Автор: Бугакова Екатерина Владимировна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (23) декабрь 2010 г.

Статья просмотрена: 139 раз

Библиографическое описание:

Бугакова Е. В. Использование креативных методов в практике современного учителя // Молодой ученый. — 2010. — №12. Т.2. — С. 90-91.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечается, что:  «...школа требует новых учителей. Понадобятся педагоги, как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школь­ников, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность современной школы».

Современный учитель – всегда исследователь, готовый работать в новых, непрерывно меняющихся условиях. Креативность является одним из главных его качеств. Рейтинг креативного преподавателя, который способен быстро адаптироваться к новым условиям деятельности, нестандартно решать возникающие перед ним задачи, находить неожиданные выходы из неразрешимых, на первый взгляд, ситуаций и изобретать новые, уникальные способы достиже­ния поставленных перед собой целей в условиях рыночной экономики, стре­мительно возрастает [3, с. 58-59].

Основу педагогического кредо креативного учителя составляют следующие принципы:

- видеть в обучающемся самоценную и уникальную личность;

- осознавать глубокий потенциал учащегося и способствовать его раскрытию;

- демонстрировать доверие к обучающемуся с самого начала и на всем протяжении взаимодействия с ним;

- признавать и уважать внутреннюю мотивацию поведения и деятельности обучающихся, исходить из нее в организации образовательной деятельности;

- быть доступным для каждого обучающегося, найти «ниточки» духовной связи с ним;

- проявлять активность во взаимодействии, не становясь «наблюдателем со стороны»;

- развивать собственные способности сопереживания, вхождения в положение другого человека и исходить из этого в своей педагогической деятельности;

- развивать свою способность чувствовать эмоциональный настрой класса;

- учиться хорошо понимать себя, знать свои возможности и управлять собой [1, с. 433-434].

Основным критерием работы креативного учителя является качество образовательной продукции обучающихся и развитие их личности. Выделим основные показатели деятельности современного учителя:

- наделен способностями видеть индивидуальные способно­сти старшеклассников и выстраивать их обучение в соответствии с индивидуальностью каждого;

- владеет формами и методами креативного образования: использует личный опыт и мотивы старшеклассников, помогает им поставить цель, обеспечивает их выбором видов деятель­ности, учит соотносить свою цель с результатом, приме­няет доступные формы рефлексии и самооценки;

- способен изменять задачи урока в соответствии с изменя­ющейся реальностью; умеет увидеть открытия обучающихся и иные формы культурного самовыражения учеников, по­могает их развитию; владеет различными формами орга­низации индивидуальных творческих работ старшеклассников и их защит;

- умеет подготовить качественную характеристику образовательных изменений старшеклассника, оценить многообразную па­литру развития его личностных качеств;    

- способен к личностному творческому росту, рефлексивной деятельности, осознанию собственных изменений;

 - осознает смысл и цели образовательной деятельности по своему предмету или видам деятельности, связывает их с творческой самореализацией природных возможностей старшеклассников, с их творческим саморазвитием; имеет собственную образовательную позицию, ко­торую соотносит с позицией других учителей школы, умеет ставить образовательные цели по предмету, достигать и переопределять их в ходе обучения;

- умеет составить целостную образовательную программу, учитывающую реальных детей, образовательные стандарты, общешкольные установки, свои педагогические ори­ентиры; соотносит происходящую реальность с составленной программой, корректирует образовательный процесс [3, с. 61-62].

Сформированность вышеописанных показателей позволяет организовать урок современному учителю на креативном уровне. Креативный урок – это одна из форм организации учебного процесса, которая обеспечивает формирование творческого мышления и развития творческих способностей учащихся; формирует систему мотивов и личностных свойств (независимость, мотивация самоактуализации); преобразует общую одаренность в активную креативность [2, с. 212]. Это многогранный кристалл, в котором отражается вся система обучения учителя (смысл, цели, задачи, фундаментальные образовательные объекты и проблемы, виды деятельности учеников, предполагаемые результаты, формы рефлексии и оценки результатов), а также знание учителем креативных методов: «шесть шляп мышления»; «катена»; «майндмепинг»; кейс-метод, «случайный стимул» и умение применять их в образовательном процессе школы.

В контексте нашего исследования в ходе формирующего эксперимента мы использованы следующие креативные методы [4].

Так, метод «шесть шляп мышления» (Six Thinking Hats), разработанный Эдвардом де Боно, в нашей практике стал способом преодоления трудностей посредством разделения процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета. Данный метод позволил нам структурировать и сделать более эффективной умственную работу, как личную, так и коллективную. На личном уровне это были планы, решение проблем. В одиночной работе – планирование, дизайн, создание идей; в групповой работе – планирование, разрешение конфликтов.

Метод«катена», представляющий игру для развития креативного мышления, способствовал тренировки свободного, ассоциативного стиля мышления, необходимого в творческой работе. Например, на уроке русского языка и литературы учитель использовал различные типы ассоциаций: ассоциации-аналогии (дождь – фонтан), ассоциации-метафоры (свеча – колокольня) и др.

Удобной и эффективной техникой визуализации мышления и альтернативной записи, которую мы использовали для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений, стал метод «майндмэппинг» (mindmapping, ментальные карты), разработанный американским ученым Тони Бьюзен. Этот метод являлся естественным способом организации мышления, имеющим некоторые преимущества перед обычными способами записи.

Кейс-метод или метод анализа конкретной ситуации, предполагающий решение конкретных учебных проблем, позволил сформировать у учащихся высокую мотивацию к учебе; развить такие личностные качества, как способность к сотрудничеству, чувство лидерства, значимые для будущей профессиональной деятельности. В основе кейс-метода лежало имитационное моделирование, т.е. использованию этого метода в обучении предшествовала разработка конкретного примера или использование готовых материалов с описанием ситуации реальной учебной деятельности. Приведем пример одной из кейс-ситуаций, предлагаемой старшеклассникам: «На уроках один из старшеклассников, занимающий как правило, место недалеко от учителя, изучает конспекты лекций или учебник по другому предмету. На вопросы учителя отвечает, что много времени у него для этого предмета не будет, а на занятии ему присутствовать нужно, так как он может услышать что-то полезное. Сидя за первыми столами, он воспринимает информацию лучше. На занятия ходит регулярно, контрольные работы выполняет удовлетворительно, но на вопро­сы учителя не отвечает, так как «занят». Проанализируйте ситуацию с позиции педагога. Ваши действия…».

Рассмотренные нами методы реализовывались в ходе организации взаимодействия субъектов деятельности обучения, в которых свобода, предоставленная личности, является одним из важнейших условий ее развития. При внедрении креативных методов в образовательный процесс школы старшеклассники испытывали некоторые трудности в самостоятельном решении проблем, формулировании выводов, оценке своей деятельности. Для преодоления этих трудностей мы учитывали индивидуальные особенности каждого ученика.

Вышеизложенное позволяет нам отметить, что использование современным учителем креативных методов в образовательном процессе школы способствует формированию креативной личности выпускника школы, способного принимать важные самостоятельные решения в противоречивых ситуациях, быть инициативным, мобильным, конкурентоспособным на рынке труда, социально ответственным.

 

Литература:

1. Морозов, А. В., Чернилевский, Д.В. Креативная педагогика и психология : Учеб.пособие. – М.: Академический прект, 2004. – 2-е изд., испр. и доп. – 560 с.

2. Рындак, В. Г. Учитель Сухомлинский: уроки на завтра / В. Г. Рындак; Мин-во образования и науки Рос. Федерации, Федер.агентство по образованию, Оренбург. Гос. Пед. Ун-т. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2008. – 512 с.

3. Рындак, В. Г. Школа : с веком наравне : монография / В. Г. Рындак ; Мин-во образования и науки РФ, Оренбург. гос. пед. ун-т. Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2010. – 220 с.

4. www.kolesnik.ru – Методы создания идей.

Основные термины (генерируются автоматически): креативных методов, Использование креативных методов, креативных способностей учащихся, учителем креативных методов, Похожая статья, креативного учителя, образовательном процессе школы, современного учителя, образовательной деятельности, кредо креативного учителя, работы креативного учителя, деятельности современного учителя, формировании креативных способностей, внедрении креативных методов, развития креативного мышления, знание учителем креативных, современным учителем креативных, развитии креативных способностей, практике современного учителя, шляп мышления».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос