Библиографическое описание:

Лимонцева Г. В. История и современность психолого-педагогических взглядов К.Д. Ушинского // Молодой ученый. — 2010. — №12. Т.2. — С. 60-63.

Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество – духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.

Стремление к нравственному совершенствованию подменено стремлением к поиску удовольствий и наслаждений, развивается опасная тенденция предпочтения материальных ценностей ценностям духовным. Естественным следствием этого являются смутные, а подчас даже искаженные представления детей и подростков о таких добродетелях как справедливость, милосердие, великодушие, любовь, гражданская позиция, патриотизм.

Сегодня задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость. Без ее решения невозможно совершенствование образования, развитие науки и культуры и, без преувеличения, ее необходимо осмыслить как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.

Исторический опыт в реализации образовательного и нравственного идеала в сложившейся обстановке приобретает особое значение, поскольку его изучение и анализ, выявление и оценка всего позитивного, что было сделано нашими предшественниками, способствует поиску новых подходов к теории и практике современного образования. В этом существенную помощь могут оказать исследования, посвящённые изучению опыта выдающихся учёных, основоположников российской педагогической психологии.

Особое значение для становления педагогической психологии имеет творчество К.Д.Ушинского.

В историю отечественной науки имя К.Д. Ушинского вошло как выдающегося педагога, национального воспитателя, внесшего вклад в разработку проблем воспитания и в совершенствование образовательной практики русской школы.

К.Д. Ушинский не только педагог, но и величайший психолог, который создал свою оригинальную систему психологии и явился основоположником педагогической психологии в России.

Исследования воспитания составили суть деятельности К.Д. Ушинского в течение последних 15 лет жизни, что позволяет признать его профессиональным теоретиком России, заложившим основы педагогической антропологии.

Больше века отделяет нас от жизни и деятельности великого русского педагога К.Д. Ушинского. Тем не менее, его практические высказывания об обучении и воспитании подрастающего поколения, человеческой личности как величайшей ценности для правового государства, о труде как источнике материально и духовного богатства общества, об ответственности ныне живущего поколения перед грядущим имеют большое значение для современности.

Анализируя состояние русской психологии в XIX столетии, Б.Г. Ананьев с полным основанием утверждал, что К.Д. Ушинский был великим психологом именно потому, что был великим педагогом и, в свою очередь, величие в педагогике в значительной мере связано с его капитальным вкладом развитие русской научной психологии. Как заметил Б.Г. Ананьев, впервые в истории научной мысли систему психологических знаний о воспитании создал педагог, что было принципиально новым не только для русской, но и для мировой науки [1, с. 3].

К.Д. Ушинский создал концепцию воспитания человека, основанную на изучении его внутреннего мира. В 50 – 60-е годы XIX века ее положения получили развитие в статьях К.Д. Ушинского «О народности в общественном воспитании», «Педагогическая поездка по Швейцарии», «Труд в его психическом и воспитательном значении», «О нравственном элементе в русском воспитании», «Родное слово», «О пользе педагогической литературы» и других. Его произведение «Руководство к преподаванию по родному языку» (часть I и II) представляет большой интерес не только как методическое и дидактическое руководство, но и как пособие по педагогической психологии.

Оставив нам прекрасное творческое наследие, – источник полезных знаний и щедрого педагогического опыта, – Ушинский, кроме того, преподал последующим поколениям педагогов высокий пример заботы об учебных книгах для подрастающих поколений. Наша школа многое приобрела бы, имея в достатке учебники, подобные своему диалектическому потенциалу «Родному слову» и «Детскому миру».

Абсолютно все основополагающие нравственные понятия, о которых должна ведать душа с самого детства, к чему должна быть направлена ее внутренняя деятельность, самосовершенствование, присутствуют в учебных книгах К.Д. Ушинского. Сострадание к немощным и обездоленным, способность к самоукорению и снисходительности, самоотдача и самопожертвование, умение довольствоваться самым необходимым, непритязательность, невзыскательность, нетерпимость к праздности, порождающей пороки, пытливость ума в постижении мудрости человеческой, усердие в учении – все, гармонизирующее душевный строй человека и устанавливающее миропорядок, ибо духовность, по Ушинскому, есть основа нравственности.

Теоретические воззрения К.Д. Ушинского, сконцентрированные в его фундаментальном труде "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии" (1868-1869), оказали большое влияние не только на современное ему состояние педагогической мысли в России, но и на все ее последующее развитие. Он поднял общие, широкие задачи комплексного изучения ребенка и руководства его развитием, рассматривая три основных источника педагогики (психологию, физиологию, логику) в единстве и взаимозависимости. К.Д. Ушинский дал свою трактовку сложнейших и всегда актуальных вопросов: о психологической природе воспитания; пределах и возможностях воспитания, соотношении воспитания и обучения; пределах и возможностях обучения; соотношении воспитания и развития; сочетании внешних воспитательных воздействий и процесса самовоспитания.

Непреходящая ценность этого фундаментального труда объясняется тем, что в нем изложены важнейшие результаты добытых к тому времени наукой знаний о природе человека, о закономерностях его физического и психического развития. Ушинский рассматривает все сколько-нибудь значительные учения естествоиспытателей, физиологов, психологов, философов, социологов с целью выявления содержащихся в них знаний о человеке как о предмете воспитания. Такие знания необходимы для всех областей человеческой деятельности, но особенно деятельности педагогической, имеющей своей конечной целью удовлетворить высшие нравственные и духовные потребности человека.

По своим общим подходам, глубине и масштабности видения человека как предмета воспитания, «Педагогическая антропология» и теперь сохраняет значение классического образца для научной педагогики и психологии.

Понятие воспитания Ушинский выводит из понятия человека и его деятельности. Воспитание, по Ушинскому, обязано давать обществу полезных граждан, заботиться о людях, беречь природу. Прогресс общества зависит от правильно поставленного воспитания, только тогда каждый человек сможет найти свое место в сложнейшей жизненной обстановке.

К.Д. Ушинский считал, что воспитание имеет свои объективные законы, знание которых необходимо педагогу для того, чтобы он мог рационально осуществлять свою деятельность. Но чтобы познать эти законы и сообразоваться с ними, надо, прежде всего, изучить самый предмет воспитания: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» [2, с. 23]. По мнению К.Д. Ушинского, «воспитание, совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных» [3, с.212].

Актуально звучат мысли Ушинского о нравственности, морали и этике, чувстве справедливости, совести и любви к отечеству. «Жажда денег, неверие в добро, отсутствие нравственных правил, презрение к мысли, любовь к окольным тропинкам, равнодушие к общественному благу, снисходительность к нарушению законов чести, вот враги воспитания, с которыми оно призвано бороться» [4, с.22]. Воспитывая в детях нравственность, школа, тем самым, оказывает влияние и на нравственность общества.

Нравственные и эстетические чувства выводятся из чувства справедливости и возникают из «глубин самосознания» и «стремления к совершенству». Поэтому, согласно Ушинскому, чувство справедливости и, следовательно, идеал совершенства «надобно внедрять детям с детства».

Нравственные чувства Ушинский считал высшим этапом развития человека как личности. Поэтому нравственному развитию в процессе обучения он придавал большое значение. Воспитание нравственности примером имеет огромное значение, так как пример действует на ребенка очень сильно; в нем он ясно представляет результаты своих действий. «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер. Причины такого нравственного магнетизирования скрываются глубоко в природе человека» [5, с.26]. «Воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный механизм заведения, как бы хитро он не был придуман, не может заменить личности в деле воспитания» [5, с.26].

Ушинский считает, что напускная мораль является хуже, чем наказание. «Приучая детей слушать высокие слова нравственности, – говорит он, – смысл которых не понят, а главное не прочувствован детьми, вы приготовляете лицемеров, которым удобнее иметь пороки, что вы дали им ширмы для закрытия этих пороков» [6, 398].

Основная задача воспитания по Ушинскому – «привести в должное равновесие телесные и душевные стремления, а потом до того развить душевные, чтобы они своей силой взяли перевес над телесными» [7, с 484]. Если ребенок не чувствует потребности душевной деятельности, он находит ее удовлетворение в сфере телесной. Дитя нужно держать так, «чтобы его мысль и его сердце были по возможности менее заняты тем, что оно есть и пьет, и на чем сидит или лежит и вообще всем тем, к чему мы не желаем укоренить в нем наклонности» [7, с 489].

Поэтому в педагогическом процессе Ушинский уделяет большое внимание труду. Высказывания К.Д. Ушинского о нравственно-воспитательной роли труда, о соединении физического и умственного труда, о правильной организации учения и отдыха являются весьма ценными в наше время.

Ушинский говорит: «Преподавание всякого предмета должно идти таким путем, чтобы на долю воспитанника оставалось, ровно столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы. Леча больного, доктор только помогает природе, точно также и наставник должен бороться с трудностями постижения того или иного предмета, не учить, а только помогать учиться. Методы такого вспомогательного преподавания, кроме многих других достоинств, имеют еще и главное то, что они, приучая воспитанника к умственному труду, приучают его преодолевать тяжесть такого труда и испытывают те наслаждения, которые им доставляются». [8, с.24 ].

«Мы любим труд, – пишет Ушинский, – но не любим трудности труда, не соображая, что труд без трудностей невозможен; ибо трудность составляет всю сущность труда, независимо от тех целей, которые трудом достигаются. Ища труда и отвращаясь от трудностей труда, человек ищет невозможного». [8, с.26].

Ушинский считает, что большинство людей склонно думать, что умственный труд вредно действует на организм. Ушинский совершенно не согласен с этим. Конечно, умственный труд не развивает мускулов, но зато умственный труд оказывает чрезвычайно благоприятное влияние на деятельность нервной системы. А интенсивное развитие нервной системы под влиянием умственного труда придает необыкновенную живучесть человеческому организму. Люди, привыкшие к умственному труду, легче переносят перемену климата, дурной воздух, недостаток пищи, отсутствие движений, нежели люди с сильной мускулатурой, но слабо и вяло действующей нервной системой. Причина этого заключается в том, что нервная система имеет доминирующее значение над другими биологическими системами организма – мысль, которая получила широкое признание в наше время. [8, с.13].

Ушинский убежден в том, что «воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни». Но для этого духовные силы должны расти вместе с материальными, только тогда богатство безвредно для человека, « когда и материальная и духовная сферы рядом и дружно расширяются перед ним.» [8, с.20]

Интересны и верны размышления Ушинского о распространении роскоши среди людей, которая быстро может съедать нравственность и счастье людей. Экономическое развитие общества, не опирающееся на духовное его развитие, приводит его к такому болезненному состоянию, что: «один дуреет от жира, другой дичает от нищеты, одного губит богатство, другого крайняя бедность превращает в машину; тот и другой приближаются к состоянию животному…» [8, с.20]

Против такого недуга у Ушинского есть лекарство: чем большие богатства ожидают человека, тем более он должен приготовиться нравственным и умственным развитием к тому, чтобы выдержать свое богатство.

Всякая школа, по мнению Ушинского, не выполняет своего назначения, если она не приготовляет ребенка к жизни. «Воспитание не только должно развить разум человека и дать ему известный объем сведений, но и должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой», - убежден К.Д. Ушинский [8, с.20]

Не менее созвучны нашей эпохе и высказывания Ушинского о самовоспитании. Ушинский верил в неисчерпаемые возможности человека управлять, руководить своим организмом, лечить его: «Душа, не творя физических сил, имеет способность передвигать их в организме, а может быть, и превращать одну силу в другую, извлекать их из одних органических процессов и сосредотачивать в других, - и эта власть души так обширна, что далеко не пользуемся ею» [7, с.377] Поэтому проблема самовоспитания у Ушинского восходит к вопросу «о воспитании у ребенка власти над его нервной организацией» [7, с.374]. Важнейшая задача самовоспитания – научить ребенка подчинять свой нервный организм ясному сознанию и воле, чтобы максимально развить свои задатки и потенциальные способности.

Ушинский делает важный психологический вывод о том, что практическое значение науки состоит в том, чтобы овладевать случайностями жизни и покорять их разуму и воле человека. «Наука доставила нам средство плыть не только по ветру, но и против ветра; не ждать в ужасе громового удара, а отводить его; не подчиняться условиям расстояния, но сокращать его паром и электричеством». Самое главное, по Ушинскому, было бы открытие «в человеке такого характера, который противостоял бы напору всех случайностей жизни, спасал бы человека от их вредного, растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты». [9, с.17]

К.Д. Ушинский занял достойное место в ряду великих педагогов мира. Как всякий гений, он неисчерпаем. Еще полностью не описана и не осмыслена его педагогическая система. Именно сейчас пришла пора переосмысления, исследования и развития психолого-педагогического наследия великого отечественного ученого.

Ушинский был уверен, что великое искусство воспитания едва только начинается, что мы стоим еще в преддверии этого искусства и не вошли в самый храм его и что до сих пор люди не обратили на воспитание того внимания, какого оно заслуживает. «Кажется, люди думали обо всем, кроме воспитания, искали средств величия и счастья везде, кроме той области, где скорее всего их можно найти. Но уже теперь видно, что наука созревает до той степени, когда взор человека невольно будет обращен на воспитательное искусство» [9, с.23-24]

Подлинно психологический подход К.Д. Ушинского к постановке и решению принципиально важных вопросов, глубина и основательность анализа рассматриваемых проблем, сочетание разработки научных проблем с практической педагогической направленностью определяют современное звучание его трудов и необходимость постоянного обращения к ним. Все его труды по философии, психологии, педагогике, физиологии, его литературные произведения служат задачам создания школы, развивающей душевные и духовные силы человека, реализующей его высшее предназначение.

 

Литература:

  1. Ананьев Б.Г. «Педагогическая антропология К.Д. Ушинского и ее современное значение // Вопросы психологии. – 1969. - № 2
  2. Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 т. Т.9 – М.-Л.:АПН РСФСР 1948 -1952
  3. Ушинский К.Д СОБР. Пед. сочинений., т 1 СПБ, 1913
  4. Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 т. Т 2 – М.-Л.:АПН РСФСР 1948 -1952
  5. Ушинский К.Д Собр. Пед. соч., т 2. СПБ, 1913
  6. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6 т Т. 6. Сост. С.Ф. Егоров.-М.: Педагогика, 1990.- 528 с.
  7. Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 т. Т. 10 – М.-Л.:АПН РСФСР 1948 -1952
  8. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6 т Т. 2. Сост. С.Ф. Егоров.-М.: Педагогика, 1988.- 496 с.
  9. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6 т Т. 5. Сост. С.Ф. Егоров.-М.: Педагогика, 1990.- 528 с.
Основные термины (генерируются автоматически): педагогической психологии, предмет воспитания, соотношении воспитания, педагогической антропологии, Понятие воспитания Ушинский, концепцию воспитания человека, умственный труд, задача духовно-нравственного воспитания, становления педагогической психологии, основоположником педагогической психологии, российской педагогической психологии, психологической природе воспитания, разработку проблем воспитания, Основная задача воспитания, «О пользе педагогической, умственного труда, великое искусство воспитания, предмета воспитания, состояние педагогической мысли, основы педагогической антропологии.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос