардиологического профиля / М.А. Карачевцева [и др.] // Скорая медицинская помощь.- 2004.- № 1.- С. 56-63.

3.    Харченко В.И. Смертность от болезней системы кровообращения в России и в экономически развитых странах. Необходимость усиления кардиологической службы и модернизации медицинской статистики в российской федерации (Аналитический обзор официальных данных Госкомстата, МЗ и СР России, ВОЗ и экспертных оценок по проблеме) / В.И. Харченко [и др.] // Российский кардиологический журнал. – 2005. - № 2. – С. 5 – 17.

Основные термины (генерируются автоматически): скорая помощь, респондент, скорая медицинская помощь, отсутствие лекарств, вызов бригады, работа, вызов, трудность, Число респондентов, медицинский персонал.


Похожие статьи

Об особенностях обращаемости за скорой и неотложной...

Статья посвящена организации неотложной детской медицинской помощи. Содержание статьи является неотъемлемой частью научно-исследовательской работы авторов. Ключевые слова: экстренная внебольничная медицинская помощь, скорая медицинская помощь...

Анализ письменных обращений граждан как инструмент...

Каждый третий респондент являлся пенсионером, доля ветеранов Великой Отечественной войны составила 2,7±1,9%.

4,4% случаев в 2011 г. жалобы были комплексные – на работу всех членов бригады скорой медицинской помощи и учреждения в целом.

Отношение медицинского персонала к применению магических...

профессиональная деятельность, респондент, примета, медицинский персонал, Пермский край, стаж работы, Башкортостан, причина болезней, Удмуртия, младший медицинский персонал.

Прогнозирование частоты вызовов скорой помощи на основе...

Прогнозирование числа вызовов скорой медицинской помощи и обеспечение необходимого для нормального их обслуживания количества бригад является важным фактором качественного оказания медицинской помощи.

Организационный кризис профилактического раздела работы...

Оказание медицинской помощи на амбулаторно-поликлиническом этапе в нашей стране далеко не идеально.

Не достаточна продолжительность приема считают 49% респондентов, причем из них 70,3% женщины.

Студенческая практика с точки зрения медицинского персонала...

скорой помощи». В качестве респондентов выступили 70 человек: 28 представителей высшего и 42 — среднего и младшего медицинского персонала с разным стажем работы (25 человек — менее 5 лет, 45 человек — более 5 лет), родом деятельности, квалификационной категорией.

Организация скорой медицинской помощи и тенденции ее...

Ключевые слова:скорая медицинская помощь, догоспитальная помощь, интерполяция, экстраполяция, метод экспертных оценок, моделирование.

За 10 месяцев 2012 года службой скорой медицинской помощи обслужено более 4,8 млн. вызовов.

Трудности медицинских служб, гуманитарных организаций и их...

Ключевые слова: трудности медицинских служб, гуманитарные организации, зоны боевых действий, МККК, жертвы войны.

В соответствии с нормами права больницы, машины скорой медицинской помощи и медицинские работники имеют право на защиту.

Изучение мнения пациентов об оказании помощи детям в условия...

медицинская помощь, медицинский персонал, пациент, приемное отделение, качество, ребенок, первичное звено, распределение респондентов, сельское здравоохранение, таблица.

Похожие статьи

Об особенностях обращаемости за скорой и неотложной...

Статья посвящена организации неотложной детской медицинской помощи. Содержание статьи является неотъемлемой частью научно-исследовательской работы авторов. Ключевые слова: экстренная внебольничная медицинская помощь, скорая медицинская помощь...

Анализ письменных обращений граждан как инструмент...

Каждый третий респондент являлся пенсионером, доля ветеранов Великой Отечественной войны составила 2,7±1,9%.

4,4% случаев в 2011 г. жалобы были комплексные – на работу всех членов бригады скорой медицинской помощи и учреждения в целом.

Отношение медицинского персонала к применению магических...

профессиональная деятельность, респондент, примета, медицинский персонал, Пермский край, стаж работы, Башкортостан, причина болезней, Удмуртия, младший медицинский персонал.

Прогнозирование частоты вызовов скорой помощи на основе...

Прогнозирование числа вызовов скорой медицинской помощи и обеспечение необходимого для нормального их обслуживания количества бригад является важным фактором качественного оказания медицинской помощи.

Организационный кризис профилактического раздела работы...

Оказание медицинской помощи на амбулаторно-поликлиническом этапе в нашей стране далеко не идеально.

Не достаточна продолжительность приема считают 49% респондентов, причем из них 70,3% женщины.

Студенческая практика с точки зрения медицинского персонала...

скорой помощи». В качестве респондентов выступили 70 человек: 28 представителей высшего и 42 — среднего и младшего медицинского персонала с разным стажем работы (25 человек — менее 5 лет, 45 человек — более 5 лет), родом деятельности, квалификационной категорией.

Организация скорой медицинской помощи и тенденции ее...

Ключевые слова:скорая медицинская помощь, догоспитальная помощь, интерполяция, экстраполяция, метод экспертных оценок, моделирование.

За 10 месяцев 2012 года службой скорой медицинской помощи обслужено более 4,8 млн. вызовов.

Трудности медицинских служб, гуманитарных организаций и их...

Ключевые слова: трудности медицинских служб, гуманитарные организации, зоны боевых действий, МККК, жертвы войны.

В соответствии с нормами права больницы, машины скорой медицинской помощи и медицинские работники имеют право на защиту.

Изучение мнения пациентов об оказании помощи детям в условия...

медицинская помощь, медицинский персонал, пациент, приемное отделение, качество, ребенок, первичное звено, распределение респондентов, сельское здравоохранение, таблица.

Задать вопрос